Наполеон и Александр I: история личных взаимоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2013 в 13:06, реферат

Краткое описание

В продолжение всего своего царствования Наполеон преследовал во внешней политике одну неизменную цель: прочным миром с Англией обеспечить устойчивость своему делу, величие Франции и спокойствие мира. Главным политическим средством, которым он пользовался для достижения этой цели в эпоху, сделавшуюся началом конца его карьеры, был союз с Александром I, русским императором.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Александр против Наполеона……………………………………………………4
Союз 1807 – 1811гг……………………………………………………………...7
Кризис союза и его причины……………………………………………………13
Война 1812г.…………………………………………………………………….17
Заключение………………………………………………………………………27
Список литературы……………………………………………………………...29

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 135.00 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Содержание………………………………………………………………………..2

Введение…………………………………………………………………………...3

Александр против Наполеона……………………………………………………4

Союз 1807 – 1811гг……………………………………………………………...7

Кризис союза и его  причины……………………………………………………13

Война 1812г.…………………………………………………………………….17

Заключение………………………………………………………………………27

Список литературы……………………………………………………………...29

 

 

Введение

 

Александр I и Наполеон — современники, с 1807 по 1811 г. — союзники, едва не породнившиеся между собой, а до и после этого смертельные враги, захватнически побывавшие в столицах друг друга.

В продолжение всего  своего царствования Наполеон преследовал  во внешней политике одну неизменную цель: прочным миром с Англией  обеспечить устойчивость своему делу, величие Франции и спокойствие  мира. Главным политическим средством, которым он пользовался для достижения этой цели в эпоху, сделавшуюся началом конца его карьеры, был союз с Александром I, русским императором. Если бы единодушие, к которому стремились в Тильзите, упрочилось и установилось надолго, быть может, Англия была бы побеждена, и Франция и Европа приняли бы иной вид. Разрыв с Россией оживил угасавшую коалицию, вовлек Наполеона  в роковые предприятия и привел его к гибели.

В своей работе я хочу рассказать о том, как образовался  союз двух и императоров и как и по каким причинам разрушился.

 

 

Александр против Наполеона

 

     В начале своего царствования, Александр I был занят внутренними делами в стране, и остро нуждаясь в передышке после 40 лет почти беспрерывных войн, его кабинет воздерживался от активной внешней политики. Александр лавировал между Англией и Францией. Отношения с Англией были нормализованы  прежде всего. В июне 1801г. была подписана русско-английская конвенция о взаимной дружбе. В то же время Александр I продолжил начатые отцом, Павлом I, переговоры с Францией, придал им иную ориентацию и завершил их подписанием 26 сентября мирного договора.

     Три  первых года своего царствования  император Александр поддерживал  лишь протокольно необходимые  дипломатические сношения с консулом Бонапартом, но все чаще задумывался о возможности войны с ним и все более убеждался в ее неизбежности. Все его окружение толкало на разрыв с Францией, пока Наполеон сам преподнес удобный предлог для разрыва.

     В марте 1804г. по приказу Наполеона был арестован, предан суду и расстрелян член королевской семьи Бурбонов герцог Энгиенский, который в 1797-1799 гг. с почетом жил в Петербурге и едва не стал мужем сестры Александра великой княжны Александры Павловны. Как только Александр I узнал об этом, он собрал Непременный совет, где заявил, что не может сохранять отношения с правительством, которое запятнано таким ужасным убийством.1

     Наполеон  воспринял русский протест с  мрачным юмором: «Необычайно забавен  в роли блюстителя мировой  нравственности человек, который подослал к своему отцу убийц, подкупленных на английские деньги».2 4 мая первый консул направил свой ответ Александру I, который так оскорбил царя, как его никогда и ничто более не оскорбляло за всю его жизнь. С той минуты Александр стал считать Наполеона своим личным врагом.

     В  1804г. в то время как Наполеона  провозгласили императором, Александр  форсировал сколачивание 3-й антифранцузской  коалиции. Он был душой и организатором  данной коалиции. Главными участниками  3-й коалиции стали три державы – Россия, Англия и Австрия. 1 сентября 1805г. Александр I в указе Сенату объявил, что единственная и непременная цель коалиции – «водворить в Европе на прочных основаниях мир».3 Вообще все официальные документы коалиционеров полны фраз о намерениях освободить Францию «от цепей» Наполеона, а другие страны – «от ига» Франции, обеспечить мир, безопасность, свободу, даже счастье европейских народов и всего страдающего человечества.

     Пока 3-я коалиция  собиралась с силами, Наполеон, не  отвлекаясь от внутренних дел, продолжал готовить десант против Англии. 3 августа 1805 г. он сам прибыл в Булонский лагерь и лично возглавил подготовку десанта для вторжения на Британские острова. Вторжение планировалось на ближайшие недели.4

     Все население  Англии жило в страхе перед угрозой французского наступления. В этот критический для Англии момент начали военные действия ее континентальные союзники. Царь Александр лично сам отбыл на войну, его сопровождали «молодые друзья», несколько генерал-адъютантов. Настроение, как в военных, так и в гражданских кругах было боевым. Наполеона россияне не боялись и даже не считали его талантливым военачальником. Тем не менее, уже в начале войны Бонапарт показал себя как отличного стратега, разбившего несколько войск.

     В течение недели до Аустерлицкого сражения Наполеон день за днем виртуозно разыгрывал перед союзниками видимость своих колебаний и опасений. Он начал с того, что послал к Александру в Ольмюц своего генерал-адъютанта Р. Савари «поздравить его величество с прибытием в армию», причем Савари притворился, что опасается атаки союзников, и в таком же качестве представил Наполеона. Когда же союзники действительно перешли в наступление и 28 ноября в стычке под Вишау 56 русских эскадронов отбросили восемь французских на глазах у Александра, Наполеон вторично отправил Савари к Александру с просьбой о перемирии и свидании. Александр повидаться с Наполеоном не захотел, но прислал к нему князя П.П. Долгорукова, который высокомерно потребовал, чтобы французский император отказался от всех своих завоеваний, после чего Наполеон решил сражаться. И он решил свою главную задачу – под Аустерлицем он разгромил 3-ю коалицию.

     Александр  I пережил Аустерлиц не только как поражение своей армии и державы, но и как самое сильное за всю его жизнь, после цареубийства, личное потрясение. Царь считал возможным скорый реванш за Аустерлиц,  даже отправив в Париж на мирные переговоры своего уполномоченного П.Я. Убри, Александр продолжал договариваться с Пруссией о больбе против Наполеона. 8 июля Убри подписал в Париже договор между Францией и Россией, но пока он вез текст договора в Петербург, царь 1 июля скрепил личной подписью секретную декларацию о союзе России с Пруссией против Франции.5 Договор же, подписанный Убри, Александр, выждав полумесячную паузу, отказался ратифицировать.

     Наполеон с  нетерпением ждал и до последнего  момента верил, русско-французский  договор будет утвержден Александром.  Но в сентябре 1806г. он узнал  не только, что Александр не  желает утверждать договор, но  и что Россия, Пруссия и Англия сговариваются образовать 4-ю коалицию против него.

     15 сентября  Россия, Англия и Пруссия оформили  новую коалицию против Франции,  к которой присоединилась и  Швеция.6 6 октября 1806 г. началась война между Пруссией и Францией, но уже через неделю Наполеон разгромил все войско Пруссии. После Наполеон решил разгромить войска Англии, и когда Англия оказалась под угрозой гибели, на помощь ей пришла Россия.

     Новая война  между Россией и Францией запылала  на польских землях. В битве  под Эйлау русские войска одержали победу. После Наполеон лучше подготовился к кампании 1807г., которая развернулась на территории Восточной Пруссии. Битва при Гейльсберге не была решающей. Наполеон пошел на Кенингсберг, там он разгромил русские войска. 19 июня Наполеон подошел к Неману и встал у Тильзита на границе Российской империи.7 22 июня Александр, из-за сложнейшего положения и по настоянию близких людей, послал к Наполеону предложение о перемирии. Наполеон утвердил акт перемирия в тот же день, подчеркнув, что он желает не только мира, но и союза с Россией.

 

Союз 1807 -1811 гг

 

     Русско-французские переговоры начались немедленно. Утром 25 июня оба императора одновременно вступили в лодки и поплыли к плоту, специально сооруженного для них. Наполеон первый взошел на плот и встретил Александра. Посмотрев друг на друга, императоры обнялись в обоюдном порыве чувств.8 Бывшие враги, расточая улыбки друг другу, прошли в главный павильон и оставались там с глазу на глаз около двух часов.9 Закончив первую беседу, императоры пригласили к себе в павильон и представили друг другу свои свиты.

     В следующие  дни Наполеон и Александр почти  не расставались друг с другом. С утра они вдвоем проводили смотры и учения французских войск. Затем вели переговоры. Обедали всегда у Наполеона. После обеда императоры ненадолго расставались, чтобы дать возможность удалиться гостям. Часов в 10 вечера Наполеон уже приходил к Александру и оба императора засиживались за разговорами о мировых, национальных и личных делах. «Мы, - вспоминал об этом Наполеон на острове Святой Елены, - не расставались до 2-3 часов утра. Обычно мы рассуждали о политике и философии». «Иногда, поговорив до полуночи, они выходили прогуляться, и военные всякого звания, наполнявшие вечерами улицы Тильзита, встречая двух прохожих, которые, идя под руку, дружески разговаривали, с удивлением узнавали в них императоров Франции и России».10

     За время  тильзитских встреч Наполеон  проникся симпатией к Александру, против которого ранее был  предубежден, считая его отцеубийцей и главным поставщиком «пушечного мяса» для антифранцузских коалиций. « Я был крайне им доволен! – написал он Жозефине после первых же встреч с царем. – Это молодой, чрезвычайно добрый и красивый император. Он гораздо умнее, чем думают».11 Наполеон всегда мыслил рационально и очень масштабно. Он был так заинтересован в союзе с Россией, что готов был бы заключить в объятия на месте Александра хоть самого дьявола. То, что царь так обаятелен и покладист, стало для него приятным сюрпризом, и он искренне проявлял дружеское внимание к Александру, с удовольствием испытывал на нем всю силу своих чар, чтобы привязать его к себе.

     Александру  в это время было сложнее  преодолеть предубеждение против  Наполеона, он не мог забыть ему личного оскорбления. Однако царь переступил этот психологический барьер с видимой легкостью. Но это скорее была не искренность, а умение с детства перевоплощаться. Он почтительно внимал Наполеону, восхищался его талантами и победами, хвалил его сотрудников и ругал врагов.

     А.К. Дживелегов, специально исследовавший тему «Александр I и Наполеон», так объяснил поведение Александра в Тильзите: «Ему нужно было усыпить малейшие подозрения Наполеона. Он решил не останавливаться для этого ни перед чем, даже перед унижениями. Ненависть к Наполеону не утратила ни силы, ни остроты, но он сумел ее скрыть и опасался обнаружить ее каким-нибудь неосторожным поступком». У А. Вандаля была несколько иная версия. Александр, безусловно, ненавидел Наполеона и в объятия к «антихристу» на тильзитском плоту «бросился в порыве отчаяния», но затем, ежедневно общаясь с Наполеоном, не мог не восчувствовать, по крайней мере, пиетета к мощи, разносторонности и блеску дарований, которые «антихрист» расточал перед ним. Правда, «будучи и на самом деле очарован, он делал вид, что увлечен более чем это было в действительности».12

     Русско-французский  союз действительно был нужен  обоим, но на разных уровнях:  Александру – для «самосохранения», Наполеону – для возвеличения  себя и своей империи. Поэтому,  если Александр рассматривал союз как вынужденную и временную уступку победителю, то Наполеон – как гарантию стабильности в побежденной Европе под контролем Франции. Он надеялся, что союз этот будет постоянным.

     Тильзитский  договор о мире, дружбе и союзе  между Францией и Россией был подписан 7 июля 1807 г. и ратифицирован обоими императорами.

     Союз  между Наполеоном и Александром I, так много значивший и еще более обещавший, был обречен на недолговечность. Правда, в отличие от Александра, которому сразу же пришлось иметь дело с угрожающей оппозицией тильзитскому курсу, Наполеон успел разрекламировать договор, заключенный в Тильзите, и подсчитать, сколь велики вытекающие из него возможности, пока не увидел, уже к началу 1808г., что Россия уклоняется от выполнения главной статьи договора – о континентальной блокаде. Эта статья представила собой нечто вроде мины замедленного действия, заложенной в русско-французский союз, главный источник его кризиса. Вторым источником было стремление Наполеона обеспечить за собой роль ведущего партнера  по отношению к Александру как ведомому. Александр, которого и без того уже собственные подданные называли «приказчиком Наполеона», не мог позволить себе такого унижения – прежде всего в глазах той же оппозиции, способной на многое, вплоть до очередного цареубийства. В результате через считанные месяцы после Тильзита союз Франции и России оказался в преддверии кризиса.

     Наполеон своевременно прибегнул к аварийным мерам и в феврале 1808г. предложил Александру подобие второго Тильзита. Александр выбрал Эрфурт. 27 сентября оба императора съехались на свидание в Эрфурт. При встрече они оба бросились друг другу в объятия самым дружеским образом.13

     Первые дни  встречи прошли без деловых  разговоров. Все время занимали  завтраки и обеды, парады и маневры, прогулки, балы, театральные спектакли. Наполеон выказывал Александру подчеркнутое расположение – любезничал с ним. Конечно, свою симпатию к Александру он акцентировал, отчасти даже инсценировал, но была в этом и доля искренности. Александр, со своей стороны, также не скупился на публичные проявления восторженного пиетета к Наполеону. Когда в театре перед партером королей» шел «Эдип» Вольтера и Тальма в роли Филоктета произнес со сцены: «Дружба великого человека – это подарок богов!», - Александр, сидевший рядом с Наполеоном, воскликнул: «Вот слова, сказанные для меня!» - встал и пожал руку Наполеону под овацию всего зала.14

     Однако, едва начались переговоры, «великий  человек» встретил со стороны  своего друга неожиданное, очень  мягкое по форме, но жестко неуступчивое по сути противодействие: мало того что Александр утомительно для Наполеона хлопотал за Пруссию, - главное, он отказывался предъявить вместе с Наполеоном ультиматум Австрии, чтобы она перестала вооружаться. После долгих споров Наполеон попытался воздействовать на Александра, как когда-то на Л. Кобенцля: вспылил, схватил с камина шляпу, швырнул ее на пол, поддал ей ногой. Александр смотрел на эту сцену с улыбкой. «Вы резки, а я упрям, - сказал он спокойно. – Будем рассуждать, или я уеду».15

     С  огромным трудом в беседах  с глазу на глаз Наполеон 12 октября склонил Александра к  подписанию такого проекта конвенции,  который обязывал Россию, по крайней  мере, «выступить против Австрии  вместе с Францией», если Австрия  начнет войну против Франции. Наполеон, со своей стороны, признал Финляндию, Молдавию и Валахию присоединенными к России. В тот же день Наполеон и Александр совместно предложили английскому королю Георгу III «заключить мир» на основе uti possidetis16, а на случай, если их предложение будет отвергнуто, договорились «иметь в течение года свидание, чтобы условится об операциях в совместной войне и о способах ее всеми силами и всеми средствами обеих империй». Англия отвергнет их призыв к миру, сославшись на «узурпации» Наполеона, но увидеться вновь и спланировать ход «совместной войны» против нее Наполеон и Александр уже не смогут.

     Таким  образом, каждое из трех желаний, с которыми Наполеон ехал в Эрфурт (привязать к себе Россию, склонить к миру Англию и обуздать Австрию), исполнилось лишь в минимальной степени. Хотя оба императора заявили в Эрфурте о своем желании «придать соединяющему их союзу более тесный и навеки прочный характер», их соглашение, как заметил А. Вандаль, только «продлило союз, но не упрочнило его». Александра это устроило, Наполеона разочаровало.

Информация о работе Наполеон и Александр I: история личных взаимоотношений