Образование СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 13:21, курсовая работа

Краткое описание

При написании работы использованы пять источников, которые содержат документы внутренней и внешней политики будущих социалистических республик, принятые еще с падения Российской империи. Это дает возможность проанализировать деятельность и мотивы республик к объединению в единый союз.
Первый источник, используемый в данной работе, – «Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней», содержащий множество документов по периоду образования СССР.
Следующим источником является «Образование СССР. Сборник документов. 1917–1924» под редакцией Э.Б. Генкиной, в котором прослеживается вся документоведческая база от падения Российской империи до написания первой Конституции СССР.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Создание СССР.……………………………………..........................6
Предпосылки создания СССР…………………….…...6
Этапы создания СССР………………………………… 7
Сталинский и Ленинский проекты СССР ……………9
Образование СССР.………………………………………………...15
Подготовительная работа к I съезду Советов СССР………………………………………………………………..15
Принятие Декларации и Договора об образовании СССР………………………………………………………………..17
Разработка и принятие Конституции СССР 1924 года………………………………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………31
Библиографический список……………………………………

Прикрепленные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 69.47 Кб (Скачать документ)

Важнейшими документами  съезда, который можно назвать  историческим, были Декларация и Договор. В Декларации говорилось о расколе мира на два лагеря – лагерь капитализма и лагерь социализма. В лагере капитализма национальная вражда, колониализм, национальное угнетение, клубок национальных противоречий там все более запутывается, и буржуазия оказывается бессильной наладить сотрудничество народов. В корне уничтожить национальный гнет может только лагерь Советов в условиях диктатуры пролетариата. Только таким путем удалось отбить нападения империалистов всего мира, как внутренних, так и внешних. Но неустойчивость международного положения порождает опасность новых нападений и посему необходим единый фронт советских республик перед лицом капиталистического окружения. Но объединение в одну социалистическую семью побуждается и самим строением Советской власти, интернациональной по своей классовой природе. Далее подчеркивалась как добровольность объединения, равноправие народов, так и возможность доступа в Союз и другим социалистическим республикам, в том числе и тем, которые могут возникнуть в будущем. Обеспечивалось также каждой республике и право свободного выхода из Союза. Создание Союза рассматривалось как важный шаг на пути объединения трудящихся всех стран в Мировую Социалистическую Советскую Республику.29

Текст Декларации мало отличался  от ее проекта выработанного Комиссией 6 октября и утвержденного Пленумом ЦК РКП(б) 18 декабря 1922 года Но некоторые отличия все же были. Кроме незначительных стилистических поправок была включена фраза – «новое союзное государство явится достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов»30. В проекте эта фраза звучала несколько по-иному. В проекте также ничего не говорилось о Мировой Социалистической Советской Республике. Еще одно отличие и, несомненно, важное, заключалось в том, что вместо указания о необходимости подписания Договора об образовании Союза социалистических республик Европы и Азии, как было в проекте, здесь предусматривалось подписание договора об образовании Союза Советских Социалистических Республик31.

Таким образом, в Декларации подчеркивались как международные  факторы объединения республик, так и внутренние, причем, прежде всего, делался упор на интернациональное  по своей классовой природе строение Советской власти. В Декларации выдерживались  все три главных принципа национальной политики компартии, хорошо прослеживавшиеся еще в канун Октябрьской революции  – принцип интернационализма, принцип права наций на самоопределение вплоть до отделения и принцип федерализма, советского федерализма, предусматривавшие уничтожение в корне национального гнета, создания обстановки взаимного доверия и закладывания основ братского сотрудничества народов. Эти принципы были фактически заявлены в Декларации и, кроме всего прочего, она продемонстрировала преемственность основ новой политики, заложенной еще в октябре 1917 года. Упоминание октября 1917 года было не случайным, и в этом отношении новая формулировка была более четкой, нежели присутствовавшая в проекте, где говорилось об основах, «которые были заложены пять лет тому назад», то есть когда прямо не говорилось об октябре 1917 года.

Следующий основополагающий документ, обсужденный I съездом Советов, носил название «Договор об образовании  Союза Советских Социалистических Республик». Он, собственно, носил характер Конституции. Как и проект, утвержденный партийными инстанциями, он состоял  из 26 статей. Отличия от проекта по отдельным пунктам были не очень  значительными. Появились, например, некоторые  детали, например, количество членов ЦИК  раньше планировалось в составе 300 членов, а сейчас – 371. Заметным нововведением стала 14 статья, где было записано следующее постановление: «Декреты и постановления Центрального Исполнительного Комитета и Совнаркома Союза печатаются на языках, общеупотребительных в союзных республиках (русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский, тюркский)». Это было результатом обсуждения проекта на местах.32 VII Всеукраинский съезд Советов, как отмечалось, даже употребил термин «государственные языки». В Конституции Грузии от 2 марта 1922 года вообще грузинский язык был объявлен государственным, но там имелось также примечание об обеспечении национальным меньшинствам права свободного развития и употребления родного языка, причем не только в своих национально-культурных, но и в общегосударственных учреждениях. В Договоре термин «государственный язык» не фигурирует и вместо него предпочли писать об общеупотребительных языках, перечислив всего шесть языков. Любопытно, что фигурирует термин «тюркский язык», под которым можно разуметь языки всех тюркских народов, не только азербайджанский.

В Договоре четко разграничивались функции верховных органов СССР, Совета Народных Комиссаров, союзных  республик. В частности, республикам  полагалось иметь свои бюджеты, которые  являлись бы составными частями общесоюзного бюджета, при этом перечень доходов  и размеров доходных отчислений, идущих на образование бюджетов союзных  республик должен был определять Центральный Исполнительный Комитет  Союза.33

По Договору устанавливалось  единое союзное гражданство для  граждан всех союзных республик, учреждались флаг, герб и государственная  печать СССР и столицею объявлялась  Москва. Признавалось право свободного выхода союзных республик и необходимость  внесения изменений в конституции  республик в соответствии с Договором.34

Съезд принял постановление  об утверждении Декларации и Договора, в силу которого они были в основном утверждены. Но, признавая чрезвычайную важность этих документов, Съезд принял решение о необходимости выслушать  окончательные мнения всех входящих в Союз республик для чего они пересылались в ЦИКи союзных республик и их отзывы должны были быть представлены в ЦИК СССР к ближайшей его сессии. Окончательный текст Декларации и Договора было решено утвердить на II съезде Советов СССР.

Закрывая съезд, Калинин  подвел итоги его работы, назвав ее «событием мировой важности». В тот же самый день, 30 декабря  1922 года состоялась Первая сессия ЦИК СССР, проходившая под председательством Г.И. Петровского.

 

3. Разработка и  принятие Конституции СССР 1924 года.

В соответствии с решением I съезда Советов и ЦИК СССР Президиум ЦИК СССР 10 января 1923 года образовал шесть комиссий для подготовки важнейших частей будущей Конституции:

  1. Комиссию по созданию положений о СНК, СТО и наркоматах СССР;
  2. Бюджетную комиссию;
  3. Комиссию по разработке положения о Верховном Суде СССР;
  4. Комиссию по утверждению государственного флага и герба СССР;
  5. Комиссию по выработке положения о ЦИК СССР и его членах;
  6. Комиссию по персональному составу наркоматов и коллегий.

В соответствии с решением I съезда Советов СССР Президиум ЦИК СССР постановил в кратчайший срок разослать ЦИК союзных республик тексты. Началась работа над проектом Конституции СССР непосредственно и в союзных республиках.35

27 апреля 1923 года Президиум ЦИК СССР принял постановление о завершении деятельности всех ранее сформированных комиссий по выработке отдельных глав союзной Конституции и с целью подготовки окончательного проекта Конституции образовывает еще одну, так называемую Расширенную комиссию, в которую вошло 25 человек представлявших союзные республики. От РСФСР было 14 человек, из них 5 представителей от автономных республик, от УССР – 5, и БССР и ЗСФСР по 3 человека. Во главе Комиссии был поставлен М.И. Калинин. В основу деятельности этой Комиссии был положен составленный еще в феврале того же года черновой проект Конституции СССР. В мае прошло обсуждение проектов Конституции в специальных комиссиях ЦИК союзных республик. Расширенная комиссия начала свою работу во второй половине мая. Важным этапом в ее работе были заседания 8-16 июня 1923 года. 13 июня было принято постановление, чтобы до сессии ЦИК СССР в Комиссии обсудить только проект Конституции (Договора), в первую очередь, приступив к обсуждению вопроса об общесоюзном бюджете, о Верховном суде, о союзном гербе и флаге. Далее было постановлено обратиться к рассмотрению общего положения о наркоматах и затем внести все эти вопросы на ближайшую сессию ЦИК СССР.36

Положения об отдельных наркоматах было решено отложить до следующей  сессии ЦИК СССР. Пока же наркоматам предписывалось работать на основе прежних  о них положений. Особым решением этой Комиссии от 16 июня Президиуму ЦИК  СССР поручалось «разработать вопрос о равноправии языков во всех правительственных  и судебных учреждениях». Большой  интерес представляют не только конкретные постановления Расширенной комиссии, но и предметное обсуждение тех или  иных вопросов. На первом же заседании  Комиссии 8 июня произошел обмен  мнениями по вопросу о том, именовать  ли Декларацию и Договор об образовании  СССР Конституцией СССР. Х.Г. Раковский, вообще, выступил против применения термина  «конституция», но М.И. Калинин, Д.З. Мануильский, М.В. Фрунзе настаивали на принятии конституции.37 На этом заседании, однако, было принято не предрешать вопроса как называть общесоюзный основной закон – Договором или Конституцией. Такое решение было принято лишь на последнем заседании, где и было признано целесообразным назвать основной закон Конституцией СССР.

14 июня предметом живого  обсуждения стало весьма важное  конституционное положение об  изменении территории каждой  из советской республик. Н.А.  Скрыпник усмотрел громаднейшую  разницу между формулировкой  проекта представленного Комиссией  ЦК, где говорилось, что «территория  каждой из советских республик  не может быть изменяема без  согласия» и формулировкой «могут  быть изменяемы лишь с согласия».  Столь же оживленно прошло  обсуждение пункта о союзном  гражданстве, в котором принял  участие ряд членов Комиссии, в том числе и Сталин, с которым  вновь полемизировал Раковский,  впрочем, по частному вопросу. 16 июня Комиссия приняла постановление  о том, чтобы обратиться с  просьбой к Президиуму ЦИК  Союза о разработке вопроса  о равноправии языков во всех  правительственных и судебных  учреждениях Союза ССР. В тот  же день был принят и ряд  других решений о взаимоотношениях  Президиума ЦИК Союза и СНК  и комиссариатах, о символике  и пр. В целом 16 июня Расширенная  комиссия завершила постатейное  рассмотрение проекта Конституции,  приняв текст проекта.38

Однако и этот проект не был окончательным. Он был передан  в конституционную комиссию ЦК РКП(б) и там снова постатейно рассмотрен путем внесения уточнений в ряд формулировок, а затем передан на рассмотрение Пленума ЦК РКП(б), собравшегося 26 июня 1923 года. Пленум заслушал доклад И.В. Сталина о Конституции СССР и в целом одобрил представленный проект. Далее проект прошел обсуждение на сессиях ЦИК союзных республик.

Вторая сессия Всероссийского ЦИК X созыва начала свою работу 29 июня 1923 года. Она, выслушав доклад Т.В. Сапронова, единогласно ратифицировала Декларацию об образовании СССР и Договор, принятые на I съезде Советов Союза ССР, учтя поправки сделанные Расширенной комиссией ЦИК СССР. Проект Конституции был также одобрен третьей сессией Всеукраинского ЦИК, третьей сессией ЦИК Белоруссии и второй сессией ЦИК Закавказья. Следующим важным этапом на пути принятия Конституции СССР стала Вторая сессия ЦИК Союза ССР, которая открылась 6 июля 1923 года. Была заслушана информация о работе Конституционной комиссии и вновь обсужден по главам проект Конституции. В тот же самый день сессия приняла постановление о Конституции СССР. В первом же пункте этого постановления провозглашалось: «Основной закон (Конституцию) Союза Советских Социалистических Республик утвердить и немедленно ввести в действие»39. В том же постановлении предусматривалось вынести Конституцию на окончательное утверждение II съезда Советов Союза ССР, а также до образования Президиума ЦИК Союза ССР все полномочия в силу 4 и 5 глав Конституции Союза ССР возложить на Президиум ЦИК Союза ССР, избранный на первой сессии ЦИК Союза ССР 30 декабря 1922 года в составе 19 членов.

13 июля 1923 года было также принято постановление Президиума ЦИК СССР, где подчеркивалось, что в соответствии с полномочиями, данными ему второй сессией ЦИК СССР, Президиум «приступил к работе, как высший орган власти Союза Советских Социалистических Республик, согласно главе пятой Конституции Союза Советских Социалистических Республик»40. В этот же день Президиум также постановил утвердить и опубликовать все декреты и постановления ВЦИК и его Президиума, с тем, чтобы они имели свою силу на всей территории СССР, а также предложил Совету Народных Комиссаров Союза ССР немедленно приступить к своей деятельности в силу шестой главы Конституции Союза ССР. Также было предложено приступить к своей деятельности наркоматам Союза, образовать Совет Труда и Обороны, учредить Центральное статистическое управление Союза ССР, преобразовать Госбанк РСФСР в Госбанк СССР, назначить коллегии народных комиссариатов СССР, образовать Госплан СССР и другие союзные учреждения. Параллельно предписывалось образовать комиссии по выработке соответствующих положений о наркоматах, Верховном суде и ОГПУ Союза ССР, а также о бюджете СССР.41

В силу этих постановлений  были созданы и соответствующие  комиссии. Так, тогда же 13 июля Президиум  ЦИК СССР создает Комиссию в количестве из 10 человек во главе с Калининым, которой было поручено выработать положения  о ЦИК СССР, СНК СССР, общее  положение о наркоматах и о  каждом наркомате в отдельности. Тогда же создается Комиссия для  выработки положения о бюджете  СССР и утверждается уже существовавшая Комиссия по подготовке положения о  Верховном суде СССР и ОГПУ СССР. Но непосредственное руководство деятельностью  всех этих комиссий осуществляла Комиссия ЦК РКП(б).

На заседании Президиума ЦИК СССР 3 августа 1923 года было принято постановление о праздновании дня принятия Конституции Союза ССР на всей территории СССР 6 июля. Таким образом, с 6 июля 1923 года Конституция СССР не только была введена в действие, но этот день объявляется праздничным по всей стране. Параллельно шел процесс создания союзных правительственных учреждений.

Первая Конституция СССР включила Декларацию и Договор об образовании Союза Советских  Социалистических Республик, где писалось, что «Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что  за каждой республикой обеспечивается право свободного выхода из Союза»42. Специальная глава была посвящена суверенным правам союзных республик и союзному гражданству, причем в ней писалось: «Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно. Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союза республик»43. Кроме того, имелась специальная глава под названием «О союзных республиках», где говорилось об их верховных и исполнительных органах и о взаимоотношении республиканских органов власти с всесоюзными. В Конституции имелись также главы о верховных и исполнительных органах Союза, Верховном суде Союза, Объединенном Государственном Политическом Управлении, гербе, флаге и столице СССР.44 Конституция предусматривала публикацию декретов и постановлений ЦИК, его Президиума и Совнаркома СССР на языках союзных республик – русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском и тюрко-татарском.

Информация о работе Образование СССР