Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:15, курсовая работа
Актуальность изучения темы определяется значимостью в современной историографии изучения проблем модернизации. На грани веков Россия переживала период бурного экономического и промышленного роста, а затем и политической модернизации в период первой русской революции. Царскую Россию было принято оценивать отрицательно в сравнении с последующим советским государством. Царизм изживал себя. Для разрешения возникших противоречий мирным путем требовалась либо реставрация самодержавия, либо проведение реформ. В таком случае огромную роль играла личность человека, проводившего эти реформы. На рубеже веков такими были С.Ю. Витте и П.А. Столыпин.
Все лица, имеющие право участвовать в государственной службе на основе аттестатов, выданных учебными заведениями, делились на 3 разряда:
Лица, совершившие курс наук в высших в государственных заведениях и получившие установленные аттестаты.
Лица, совершившие курс наук
и получившие аттестаты средних
учебных заведений и
Лица, не имеющие аттестатов ни тех, ни других учебных заведений.
Лицам, имеющим право на вступление в службу по их происхождению, какое бы образование не получили, давалось право сдать экзамен на получение учебного аттестата. Такой экзамен проводился в университетах. Для получения аттестата на вступление в первый разряд следовало сдать экзамен по учебным дисциплинам, составляющим курс учения университетского студента по одному из факультетов.
Испытание на получение аттестата по второму разряду проводилось по дисциплинам, составляющим курс обучения в гимназии. Лица, получившие такие аттестаты, при вступлении на государственную службу, определялись в канцелярские служители.
Учебными заведениями, которым отдавалось предпочтение при приеме в канцелярские служащие были следующие:
1) гимназии;
2) уездные училища;
3) училища для детей канцелярских служащих;
4) воспитательные дома;
5) Московский сиротский дом;
6) Ярославское и Полтавское отделения для приготовления писцов;
7) дом воспитания бедных
детей, подведомственный
Воспитанники сибирских гимназий из детей тамошних чиновников, окончившие с успехом полный курс, принимались в службу 14 классом.
Учебные заведения делились на три разряда:
Первый разряд: Университеты, Главный Педагогический институт в Санкт-Петербурге, лицеи, Военная Академия, училища.
Второй разряд: гимназии, Московский Армянский Лазоревых Институт Восточных языков, Школа землемеров при Киевской Гимназии, Московский дворянский институт, корпуса, коммерческие училища.
Третий разряд: воспитанники всех прочих учебных заведений причислялись к III разряду.
Лица, окончившие учебные заведения: университеты, духовные училища, лицеи, военно-учебные заведения и институт корпуса путей сообщения, определялись во все ведомства гражданской службы с классными чинами.
Ученые степени в российских университетах, открывающие путь к вступлению в гражданскую службу, были следующими:
1) студент;
2) кандидат;
3) магистр;
4) доктор.
Вступая в какой-либо род государственной службы студенты и кандидаты зачислялись чинами 12 и 10 классов; магистры - чином 9 класса; доктора - чином 8 класса.
В соответствии со статьей 156 Устава о службе «на канцелярские и другие должности во всех правительственных и общественных учреждениях, где места предоставляются по назначению от начальства и по выборам, воспрещается прием женщин даже и по найму». Исключение было сделано для учебных и медицинских учреждений, почт и телеграфа, местных учреждений Государственного контроля, некоторых должностей в управлениях казенных железных дорог. При этом они не получали «каких-либо прав и преимуществ, государственной службой приобретаемых». И все же к концу XIX в. на государственной службе находилось более 38 тыс. женщин.
Важным условием принятия на службу являлся возраст. Законодательство устанавливало для поступления на службу минимальный возраст в шестнадцать лет, а причисленным к гражданской службе даже четырнадцать лет. Однако начало действительной службы считалось с момента достижения шестнадцатилетия. Существовали возрастные ограничения для занятия некоторых должностей.
Наконец, с введением в
1874 г. всесословной воинской повинности,
поступление на государственную
службу оговаривалось предварительной
службой в вооруженных силах.
Чиновникам было запрещено занимать
должности одновременно в разных
ведомствах. Однако на практике подобное
случалось по соглашению соответствующих
руководителей. Допускалось оно
и на основании высочайшего
Ст. 705., Устава о службе перечисляла качества каждого лица, претендующего на должность:
«1) здравый рассудок;
2) добрая воля в отправлении порученного;
3) человеколюбие;
4) верность к службе Его Императорского Величества;
5) усердие к общему добру;
6) радение о должности;
7) честность, бескорыстие и воздержание от взяток;
8) правый и равный суд всякому состоянию
9) покровительство невинному и скорбящему».
Обязанности:
Довольно подробно регулировались
законодательством права и
Поступление на службу устанавливало особые отношения чиновника с верховной властью, от имени которой ему пришлось бы действовать. Поэтому все служащие при первом поступлении на службу были обязаны принести присягу главе государства. Ее содержание было тождественно с текстом общей верноподданнической присяги. Независимо от общей присяги, уставы отдельных учреждений и ведомств требовали принятия специальной присяги (члены Государственного Совета, судьи и т.д.).
Всякий служащий должен поставить себе в непременную обязанность ведать все уставы и законы государственные.
Всякую вверенную тайну, касающуюся службы и пользы Императорского Величества, каждое состоящее в службе лицо обязано хранить свято и ненарушаемо.
Никто из служащих не должен простирать своей власти за пределы, предназначенные оной законом.
Всякое неуважение к начальству, изъявленное в делах службы письменно ли словесно, взыскивается строго по законам.
Кроме присяги, все чиновники, определяемые к должности, обязаны были дать подписку в том, что они не принадлежали и не будут принадлежать к каким-либо тайным обществам.
Права:
· Каждый служащий пользовался правами и преимуществами, присвоенными его чину, причем эти права сохранялись и при выходе в отставку или увольнении от службы.
· Никто из государственных
служащих не мог быть лишен чинов,
приобретенных службой, без утверждения
судебного приговора
· Никто не мог именовать
себя Российским чином по званию, в
иностранных службах
· Гражданским чиновникам
запрещалось именоваться
· Состоящие на службе в Российской империи и царстве Польском носили мундир, установленный специальным положением о гражданских мундирах в Империи от 30 марта 1834 г.
· Для каждого чина устанавливались различия в экипажах и ливреях.
· Жены чиновников пользовались
личными правами и
· Лицам, состоящим в гражданской службе, для их содержания определялось жалованье, столовые и квартирные деньги или квартиры; канцелярские служащие получали сверх этого одежду и паек.
· Законодательство предусматривало право служащих на защиту их безопасности и достоинства.
· Служащие имели право требовать выполнения своих распоряжений.
· Законодательство регулировало чрезвычайно тонкий вопрос о законности приказа начальника. Чиновник был вправе не исполнять приказ, если он счел его противным интересу верховной власти. Тогда он был обязан доложить о содержании приказа высшему начальству, а, в крайнем случае, императору. Чиновник был обязан хранить государственную тайну, и раскрытие ее приравнивалось к государственной измене.
· Чиновник не имел права самостоятельно покинуть место работы или уйти даже после увольнения, не сдав своей должности заступающему на его место.
1.3 Состояние государственного аппарата к XX веку.
Государственный аппарат на протяжении XIX века чрезвычайно вырос. Число чиновников с учетом роста населения увеличилось почти в 7 раз. Отсюда можно сделать вывод о том, что государственные расходы на содержание различных чиновников сильно выросли, но не только из-за увеличения численности, но и из-за увеличения выплат чиновникам и постоянной смены форменной одежды. Служить отечеству стало модно. Говоря точнее, стало модно числиться на службе, входить в число тех, кто считался представителем власти, имел чин и носил мундир. Государственная служба оплачивается денежным жалованьем. Ушедшие со службы по старости и болезням чиновники получали значительные пенсии.
До н. XIX в. чиновникам в России для получения того или иного чина и должности не требовалось никакого образовательного ценза. Закон 24 января 1803 и указ 6 августа 1809, потребовали от чиновников определенного уровня образования. Указ 1809 устанавливал, что чиновники при производстве в 5-й и 8-й классы должны представить свидетельство об окончании университета или выдержать ряд экзаменов в специальной комиссии. Эти меры имели определенные результаты. Законы XIX вв. так же установили сроки производства в чины. Перевод в каждый следующий чин обусловливался пребыванием в предыдущем определенного числа лет, которое могло быть сокращено за отличия по службе.
В своей книге «Российское
самодержавие в конце XIX века» П.А.
Зайончковский обращался к
В свою очередь Ю.Б. Соловьев
в книге «Самодержавие и
В статье А.П. Корелина «Российское дворянство и его сословная организация (1901-1904 гг.)» показаны через призму дворянского корпоративного устройства основные тенденции эволюции высшего российского сословия и форм его классовой организации в период от падения крепостного права до начала первой русской революции.
"В России все чиновники
живут, задрав рыло кверху"
- эта вышедшая из круга
Чиновник высокого ранга осознавал что он выше всех остальных, потому и вел себя соответственно… Лишь императору был он подотчетен. Одежда на нем тоже выглядела безупречно - сказывались частые выходы в общество, общение с императором каждодневно. Обладал он повелительным голосом, был беспощаден к ошибкам подчиненных, но пред императором он отвечал с дрожью в голосе, и осознавал, что именно от государя зависит его положение. Чиновник высшего ранга был уж в годах, он выслужил свою должность, седой или с лысиной, с хитрым, вкрадчивым взглядом. Форма на нем туго сидела и воротничок был постоянно расстегнут, но не при визитах к государю. Он знает, что указ государя нужно исполнить безотлагательно, но также знает что поручить исполнение и надзор он может своему ответственному секретарю. В крайнем случае он может лишь поинтересоваться результатами. Чиновник такого ранга уже не спешил за новой должностью, зная что выше он уже подняться не сможет и потому всячески давил своих противников на ступенях служебной лестницы.
Но он все же знал, что долго продержаться на этой должности без радости государя от его заслуг он не сможет и потому все время либо подыскивал себе теплое место к пенсии, либо старался брать взятки, чем впрочем он вскоре заслужит немилость государя и будет сослан к себе в именье, которое ему подарил богатый промышленник за то, что чиновник помог ему когда-то в получении разрешения от государя на строительство очередного заводика.
На другом полюсе находились
мелкие чиновники, о которых имеется
возможность составить
А вот мнение И.С. Аксакова о провинциальных чиновниках: «Что за ужасная, губительная язва - чиновнический клан, особенно мелких канцеляристов- писцов! Получает два целковых в месяц, ни к чему на службе, кроме переписывания, не способен, женат, имеет полдюжины детей и мошенничает. Всякий выгнанный семинарист лезет в чиновники».[2; 196]
Многое о человеке могут рассказать выражение лица, манера говорить, общаться с близкими, одеваться… Психологи называют такие знания невербальными… Вглядимся в лица чиновников. Как мы живем, такие у нас и лица. На одних - покорность судьбе, на других - вызов. Лица робкие, угасшие, испуганные - они привычнее… «Чиновник … низенького роста, несколько рябоват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек. Он, видно, так и родился на свет уже совершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове… Он не думал вовсе о своем платье: у него был не зеленый, а какого-то рыжевато-мучного цвета вицмундир. Воротничок на нем был узенький, низенький, так что шея его, несмотря на то что не была длинна, выходя из воротника, казалась необыкновенно длинною... И всегда что-нибудь да прилипало к его вицмундиру: или сенца кусочек или какая-нибудь ниточка.»
Сохранение сильной, твердой, законной правительственной власти, проводящей последовательные и разумные меры для подавления революционного движения и ограждения мирного населения от насилия.
Россия едина и неделима; поэтому интересы отдельных входящих в состав ее народностей должны уступать общегосударственным интересам России. При широкой веротерпимости во исполнение Манифеста 17 октября русский государственный язык и православная вера должны сохранить то первенствующее положение, которое им подобает.
Необходимо предоставить широкое самоуправление окраинам в хозяйственном отношении, но интересы русского населения должны быть при этом непременно ограждены. [6; 346]
2. П.А. Столыпин – выдающийся политический деятель
2.1 Биография, карьера
Петр Аркадьевич Столыпин (5 (17) апреля 1862 [1], Дрезден (Германия) - 5 (18) сентября 1911, Киев) - Российский государственный деятель, министр внутренних дел и председатель Совета министров Российской империи.
Информация о работе П.А. Столыпин. Новый тип русского чиновника