Монашество в средние века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является: изучение условий возникновения монашества и выявление основных направлений развития монашеского движения в период раннего Средневековья.
Цель, предмет определили следующие задачи:
1. Изучить литературу по истории монашества у отечественных и зарубежных авторов.
2. Выявить особенности зарождения монашеского движения.
3. Отразить важнейшие процессы и закономерности развития средневекового монашества.

Содержание

Введение …………………………………………………...…3
Глава 1. Зарождение монашества ……………………......…5-11
Глава 2. Западное монашество до Бенедикта ………..……11-15
Глава 3. Бенедикт и его реформа……………………..…….15-22
Глава 4. «Обмирщение» монашества и его реформ...……..22-26
Заключение …………………………………………………..26-27
Список литературы…………………………..….…………...28

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа по Западу.doc

— 123.50 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление

 

 

Введение …………………………………………………...…3

Глава 1. Зарождение монашества ……………………......…5-11

Глава 2. Западное монашество до Бенедикта ………..……11-15

Глава 3. Бенедикт и его реформа……………………..…….15-22

Глава 4. «Обмирщение» монашества и его реформ...……..22-26

Заключение …………………………………………………..26-27

Список литературы…………………………..….…………...28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Во введение я полагаю выявить основную сущность монашеского движения в раннее средневековье. В работе речь пойдет о возникновении монашества и об особенностях образа жизни и быта монахов. Выясним, что же такое монашество, откуда произошло и что означает это название, что является предметом истории монашества в средние века.

Монашество (от греч. топаспоз — отшельник) — одна из форм осуществления христианского аскетического идеала. Греческое слово аскеза (буквально — упражнение) еще в античной этике обозначало своего рода духовную гимнастику.

Предметом истории монашества – одной из религиозных явлений  средневековья – является изучение возникновения монашества, а также выявление и исследование частных, национальных закономерностей развития монашеского движения и особенностей ее развития.

Под монашеством принято  понимать уход от мирской жизни и следование аскетическому образу жизни во имя спасения души.

Множество людей отказывались от светской жизни, от семьи и богатства  по разным побуждениям: от неохоты трудиться; с отчаяния, что все равно, при  непрерывной войне все их сооружения пойдут прахом; наконец, от заботы о  спасении души своей среди вихря диких страстей и жестокостей.

Целью курсовой работы является: изучение условий возникновения монашества и выявление основных направлений развития монашеского движения в период раннего Средневековья.

Цель, предмет определили следующие задачи:

1. Изучить литературу по истории монашества у отечественных и зарубежных авторов.

2. Выявить особенности зарождения монашеского движения.

3. Отразить важнейшие процессы и закономерности развития средневекового монашества.

В работе использованы такие источники как словарь средневековой культуры, в нем дано определение монашества близкое к действительности, так же использованы авторские работы Виппера История средних веков, Дюби Европа в средние века под издательством «Пилигрима». Взяты материалы из учебника Истории средних веков для исторических факультетов. Взят первый том из двухтомника Истории средних веков под редакцией Карпова изданный Маковским государственным университетом в 2000 году. В качестве литературы использован Интернет ресурс где взята авторская работа Карсавина Очерки религиозной жизни в Италии XII – XIII вв., взята его работа Культура средних веков.

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Зарождение монашества

Монашество (от греч. monachos — «отшельник») — одна из форм осуществления аскетического идеала, характерная для ряда «религий спасения», требующих от своих последователей полной или частичной систематизации поведения ради обретения как «духовной сопричастности божественному» при жизни, так и спасения после смерти.1

С необыкновенной силой  развивалось в средние века монашество. Множество людей отказывалось от светской жизни, от семьи и богатства по разным побуждениям: от неохоты трудиться; с отчаяния, что все равно, при непрерывной войне все их сооружения пойдут прахом; наконец, от заботы о спасении души своей среди вихря диких страстей и жестокостей. Другие, продолжая оставаться в светском обществе, старались принять участие в подвигах монахов устроением монастырей и большими вкладами на их украшение: в звании «основателя монастыря» видели большую спасительную силу. Поэтому монастыри строили все: царь, патриарх, придворные, чиновники, духовенство, солдаты и крестьяне, мужчины и женщины, богатые и бедняки. В них вступали люди всякого звания и возраста, даже дети. Многие землевладельцы обращали свои усадьбы в монастыри. Состоятельный человек готовил себе заранее могилу выстраивал часовню и монастырь, чтобы обеспечить себе навек заупокойные молитвы. В местностях, которые считались особенно святыми, монастыри лепились друг к другу и составляли большие сплошные поселения. Таковы были склоны гор Иды и Олимпа в Малой Азии, Афона на полуострове Халкидском, почитавшиеся еще в греческие времена как места земного рая или пребывания блаженных. В столице и Салониках монастыри считались сотнями.2

Воодушевленные увещаниями Отцов Церкви, девственницы замыкались от мира, образуя общежития; мужчины бежали в пустыню, следуя за Христом и Иоанном Крестителем.

Египетские пустыни - колыбель монашества. Например, Павел Фивский бежал от преследования Деция в горы Фиваиды, оставив свое соседствующее с пустынею поместье. Он избрал себе жилищем пещеру, открытую сверху и загороженную от посторонних глаз скалою.3

Но главным слоем, с  которым связана дальнейшая история  монашества, все же оставались относительно оседлые анахореты пустынь. Остальные виды монашества исчезли в дальнейшем его развитии.

Пахомий, прежний солдат, еще до принятия христианства был  аскетом. Он жил пустынником на берегу Нила, около оставленного храма Сераписа, обрабатывая огород, плодами которого питался, отдавая излишек бедным. Приняв христианство, Пахомий скоро пришел к мысли о создании монашеского общежития, в котором живущие вместе монахи были бы объединены не только фактом сожительства, но и общностью служения Богу. С помощью собравшихся около него учеников Пахомий построил несколько домов для жития монахов с церковью в их центре. Возник первый монастырь Табеннизи (до 328 г.). Вместе с увеличением притока учеников появилось и девять других монастырей, среди которых первое место занял Бафуа. Немного позже Пахомий основал и два женских монастыря.4

Монашество выражалось в разнообразных обетах: в соблюдении строго поста; в отказе от теплой одежды или от омовения и чистоты; в юродстве или тяжелых физических мучениях, например, «божьи латники» носили железные вериги на теле; в пребывании под солнцем и дождем на открытых площадках высоких и узких башен (столпники); в вечном молчании и невозмутимости души. Влияние этих подвижников среди народа было огромное: многие верили, что молитва монаха спасет полтораста человек, осужденных на вечную гибель. Некоторые монастыри усвоили строгий рабочий устав студитов (ревнителей) и требовали от братьев изучения какого – либо ремесла: плотничьего, ткацкого, башмачного. Но во многих общинах монахи проводили время в полной праздности.5

Монахи каждой «лавры»  делились на декурии. Для каждых двадцати монахов отводилось особенное здание, в котором они жили под надзором и руководством «домоправителя», причем деление это совпадало с делением монахов по роду занятий. В общем доме у каждого была своя келья, двери которой для облегчения надзора всегда должны были быть открытыми. Три-четыре дома составляли трибу, каждая из которых по очереди в течение недели несла на себе работы, касающиеся всего монастыря, заведуя кухней, церковью и прочим. Утром и вечером все собирались на общую молитву; по субботам и воскресеньям - на литургию.

Дважды в год все  монахи должны были собираться в главном  монастыре, аббату, или «отцу», которому были подчинены местные аббаты.

Аббат является пожизненным  главой монастыря. Его избирают простым большинством все братья, но избрание достойного обеспечено контролем епископа, утверждающего избрание. В помощь себе аббат может назначать препозита, или приора, или же старших, каждому из которых поручено наблюдение над десятью монахами. Аббат не ограничен в своей власти, одинаково управляя и братьями, и назначенными им «старшими», келарем, экономом и другими должностными лицами. В важных случаях он может советоваться с братьями или только со «старшими», но их мнением воля его не связана: он подчинен только уставу. Являясь заместителем Христа в монастыре, аббат управляет всем: и хозяйственной, и духовной жизнью монастыря. Он - единственный представитель монастыря миру.

Так под неограниченною властью главного аббата жила крепкая и единая организация, обеспечивавшая личное спасение определенными формами труда и молитвы, протекавших под строгим и бдительным надзором, и в то же время обеспечившая свое существование продуманною организацией монашеского труда и связью своею с экономическою жизнью страны.

Однако в среде духовенства и монашество существовали имущественные и социальные различия. Большинство монахов и низший клир по материальному положению приближались к бедным слоям населения. Им противостояли высшие церковные иерархи, обладавшие статусом светских вельмож. Наиболее привилегированное положение занимали епископы городов, которые по мере ослабления муниципальной организации сконцентрировали в своих руках политическую и духовную власть в своих епархиях, а также игумены крупных монастырей.6

Еще ближе монашество к миру в монастырях, связанных с именем Василия Великого. Василий был в Египте и Сирии и, вдохновленный примером тамошних монахов, раздал, вернувшись на родину (в Каппадокию), все свое имущество бедным и удалился в понтийскую пустыню. Василианские монахи ведут жизнь отречения, бедности и целомудрия в строгом послушании своему настоятелю и в смирении. Молитва и труд наполняют их день, братская любовь их объединяет. Сообща молятся они, сообща едят и спят: особые кельи почти оставлены. Вступающий в монастырь проводит некоторое время послушником, благодаря чему постепенно входит в монастырскую жизнь, и только после этого становится «малосхимником», то есть обыкновенным монахом.

Монахи Василия принимают  на себя заботы о бедных и больных, чему способствует близость василианских монастырей к стенам города.

Первые монастыри, в  которых объединяются монахи, подчиненные  определенному уставу, возникли на Востоке, благодаря Василию Великому. В Риме и прилегающих областях заслуга в их создании принадлежит Иоанну-Касьенну и, наконец, близ Тура – епископу Мартину Турскому. Ирландия, где проповедовал в V в. святой Патрик становится важнейшим очагом монашеской жизни – факт совершенно неожиданный для христианства в силу географической удаленности Ирландии.7

Монастырь, двери которого поручены охране испытанного назначаемого аббатом старца, огорожен от внешнего мира. Но общение с миром вполне не пресечено. В монастырь приходят гости, даже если они являются мирянами. Тем менее загражден вход родственникам монахов. В монастырь приносят миряне своих детей - будущих монахов, а иногда просто отдают их монахам на воспитание. И чем больше слава данного монастыря, тем чаще приходят в него религиозные люди. В годы бедствий монастырь служит местом временного убежища. Монастыри обязаны предоставить приют обездоленным, заниматься благотворительностью и поддерживать школьное образование. Монастырь служит не только целям индивидуального спасения, но и является очагом христианства для мира. И не одного христианства, но и культуры.

Несмотря на обилие монастырей, далеко не все они удовлетворяли  идеалу аскетической жизни. Популярность обителей у государей и знати  обеспечивала щедрое пожертвование  земель и богатые вклады на помин  души, дарения утвари, драгоценностей и т. д.8

Например, Карл Великий, пожинавший плоды предшествующего  развития, одарял монастыри, превращал  их, покровительствуя монастырским школам, в умственные центры, заботился о  дальнейшем распространении устава Бенедикта. Магнаты дарили монастырям земли - селения и пустоши; бездетные завещали им свое имущество, веря в чудотворную силу монашеских молитв. И монастыри превращались в крупных землевладельцев. За хребтом монастыря стремились укрыться гонимые и беспризорные, отдавали свою землю и получали взамен спокойное пожизненное пользование ею и надежду на спасение души. И в VI- VII вв. монастыри превратились в крупные, хорошо организованные вотчины, в которых трудились зависимые крестьяне.9

Таким образом, монашество становится в центре христианской жизни, и монастырь - не убежище спасающихся, а орган христианизации масс; монах не только аскет, а и миссионер или апостол. Исключительное господство монашества и христианский идеал понимается аскетически, способствуя появлению и расцвету анахоретства.10

Такой рост монашества показывает и силу аскетического момента в христианской эпохе, и силу сочувствующих аскетизму слоев. Никто уже не сомневался, что монашество - совершеннейшая форма служения христианскому Богу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Западное монашество до Бенедикта

Не прерывавшие общения  с Церквами Востока Церкви Запада воспитывают то же понимание христианского идеала и столь же легко поддаются аскетическим тенденциям эпохи. Уже в половине III века приобретают все большее значение аскетические требования. Все прочнее укореняется обычай при вступлении в ряды клира порывать плотские сношения со своею женой. Даже среди простых мирян распространяется «духовный брак». Девы дают обет безбрачия, посвящая себя Христу.11

На Западе аскетические тенденции прежде всего проявились в большей строгости жизни ревностных христиан, в распространении идеала девства и аскетических требованиях, предъявляемых к клиру. Распространенной формой жизни аскетически настроенных мирян являются общежития аскетов или аскеток около города или в самом городе. От этих аскетериев через отдельные группы и семьи, которые вели более строгий образ жизни, незаметен переход к обыкновенным мирянам. С другой стороны, были и люди, уходившие от мира, бежавшие на Восток, как Иероним, Руфин и обе Мелании, основывавшие там монастыри. Во всяком случае, влияния родины монашества - Востока сказались очень рано и сплелись до неразличимости с западною аскетическою струей.12                                            

Результатом восточного влияния было усиление на Западе аскетического течения. Приверженцы анахоретства и монашества Востока радостно смотрели на расцвет западных монашеских общежитии, на стремление в Египет или Палестину, где возникали общежития западных монахов и монахинь. Но они стремились к большему: к устранению аскетериев и замене их монастырями. И здесь им пришлось натолкнуться на серьезное сопротивление.13

Растущая популярность аскетического идеала обеспечивала дальнейшее распространение монашества на Западе и быстрое исчезновение противоаскетических течений. За аскезу вступились такие люди, как Иероним и Амвросий, и добились осуждения противников при деятельном сочувствии большинства видных иерархов.

Информация о работе Монашество в средние века