Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2013 в 13:07, реферат
Актуальность темы. Известно, что самые древние обитатели Ирана имели иное происхождение, нежели персы и родственные им народы, создавшие цивилизации на Иранском нагорье, а также семиты и шумеры, цивилизации которых возникли в Месопотамии. При раскопках в пещерах вблизи южного побережья Каспийского моря были обнаружены скелеты людей, датированные VIII тыс. до н.э. На северо-западе Ирана, в местечке Гёй-Тепе, были найдены черепа людей, живших в III тыс. до н.э.
Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Этапы истории Ирана с VIII в. до конца XV века……………..…6
Глава 2. Важные моменты из истории Ирана с VIII в.
до конца XIII века………………………………………………………….…....8
2.1. Иран под властью халифата Аббасидов……………………………..….8
2.2. Газневидское государство……………………………………………....10
2.3. Огузы и образование государства Сельджукидов. Иран под
властью Сельджукидов……………………………………………………....14
2.4. Феодальные отношения в Иране во второй половине XI - XII вв……19
2.5. Хулагуидское государство при первых преемниках
Хулагу-хана (1265-1295)……………………………………………………..22
Глава 3. Народно-освободительные движения в XIII -начале XIV вв. и завоевания Тимура в Иране…………………………………………………..27
3.1. Народно-освободительные движения в XIII -начале XIV вв. ………..27
3.2. Завоевания Тимура в Иране…………………………………………….28
3.3. Народные движения в первой половине XV в. в Иране………………31
Заключение……………………………………………………………………...33
Сношения ильханов с Западной Европой продолжались и при Аргу не. В 1287—1288 гг. в Рим, Геную, Францию и Англию было отправлено посольство Аргуна, во главе которого стоял несторианский монах раббан46 Саума, по происхождению уйгур из Китая. В ответ последовал ряд посланий римского папы к Аргун-хану с призывом обратиться в христианство и принять участие в крестовом походе против мамлюков. В 1289 г. генуэзец Бюскарель де Гисульф привез письма Аргун-хана папе Николаю IV , английскому королю Эдуарду I и французскому королю Филиппу IV Красивому. Это письмо, написанное на монгольском языке уйгурскими буквами и снабженное печатью с китайскими иероглифами, сохранилось во французских архивах. Аргун-хан сообщал о своей готовности идти в поход в «Святую землю», а также заготовить в Малой Азии для западно-европейского крестоносного войска 20—30 тыс. коней и необходимые запасы продовольствия и фуража. Папа отвечал Аргуну, что он уже возвестил свой призыв к крестовому походу. Но все эти переговоры не привели ни к каким результатам. В 1291 г., как сказано, египетский султан Ашраф завершил завоевание всех владений крестоносцев в Сирии и Палестине.
Неудача попыток создания военного союза Хулагуидского государства с западно-европейскими государствами объясняется тем, что после первых четырех крестовых походов военно-колонизационное движение рыцарства и городов Запада в Сирию и Палестину ослабело. В конце XIII в. в Западной Европе уже почти не находилось желающих отправиться в новый крестовый поход, казавшийся опасным и бесплодным предприятием.
Больше сделано было в области расширения торговых связей. Добрые отношения с Хулагуидами установила Генуя, тогда как ее торговая соперница Венеция большей частью находилась в дружеских отношениях с Египтом. Около 1288 г. генуэзский сенат ори посредстве Вильгельма Адама, впоследствии католического архиепископа в Султанийэ, предложил Аргун-хану следующий проект: монгольский военный флот должен перехватывать все торговые корабли, шедшие из Индии, не допуская их двигаться по пути Красное море — Египет, а заставляя идти в порт Ормуз в Персидском заливе. Таким образом, вся индийско-средиземноморская торговля направлялась бы по пути: Индия — Ормуз-Исфахан — Султанийэ — Эрзерум — Константинополь, иначе говоря, через Иран. При этом все выгоды от этой торговли перешли бы к Хулагуидской державе и к генуэзским купцам, а транзиту через Египет н Венецию был бы нанесен решающий удар. Но Хулагуиды не смогли осуществить этот проект, не располагая достаточно сильным флотом.
Несколько позднее, в начале XIV в., в Тебризе, Султании и некоторых других городах Ирана появились небольшие общины генуэзских и венецианских купцов во главе с консулами. Появились также католические миссионеры. В Султанийэ — новом городе, строительство которого было начато Аргун-ханом и который позднее стал столицей Хулагуидов, было даже учреждено католическое архиепископство, просуществовавшее до начала XV в.
В 1291 г. Аргуна разбил паралич. Уже во время его болезни между различными группировками эмиров началась борьба за власть. В Луристане произошло восстание против монгольского владычества. Восставшие заняли Исфахан, перебив в нем ильханских чиновников и гарнизон. Восстание было подавлено.
После долгой борьбы в среде монгольской знати на престол в 1291 г. был возведен сын Абака-хана — Кейхату-хан (1291—1295). Кей-хатухан прежде всего постарался установить мир между религиозными группировками.
Кейхату-хан старался укрепить свой авторитет путем щедрых подарков ханшам, царевичам, эмирам. Скоро новый везир, мусульманин Садр-ад-дин Ахмед Халиди, оказался перед фактом полного опустошения казны. Так как вводить новые чрезвычайные налоги на вконец разоренное население было совершенно невозможно, то было решено прибегнуть к выпуску бумажных денег — чао. За образец были взяты деньги, выпущенные великим ханом Хубилай-кааном, и распространенные по всему Китаю. Садр-ад-дин рассчитывал, что вся внутренняя торговля будет вестись на бумажные деньги, а золото скопится в казне. В 1294 г. в Тебризе были выпущены бумажные деньги, и население под страхом смерти должно было их принимать. Но уже через неделю после выпуска чао в Тебризе закрылись все базары, невозможно было купить ничего съестного, нарушилась караванная торговля, с городов перестали поступать налоги. Чао пришлось отменить, казна оставалась пустой. Ильхан дал Садр-ад-дину титул «Садр-и джехан», т. е. «Садр (опора) мира», народ же прозвал его «бумажным садром».
Вскоре против Кейхату-хана поднял восстание его двоюродный брат Байду, прежний наместник Малой Азии, бывший втайне врагом мусульман и сторонником христиан. На сторону его перешла часть монгольской знати. Лишившись своих сторонников, Кейхату-хан бежал, но был пойман и задушен арканом.
На престол вступил Байду-хан, царствование которого продолжалось полгода (апрель — октябрь 1295 г.). Он погиб в борьбе с сыном Аргун-хана Газаном, наместником Хорасана.
Глава 3. Народно-освободительные движения в XIII -начале XIV вв. и завоевания Тимура в Иране
3.1. Народно-освободительные движения в XIII -начале XIV вв.
Огромный рост феодальной ренты и налогов, крепостническая политика и гнет завоевателей вызывали обострение классовой борьбы в стране. Одним из проявлений этой борьбы были массовые побеги крестьян, временами же эта борьба выливалась в форму восстаний. Восстания эти до сих пор еще слабо изучены исследователями.
В 1265 г. в Фарсе произошло
грандиозное народное восстание
во главе с сейидом Шереф-ад-
В 80—90-х годах XIII в., во время глубокого упадка экономики; Ирана, развернулось массовое крестьянское повстанческое движение, принявшее характер широкой партизанской войны. Движение это подробно описано Рашид-ад-дином. Правда, он, как феодальный историограф, называет участников этого движения разбойниками, но из его описания ясно видно, что это была борьба крестьян и других эксплуатируемых и угнетенных против чужеземного ига и жестокой крепостной эксплуатации. По словам Рашид-ад-дина, укрывавшиеся в горах и лесах партизанские отряды, которые он называет разбойничьими, состояли из беглых крестьян, беглых рабов, городских «подонков и черни» (рунуд ва оубаш), т. е. городской бедноты, и обедневших кочевников — курдских, лурских, арабских и даже монгольских. Примечательно, что бедные монголы выступали рука об руку с народными массами Ирана.
В каждом селении и кочевье у этих повстанцев были друзья, укрыватели и лазутчики. При помощи сельских старост в деревнях заготовляли для повстанцев продовольствие и все необходимое. В городах у них также были свои люди, у которых они могли находить пристанище. Повстанческие отряды нападали на усадьбы и ставки знатных эмиров и грабили их. Эти же повстанческие отряды нападали на караваны купцов-уртаков, расправлялись с богатыми и знатными, забирали их товары и имущество как законную военную добычу, согласно понятиям того времени.
Повстанцы были окружены общим сочувствием народных масс. Повсюду их охотно принимали, укрывали и кормили, прославляли их подвиги. Никто не хотел доносить на них, а властям было чрезвычайно трудно бороться с ними. А когда кого-нибудь из них ловили и вели казнить, в народе все возмущались, говоря: «Как можно казнить такого бахадура (героя)!»
Повстанческое движение было подавлено войсками Газан-хана.
В 1303 г. какие-то сектанты во главе с пиром (шейхом) Я'кубом, выдававшие себя за дервишеский орден, но которых Рашид-ад-дин называл маздакитами, пытались поднять восстание, связав его с попыткой царевича Алафранга, сблизившегося с ними, захватить власть. Но их планы были раскрыты, главари арестованы и казнены. Пира Я'куба сбросили с вершины горы. Рашид-ад-дии, называя этих сектантов маздакитами, без сомнения, хотел этим сказать, что их социальная программа была такая же, как у древних маздакитов — установление социального равенства и передача всех земель сельским общинам. Наиболее крупные движения крестьян и ремесленников под лозунгами социального равенства развернулись в Иране позднее, между 30-ми и 80-ми годами XIV в. 17
3.2. Завоевания Тимура в Иране
В сложившемся в 1370 г. в Средней Азии государстве Тимура сохранились традиции монгольской государственности. Тимур возводил на престол марионеточных ханов из потомков Чивгис-хана, управляя формально от их имени, фактически же полновластно. Тимур, как и последние чагатайские ханы Средней Азии (Кебек, Тармаширин, Казаи), старался примирить интересы кочевой монголо-тюркской и оседлой таджикской знати. Он прекрасно понимал, что эта знать только тогда откажется от междоусобных войн и будет лойяльно поддерживать сильную центральную власть, если последняя сумеет организовать грабительские и завоевательные войны широкого масштаба, дабы феодальная знать могла получить в результате этих войн, новые земельные владения и богатую военную добычу.
Стремление удовлетворить интересы класса феодалов, особенно ведущей группы его — монголо-тюркской военно-кочевой знати, побудило Тимура принять план широких завоеваний в сторону Золотой Орды, Ирана, Индии, Кавказа и стран Передней Азии. В этом отношении Тимур действовал по рецепту всех вождей завоевательных движений кочевых племен, в частности Чингис-хана; только ареал тимуровых завоеваний, соответственно его военным силам, был значительно меньше ареала чингисхановых завоеваний.
Были во внешней политике Тимура и новые черты, которых не было в политике Чингис-хана и Чингисидов. Прежде всего, за счет ограбления завоеванных стран Тимур стремился развить 'производительные силы Заамударья (Мавераннахра). Награбленные во время войн средства он использовал для проведения оросительных систем, строительства и украшения городов. Из покоренных стран он привозил в Мавераннахр ремесленников. Все это делалось, конечно, в интересах класса феодалов. Тимур хотел установить контроль над караванными путями европейско-азиатской торговли, что должно было обеспечить его правительству огромные доходы. Поэтому он стремился завладеть Ираном, Ираком Арабским, странами Закавказья и Передней Азии, через которые пролегала большая часть этих караванных путей. А северные караванные пути, пролегавшие через причерноморские и прикаспийские степи, где Тимур не рассчитывал установить свою прочную власть, он желал за крыть для торговли; для этого он разрушил города, лежавшие на этих путях (Ургенч, Сарай Берке, Астрахань, Азов и др.)- После этого лет на тридцать вся европейско-азиатская торговля направлялась по трансиранским караванным путям.
По отношению к Ирану
Тимур выступил не только как иноземный
завоеватель, но и как кровавый палач
и усмиритель народных движений и
вместе с тем как реставратор
монгольских государственных
Еще до сложения Тимурова государства Тимур вместе с эмиром Хусейном, во главе среднеазиатского феодального ополчения, состоявшего главным образом из кочевой знати, уничтожил сложившееся было Сербедарское государство в Самарканде и его области (1365 — 1366 гг.) и подавил сербедарское движение в Мавераннахре. Укрепившись в Средней Азии, Тимур в 1381 г. 'Предпринял первый поход в Хорасан. Весною этого года он подчинил государство хератских меликов Куртов. Обращение правителя Сербедарского государства в Хорасане Али Муайяда, боявшегося и эмира Вели гурганского, и народных масс своего государства, за помощью к Тимуру, дало последнему повод вмешаться в дела Сербедарского государства; это обращение Али Муайяда было по существу предательством по отношению к своему государству. Поставив в Херате и Себзеваре своих наместников и обложив жителей их районов огромной контрибуцией, Тимур оставил Гийас-ад-дина Курта хератского и Али Муайяда себзеварского номинальными государями их владений, но не отпускал их туда, а держал при своем дворе; через несколько лет он отделался от обоих, умертвив их без всякого повода с их стороны.
В 1383 г. в Себзеваре и его районе произошло восстание сербедаров против власти Тимура. В конце октября 1383 г. войско Тимура взяло Себзевар и разрушило его мощную крепость. Расправа Тимура с восставшими сербедарами была страшной: 2000 человек он замуровал живыми в стенах воздвигнутых им башен — связанных людей складывали в штабели, как дрова, перекладывая кирпичом и глиной. В том же году Тимур покорил Систан и Кандахар, подверг их опустошению и построил всюду башни из черепов тысяч убитых людей. Население Систана ока зало героическое сопротивление, но было побеждено численно превосходившими силами Тимура. В 1384 г. Тимур покорил Гурган, уничтожив государство эмира Вели. В 1385 г. Тимур покорил Северный Иран, от Дамгана до Султанийэ.
Государство Джелаиридов,
раздираемое внутренними
После опустошительного вторжения в страны Закавказья Тимур выступил против государства Музаффаридов и в 1387 г. занял Исфахан и наложил на него тяжкую контрибуцию. Она взималась сборщиками Тимура с таким произволом и беспощадностью, что в городе произошло восстание ремесленников и городской бедноты под предводительством одного молодого кузнеца. Восстание было подавлено Тимуром. Город. был отдан на разграбление; каждому из тимуровых воинов было при казано принести определенное число отрубленных голов. Были воздвиг нуты башни (минареты) из 70 000 черепов убитых исфаханцев. Завоевание Тимуром владений Музаффаридов в Южном Иране затянулось до 1393 г. Еще раньше (1392 г.) Тимур подавил народное движение в Гургане и разрушил так называемое государство сейидов в Мазендеране, возникшее в результате народного движения (см. выше). К 1393 г. завоевание полчищами Тимура всего Ирана было закончено.
Конечно, эти завоевания и сплочение части феодалов Ирана вокруг Тимура, ради подавления народных движений, привели к временному усилению центральной власти Тимура. Тимур роздал своим военным чинам и перешедшим на его сторону крупным феодалам Ирана многоземелье ленное владение (союргал), поселил в Северном Иране № Азербайджане тюркоязычные кочевые племена, приведенные им из Средней Азии, и создал в Ираке два больших наместничества для своих сыновей: Хорасан с Гурганом, Мазендераном и Систаном, с центром» в Херате, для Шахруха, и Западный Иран с Азербайджаном и Арменией, с центром в Тебризе, для Мираншаха18.
Информация о работе Османская империя в первой мировой войне