Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:15, курсовая работа
Актуальность изучения темы определяется значимостью в современной историографии изучения проблем модернизации. На грани веков Россия переживала период бурного экономического и промышленного роста, а затем и политической модернизации в период первой русской революции. Царскую Россию было принято оценивать отрицательно в сравнении с последующим советским государством. Царизм изживал себя. Для разрешения возникших противоречий мирным путем требовалась либо реставрация самодержавия, либо проведение реформ. В таком случае огромную роль играла личность человека, проводившего эти реформы. На рубеже веков такими были С.Ю. Витте и П.А. Столыпин.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Пензенский Государственный Университет
Кафедра «Государственного Управления и Социологии Региона»
Курсовая работа
По дисциплине История Государственного управления в России.
на тему:
«П.А. Столыпин. Новый тип русского чиновника»
Выполнила:
студентка группы 11ЭГ1
Вернигора Анна Павловна
Проверил:
заведующий кафедрой
Неделько Сергей Иванович
Пенза 2012
Введение
Актуальность изучения темы определяется значимостью в современной историографии изучения проблем модернизации. На грани веков Россия переживала период бурного экономического и промышленного роста, а затем и политической модернизации в период первой русской революции. Царскую Россию было принято оценивать отрицательно в сравнении с последующим советским государством. Царизм изживал себя. Для разрешения возникших противоречий мирным путем требовалась либо реставрация самодержавия, либо проведение реформ. В таком случае огромную роль играла личность человека, проводившего эти реформы. На рубеже веков такими были С.Ю. Витте и П.А. Столыпин.
Однако я предлагаю остановиться подробнее на деятельности П.А. Столыпина, так как его деятельность имела место несколько позже и противоречия в обществе набрали большую силу. Его политическая деятельность пришлась на ту пору, когда в обществе стали нарастать народные волнения. Столыпин обладал решительностью и патриотизмом, он всем сердцем любил свою Родину и отдавал все, что могло послужить ее благу.
Петр Аркадьевич являлся примером для чиновников любого ранга. Его целеустремленность, настойчивость и честность поражали великие умы того времени. На закате своей политической карьеры он предстал обществу чиновником нового образца, имея множество новых идей и подходов к реформированию государства.
Однако, рассматривая тип нового русского чиновника невозможно не обратиться к истории. Именно поэтому, для того чтобы составить мнение о новом типе чиновника, я предлагаю взглянуть на развитие этого сословия на протяжении XIX века. А затем, на примере П.А. Столыпина, рассмотреть тип нового русского чиновника.
1. Портрет русского чиновничества XIX века.
Многолетние труды русских историков утверждают, что немалое влияние на вопросы внутренней политики оказывали чиновники, но при этом чиновничество на сегодняшний день остается малоизученным.
Чиновничество - высшее и среднее звено государственного аппарата, т.е. лица, состоящие на государственной службе и имеющие классный чин.
В понятие “чиновничество” включается собственно чиновничество, т.е. лица, имеющие классный чин и состоящие на службе в государственных учреждениях, а также канцелярские служители, занимающие аналогичное положение в правительственном аппарате и впоследствии получавшие классный чин.
К этому понятию в широком понимании слова можно отнести и некоторые категории лиц, не состоявших на государственной службе. К ним относятся лица, служившие по выборам в органах крестьянского общественного управления, выполнявшего прямые полицейские функции, а также члены земств и городских органов общественного управления, коль скоро и они, хотя бы частично, выполняли те или иные государственные задания.
Реорганизация государственного аппарата потребовала общего значительного увеличения числа чиновников и повышение уровня их квалификации.
Общее усложнение функций государственного управления обнаружило крайне низкий уровень общеобразовательной подготовки большинства чиновников, некоторые были попросту малограмотны. Существует свидетельство того, что государственные (Заемный и Ассигнационный банки были тогда наполнены чиновниками, едва читать и писать умеющими; от многих требовалось только умение подписывать свое имя на ассигнациях) Одной из причин такого положения явилось то, что расширение армии в начале столетия отвлекло в ее ряды массу более образованной и материально лучше обеспеченной дворянской молодежи.
Было признано необходимым установить, что производству в чин коллежского асессора (VIII класс) впредь могли подлежать лишь лица, имеющие высшее образование либо выдержавшие экзамен по установленной программе (помимо соответствующей выслуги лет).
1.1 Социальное положение и численность
По нынешним представлениям
штаты государственных
Инспекторским департаментом был составлен список гражданских чиновников империи, охвативший более 60 тысяч человек. Число канцелярских служителей в это время простиралось до 35 000. Вообще же в 1840-1850 гг. количество чиновников возросло на треть. На этом этапе одним из источников пополнения их рядов было обедневшее дворянство.
К середине XIX в. государственная служба стала как бы наследственным (семейным) занятием для большого числа людей. Дети и внуки шли по стопам отцов и дедов, опираясь и на их опыт, и на их служебные связи. Кроме казенной службы многие из них не имели другого приложения своему умению читать, писать и считать.
Рост численности чиновников привлек внимание министра внутренних дел П.А. Валуева, он считал, что чиновничество ложиться тяжким бременем на казну, с чем нельзя не согласиться.
В апреле 1862 г. с резкой критикой организации гражданской службы выступил главноуправляющий Вторым отделением Собственной его величества канцелярии барон М.А. Корф. В представленной им в Совет министров записке он указывал на опасность того, что чины «... Человек, который мог бы с успехом заняться любимым ремеслом или промыслом, поступает на казенную службу и бедствует на ней десятки лет единственно потому, что эта служба ставит его на искусственные ходули в обществе и ласкает его воображение обманчивой картиной иногда отдаленных, но все-таки возможных повышений и отличий. Однажды предавшись этому влечению, однажды надев вицмундир, он с трудом снимет его и решится сесть за рабочий инструмент или прилавок. Редко решатся на то и сын, и внук его, и таким образом размножаются целые поколения самой несчастной породы нищих во фраке». Корф предлагал отказаться от производства канцелярских служителей в классные чины, предоставляя им, вместо этого за выслугу определенного числа лет права личного почетного гражданства. Александр II не поддержал это предложение, опасаясь, что его реализация могла бы только возбудить тревогу в умах многочисленного класса.
Материальное положение
Во второй четверти века, по данным министра финансов Е.Ф. Канкрина, «содержание чиновников, как губернских, так и столичных... получало неоднократно значительное улучшение и в настоящее время... нельзя бы жаловаться на скудость содержания», по крайней мере «в местах министерского управления». Проблему Канкрин усматривал в стремлении государственных служащих низших рангов равняться в образе жизни на своих более обеспеченных коллег старших рангов. Как он считал, в России, «к крайнему сожалению и большому вреду для государства и народа», еще не установилось, как на Западе, необходимой «постепенности определительности в образе жизни между разными классами служащих и неслужащих», умения достойно вести скромный образ жизни.
Форма одежды
История гражданского мундира (точнее, мундира статской службы) начинается в 1784 г., когда были установлены губернские мундиры.
В Своде законов Российской империи издания 1832 г. говорилось, что каждый классный чиновник имеет право носить мундир, должностью и званием присвоенный.
Парадная форма для первых пяти разрядов состояла из мундира и белых суконных или казимировых штанов до колен с белыми шелковыми чулками и башмаками с пряжкой. Могли надеваться и белые суконные брюки с сапогами. Для пяти последних разрядов полагались при мундирах под цвет оных суконные панталоны сверх сапог. Ношение парадной формы было обязательно во всех присутствующих местах во время заседаний. Важным дополнением парадной формы была треугольная шляпа с небольшими серебряными кистями по углам и петлицей с пуговицей, одинакового цвета с шитьем мундира. Чинам I-V классов петлица полагалась витая, прочим - из гладкого позумента. Под петлицей помещалась кокарда (в виде розетки) из черной шелковой ленты с оранжевой и серебряной полосами.
В 1890-е гг. в судебном, удельном и некоторых других ведомствах сюртук получает роль второго, наиболее употребительного мундира. Вводиться еще один компонент форменной одежды гражданских чиновников - тужурка (короткое пальто). [32; 424]
Уровень образования чиновников
Однако недостаток вакансий не вел к повышению требований и улучшению качества гражданской службы. Причина этого заключалась, скорее всего, в общей косности государственного аппарата и сохранении системы чинов, делающей невозможным быстрое обновление состава служащих. Правда, законом от 3 мая 1871 г. правительство попыталось, наконец, воздвигнуть еще один образовательный барьер для претендентов на классную службу: для производства в низший классный чин теперь требовалось успешно сдать экзамен за курс уездного училища. Уровень знаний, дававшихся этими училищами, мог удовлетворить лишь требованиям службы на самых низких должностях. Но последующая выслуга чинов открывала путь к более высоким ступеням служебной лестницы.
Сколько было в России чиновников? По переписи 1897 г. (без Финляндии) с учетом внетабельного чиновничества - 435818 чел. [33; 480]
По петровскому
Положение в обществе, измеряемое классами чинов, получило значение главной жизненной ценности. В записке Николаю I «О народном воспитании» А.С. Пушкин писал: «Чины сделались страстью русского народа... В других землях молодой человек кончает круг учения около 25 лет; у нас он торопится вступить как можно ранее в службу, ибо ему необходимо 30-ти лет быть полковником или коллежским советником... Конечно, уничтожение чинов (по крайней мере гражданских) представляет великие выгоды; но сия мера влечет за собою и беспорядки бесчисленные, как вообще всякое изменение постановлений, освященных временем и привычкою».
1.2 Условия для поступления на государственную службу. Права и обязанности.
Русское законодательство второй половины XIX в. выдвигало несколько условий для поступления на государственную службу.
Во-первых, лицо, поступающее
на службу, должно было быть подданным
Российской империи. По общему правилу
к занятию государственных
Во-вторых, согласно закону, льготы по происхождению при поступлении на службу имели дети потомственных и личных дворян, офицеров и чиновников (получивших личное почетное гражданство), дети священнослужителей православного и армяно-григорианского исповеданий, дети купцов первой гильдии и т.д. Все эти лица могли быть приняты на службу в первую очередь, даже если бы и не удовлетворяли некоторым другим условиям, например по образованию. Тем самым они имели привилегии при поступлении на службу в силу тех или иных заслуг своих предков.
Лица, не имеющие права на поступление на службу по своему происхождению, а таковыми были лица податных классов, могли получить это право по образованию. То есть лицо, имеющее свидетельство об окончании курса средних или высших учебных заведений, могло занимать должность в государственном учреждении. Лица, окончившие средние учебные заведения (гимназии, реальные училища и духовные семинарии) с золотыми и серебряными медалями, при поступлении на службу сразу зачислялись в нее с XIV классом. Прочие производились в этот чин Табели о рангах в сокращенные сроки. Лица, окончившие высшие учебные заведения (университеты, лицеи: Императорский Александровский, Демидовский юридический, училище правоведения, военно-учебные заведения, большинство институтов) получали чины, соответствующие ученой степени или званию, с которыми они кончили курс.
Лица, получившие степень доктора наук, утверждались в чине VIII класса, а степень магистра - в чине IX класса (К концу XIX в. Формальным осталось требование получения воспитания в России. Не служило препятствием к службе различие в вероисповедании. Лишь для лиц иудейской веры сохранялись определенные ограничения. Перешедшие в православие не лишались права на государственную службу.
Информация о работе П.А. Столыпин. Новый тип русского чиновника