Основные этапы становления и развития исторического образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:31, контрольная работа

Краткое описание

Школа во все времена являлась одним из наиболее консервативных общественных институтов, а система исторического образования была тем ее элементом, который обеспечивал дополнительную устойчивость общества, преемственность ценностей и идеалов, который большинством граждан осознавался как неразрывно связанный с вопросами нравственности, патриотизма, политической активности. Проблемы, с которыми школа сталкивается на разных этапах своего развития, могут совпадать и по содержанию, и по формам их разрешения. Зная достижения и просчеты прошлого, можно использовать этот опыт в настоящем. Исследователями уже подмечено сходство основных задач реформы современной школы и школы периода 20-30-х годов XX века – поиск и апробация различных моделей кардинальной перестройки системы школьного образования для более полного удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, а также необходимость форсирования этого процесса; выделение общественно-политического, в частности – исторического, образования как особо значимого для общества и государства

Прикрепленные файлы: 1 файл

Контрольная по методике истории.doc

— 112.50 Кб (Скачать документ)

1. 2. Проблемы школьного исторического образования в 1930 – 1940-е гг. Первые учебники истории.

В 1920-е гг. в школах история не преподавалась, ее заменяло обществоведение, поэтому в начале 1930-х гг. Наркомпрос сделал попытку ввести в школьное преподавание обществоведения элементы истории. Однако при этом он столкнулся с проблемой, когда учащиеся не могли усвоить нового учебного курса без введения в школьные программы систематического преподавания отечественной и зарубежной истории. Была проведена работа по подготовке реформы школьного исторического образования, в чем большая роль принадлежала наркому просвещения РСФСР А.С. Бубнову2. Для ее успешного проведения потребовались квалифицированные кадры преподавателей, новые учебники.

В этих условиях 15 мая 1934 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) подписали Постановление  «О преподавании гражданской истории  в школах СССР»3. Данным Постановлением в школьные программы вводились курсы отечественной и всеобщей истории и определилась сетка часов для их изучения в общеобразовательной школе. Однако заметных результатов реформы исторического образования удалось добиться не сразу. В 1934-1937-м годах преподавание истории и обществоведения, работа по политическому воспитанию в школах сталкивались с целым рядом сложностей.  Таким образом, восстановление школьного исторического образования неизбежно вызывало реформу вузовского, так как школа нуждалась в учителях истории. С сентября 1934 г. восстанавливаются исторические факультеты МГУ и ЛГУ, а затем и в других университетах и пединститутах. В качестве основного структурного подразделения факультетов становятся кафедры. Тем самым восстанавливалась определенная преемственность с дореволюционным университетским образованием. Но предпринятые в 1931-1934-м годах попытки сформулировать новые принципы для переработки обществоведческих программ и вновь создать программы по истории для всех годов обучения оказались неудачными.

Постановление 26 января 1936 года, посвященное школьным учебникам истории4, способствовало ускорению процесса реформирования системы исторического образования. Выход учебника «Краткий курс истории СССР» под редакцией А.В. Шестакова5 и первые выпуски исторических факультетов и отделений вузов, давшие школам учителей-специалистов, привели к нормализации преподавания истории и налаживанию действенной работы по общественно-политическому воспитанию детей и подростков во второй половине 1930-х годов. Партийная правка учебников истории и выход «Краткого курса истории ВКП(б)»6 означали установление идеологического контроля над системой исторического образования.

После издания учебник А.В.Шестакова  стал своего рода конспектом для написания  учебника для средней школы, а  затем для вузов. В результате школьники получили учебник «История СССР» под ред. А.М. Панкратовой, были созданы вузовские учебники, и лишь позже, в предвоенные годы, началась работа по подготовке к изданию многотомного обобщающего труда по истории СССР. Однако, следует отметить и некоторые негативные моменты в осуществляемом в 1930-х гг. партийно-правительственном руководстве исторической наукой. Прежде всего, в самих постановлениях содержались некоторые неверные положения, которые утвердились в науке, такие как «полуколониальная зависимость России накануне Октябрьской революцией», «зависимость российского царизма и буржуазии от Запада», неверная периодизация новой истории западных стран и др7.

Создание в 1934-1936 гг. учебников для  школы выявило целый ряд нерешенных тогдашней исторической наукой вопросов и остро поставило их перед исследователями. Задачи написания школьных учебников определили тематику научных исследований историков. Этот процесс шел от простого к сложному: учебник для начальной школы; для средней; вузовский учебник и, наконец, появление многотомных обобщающих трудов. Таким образом, в ходе написания учебника по элементарной истории СССР для начальной школы происходило становление нового понимания самого предмета отечественной истории, что имело исключительно важное значение для патриотического воспитания масс.

Формально партийно-правительственные  документы середины 1930-х гг. были посвящены школьному историческому  образованию и вопросам создания учебников. Однако, принятые 14 августа  и опубликованные для широкой общественности 26 января 1936 г. «Замечания по поводу конспекта учебника по истории СССР»8 и «Замечания о конспекте учебника новой истории»9, в совокупности с Постановлением от 15 мая 1935г.10, фактически содержали в себе основу новой исторической концепции. Именно здесь речь шла о «гражданской истории», под которой понимался весь исторический процесс в его многообразии, предполагавший твердые знания биографий конкретных исторических лиц и событий в хронологической последовательности.

Такое понимание гражданской истории шло вразрез с развитием исторической науки предшествующих лет, с теорией экономического материализма, на которой воспитывались историки-марксисты 1920-х гг.

К концу 1930-х – началу 1940-х годов преподавание истории в общеобразовательной школе уже представляло собой устойчиво функционирующую систему работы учителей и учащихся.

К этому времени в советской  исторической науке был уже накоплен значительный опыт марксистских исследований прошлого. Концепция исторического  образования, изложенная в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б)11, предполагала трактовку учебного материала в соответствии с марксистско-ленинской методологией освещения прошлого, ориентировала на построение изучения истории в хронологической последовательности. Этот подход к освещению прошлого в несколько модифицированной форме сохранялся на протяжении всех лет существования в России советской системы.

1. 3. Реформирование системы школьного исторического образования в 1950 – 1980-е гг.

Конец 1950-х – начало 1960-х гг. вошли  в историю СССР как период «оттепели». В это время началась некоторая демократизация среднего образования.

В 1960–1980-е гг. в СССР сложилась целостная государственная система среднего образования, охватывающая образовательное пространство в масштабах всей страны. С 1959 г. обязательным становится восьмилетнее образование12. Конституция СССР 1977 г. (ст.45)13 гарантировала уже обязательное десятилетнее обучение.

Обучение велось по государственным  программам и учебникам, единым для  всех типов учебных заведений. Структура обучения строилась по линейной модели – каждый учебный курс изучался один раз. Цели обучения истории были ориентированы на реализацию не только образовательного, но также воспитательного и развивающего потенциала, заложенного в истории как учебном предмете.

В образовательные цели входило  вооружение учащихся системой знаний о поступательном развитии общества с древнейших времён до наших дней. Цели воспитания ориентировали на формирование у школьников «высоких морально-политических качеств», «советского патриотизма и социалистического интернационализма», «уважения к национальному достоинству и национальной культуре», непримиримости к любым проявлениям национализма. Цели развития были направлены на формирование у учащихся «творческого мышления, познавательной активности, самостоятельности суждений, способности к самообразованию».

Методологическая основа построения курсов истории была единой: её основу составляло марксистское учение о развитии общества как закономерном процессе смены общественно-экономических формаций. Такой подход соответствовал марксистской концепции об определяющей роли экономического фактора в развитии исторического процесса.

Основным недостатком советской  системы обучения истории являлась её концептуальная основа, которая  не предполагала альтернативных вариантов интерпретации прошлого. Любые отступления от восприятия и интерпретации прошлого на марксистской основе не допускались. Разработка учебных программ и учебников находилась под жёстким контролем государственных органов и соответствующего отдела ЦК КПСС.

Все эти факторы приводили к  формированию одностороннего видения  исторического процесса, без понимания  всего многообразия сторон жизни  людей в обществе.

Вместе с тем, в советской  дидактике и методике был накоплен положительный опыт решения научно-педагогических проблем, связанных с разработкой теоретических основ отбора учебного содержания исторического образования. Конструировалось содержание не отдельно взятого курса истории, а создавалась целостная, системная модель исторического образования, построенная на единой методологической основе, с учётом закономерностей познавательной деятельности учащихся.

Общее историческое образование осуществляется в средней общеобразовательной школе, в средних специальных учебных заведениях и предусматривает изучение основных сведении из истории древнего мира, средних веков, новой и новейшей истории, истории СССР, а также обществоведения.

 

Заключение

Современное российское образование  находится на пороге выбора дальнейших путей своего развития. Несмотря на глубокие перемены и преобразования, изменившие социально-экономические, политические условия и духовно-культурное бытие народа отечественная система образования сохранила свой потенциал. Российское образовательное пространство остается единым, обеспечивая не только общеобразовательную и профессиональную подготовку детей и молодежи, но и в значительной степени – социально-культурную и духовно-нравственную целостность общества и преемственность его поколений.

Российское образование доказало свою силу, способность решать сложнейшие задачи, не допуская сбоев и ломки системы, терпеливо и самоотверженно преодолевать объективные и субъективные трудности. Процесс изменения российской школы неизбежен. Вопрос в том, какие стратегии изменения школы будут выбраны на уровне образовательной политики страны.

Перед школой страны сегодня стоит  ряд проблем. Это – взаимодействие школы с обществом, состояние  педагогических кадров, здоровья учащихся, взаимодействие школы и семьи, организация эффективной воспитательной работы в школе. В целом, это – достижение школой способности комплексно и квалифицированно работать проблемами молодежи, а не только обучать. Решение этих проблем предполагает необходимость изучения глубинных основ и традиций отечественного школьного образования. Это, в свою очередь,  настоятельно требует изменения историко-педагогического знания к потребностям времени. Сегодня нужно работать по новым правилам, а также решать застарелые проблемы.

Образование есть мощнейшая технология общественно-государственного строительства, продвижения России в будущее. Развитие образования предполагает наличие четкой перспективы развития страны, в которой граждане России и могли бы планировать свое будущее. Но существует и обратная связь: будущее страны можно ясно увидеть, исходя из основных сценариев реформирования образования.

В мире не существует идеальных систем образования: каждая такая система  основывается на культурно-исторических традициях своих государств и  зависит от социально-экономических  и политических реалий в стране. В российском обществе, в российской системе образования есть огромные научный, культурный и духовный потенциал и возможности, способные обеспечить наше дальнейшее поступательное развитие. Поэтому при всей необходимости принятия и реализации решений накопившихся проблем надо опираться прежде всего на положительный опыт и традиции, заложенные в нашем обществе и в нашем образовании.

Со стороны государства необходимы конкретные меры по реализации провозглашенной  приоритетности образования, согласованных действий всех ветвей власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимо совершенствование нормативно-правовых основ функционирования системы образования с целью обеспечения реальной академической и финансово-хозяйственной самостоятельности учебных заведений, обеспечение реальных прав граждан на образование. При этом использование системой образования своих внутренних ресурсов не должно служить поводом для уменьшения объемов государственного финансирования и государственного участия в образовании.

 

Источники и литература

  1. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов  «Об единой трудовой школе РСФСР» от 30.09.1918г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Систематический сборник важнейших декретов. 1917-1920. – М., 1920. – С.186-190.
  2. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР. – М., 1958.
  3. Постановление народного комиссариата Просвещения «О введении обязательного совместного обучения» от 31.05.1918г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. Систематический сборник важнейших декретов. 1917-1920. – М., 1920. – С.186.
  4. Постановление СНК СССР «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в 1943/1944 учебном году в неполных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов» от 16.07.1943г. // Сборник руководящих и инструктивных материалов по всеобщему обучению детей. – М., 1944. – С.13-14.
  5. Автухов, И.Г. Программы ГУСа и массовая школа / Автухов И.Г., Мартыненко И.Д. – М.: Работник просвещения, 1925. – 295с.
  6. Всесоюзная перепись населения 1939 г.: Основные итоги : научное издание. – М.: Наука, 1992. – 255с.
  7. Вентцель, К.Н. Освобождение ребенка. – М. : Земля и фабрика, 1923. – 21с.
  8. Программы единой трудовой школы I ступени для сельских школ. – М.: Работник просвещения, 1929. – 49с.
  9. Что говорят массы о народном образовании : Сборник  материалов / Под ред. Касаткина В.Н., Розина А.С. – М., 1929. – 80с.
  10. О всеобщем обязательном начальном обучении // История Советской Конституции : в документах, 1917-1956 / Сост А. А. Липатов, Н. Т. Савенков ; Общ. ред. А. А. Студеникина. – М.: Госюриздат, 1957. – С.621-626.
  11. Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы // Постановление ВС СССР от 12.04.1984 N 13-XI. [Электрон. данные]. Режим доступа: http://www.bestpravo.ru/sssr/gn-zakony/c5w.htm (информационно-правовой портал «BestPravo»)

Информация о работе Основные этапы становления и развития исторического образования в России