Первые древнерусские монастыри и храмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 21:30, реферат

Краткое описание

Понятие «монашество» в словаре определяется следующими словами – первоначально аскетическая жизнь подвижников в уединении в пустынях, позже в особых общежитиях (киновьях), объединенных суровым режимом.1 Однако, место и значение монашества в истории Церкви невозможно понять без усвоения того, что оно вообще собою представляет. Святитель Феофан Затворник писал: «Монашество есть, с отрешением от всего, непрестанное умом и сердцем пребывание в Боге…Так как сему настроению много мешает семейная и гражданская жизнь, то ищущие его удаляются от общества, разрывают или совсем не вступают в семейные связи».2 Монашеское отречение от мира ради идеала совершенства не имеет, однако, ничего общего с уходом из мира, отрицанием бытия, которое проповедуют буддизм и некоторые другие восточные вероучения. Греческое слово «монах» нашло себе в русском языке очень выразительный синоним – «инок», то есть человек, живущий иным образом, нежели остальные люди

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат (история) .docx

— 49.83 Кб (Скачать документ)

Уже в первый год игуменства преп. Феодосия число иноков Печерской  обители умножилось так, что монастырь, построенный над пещерой, стал тесен. Совсем недалеко от новой пещеры, которую  выкопал для себя преп. Антоний, было ровное место, на котором Феодосий решил  построить новые монастырские здания. Именно в этом новом монастыре, построенном  около 1062 г., и был воплощен в жизнь  общежительный Студийский устав.

Полученный из Констонтинополя список устава был прочитан св. Феодосием братии и после того, как был единодушно одобрен и принят, ознаменовал новую эпоху в жизни не только Киево-Печерской обители, но и русского монашества в целом. Главным условием, которое обеспечило перестроение жизни иноков по образцу новому и не привычному для Руси, особенно тем, что до малых подробностей определял монашескую жизнь, был личный пример Феодосия. Он учил братию святой жизни делом, прежде всего исполняя сам то, чего требовал от других.

Сочетанием ревности в вере с  благоразумием, наставления с примером печерский игумен дал забытому уже в большинстве обителей Греции и неизвестному до того на Руси уставу действительно новую жизнь. Как отмечает церковный писатель прошлого века: «Для новообращенного народа, естественно требовалось показать всю важность новой религии, - все ее превосходство над старой языческой верой. Но разумные убеждения не могли иметь надлежащего влияния на сердца грубые. Нужно было действовать на чувства, необходимы были и дела и чудеса апостольские. И то и другое показала обитель Печерская».1 Все сказания о чудесах печерских подвижников связаны с конкретными событиями и лицами, и память народа о святых и их чудотворениях неотделима от исторических свидетельств, образующих основу наших представлений о жизни Киевской Руси в XI – XII столетиях.

В течение всего удельногопериода русской истории (XII - начало XIII в.) Киево-Печерская обитель не переставала быть главным духовным центром Руси. Это видно и из отношения к ней князей, о котором свидетельствуют краткие заметки летописца, и из общенародного почитания печерских святынь, отразившегося в былинах, песнях, духовных стихах. Летописец сообщает, что великий князь Святополк Всеволодович не выезжал из Киева, не помолясь у гроба преп. Феодосия и не взяв благословения у печерского игумена, по возвращении же приходил в обитель с благодарением Богу.

Киево-Печерская Лавра в киевский период русской истории была центром  не только духовной образованности, но и народного просвещения. Ярче всего, может быть, свидетельствуют об этом слова преп. Нестора, поучающего своих  читателей: «Велика польза бывает от учения книжного… Книги указывают  и учат нас пути покаяния. От слов книжных мы обретаем мудрость и воздержание. В книгах неисчетная глубина: ими утверждаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищем мудрости в книгах, то получим великую пользу для души своей». В этих словах выражена цельная и глубокая концепция культуры, понимаемой как реализация религиозной жизни, то есть духовной жизни в настоящем смысле этого слова. Зная из опыта ценность «книжного знания», печерские монахи проявляли неустанную заботу об умножении книг в обители и во всем стольном граде.

С первых дней существования обители  возникает и монастырская библиотека, куда затем стекаются книги из славянских стран и с греческого Востока, усердно отыскиваемые и  собираемые заботами ее игуменов. Как  сообщает Патерик, вступающие в монастырь  как лучшую часть своего имущества  приносили книги.

Большинство оригинальных памятников древнерусской письменности XI – XIII вв. было создано в стенах Киево-Печерской  обители. Среди них – Повесть  временных лет, созданная в начале XII в. иноком Киево-Печерского монастыря  преп. Нестором, прозванным за это летописцем. Она стала одной из самых любимых, читаемых и нравственно действенных  книг, источником духовного и культурного  воспитания русского народа.

Не меньшее значение для русской  культуры имеет Киево-Печерский  патерик. Эта книга была излюбленным  домашним чтением православного  русского человека на протяжении веков.

Особое значение Печерской обители  как духовного центра, оказывающего действенное влияние на религиозную, общественную и культурную жизнь  всего русского общества, «архимандритии всей Русской земли», ясно осознавалось современниками. Очевидной была для них, конечно, и разница, существовавшая между Печерским и другими монастырями Киевской Руси и Византии: «Много монастырей от царей и от бояр и от богатства поставлены, но не суть таковы, которые же поставлены слезами и пощением, молитвою и бдением, тем же почтен был монастырь Печерский, иже первее всех и честью выше всех».1

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью моей работы было: исследовать  процесс становления и развития древнерусских монастырей. В ходе данной работы эта цель была достигнута. Рассматривая поставленные задачи, я  пришла к следующим выводам.

На Руси иночество началось почти  одновременно с принятием христианства великим князем Владимиром Святославичем. Важную роль сыграли в первоначальной истории российского монашества выходцы из Византии. «Для приступа к крещению народа Владимир привел с собой из Корсуни, а для учреждения иерархии выписал из Константинополя вместе с епископами значительное количество священников».1 На Руси могли обосновываться в качестве миссионерских центров и целые греческие монастырские общины. Сохранилось предание, что одна такая община основала Спасский монастырь близ Вышгорода. Кроме самого факта появления монастырей, эти данные могут свидетельствовать еще и о том, что становление российского монашества испытывало на себе самое непосредственное влияние процессов, происходивших в жизни вселенского православия, центром которого в то время была Византия.

Монастыри имели важное экономическое  и политическое значение. Монастырь  являлся, прежде всего, хозяйственным  центром. Во – вторых, монастыри  были представителями Москвы и способствовали укреплению влияния и власти московских князей на обширных пространствах Руси. В – третьих, монастыри играли значительную роль в качестве поставщиков  многих товаров ко двору митрополита. Вокруг монастырей создавался своеобразный, хозяйственный и торговый центр.

Определяя место монастырей в социальной структуре Руси XI – XIII вв., необходимо отметить, что они являлись формой социальной организации людей, которые, отдаваясь христианским идеалам, отказались от принятых в светском обществе норм жизни. Эти люди решали разнообразные  задачи: от подготовки своих членов к загробной жизни до создания образцовых хозяйств, обеспечивающих их сельскохозяйственными продуктами и изделиями своего ремесла. На монастырях лежала и социальная функция: организация  больниц, домов инвалидов, раздача  пищи больным и обездоленным, нищим. Зачастую такие монастыри перерастали  из малой обители в крупную  организацию монашеской структуры. Некоторые из них занимались даже торговыми делами.

Характерной чертой в деятельности монастырей было накапливание богатства. Сначала это были княжеские и  боярские пожертвования, различные  вклады и содержания на так называемый «помин души», дружины отдавали часть  своей военной добычи. Особенно велика помощь была от государей всея Руси, в результате чего отдельные монастыри  превращались в крупные зажиточные земельные хозяйства – владения множеством сел и угодий.

Превращение монастырей в земельных  собственников значительно расширяло  и укрепляло частно-феодальный социально-экономический уклад русского общества. Они владели населенными крестьянами землями как вотчинами. Земли впоследствии могли передаваться по завещанию, по духовным грамотам, с целью обеспечить себе после смерти поминание перед Богом и моление о прощении своих грехов. Все это способствовало нарастанию монастырей, а в целом церковной собственности.

Со временем, как только стала  укрепляться собственная экономическая  база, монастыри начали сдавать свою землю в аренду, давали ссуды под  проценты, вели активную торговлю, занимались промыслами или прибирали чужое  к своим рукам. На всем этом они  получали огромные доходы, как натурой, так и деньгами. Каждый монастырь  относился к соответствующему собственнику – феодалу – к мелкому, среднему, крупному.

Особо большие и весьма значимые в культе монастыри назывались лаврами. Они пользовались особыми правами, а число монахов в них не ограничивалось. Подчинялись лавры  непосредственно патриарху или  Синоду. В России были: Киево-Печерская, Троице – Сергиева, Александро-Невская, Почаевско-Успенская лавры.

Монастыри являлись центром сохранения и распространения культуры. В  них писались летописи, переписывались и хранились книги, обучались  грамоте, происходило духовное объединение  многих людей, решивших жить по евангельским законам. Именно в монастыре люди искали справедливость и защиту от беззакония мирской жизни, посвящали себя целиком Богу и молились за себя и других. Сам обряд и принятие обета монашества очищали живущих в обители от земных грехов и направляли их по пути господнему. Именно из стен монастырей в древние века Русь получала видных религиозных деятелей, монахов – ученых, старцев – пророков.

Подводя итог всего пути развития Русской православной церкви, начиная  от принятия христианства на Руси до окончательного утверждения патриаршества, необходимо отметить, что самой сложной и  запутанной проблемой были взаимоотношения  государя и духовного владыки. От уровня и качества этих отношений  зависело многое: быть на Земле покою  и согласию или будет литься кровь, будут погибать люди; будут ли создаваться  благоприятные условия и нужный духовный климат для миллионов верующих в исполнении религиозных обрядов, в просвещении или усилятся гонения  и преследования инакомыслящих; будут ли вживаться чувство милосердия и нравственность или процветать жестокость и произвол.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Балакина Т. История русской  культуры. Москва. – 1995 – 264 С.

Житие преподобного Феодосия Печерского. В книге: Памятники литературы Древней  Руси. XI - начало XII вв. М.- 1978

Ильина Т. История искусств. «Высшая  школа». – 1994 – С. 15 – 19.

Иеромонах Никон. Монастыри и монашество на Руси (X-XII века. ) Вопросы истории - № 12 – 1991 – С. 23 – 27.

Карташев А.В. очерки по истории русской церкви. Т.1., М. – 1997 – 686 С.

Киселев А. Великие духовные пастыри  России. Москва. – 1999 – 496 С.

Киево-Печерский патерик. В книге: Памятники литературы Древней Руси XII в. М.- 1980

Козлов Ю. Союз короны и креста. Саранск – 1995 – 288 С.

Ключевский В. Сочинения. 8 том. Москва. – 1959 – С. 86 – 92.

Новосельцев А. История России: С  древнейших времен до конца XVII века Москва. – 2000 – 575 С.

Платонов С. Полный курс лекций по русской истории. Москва. – 2000 – 840 С.

Пушкарев С. Обзор русской истории. Ставрополь – 1993 – 416 С.

Повесть временных лет . ч.1., М. –  Л – 1950

Соловьев С. История России с  древнейших времен. Кн.1. Москва. – 1959 –  С. 96 – 105.

Слова о Законе и Благодати Илариона, митрополита Киевского - Богословские труды. Т. 28., 1987

Экономцев И. Протоиерей. Исихазм и восточноевропейское возрождение – Богословские труды. Т.29., 1988.

1 Брокгауз Ф. А. Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. М. ЭКСМО 2002, с. 383.

2 Феофан (Говоров), епископ. Письма  о христианской жизни. М. 1908, с. 21 – 22.

1 Борисов Н. С. Русская церковь  в политической борьбе XIV – XV вв. М. 1986, с. 11.

1 Соловьев С. М. История России  с древнейших времен. Кн-1 т. 1-2 –  М: Изд. соц.- эконом. литературы,1959,с.256.

2 Там же, с. 258.

3 Слово о Законе и Благодати  Иллариона, митрополита Киевского,  Богословские труды, 1987г., т. 28 с. 323

1 Цит. по: Голубинский Е.Е. История  Русской Церкви. Т. 1, ч. 1. М. 1901г. с. 243.

2 Повесть временных лет (ПВЛ). Ч. 1 – М. – Л. 1950г. с. 102.

3 Голубинский Е.Е.Ук. соч.Т.1,ч.2,с.556

4 Там же, с.552,553.

1 Сказание о жизни и чудесах  препод. Сергея и Германа - Валаамских чудотворцев.1901.с.10-11

2 Голубинский Е.Е.Ук соч.Т.1.,ч.2,с.556

3 Соловьев С.М. История России  с древнейших времен. Кн.1.Т.1-2.-М:  Изд. соц.-эконом. литературы,1959,с.258

1 Голубинский Е.Е.с.556-557

2 Соловьев С.М. История России  с древнейших времен. Кн-1.Т: 1-2.-М:  Изд. соц.-эконом. литературы-1959,с.258

1 Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Т.1 М. « ТЕРРА»-1997 с.232.

1 Там же: с.230.

2 Карташов А.В. Очерки по истории  Русской церкви Т.1.М. «ТЕРРА»-1997г.с.230

1 Там же. с.231

1 Борисов Н.С. Русская церковь  в

политической борьбе XIV-XV вв.М.1908, с 15.

1 Экономцев.И.,протоирей. Исихазм и восточноевропейское возрождение.- Богословские труды,1988,Т.29,с.70.

2 Экономцев.И.,протоирей. «Золотой век»Симеона и древ.культура – Журнал Московской патриархии, 1988 №2.с.57.

1Филарет, История русской церкви,Т.1.М.1948,с.30.

1 Полное собрание русских летописей.1986г.Т.1,с.66.

1 Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви.Т.1.М. «ТЕРРА»1997.с.235.

2 Карташев А.В. с.236.

1 Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви.Т.1.М. «ТЕРРА» 1997.с.238.

1 Козлов Ю. Ф. Союз короны  и креста. – Саранск: Мордовское  кн. изд-во, 1995. – с. 305.

2 Повесть временных лет Ч. 1 М.  – Л. 1950, с. 305.

1 Там же: с.306.

1 Цит. По: Порфирий (Успенский) епископ.  Восток христианский. Афон. Киев. Т. 1, Ч. 2. 1892, с. 7-8.

2 Там же: с. 8.

1 Иванов П. Тайна святых. М. 1970, с. 375.

1 Повесть временных лет. Ч.1 М.  – Л.1950, с.139.

1 Божовский К. Киево – Печерская Лавра в период удельных князей русских. Киев, 1963, с. 241.

1 Киево –Печерский патерик. В кн.: Памятники литературы Древней Руси. XII в. М. 1980, с. 438.

1 Голубинский Е. Е. Ук. Соч. Т. 1, Ч. 2,с. 556 – 557.


Информация о работе Первые древнерусские монастыри и храмы