Наполеон и Александр I: история личных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:06, реферат

Краткое описание

В продолжение всего своего царствования Наполеон преследовал во внешней политике одну неизменную цель: прочным миром с Англией обеспечить устойчивость своему делу, величие Франции и спокойствие мира. Главным политическим средством, которым он пользовался для достижения этой цели в эпоху, сделавшуюся началом конца его карьеры, был союз с Александром I, русским императором.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Александр против Наполеона……………………………………………………4
Союз 1807 – 1811гг……………………………………………………………...7
Кризис союза и его причины……………………………………………………13
Война 1812г.…………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...29

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

Бородинская битва 26 августа 1812 г. —  единственный в истории войн пример генерального сражения, исход которого и та и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою победу, имея на то основания.

Ход сражения складывался  в пользу Наполеона. Однако разгромить русскую армию, обратить ее в бегство Наполеон, при всех своих надеждах и планах, не смог. Он сам и все его воинство, от маршалов до солдат, после битвы были разочарованы и удручены, ибо русские войска, отступив (точнее, даже отодвинувшись) с основных позиций, стояли в конце битвы так же несокрушимо, как и в ее начале. Правда, Кутузов тоже не решил своей главной задачи: спасти Москву. После Бородина он вынужден был пожертвовать Москвой. Но сделал он это не столько по воле Наполеона, сколько по своей собственной воле, не потому, что был разбит и деморализован, а потому, что выстоял и уверовал в победоносный для России исход войны без риска нового сражения за Москву.

Тот месяц, пока Наполеон был в Москве, стал для Александра I едва ли не самым тяжким месяцем всей его жизни. Даже после Тильзита он не чувствовал себя таким униженным, одиноким и презираемым. Но, к чести его, царь нашел в себе силы противостоять всем нападкам и страхам.

Александр не поддался и  тому давлению, которое оказали  на него сторонники мира с Наполеоном. Их возглавлял вел. кн. Константин Павлович и поддерживала мать-императрица Мария Федоровна, которые толкали царя к миру по-семейному неотвязно.

Если бы Александр I согласился на мир с Наполеоном, занявшим Москву, то, по справедливому заключению К. Клаузевица, «поход 1812 г. стал бы для Наполеона наряду с походами, которые заканчивались Аустерлицем, Фридландом и Ваграмом». Наполеон хорошо это понимал. Именно поэтому он так долго (36 дней) оставался в Москве. Заняв Москву, Наполеон, по крайней мере, в первые три недели не мог уйти: он ждал от Александра согласия на мир, трижды «великодушно» предложенный царю из Москвы.29

Когда стало ясно, что царь не ответит, Наполеон занервничал. Он приказал искать в московских архивах документы о Е.И. Пугачеве, чтобы использовать их для возбуждения русских крестьян против русского же дворянства, обдумывал такую акцию и колебался.

Пока Наполеон, вопреки  своему обыкновению, бездействовал в Москве, Кутузов успел подготовиться к контрнаступлению.

7 октября Наполеон оставил, наконец,  Москву и повел «Великую армию» восвояси. Уходя, он приказал взорвать Кремль — очевидно, в отместку москвичам за их патриотическое «самосожжение» и Александру I за то, что царь отверг все его мирные призывы.

Из Москвы Наполеон пошел на Калугу — с намерением отойти к Смоленску не по старой, разоренной дотла, можайской дороге, а по новой, калужской. Он рассчитывал скрытно обойти Кутузова или отбросить его, если тот преградит ему путь. Но фортуна уже отвернулась от Наполеона: не удалось ему ни то, ни другое. Партизан А.Н. Сеславин на четвертый день марша «Великой армии» обнаружил ее колонны, и вовремя предупрежденный об этом Кутузов успел преградить французам путь на Калугу у г. Малоярославца.30 Здесь 12 октября разгорелась ожесточенная битва — третья по масштабам за всю войну после Смоленска и Бородина, а по значению даже вторая, вслед за Бородином. Город 8 раз переходил из рук в руки и в конце концов остался у французов; но Кутузов, отступив на 2,5 км к югу, занял там новую позицию, по-прежнему заслоняя собой Калужский тракт. Впервые в жизни Наполеон сам отказался от генеральной битвы. Впервые в жизни он добровольно повернулся спиной к противнику, перешел из позиции преследователя в позицию преследуемого.

Когда 12 ноября Наполеон подошел к  р. Березине, он располагал всего лишь 30—40 тыс. боеспособных людей и 35—40 тыс. безоружных, отставших и больных. Именно здесь, на Березине, Кутузов предрекал «неминуемое истребление всей французской армии». После долгой битвы, Наполеон, потеряв свою армию, бежал в Париж.

     Александр, тем временем, решил, что недостаточно отомстить своему врагу за Аустерлиц и Фридланд, Смоленск и Москву, за подневольные обеты Тильзита и Эрфурта только изгнанием его из России. Теперь Александр посчитал возможным, с божьей помощью, достроить 6-ю коалицию, возглавить ее и стать на правах коалиционного вождя Агамемноном Европы. Наполеон к тому времени, словно из-под земли, по волшебству, уже собрал новую армию в 200 тыс. человек и спешил во главе ее к Эльбе.

Все складывалось для 6-й коалиции наилучшим образом. Англия уже отсчитывала  коалиционерам свое золото, Пруссия и Австрия порвали с Францией, причем 20-тысячный прусский вспомогательный корпус генерала Г. Йорка еще в декабре перешел на сторону России, а 28 февраля в Калише Пруссия заключила с Россией договор о совместной борьбе с Наполеоном, выставив для начала 80 тыс. солдат. Австрийский же вспомогательный корпус фельдмаршала К.Ф. Шварценберга (30 тыс. человек) в январе вышел из войны, открыв русским войскам путь на Варшаву.31

Первое после «грозы двенадцатого года» сражение русских и прусских войск с новой армией Наполеона  произошло 2 мая 1813 г. на исторической равнине  у г. Лютцена.32 Здесь Наполеон и Александр I сошлись на поле боя впервые после Аустерлица. Оба они понимали, как важно начать кампанию с победы, и в желании победить не уступали друг другу. Наполеон, верный себе, непосредственно руководил битвой. Очевидцы рассказывали, что никогда еще со времени итальянского похода он не был в таком огне, рискуя собой, по выражению А. Дюма, «как младший лейтенант». Александр в сражении лишь присутствовал (не столько вдохновляя, сколько стесняя главнокомандующего Витгенштейна), но тоже был под огнем, а когда свита попыталась увести его в безопасное место, заявил: «Для меня здесь нет пуль!» В этом сражении победу одержал Наполеон.

В следующем сражении под Дрезденом  вновь победил Наполеон. Бонапарт после Дрезденской битвы заболел  и почти на шесть недель вышел  из строя, оставаясь под наблюдением врачей в Дрездене. Преследовать союзников он поручил своим маршалам, которые, однако, в отсутствие императора действовали разрозненно и все были разбиты: М. Ней — при Ден-невице, Ж.Э. Макдональд — на р. Кацбах, Н.Ш. Удино — при Гроссберене. Особенно удачным для союзников стал бой под Кульмом, где 29—30 августа был окружен и большей частью уничтожен русско-прусскими войсками корпус генерала Д. Вандама, а сам Вандам взят в плен. После такого фейерверка побед над военачальниками Наполеона коалиционеры воспрянули духом.33

16 октября 1813 г. на равнине у Лейпцига началась трехдневная, величайшая из битв наполеоновской эпохи, которая вошла в историю как «битва народов». Войска 6-й коалиции состояли из русских, австрийцев, пруссаков, шведов, баварцев, причем в рядах русской армии были представлены разные народы России. Под знаменами Наполеона сражались кроме французов итальянцы, поляки, голландцы, бельгийцы, саксонцы, немцы Рейнского союза. Первый день «битвы народов» не выявил победителя, хотя обе стороны понесли огромные потери.34

С утра 17 октября обе стороны начали убирать раненых и готовиться к возобновлению битвы. Узнав о двойном превосходстве коалиции в силах, Наполеон понял, что выиграть лейпцигское сражение практически невозможно. Он приказал доставить к нему пленного генерала Мервельдта, с которым уже имел дело как с вестником мира в 1797 г., перед Леобеном, и в 1805 г., после Аустерлица. Теперь Наполеон, отпуская его из плена под честное слово, передал с ним письмо к Францу I с предложением мира. Франц посоветовался с Александром I. Тот рекомендовал оставить письмо без ответа.

Второй день битвы был  еще страшнее первого. Войска коалиции сражались не столько умением, сколько числом, ибо Шварценберг слишком полагался на трех монархов, а они — на него. Наполеон делал все возможное, чтобы не уступить. Имея наполовину меньше войск, он и здесь умудрялся создавать в решающих пунктах численное превосходство. Но не смотря на все старания, Наполеон проиграл это сражение.

Следующим шагом коалиционеров  было вступление к границам Франции. 31 марта 1814 г. союзники торжественно вступали в Париж.35 Наполеон  бросился освобождать столицу, но его маршалы отказались от безнадежной борьбы и заставили императора подписать отречение от престола. Наполеон был сослан на остров Эльбу, а во Франции была восстановлена династия Бурбонов во главе с Людовиком XVIII.

Но уже в январе 1815г. Наполеон высадился на юге Франции, за 19 дней дошел до Парижа и вновь подчинил себе страну. Пытаясь привлечь на свою сторону Россию, Наполеон отправил Александру копию секретного договора, оставленную в спешке Людовиком XVIII в Париже. Однако не помогло даже это, перед лицом опасности коалиция вновь сплотилась, забыв все прежние противоречия. В битве при Ватерлоо Наполеон был разбит, вторично низложен и сослан на остров Святой Елены. Там он скончался 5 мая в 1821г. Спустя всего 4 года 19 ноября Александр I умер в Таганроге.

 

Заключение 

Что же общего у Александра и Наполеона? Прежде всего, и тот и другой — деспоты. Оба они во главу угла любого решения ставили свою волю. Но даже в этой общности они были очень разными. Если Наполеон представлял буржуазный прогресс, то Александр — феодальную реакцию (в Европе возглавлял Священный союз как международную жандармерию, а в России насаждал режим военных поселений, самовластие аракчеевых и магницких). С другой стороны, Наполеон дискредитировал свое прогрессивное начало как тиран внутри Франции и агрессор вне ее. Александр же маскировал свою реакционность многочисленными проектами реформ, ни один из которых, однако, не был реализован — главным образом потому, что царь боялся либо феодального заговора, который заставил бы его разделить судьбу отца и деда, либо антифеодального взрыва с появлением в России доморощенного Робеспьера или Наполеона. Между тем реформы «дней александровых» (особенно проекты М.М. Сперанского) могли бы ускорить национальное развитие России и освободить ее от крепостничества на несколько десятилетий раньше 1861 г.

Союз между Наполеоном и Александром не мог быть прочным, поскольку его основополагающее условие, т.е. соучастие обеих сторон в континентальной блокаде Англии, совершенно необходимое для Наполеона, было абсолютно неприемлемым для Александра. Борьба между ними не на жизнь, а на смерть оказалась неизбежной, а исход ее определили народы Европы, национальное достоинство которых унижал своим диктатом Наполеон. Восставшая против Наполеона Европа видела в Александре своего освободителя, горячо поддержала его и только после крушения Наполеона могла разочарованно констатировать, что попала из огня да в полымя. Таким образом, история преподала своим героям поучительный урок. Даже столь могучий гений, каким был Наполеон, представлявший к тому же прогрессивное буржуазное начало, не мог противостоять реакционному феодальному лагерю с его посредственными или даже ничтожными по сравнению с ним вождями, ибо своей агрессивностью восстановил против себя чужие народы, а на собственный народ, когда враги вторглись во Францию, не захотел опереться.

 

 

Список литературы

 

  1. Вандаль А. Наполеон и Александр I. Франко-русский союз во время Первой империи. Спб.,1995. Т. 2.,544 с., Т.3., 576 с., Т.4.,608 с.

http://www.infanata.org/society/history/1146094163-napoleon-i-aleksandr-i.-franko-russkijj.html

  1. Дживелегов А.К. Александр I и Наполеон. Исторические очерки. М., 1915, 301 с.

http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=566

  1. Троицкий Н.А. Александр I и Наполеон. М., 1994, 304 с.
  2. Коленкур А. Мемуары. Поход Наполеона в Россию. М., 1996,324 с.

http://read.newlibrary.ru/read/kolenkur_lui/pohod_napoleona_v_rossiyu.html

  1. Григорян В. Царские судьбы. М., 2004, 525 с.
  2. Соловьев С.М. Александр I. Политика, дипломатия. М., 1995, 603 с.

1  Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 87

2  Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 93

3  Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 98

4 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 101

5 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 112

6 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 113

7 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 120

8  Вандаль А. Наполеон и Александр I, Спб., 1995, Т. II. С.83

9  Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 121

10  Вандаль А. Наполеон и Александр I. Спб., 1995. Т. II. С.107

11 Вандаль А. Наполеон и Александр I, Спб., 1995, Т. II. С.85

12 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 124

13 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 179

14 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 180

15 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 180

16 Взаимное признание прав воюющих сторон на занятые ими территории (лат.)

17 Вандаль А. Наполеон и Александр I, Спб., 1995, Т. II. С.506

18 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 184

19 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 185

20 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 187

21 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 188

22 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 189

23  Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 191

24 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 196

25 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 201

26 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 202

27 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 203

28 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 204

29  Вандаль А. Наполеон и Александр I, Спб., 1995, Т. IV. С.530

30 Вандаль А. Наполеон и Александр I, Спб., 1995, Т. IV. С.535

31 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 221

32 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 222

33 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 227

34 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 228

35 Троицкий Н.А. Наполеон и Александр I, М., 1994, С. 237

 


Информация о работе Наполеон и Александр I: история личных взаимоотношений