Парки развлечений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2012 в 11:41, статья

Краткое описание

Мировая и русская истории аттракционов сильно разнятся. И немудрено - ведь карусели и американские горки кажутся предметом легкомысленным только неискушенному зрителю, пришедшему в парк поглазеть на мир с колеса обозрения и поесть сахарной ваты. На деле история появления аттракционов как в зеркале отражает политический строй страны, а также радости, надежды и испытания, выпавшие на долю ее людей. И у России здесь - как всегда- свой, особый путь. Если в Европе и Америке развитие парков развлечений, пик которого приходится на индустриальную и постиндустриальную эпохи, шло естественным образом, без разрывов, с ощущением связи со всей предыдущей традицией и вписанности в мировой процесс, то в России картина была радикально иной: за краткими периодами благоденствия и быстрыми взлетами следовали падения, ощущения преемственности практически не было. Две важные вехи в аттракционно-парковой отрасли- эпоха Петра Iи революция 1917 года- каждый раз разрушали ее «до основанья», практически полностью порывали со всей предшествующей национальной традицией, а потом устраивали «новый мир» на обломках, опираясь на иностранные наработки. Инициатива чаще всего шла не снизу, а сверху, насаждалась искусственно, не поощряла «благородные порывы» и предпринимательские таланты вне дозволенных рамок. Ощущение вторичности собственной культуры развлечений и «чуждости» заимствуемого, а также отсутствие уважения к личному, частному, «негосударствнному» удовольствию каждый раз мешали сделать парки действительно прибыльным делом.

Прикрепленные файлы: 1 файл

история развития.doc

— 114.50 Кб (Скачать документ)

     История аттракционов как зеркало страны

     Мировая и русская истории аттракционов сильно разнятся. И немудрено - ведь карусели и американские горки кажутся предметом легкомысленным только неискушенному зрителю, пришедшему в парк поглазеть на мир с колеса обозрения и поесть сахарной ваты. На деле история появления аттракционов как в зеркале отражает политический строй страны, а также радости, надежды и испытания, выпавшие на долю ее людей. И у России здесь - как всегда- свой, особый путь. Если в Европе и Америке развитие парков развлечений, пик которого приходится на индустриальную и постиндустриальную эпохи, шло естественным образом, без разрывов, с ощущением связи со всей предыдущей традицией и вписанности в мировой процесс, то в России картина была радикально иной: за краткими периодами благоденствия и быстрыми взлетами следовали падения, ощущения преемственности практически не было. Две важные вехи в аттракционно-парковой отрасли- эпоха Петра Iи революция 1917 года- каждый раз разрушали ее «до основанья», практически полностью порывали со всей предшествующей национальной традицией, а потом устраивали «новый мир» на обломках, опираясь на иностранные наработки. Инициатива чаще всего шла не снизу, а сверху, насаждалась искусственно, не поощряла «благородные порывы» и предпринимательские таланты вне дозволенных рамок. Ощущение вторичности собственной культуры развлечений и «чуждости» заимствуемого, а также отсутствие уважения к личному, частному, «негосударствнному» удовольствию каждый раз мешали сделать парки действительно прибыльным делом.

     История парков развлечений начитывает ни одну сотню лет. Самые первые аттракционы  появились на западе еще в средневековье- а возможно, и гораздо раньше. Речь идет о привычной детской забаве- карусели. На византийских барельефах 5 века можно увидеть прообразы современных каруселей: люди в корзинах крутятся вокруг центрального столба. Однако развлечение не было здесь основной задачей: гораздо чаще  аттракцион использовался для военных целей. А точнее, для тренировки конных воинов, которые ездили по кругу, пытаясь пронзить копьем воображаемых противников. Так что современные детские лошадки и слоники- дань серьезным занятиям взрослых мужчин. Механизм приводился в действие человеком, мулом или лошадью. Само слово «карусель» происходит от итальянского garoselloи испанского carosella, означающего «небольшую войну». Этот военный аттракцион участники крестовых походов позаимствовали у арабских и турецких воинов в начале 12 века. Механизм держался в секрете- карусели не строили за пределами замков королей и баронов.

     Все изменилось в эпоху Возрождения. С изобретением пороха рыцарство  перестало быть серьезной военной  силой, а турниры  превратились в пышные театрализованные представления. «Открытие индивидуальности» в эпоху Ренессанса означало и личное право каждого горожанина на удовольствие- карусели стали общедоступными. Первая такая огромная конструкция открылась на парижской площади Карусели ( LaPlaceduCarrousel)- позже здесь же установили гильотину, еще одно народное развлечение. Парижская карусель представляла собой уже нечто вроде пародии на рыцарский турнир; все было не всерьез: соперники пытались на полном скаку пронзить копьями крутившиеся по кругу кольца, а также бросали друг в друга глиняные шарики, наполненные ароматизированной водой.

     Прообразом  передвижных парков аттракционов были в Западной Европе средневековые  карнавалы и ярмарки. Эти праздники  были связаны с появлением городов  и горожан. Хотя и приуроченные к  церковному календарю, карнавалы были чистой воды язычеством, наследовашвшим традиции римского праздника календ- ярким зрелищем с переодеваниями, изобильными едой и питьем, выездом колесниц и сооружением качелей, а также непременным катанием с ледяных горок в странах с холодным климатом. Кстати, календы справлялись в той же Византии аж до 13 века- несмотря на желание церкви заменить его событиями рождественского цикла праздников. Одна из старейших ярмарок проводилась в день Св. Варфоломея (24 августа) в Англии начиная с 1133 года. В елизаветинскую эпоху (то есть в 16-начале 17 века) такие ярмарки стали грандиозным мероприятием, на которых публику развлекали, кормили, давали возможность участвовать в различных играх и показывали шоу уродцев. Кстати, знаменитый Октоберфест, проводившийся в Мюнхене с 1810 года, был не просто праздником пива, но и наследником средневековых ярмарок со всей присущей им атрибутикой вроде небольших аттракционов. Что касается первых стационарных парков развлечений, то они «выросли» из позднесредневековых европейских «садов любви» или «садов утех». Здесь происходили свидания, занимались музицированием и играли в разные игры вроде шахмат, купались в бассейнах, ходили по лабиринтам, танцевали на специальных травяных площадках, катались с горок.

     И все же возникновение самых настоящих  парков аттракционов, а точнее превращение  в них ранних европейских «садов развлечений» стало возможным только благодаря все тому же Ренессансу с его увлечением разного рода хитроумными механизмами и спровоцированной им чуть позже индустриальной революцией. Как пишет известный исследователь садово-паркового искусства академик Дмитрий Лихачев: «В садах Ренессанса главным стал человек в подчиненных ему и его разуму природе. Человек не только идеализировал природу, но и считал себя способным улучшать ее.» Развитие техники и медицины постепенно привело к тому, что человеку уже не нужно было столь ожесточенно бороться за существование, идея пользы играла все меньшую роль, все больше времени оставалось на удовольствия и рекреацию. Люди стали гораздо любознательнее- недаром это время в истории Европы называется эпохой Великих географических открытий. Именно тогда и появились парки развлечений- регулярные, построенные по тщательно выверенным архитектурным планам и способные вмещать огромные толпы празднично одетых горожан.

     Первым  стаионарным парком аттракционов стал датский Dyrehavsbakken («Парк оленьей горы»)- кстати, действующий и в наши дни. Он был открыт в 1583, когда на севере от Копенгагена был найден источник со свежей, чистой водой, нехватка которой остро ощущалась в городе. Местные жители стали ездить сюда с экскурсиями, оборотливые предприниматели открыли рядом с источником палатки со снедью и глиняными горшками (чтобы было из чего пить воду). Довольно быстро в парке появились первые аттракционы, игровые площадки и харчевни. В 17 веке земли и леса вокруг парка были огорожены и превращены в королевские охотничьи угодья, что позволило им избежать вырубки или загрязнения. В результате современный Баккен- это не просто парк с сотней аттракционов, но и одна из природных жемчужин. Здесь нельзя ездить на машинах- только на велосипедах. Другой стареший парк развлечений- VauxhallGardens- был открыт в Лондоне в 1661 году.

     Новый толчок в развитии аттракционного дела дала индустриальная революция. Именно в это время появились современные  аттракционы, ставшие неотъемлемой чертой парков развлечений, чьи посетители хотели наслаждаться чудесами цивилизации и инженерными диковинками и на отдыхе. К 1896 году в одном только Лондоне было 65 подобных парков. Интерес к разного рода «механизмам» и «машинам» собирал целые толпы на так называемые Всемирные ярмарки, которые начали проводиться с конца 1840х. Первое подобное событие, Французская индустриальная экспозиция, прошло в Париже в 1844. В 1851 в Лондоне состоялась первая Всемирная ярмарка, на которой разные страны демонстрировали технические новинки. Кстати, наша ВДНХ – наследница всемирных ярмарок XIX века. Это было странное время, когда все соревновались со всеми в достижениях, а разные страны пытались доказать свое превосходство в экономическом развитиии наглядным путем- строительством гигантских аттракционов. Задачей таких мероприятий было привлечение внимания к достижениям инженерного дела- а лучше всего это получалось, если посетителей вовлекали в сам процесс, наглядно показывали им, как работают механизмы и давали восхищаться результатами трудов изобретателей. Так появились аттракционы, использовавшие хитроумные машины. И самым главным изобретением было ставшее ныне привычным Колесо обозрения.

     Колесо  обозрения, или Чертово колесо - в  английском оно также известно как колесо Ферриса- было сделано специально для Всемирной колумбовой выставки в Чикаго 1893 года. Эта ярмарка- последняя в 19 веке и самая крупная из всех, что проходили до этого- задумывалась как американский ответ англичанам и французам; к ней вполне можно было бы поставить лозунг «Догоним и перегоним Европу!». Она была организована как большой «город в городе» и преследовала сразу несколько целей- развлечения, представления достижений американской нации, убеждения посетителей в том, что дела в стране идут хорошо, обучения и получения выгоды. Зона аттракционов занимала в этом «городе в городе» четко отгороженное пространство. Таким образом, и сама ярмарка. и парк аттракционов в ней были то ли микромоделью мира, но без его войн и депрессий, то ли идеальным городом, построенным прямо посреди обычной человеческой жизни и остановившим историю, создавшим и выгородившим особое время и место для развлечений.

     Что касается Колеса обозрения, то оно, по задумке организаторов, должно было затмить Эйфелеву башню, построенную в Париже в 1889 году. Кстати, 300-метровая башня Эйфеля служила входной аркой для Всемирной выставки и была спроектирована для того, чтобы, в свою очередь, «победить» 169-метровый монумент Вашингтону. Колесо обозрения для выставки в Чикаго придумал и воплотил в жизнь инженер Джордж Вашингтон Гейл Феррис-младший. Размеры его аттракциона потрясали воображение не только простодушной публики, но и знатоков инженерного дела: диаметр- 75 метров, масса- 2000 тонн, 36 кабин размером с автобус с 20 сидячими и 40 стоячими местами. Всего на аттракционе могло одновременно прокатиться 2160 человек. В движение колесо Ферриса приводили две паровые машины, мощность каждой была 1000 лошадиных сил. Стальная кованая ось колеса весила 70 тонн- таких больших деталей на тот момент не существовало. Впрочем, затмить Европу все равно не удалось- колесо было ниже Эйфелевой башни в 4 раза. После окончания работы ярмарки чертово колесо несколько раз переносили из парка в парк. Окончательно его разобрали в 1904 году. Однако в мире сейчас все еще стоит другой аттракцион, спроектированный этим талантливым американским инженером: в 1897 году Феррис построил колесо обозрения в австрийской столице. Этот аттракцион и сейчас входит в число главных достопримечательностей Вены. Колесо Ферриса было очень быстро скопировано- это сделали молодые австралийские инженеры Адам Гадделин и Гаррет Уотсон. В1895 в Лондоне по их проекту было построено первое Колесо обозрения; за 11 лет его существования на нем прокатились 2,5 млн. человек. В дальнейшем предприимчивые молодые люди спроектировали еще около 200 подобных аттракционов по всему миру.

     Еще одним интересным западным начинанием были так называемые «троллейбусные парки». В последние годы 19 века «электрические автобусы» появились в в большинстве американских городов. Для того, чтобы убедить пассажиров пользоваться новым видом транспорта, компании-владелицы троллейбусных линий придумали делать на конечных остановках парки развлечений. Изначально такие парки- вроде PoncedeLeonParkв Атланте и CarsoniaPark в Ридинге- были просто любимым местом «дикого» отдыха горожан. Однако троллейбусные компании купили их в собственность и установили здесь аттракционы и разные механические диковинки, устроили спортивные площадки, танцевальные клубы, лодочные станции, кафе и рестораны и прочие приятные для посетителей вещи.

     Парки аттракционов также развивались  на курортах и по берегам морей  и рек, а также железнодорожными компаниями на новых станциях. Главной  задачей было привлечь по тем или  иным причинам- экономического, коммерческого, градоустроительного характера- как можно больше посетителей в определенные места, горда и страны. Такие парки изначально планировались как своего рода приманка, поэтому не только развлечение, но и удобство посетителей продумывалось там в деталях. Известны аттракционы английского города Брайтона, первоначально возникшего как «городок на водах» для английской знати, но превратившегося в начале 20 века в город с большим количеством аттракционов, открытых массовому посетителю. В США известностью пользуются «курорты аттракционов» RiversidePark в Массачусетсе на реке Коннектикут (осн. 1840), ConeyIsland в нью-йоркском Бруклине. По развитию последнего курорта можно проследить, как быстро приобретали популярность парки аттракционов в США. Кони айленд стал местом паломничества желающих отдохнуть горожан еще в двадцатых годах 19 века, когда здесь открыли одну из остановок конки. С появлением железной дороги он превратился в курорт с аттракционами и гостиницами : в 1875 его поестил миллион пассажиров, а в 1876- уже два миллиона. Наконец, в 1895 здесь открылся первый постоянно действующий парк аттракционов в Североамериканских штатах- SeaLionPark, а за ним и еще три подобных парка. К 1910 за одно только воскресенье на Кони айленд приезжал миллион посетителей. По всей Америке к 1919 году было от 1500 до 2000 парков аттракционов.

     А что же происходило в этот момент в России? Вопрос не праздный. В некотором  смысле вся дальнейшая история аттракционов в нашей стране- вплоть до некоторых  «особенных», «российских» проблем сегодняшнего дня- связана с отсутствием вплоть до 17-18 века традиции массовых и личных увеселений «просто так», ради удовольствия. По сути дела, городской культуры в европейском смысле слова в России не существовало до эпохи Лжедмитрия, а то и Петра I- а ведь именно она дала мощный толчок развитию аттракционов «для души», а не для разных военно-официальных целей вроде тренировок воинов. Типы праздничных шествий на Руси были строго связаны либо с религиозным календарем (разного рода процессии и церковные действа в честь Пасхи, Троицы, Сретьенья, Успения и Рождества вроде «Шествия на осляти», «Пешного действа» ит.п.), либо с жизнью царского двора, либо- в деревнях- с разного рода сельскохозяйственными обрядами. Русская церковь с недоверием относилась к музыке, театральному действу («бесовским игралищам») и смеху в целом, не говоря уже о таких увеселениях, как представления странствующих актеров-скоморохов (известны с 11 века, официльно запрещены указами «с подчаи» патриарха Никона в 1648 и 1657 гг.) и кулачные бои (письменные сведения о последних есть начиная с 10 века). Что касается смеха, то с ним, как указывает в своей статье брянский исследователь праздничных церемоний великорусского города средневековья А.Котлярчук, боролись как с проявлением язычества: как писал один из религиозных деятелей, «Христос не смеялся». Сады «с качелями» (видимо, первый русский аттракцион) также существовали либо в подсобных хозяйствах крестьянской семьи, либо в виде небольших двориков городских семей, либо в качестве закрытых для окружающих мирян садов при монастырях. В основном они призваны были «приносить пользу», а не служить потехе- здесь выращивались полезные овощи и травы. Публичного городского парка с его «садом аттракционов» в виде своеобразного «идеального города в городе», который получил такое мощное развитие на Западе, в средневековой России не было. Таким образом к эпохе реформ Петра I существовала огромная ниша, зиявшая между частным, семейным увеселением в домашних условиях и огромными религиозно-официальными процессиями по случаю великих христианских праздников и коронаций. Традиции массовых развлечений в городских условиях у нас, по сути дела, не существовало.

     Парки для увеселения царских особ и  знати начали устраиваться в России только в 18 веке. Широко известны «просветительские сады» Петра с «потешными» элементами  и разного рода развлечениями- скажем, Летний сад в Петербурге. Устройство таких садов Петр «подсмотрел» за границей и даже выписывал оттуда книги по парковому делу.  Впрочем, публичным Летний сад стал только в 19 веке, когда было принято решение открыть его «для прилично одетой публики». В 18 же веке в России появилась и традиция массовых увеселений городских жителей- народные пасхальные и масленичные гуляния с непременными балаганами, «каруселями» и «катальными горами». «Карусели с кадрилями» были придуманы при Екатерине II. Это были спортивные скачки, идея которых была заимствована с Запада. В них участвовали представители придворных и высшей знати, но глазеть на них позволялось и простому люду; зевак собиралось по нескольку тысяч человек.

Информация о работе Парки развлечений