Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 18:30, курсовая работа
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что с завершением социалистического периода в истории России возник интерес многих исследователей к изучению его истоков, первой модели строительства социализма, военного коммунизма.
Традиционная связь политики с историей и, как следствие, стремления части историков искать аналогии в прошлом долгое время оставляли сюжет военного коммунизма вне поля зрения. Объективно назревшая переоценка исторического прошлого потребовала как переосмысления обширнейшей историографии, так и обращения к новым сюжетам, замалчиваемым в силу идеологических запретов.
Введение………………………………………………........................3
Экономическая политика большевиков периода «военного коммунизма»………………………………………………………….7
Изменение социально-правового положения советского населения в 1918-1922 гг. ……………………………………………………...13
Политика « военного коммунизма» в культурной жизни страны………………………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………….25
Список использованных источников……………………………...27
Список использованной литературы…………………....................28
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Исторический факультет
Отделение «история»
«Политика “военного коммунизма”: экономические, культурные и социально-правовые последствия»
Курсовая работа
Исполнитель:
студент 1 курса стационара
исторического факультета
Галичев Александр Юрьевич
Научный руководитель:
Култышев П.Г.
Ростов-на-Дону
2012 г.
Содержание
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы состоит в том, что с завершением социалистического периода в истории России возник интерес многих исследователей к изучению его истоков, первой модели строительства социализма, военного коммунизма.
Традиционная связь политики с историей и, как следствие, стремления части историков искать аналогии в прошлом долгое время оставляли сюжет военного коммунизма вне поля зрения. Объективно назревшая переоценка исторического прошлого потребовала как переосмысления обширнейшей историографии, так и обращения к новым сюжетам, замалчиваемым в силу идеологических запретов.
Обычно понятие «военный коммунизм» воспринимается в основном локально и эмпирически - как обозначение начального, весьма кратковременного отрезка советской истории, первых послеоктябрьских лет, и тогда он выглядит как нечто сугубо эпизодическое, маргинальное, мгновенно мелькнувшее и бесследно исчезнувшее. Этим затемняется реальный смысл данного феномена, многие связанные с ним вопросы остаются в тени1.
Для режима военного коммунизма характерно признание насильственных средств как сущность государственной власти. В.И. Ленин подчеркивал, что государство — это «особый аппарат для систематического насилия и подчинения людей насилию»2.
Понятие «насилие» в данном контексте включает в себя те методы и средства, которыми большевистская власть, не обособляя экономику от политики, достигала поставленных целей, воздействуя, в том числе и на свою опору - рабочий класс. Каково соотношение между понятиями «насилие», «принуждение», «террор»? Надо согласиться с теми авторами, которые считают насилие (как политическое явление) разновидностью
принуждения. Насилие представляет собой физическое принуждение, т. е. в этом случае возникает угроза здоровью или жизни объекта принуждения, возникают психологические последствия — чувство страха. Террор является разновидностью насилия, главная цель которого запугивание жертв для достижения политических целей3. Исходя из исторических реалий военного коммунизма для его современников наиболее употребимым был термин «революционное насилие», объектом применения которого являлись эксплуататорские классы.
Историография. Характерной особенностью книг, созданных в последние годы, является стремление авторов сочетать изучение крупных проблем с конкретно историческим анализом их составляющих. Так, в монографии экономиста В.May «Реформы и догмы. Очерки истории становления хозяйственной системы советского тоталитаризма. 1914—1929»4 показана преемственность экономических мероприятий, проводившихся в военных условиях царским правительством, Временным правительством и большевиками. Автором обоснован важный вывод о том, что военнокоммунистические меры были применены предшественниками и не противоречили логике экономического развития страны.
Формированию советской политической системы в условиях военного коммунизма и нэпа посвящена монография Е.Г. Гимпельсона5. В книге анализируется процесс огосударствления составных частей политического механизма, показаны особенности экономических и политических процессов этого периода.
Работы плодовитого историка С.А. Павлюченкова посвящены социальным аспектам политики послеоктябрьских лет6. Автор анализирует движение протеста против большевистской политики в городе и деревне, нарастающие кризисные явления внутри партийно-государственной системы и другие сюжеты. Исследованию конкретно-исторических сюжетов предшествует подробный анализ историографии военного коммунизма, существующих точек зрения. Так, по вопросу о времени, с которого можно вести отсчет военного коммунизма,
С.А. Павлюченков считает, что он наступил сразу же после захвата власти большевиками в 1917 году, а не в мае 1918 года. Доводом в
пользу такого утверждения, по его мнению, является то, что мероприятия по ограничению частной собственности и рынка как составляющие суть военного коммунизма, уже в этот момент превратились в принцип общественного строительства.
Возрождается интерес к изучению истории рабочего класса. Делается попытка показать все стороны жизни городского населения и усилия советского государства по спасению наиболее приоритетных для неё категорий населения, прежде всего рабочего класса, что находит широкое отражение в монографии А.А. Ильюхова7. Автор приходит к выводу, что русский рабочий по ряду причин не был подготовлен к новому отношению к труду.
В последние годы идет активная разработка истории карательных органов в центре и на местах. Обнародованы архивные документы ВЧК и его местных органов, освещающие отношение различных слоев
крестьянства к большевистской политике, формы сопротивления
крестьянства8. Опубликованы большие комплексы архивных документов по истории крупнейших вооруженных выступлений против режима: «антоновщине» и восстанию в Кронштадте, вынудившие власть отказаться от политики военного коммунизма.9
Цель данной работы: проанализировать роль политики «военного коммунизма» в изменении основных сфер жизни населения советской России.
Достижение основной цели курсовой работы основано на решении следующих задач:
Приступая к исследованию
§ 1. Экономическая политика большевиков периода «военного коммунизма».
Принято считать, что понятие «военный коммунизм» сложилось стихийно, само собой и было впервые сформулировано В.И. Лениным. Но это не так. В его выступлениях в разгар Октябрьской революции и Гражданской войны такого понятия нет. Впервые оно было cо всей определённостью употреблено Лениным post factum, в связи с переходом к НЭПу10.
В действительности, термин «военный коммунизм» ввел в оборот выдающийся марксистский теоретик А.А. Богданов еще до Октября 1917 года. В своей памятной записке, относящейся к 20-м годам он пишет: «Ничем нельзя изменить того факта, что в 17-м мной было сказано - вы можете устроить не социализм, а только военный коммунизм. И в 21-м было признано – у нас был только военный коммунизм, а не социализм»11.
«Военный коммунизм», по Богданову, определяется факторами катастрофы и милитаризации12: «Коммунизм этот является в основе своей потребительным, но, применительно к потребностям распределения, может включать и регулирование производства, а также принудительную трудовую повинность. Готовые формы для этого коммунизма давала гигантская разросшаяся организация армии… С развитием войны принципы пайка и казармы распространились на все большую часть населения; следом за ним шло регулирование цен и сбыта, затем монополизация продуктов и регулирование производства».
В сущности, основой общественно-экономической модели периода истории России, начиная с октября 1917 года, стала безудержная искусственная централизация13.
В это время Россия была не подготовлена к управлению всем хозяйством из одного центра, так как в период Первой мировой и Гражданской войн её хозяйство разрушалось, и отдельные его части работали менее согласовано.
Следовательно, «военный коммунизм» был вызван необходимостью вести Гражданскую войну.
Каковыми же были главные цели такой противоречивой «большевистской политики» ?
В своей программе большевики,
как коммунистическая партия,
исходили из одного безусловно
базисного пункта, лаконично сформулированного
основоположниками в «
Политика «военного коммунизма»
В.И. Ленин в своей статье о продналоге так говорит по данному вопросу: «Военный коммунизм» состоял в том, что мы фактически брали от крестьян все излишки и даже иногда не излишки, а часть необходимого для крестьянина продовольствия, брали для покрытия расходов на армию и на содержание рабочих. Брали большей частью в долг, за бумажные деньги. Иначе победить помещиков и капиталистов в разоренной мелко - буржуазной стране мы не могли. И тот факт, что мы победили, показывает не только на какие чудеса героизма способны рабочие и крестьяне в борьбе за свое освобождение. Этот факт доказывает также, какую роль лакеев буржуазии играли на деле меньшевики, эсэры, Каутский и компания, когда они ставили нам в вину этот «военный коммунизм. Его надо ставить нам в заслугу"16.
Ознакомление с основными экономическими мероприятиями 1918 года, т. е. периода начала гражданских войн и «военного коммунизма» показывает, что переход к «военному коммунизму» был вынужденный, обусловливаемый давлением сначала германского империализма, а затем отечественной контрреволюции. И «военный коммунизм», роль которого была чисто служебная, вспомогательная, не являлся нормальной экономической политикой, однако, был исторически и экономически необходим в условиях тогдашней действительности.17
Большевики проводили
Все эти декреты преследовали единственную цель - лишить частных лиц и объединения прав владения и распоряжения основными капиталами и другим полезным имуществом.
К зиме 1920/1921 годов военный коммунизм достиг полного развития.
К этому времени были предприняты решительные меры, направленные на полное подчинение государству, а точнее коммунистической партии, всей экономики России - трудовых ресурсов, производственных мощностей и системы распределения. При этом преследовались две цели: во-первых, ослабить экономическую базу тех, кто составлял оппозицию коммунистическому режиму, и, во-вторых, создать условия, в которых этот режим мог бы осуществлять реорганизацию экономической жизни страны.