Общественный строй Древнего Египта и его эволюция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:12, курсовая работа

Краткое описание

Во второй половине IV тысячелетия до н.э. в Древнем Египте складываются первые государственные образования – номы. Они также возникли вследствие развития поливного земледелия: сельские общины объединялись вокруг храмов для совместного ведения ирригационных работ.
Номов ко времени образования единого египетского царства было на его территории около сорока. Они первоначально объединились в два самостоятельных государства – Верхний (Южный) Египет и Нижний Египет.
К концу IV тысячелетия до н.э. цари Верхнего Египта завоевали и объединили под своей властью весь Египет.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................стр.3
ГЛАВА I. ОБРАЗОВАНИЕ ДРЕВНЕЕГИПЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ФОРМЕ ВОСТОЧНОЙ ДЕСПОТИИ..................................................стр.4
1.1. Правовой статус основных социальных групп египетского общества (Раннее, Древнее царства)............................................................................стр.12
ГЛАВА II. ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА В ПЕРИОД РАЗВИТОГО РАБОВЛАДЕНИЯ..........................................стр.15
2.1. Правовое положение привилегированных сословий (классов) и их отношения с господствующим классом и основным населением страны............................................................................................................стр.15
2.2. Рабство в Древнем Египте. Источники...............................................стр.23
2.3. Положение в обществе основной массы населения...........................стр.24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................стр.38

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая по истории государства и права заруб. стран.го эволюция.doc

— 179.50 Кб (Скачать документ)

     Из сказанного  выше вырисовывается ведущая  роль царских хемуу в хозяйственной  жизни Египта Среднего царства  во всей его социально-экономической  структуре. Несомненно, что широкий  социальный слой трудящегося  населения страны, особенно ярко представший сейчас перед нами по материалам Среднего царства, не мог возникнуть внезапно только в этот относительно краткий период; без сомнения, он существовал и прежде и продолжал существовать в последующие этапы египетской истории. Так, по своему общественному положению царские хемуу Среднего царства очень близки к труженикам, вовлеченным в вельможные, храмовые и царские хозяйства Древнего царства. Правда, возможно, что в Древнем царстве эти труженики были теснее связаны с определенными крупными хозяйствами, возможно также, что тогда еще не существовало такой всеобъемлющей системы централизованного распределения рабочей силы. Источники Нового царства заставляют предполагать, сто этот слой трудящегося населения страны со всеми его основными отличительными чертами продолжал существовать и на протяжении всего новоегипетского этапа истории страны, правда под новым обобщающим наименованием – семдет, что значит «профессии», т.е. люди, распределенные на профессии. Естественно, что на протяжении столетий в положении основного трудящегося населения страны могли происходить определенные изменения, требующие конкретного изучения на материале соответствующих эпох; и все же впервые здесь показанный во всех своих связях и отношениях слой царских хемуу дает нам возможность уяснить некоторые до сих пор неясные вопросы социально-экономических отношений Древнего и Нового царств.

     В частности,  теперь можно ответить на вопрос  о том, кто же в ранние  эпохи египетской истории закладывал  и расширял ирригационную   систему, кто в период расцвета Древнего царства сооружал величественные гробницы царей, пирамиды: все чего достиг Египет в глубокой древности, было добыто усилиями египетского трудового населения, эксплуатировавшегося в основном теми же методами, что и в Среднем царстве. В организации труда, однако, в Среднем царстве произошли существенные изменения. Египетский земледелец Среднего царства, например, так же как и его предшественник в Древнем царстве (вспомним земледельцев вельможного хозяйства), не владел средствами производства (землей и тягловым скотом), не имел прав на собранный урожай и получал довольствие из житницы и складов хозяйства лица или учреждения, которому принадлежал; но в отличие от Древнего царства, где земледельцы трудились на полях во время пахоты и жатвы рабочими отрядами, теперь за каждым земледельцем закрепляется индивидуальный участок земли, за урожай с которого он нес личную ответственность. «Отрядная» организация производства, характерная для Древнего царства, изжила себя не только в земледелии, но и во многих других отраслях египетского хозяйства.

     Между трудящимся  египетским населением и правящими  кругами египетского общества, в  руках которого фактически находились  средства производства, простиралась  глубокая пропасть, преодолеть которую  удавалось лишь немногим выходцам из слоя царских хемуу. И не случайно в египетских школах, где обучались дети чиновников, которым была обеспечена служебная карьера в государственном административном аппарате, ученикам с назидательной целью давали переписывать тексты, повествующие о тяжкой участи людей, распределенных по профессиям, а согласно царским указам должностные лица, совершившие преступление, отдавались, например в храмовые земледельцы, т.е. низводились до положения царских хемуу.

2. Новое царство. На вершине общественной пирамиды выдвинулись в качестве руководящих сил две группы. Одну группу составило жречество. Оно не только чрезвычайно разбогатело на грабеже завоеванных стран и народов, но также усилило свое внутреннее влияние вследствие расширения земельных владений храмов. Значительная часть земель, принадлежавших ранее наследственным номархам, была отдана храмам со всем сидевшим на этих землях населением. Таким образом, храмы сделались крупными землевладельцами. Больше всего выиграло фиванское жречество храма Амона. Этот храм получал постоянно все новые и новые земли. Тутмос III дал Амону «поля и сады самые лучшие в Верхнем и Нижнем Египте, высоколежащие поместья пленных азиатов и негров, которые должны были наполнять амбары бога».1 Таким путем храм Амона получил в свое владение и распоряжение земли, рабов и крестьян больше, чем все прочие египетские храмы вместе взятые. Это выдвижение храма и жречества Амона имело огромное значение и сыграло весьма важную роль в дальнейшем ходе социально-политической истории Египта.

     Другую  руководящую группу составило  вновь образовавшееся военное  сословие. Оно состояло из лиц  высшего и среднего командного  состава. Лица высшего командного  состав выдвигались фараонами  на руководящие должности центрального  управления и царского дворца и потому имели возможность оказывать свое влияние и на внутреннюю политику фараонов.


1. Дьяков В. Н., Никольский Н. М. История древнего мира. «Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР» М., 1952 – с.132

    

Лица среднего и отчасти  младшего командного состава получали за службу земельные участки и  в силу своей многочисленности составляли важную опору царской власти. Естественно, что фараоны чутко прислушивались к их желаниям.

     Положение  крестьянства по существу не изменилось. Общинники по-прежнему были обременены налогами и работами в пользу царя и храмов. Тягость этого ярма в связи с завоеваниями еще больше увеличилась, так как возобновились в широких размерах храмовое и царское строительство.

     Перестраивались  и расширялись храмы Амона  в Фивах, строились новые храмы  на юге Египта и в Нубии,  расширялись и перестраивались  и другие храмы. Для себя  фараоны строили новые дворцы  и роскошные гробницы, которые  теперь устраивались в пещерах,  вырубавшихся в горных скалах невдалеке от Фив.

     Это строительство  украсило Египет огромными, великолепными  и высокохудожественными сооружениями. Их развалины еще и теперь  вызывают восхищение посетителей.  Но для египетского крестьянства  Нового царства это строительство было сопряжено с тяжелым принудительным трудом. Царские налоги выколачивались также с прежней беспощадностью. 

     Число рабов  в Египте значительно увеличилось  за счет военнопленных и покоренных  народов. Точную численность рабов  установит нельзя, но во всяком случае общее их количество исчисляется десятками тысяч. Распределены рабы были неравномерно. Они сосредоточивались преимущественно в царском и храмовом хозяйствах. Как и прежде, рабы  главным образом работали в подсобных отраслях производства: в рудниках, на производстве кирпичей, на переноске тяжести, для обслуживания культа и в садоводстве и не принимали участия в основном земледельческом производстве.

     В связи  с завоеваниями расширилась также  внешняя торговля Египта. Она  была монополией фараонов и жрецов Амона. Торговля велась посредством организации торговых экспедиций, теперь уже только на юг, в Пунт, и на острова Эгейского моря, так как после завоевания Палестины и Сирии все, что хотели получить оттуда фараон и жрецы, получалось в форме ежегодной дани. Только финикийский Тир сохранил право торговли с Египтом.

     На юг  были совершены две большие  экспедиции, одна – царицей Хатшепсут,  сводной сестрой и женой Тутмоса III, занимавшей престол до своей смерти одновременно с ним, и другая – самим Тутмосом III. Особенно крупной была экспедиция Хатшепсут, доставившая большие партии слоновой кости, благовонных смол, черного дерева, серебра, золота, миртовых деревьев, обезьян, собак и рабов.

     Награбленные  богатства фараоны и храмы  обменивали на товары, привозившиеся в Египет царскими купцами из Вавилона, с Кипра, Крита и других островов Эгейского моря. Эти купцы были обязаны, в первую очередь, предлагать свои товары фараону и «богу Амону» и только остатки могли продавать кому угодно. Таким положением дела были недовольны жрецы других храмов, а также египетские купцы, число которых в эпоху Нового царства значительно увеличилось.

     Таким образом,  в египетском обществе со времени  Тутмоса III постепенно усиливаются противоречия не только между рабовладельцами и трудящимися, но и внутри самой группы рабовладельцев. Обстановка особенно усложнилась и обострилась при втором преемнике Тутмоса III – Аменхотепе IV. При нем развернулась борьба, которая потрясла весь Египет. (см. Религиозно-политическая реформа Эхнатона. – с.19)

3. Позднее царство. Хотя Египет и переживал время упадка по сравнению с блестящим расцветом предшествующих времен, хозяйственная жизнь в Египте не замерла. Больше того, в некоторых отраслях ремесленного производства египтяне достигли в это время значительного совершенства. Так, например, в области металлургической техники можно отметить целый ряд крупных достижений. С большим мастерством египтяне делали из бронзы самые различные предметы, в частности изящные статуэтки, которые они инкрустировали тонкими серебряными и золотыми нитями. Статуэтка египтянки Такушит, относящаяся к эфиопско-саисской эпохе, является прекрасным образцом этой сложной инкрустационной техники. Недавно найденный в Танисе серебряный саркофаг царя Пасебхана свидетельствует о замечательных достижениях в области художественной обработки металла. Металлургия все больше и больше вытесняла технику обработки камня. Статуэтки, сосуды, орудия и оружие делаются уже не из камня, как раньше, а почти исключительно из металла. Бронза также постепенно вытеснялась железом, которое в большом количестве стали доставлять в Египет из Палестины, Малой Азии и из района Эгейского моря. При раскопках города Джерара в Южной Палестине, недалеко от границ Египта, были найдены железоплавильные печи, а также орудия и оружие, сделанные из железа. На территории самого Египта было найдено много предметов, сделанных из железа. В Фивах нашли шлем и целый набор инструментов оружейника. Судя по ассирийской форме шлема, эти железные предметы относятся ко времени завоевания Египта ассирийцами. Железные орудия и железное оружие – ножи, топоры, долота, мотыги, скребки и наконечники стрел – были найдены в развалинах Дафнэ и Навкратиса, относящихся к VII в. до н.э. Высокого развития достигло и ткацкое дело. Появились особые центры текстильного производства, как, например, Ахмим, а впоследствии Мемфис. Ткачи и прядильщики были объединены в особые замкнутые группы, напоминающие цехи. Существовал даже особый культ богини ткацкого дела Таит и среднеегипетского бога ткацкого дела Хедж-Хетеп («Белый доволен»). Большого совершенства достигло фаянсовое производство. Из фаянса делали самые различные предметы домашнего обихода, украшения и изящные статуэтки, достигающие 25 см высоты. К таким предметам роскоши, которые в большом количестве изготовлялись для богачей и для вывоза за границу, относятся также различные благовония и умащения. В это время умели делать особое масло из белых лилий, которое в частности служило для помазания чиновников при назначении их на должность.

     Документы  позволяют проследить дальнейшее  развитие и усложнение торговли. В Египет все чаще приезжают  иноземные торговцы. Египтяне, как  и раньше, вывозят из Сирии  необходимые им товары. В «Отчете  о путешествии Уну-Амона в Сирию»  подробно описывается покупка в Библе дерева для сооружения священной ладьи бога Амона. В этом литературном произведении говорится, что множество судов идет из Сидона в дельту, в город Танис, поддерживает торговлю с неким Беркетэлем, очевидно, крупным финикийским купцом. Наряду с широкой внешней торговлей существовала и мелкая торговля. В папирусе Лансинга говорится о доставке из Финикии различных товаров, причем участь «купца» («шун») сравнивается с тяжелой участью ремесленника. Очевидно, в данном случае имеется в виду мелкий розничный торговец, который не был особенно обеспеченным и в большой степени страдал от притеснений таможенных чиновников. Начиная со времени XXI – XXII династии товары обмениваются на серебро в виде слитков. Серебро в документах этого времени уже носит название «отлитого» или «очищенного». Очевидно, государство уже принимало некоторые меры к тому, чтобы установить весовые серебряные деньги стандартного типа, и заботилось о сплаве этого серебра, что давало возможность государству регулировать внутреннюю торговлю. В некоторых документах XXI династии фиксируется продажа рабов, земельных участков, ладана, мирры и зерна. Все эти товары продаются на серебро. Деловые документы XX династии указывают на значительный рост цен на зерно, что объясняется хозяйственным и политическим кризисом этого времени. Но цены на землю были очень низкими – арура земли (2735 кв.м) продавалась за 1 дебен (91 г) серебра.

     Развитие  торговли способствовало дальнейшему  имущественному и классовому  расслоению. Все большее количество богатств, в том числе рабов, сосредоточивалось в крупных храмовых владениях и руках отдельных богачей, главным образом жрецов и чиновников.

     В документах  позднего времени говорится о  продаже рабов, причем в некоторых  случаях указывается их иноземное  происхождение («сириец»). Однако египетские фараоны уже не были в состоянии вести завоевательные войны, как их предшественники времен XVIII – XIX династий. Поэтому приток иноземных рабов в эту эпоху уменьшается, что приводит к повышению стоимости рабов. В эпоху XIX династии рабыня продавалась за 4 дебена 1 ките серебра (373,1 г), а в эпоху XXI династии стоимость раба доходила до 20 дебенов серебром (1820 г). Храмы, жрецы, крупные чиновники и купцы сосредоточили в своих руках большое количество земель. Богачи скупают земли и крестьян, что приводит к дальнейшему распаду сельских общин и разорению мелких собственников как в деревне, так и в городе. Все больше укрепляется представление о частной земельной собственности. Богатые аристократы завещают земельные владения своим детям. Так, например, Иувалот, сын царя Осоркона III, занимавший должность верховного первосвященника храма Амона в Фивах, указывает в своем завещании, что он оставляет в наследство своему сыну поместье размером в 556 арур (1520,66 га). В этом же завещании точно указывается, у кого были куплены эти земли, причем оказывается, что все эти земли скуплены Иувалотом главным образом у земледельцев, воинов и горожан. Иногда скупка земель превращалась в откровенный захват крестьянских земель богачами или царским дворцом. В документе времени XXII династии один жрец жалуется на незаконный захват у него колодца и, очевидно, прилегающего к нему земельного участка. В «Поучении Аменемопе» автор говорит: «Не удаляй пограничного камня с границ поля... Не стремись к захвату локтя земли и не нарушай границы (земельного участка) вдовы».1

Информация о работе Общественный строй Древнего Египта и его эволюция