КАРАМЗИН Николай Михайлович

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 07:45, доклад

Краткое описание

КАРАМЗИН Николай Михайлович (1766-1826), российский историк, писатель, почетный член Российской АН (1818). Создатель «Истории государства Российского» (т. 1-12, 1816-29), одного из значительных трудов в Российской историографии. Основоположник русского сентиментализма («Письма русского путешественника», «Бедная Лиза» и др.). Редактор «Московского журнала» (1791-92) и «Вестника Европы» (1802-03).
* * *
КАРАМЗИН Николай Михайлович [1 (12) декабря 1766, село Михайловка (Преображенское) Бузулукского уезда Симбирской губернии (по другим данным — село Богородское Симбирского уезда Симбирской губернии) — 22 мая (3 июня) 1826, Петербург, Таврический дворец], российский историк, писатель, реформатор русского языка; журналист и издатель.

Прикрепленные файлы: 1 файл

КАРАМЗИН Николай Михайлович.docx

— 62.56 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

Западники и славянофилы

Кавелин Константин Дмитриевич (1818-1885) — русский философ, историк и политический деятель. В молодости западник. В 50-х гг. стал либералом, что привело к разрыву с ним «Современника» и Герцена. К философии обращается в 60-х гг. для обоснования политических и этических взглядов. В работах «Задача психологии» (1872) и «Задачи этики» (1885) сделал попытку приспособить психологию для объяснения христианской этики. Философия, по его мнению, должна стать наукой об индивидуальной человеческой душе, психологией, которая объясняет нравственный, духовный мир безотносительно к его материальному субстрату. Абстрактности материализма и идеализма, исследующим общее, Кавелин противополагает конкретное знание индивидуальной души. На этой основе, по его мнению, снимается односторонность и ограниченность философских систем (включая позитивизм). Кавелин признавал свободу воли.

КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (4/16.11.1818-3/15.05.1885), русский мыслитель, историк, правовед и общественный деятель. Первоначально занимал либеральные позиции, позднее отошел от них и сблизился со славянофилами.

Стоял на позиции  сильной самодержавной власти. В 1866 подал царю записку “О нигилизме  и мерах против него необходимых”.

Кавелин наряду с Б.Н. Чичериным стал основателем государственной школы исторического последования. В своих трудах “Взгляд на юридический быт Древней России” (1847), “Мысли и заметки о русской истории” (1866), “Краткий взгляд на русскую историю” (опубл. 1887) Кавелин показывает решающую роль самодержавного государства в жизни народа. По мнению ученого, русское государство явилось высшей формой общественного бытия в жизни России.

Кавелин был одним из творцов крестьянского законодательства 1861, в числе первых отечественных ученых исследовал сельскую общину, доказав, что в ее сохранении — основа социальной и экономической устойчивости России. Разрушение тысячелетних обычаев крестьянского мира, по мнению Кавелина, приведет к упадку экономики и падению самого Русского государства.

Кавелин выступал противником личной собственности на землю, считая, что в условиях России она приведет к массовому обнищанию крестьян. Чтобы не допустить этого, ученый предлагал передать землю крестьянам в пожизненное пользование с правом наследования, но без права продажи. Причем выделение земли должно осуществляться строго в рамках уже существующих общин, являющихся, по сути дела, коллективными владельцами земли.

О. Платонов

Кавелин Константин Дмитриевич (4 [16].11.1818 – 3 [15].05.1885), мыслитель, историк, правовед и общественный деятель. Родился в Петербурге. В 1839 окончил юридический факультет Московского университета. Первоначально занимал либеральные позиции, позднее отошел от них и сблизился со славянофилами. Стоял на позиции сильной самодержавной власти. В 1866 подал царю записку «О нигилизме и мерах, против него необходимых».

В своих трудах «Взгляд на юридический быт Древней  России» (1847), «Мысли и заметки о  русской истории» (1866), «Краткий взгляд на русскую историю» (опубл. 1887) Кавелин показывает решающую роль самодержавного государства в жизни народа. По мнению ученого, Русское государство явилось высшей формой общественного бытия в жизни России. Самодержавие, по мнению Кавелина, – естественная форма русской государственности, порожденная народным идеалом. В 1860-х Кавелин принял выдвинутую Б. Н. Чичериным теорию «закрепощения и раскрепощения» сословий государством. Крепостной строй Кавелин воспринимал как закономерный этап развития русского общества, как необходимое условие существования сильной центральной власти, без которой Русское государство не устояло бы в борьбе с внутренними врагами. Подчеркивая особую роль государственной власти, «спасшей» Россию, Кавелин признавал, что она не давала развиться «личному началу». В 1860-х Кавелин характеризовал опричнину как политику сохранения национальной формы государственности, направленную против чужеродных западно-русских и польских элементов, привнесенных перешедшими на русскую службу литовскими князьями.

Кавелин был одним из творцов крестьянского законодательства 1861, в числе первых отечественных ученых исследовал сельскую общину, доказав, что в ее сохранении – основа социальной и экономической устойчивости России. Разрушение тысячелетних обычаев крестьянского мира, по мнению Кавелина, приведет к упадку экономики и падению самого Русского государства.

Кавелин выступал противником личной собственности на землю, считая, что в условиях России она приведет к массовому обнищанию крестьян. Чтобы не допустить этого, ученый предлагал передать землю крестьянам в пожизненное пользование с правом наследования, но без права продажи. Причем выделение земли должно осуществляться строго в рамках уже существующих общин, являющихся, по сути дела, коллективными владельцами земли.

Корни социального  неравенства Кавелин видел в том, что «люди по физической природе, по умственным и др. своим способностям не равны между собой со дня рождения». Он доказывал утопичность социалистических теорий, обосновывавших возможность достижения социального равенства путем ликвидации частной собственности. Отмена права собственности и наследства, согласно Кавелину, противоречит «закону свободы». В праве собственности Кавелин видел залог свободы человека. Для предотвращения социальных катаклизмов он призывал русское дворянство отказаться от сословного эгоизма, привилегий и замкнутости. При этом государство, по мнению Кавелина, должно регулировать отношения между сословиями, «служить посредником, охранять и защищать низшие классы». В отличие от ортодоксальных западников, видевших в крестьянской общине только препятствие к экономической свободе и прогрессу, Кавелин выступал за ее сохранение, видя в ней способ уравновесить частную собственность, монопольное господство которой могло привести к вражде классов и общественной анархии. Ратуя за отмену уравнительного землепользования и земельных переделов внутри общины, Кавелин объективно выступал за свободное развитие крестьянского хозяйства на основе пожизненной аренды земли. Сочетание личной и общественной собственности Кавелин считал, с одной стороны, условием для обеспечения экономического прогресса, с др. – гарантией против пролетаризации крестьянства, средством сохранения социальной стабильности. Признавая, что реформа 1861 подорвала материальное благополучие дворянства, Кавелин видел его будущее не в искусственном сохранении привилегий, а в уравнении в гражданских правах с др. сословиями. В органическом единстве сословий Кавелин видел залог «мирного развития посредством постепенных реформ», делающий «невозможною революцию низших классов против высших». Превращение большинства народа в земельных собственников должно было превратить Россию в аграрную страну, что при всех успехах промышленности и торговли предохранит ее, по мысли Кавелина, от потрясений, характерных для стран Западной Европы.

В н. 80-х Кавелин выступил с широкой программой реформ, предусматривавшей увеличение крестьянских наделов за счет государственных субсидий, «отвода незаселенных казенных земель», а также переселенческой политики. Наряду с устранением малоземелья Кавелин считал необходимым сократить подати и др. платежи, ограничить административный произвол в отношении крестьянства, покончить «с безграмотностью и беспомощностью деревенского люда» путем развития народного образования. Залог прогресса России Кавелин видел в совместных действиях общества и бюрократии, в союзе интеллигенции, «образовывающей» народ, и государства, создающего для него сносные «внешние» условия жизни. Будущая Россия представлялась Кавелину «мужицким царством», «необозримым морем оседлого, свободного, трудящегося, благоустроенного крестьянства, с сильной центральной властью, обставленной высшей интеллигенцией».

Возлагая основные надежды на преобразовательный потенциал  верховной власти, Кавелин в то же время активно выступал за создание бессословного земства, без которого, по его мнению, нельзя ожидать «никакой хорошей перемены в центральном управлении государством». Критикуя произвол бюрократии, Кавелин, однако, видел в ней и силу, «уравновешивающую различные общественные элементы, приходящие между собой в столкновение или соперничество». Кавелин – противник непосредственного вмешательства правительства в экономику – считал казенную промышленность «убыточной» для правительства и «обременительной» для общества.

В 1870–80-х Кавелин пришел к выводу, что самым насущным вопросом стал вопрос реформирования системы административного управления, обуздания административного произвола посредством расширения гласности, расширения прав местного самоуправления, введения в состав Государственного Совета «выборных от губернских земств». Идеальной формой государственного устройства России Кавелин считал «самодержавную республику», воплощавшую, по его мнению, единство интересов монарха и народа, бюрократии и общества.

Кавелин полагал, что переустройство России возможно только путем мирных реформ, а всякая революция гибельна как для государства, так и для народа. Считая, что «царство справедливости» нельзя построить на крови и насилии, Кавелин утверждал, что революции задерживают прогресс и, вызывая реакцию, способны сокрушить государственный организм. Кавелин отрицал связь «революционной партии» в России с подлинными интересами народа.

Сочинения:

Собрание сочинений. Т. 1–4. СПб., 1897–1900;

Наш умственный строй. Статья по философии русской истории  и культуры. М., 1989.

Литература:

Корсаков Д.А. К.Д. Кавелин. Материалы для биографии. Из семейной переписки и воспоминаний//Вестник Европы. 1886. №5–8, 10, 11; 1887. №2, 4, 5, 8; 1888. №5;

Он же. К.Д. Кавелин. Очерк жизни и деятельности. СПб., 1896;

Кони А.Ф. На жизненном  пути. Т. 4. Ревель; Берлин, [ б. г.];

Арсеньев К.К. Памяти К.Д. Кавелина//Вестник Европы. 1910. №5;

Мизинов П. История и поэзия. М., 1900; Сыромятников Б.И.

К.Д. Кавелин//Великая реформа. Т. 5. М., 1911;

Зайончковский П.А. Записка К.Д. Кавелина по нигилизму//Исторический архив. Т. 5. М.; Л., 1950.

Введение

Формирование идей философии  права Б.Н. Чичерина проходило на фоне прошедших «великих буржуазных реформ» XIX века и существенных социально-экономических  и политических изменений в пореформенной  России. В конце XIX века наряду с общим  подъемом культуры и науки активизировались теоретические изыскания в области  государства и права. Об этом свидетельствует  не только увеличившийся поток политико-правовой литературы, но и, прежде всего, восхождение  новых имен общеевропейского масштаба таких, как А.Н. Муромцев, А.Д. Градовский, Б.Н. Чичерин, М.М. Ковалевский, К.М. Коркунов.

Творчество Б. Н. Чичерина (1828-1904) в  последнее время все чаще привлекает внимание историков, философов, юристов - всех ученых, изучающих истоки русского культурного ренессанса конца XIX-начала XX в. Он был не только талантливым  теоретиком и историком права, оригинальным представителем неогегельянства в  русской философии, но и основателем  государственной школы в отечественной  историографии, специалистом в области  естествознания.

Обширное творческое наследие Б. Н. Чичерина представляет, несомненно, интерес  и для сегодняшней науки, в  том числе для правоведения. В  настоящей работе анализируется  фундаментальный труд Б.Н. Чичерина «Философия права».

1. Жизненный путь  Б.Н. Чичерина и формирование  идей философии права в его  творчестве

Ситуация в российском обществе второй половины ХIХ века была весьма противоречивой. Заинтересованность общественности в установлении парламентарных институтов и попытка избежать революционного варианта развития событий послужили питательной почвой для развития теории либерализма. Именно в этот период в русской философии складываются основы направления, которое впоследствии будет названо классической либеральной философией естественного права. Возникает особая форма модели переустройства России: «минимум политики - максимум права». Поэтому правовая мысль русских философов была направлена на поддержку и обоснование дальнейших реформ, на признание за индивидом права на достойное существование, в силу чего одной из центральных тем либеральной правовой публицистики стало воспитание уважения к праву. После либеральных начинаний Александра I и обсуждения этой темы в литературе, например, в работах М.М. Сперанского и Н.М. Карамзина, российский либерализм характеризуется сочетанием собственно либеральных устремлений с большой долей просвещенного консерватизма. Крупной фигурой в либеральной философской мысли второй половины ХГХ века был Борис Николаевич Чичерин (1828-1904 гг.). Он родился в семье богатого и родовитого помещика. С детства Б.Н. Чичерин проявил страсть к познанию. Он владел французским, немецким и английским языками, читал в оригинале У. Шекспира, Дж. Байрона, В. Скотта, пробовал перевести с латыни Вергилия. Отец выдающегося юриста, историка и философа Б.Н. Чичерина был офицером и, выйдя в отставку, занялся предпринимательством, он, также как и мать Б.Н. Чичерина - Екатерина Борисовна Хвощинская, отличался широким культурным кругозором, разносторонними интересами, был знаком со многими образованными людьми того времени. В 1845 г. Борис Николаевич поступил на юридический факультет Московского университета. По окончании университета в 1849 г. Б.Н. Чичерин вернулся домой, в имение отца, для подготовки к магистерскому экзамену. Для приобретения ученого звания магистра государственного права требовалось преодолеть испытания по государственному, полицейскому и финансовому праву, политэкономии и статистике.

Б.Н. Чичерин сдал магистерские экзамены в декабре 1851 - январе 1852 г. В 1866 г. защитил в качестве докторской диссертации книгу «О народном представительстве» (1866). В 1868 г. вместе с группой профессоров  вышел в отставку в знак протеста против нарушения университетского устава, жил в с. Караул, вел научную работу, участвовал в деятельности земства. В начале 1880-х гг. Б. Н. Чичерин занимал пост московского городского головы; в 1883 г. после речи во время торжеств, посвященных коронации нового императора, в которой прозвучали идеи о необходимости «свободных учреждений», развитии земского движения, он был уволен с этой должности. В его речи Александр III усмотрел намек на конституцию.

Б.Н. Чичерин, восприняв многие идеи российского западничества, он пошел дальше по пути усиления таких  аспектов этой доктрины, как приоритетная роль государства в осуществлении  реформ, парламентарный и конституционный  строй, доктрина «правового государства». Б.Н. Чичерин, считал, что главным  конструирующим элементом культуры является центральная государственная  власть, оттесняющая на второй план сословные и корпоративные интересы и влияния. В своих сочинениях Чичерин развивал идею постепенного перехода путем реформ от самодержавия к конституционной монархии, которую  он считал идеальной для России формой государства.

Большое влияние на взгляды  Б.Н. Чичерина философия Фридриха Вильгельма Йозефа Шеллинга, который проблему правового государства и свободы  личности рассматривал в плане формирования народного самосознания и образования  универсального правового пространства, что во многом определило культурно-национальный универсализм философии права Б.Н.Чичерина.

«Философия права» Б.Н. Чичерина является своеобразным итогом его многолетней  научной деятельности.

2. Основные концепции  философии права Б.Н. Чичерина

Правовые взгляды ученого, как уже было отмечено, покоились  на метафизических основаниях. Под  метафизикой он понимал рациональные начала познания в духе гегелевского панлогизма, в котором видел «последнее слово идеалистической философии». В отличие от представителей позитивизма, находивших в самом положительном  праве критерии для определения  прав и обязанностей подчиняющихся законодателю лиц, Чичерин полагал, что для этого нужны высшие руководящие начала, а их может дать только философия. В работе «Философия права» Б.Н. Чичерин в значительной степени воспроизводит гегелевский подход к праву как развитию идеи свободы, реализации свободной воли. В этой связи он резко критикует вульгарно-утилитаристские теории, отождествляющие право с интересом, с политикой силы или с законом, изданным государством. В то же время русский ученый считает гегелевскую философию права этатистской, антилиберальной, антииндивидуалистической, в которой человеческая личность как носитель духа есть лишь преходящее явление общей духовной субстанции, выражающейся в объективных законах и учреждениях. В таком случае индивид лишен самостоятельности и поглощен государством. Поэтому гегелевскую философию права русский ученый перерабатывает в либерально-индивидуалистическом ключе. Идея свободы в его теории развивается трехступенчато:

Информация о работе КАРАМЗИН Николай Михайлович