Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 13:44, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы выяснить, как менялось государство и право СССР в годы войны. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- рассмотреть изменения государственного устройства СССР в годы войны. А именно, исследовать перестройку на военный лад органов государственной власти и управления, местных органов власти и управления, прокуратуры и судов, а также вооруженных сил.
- выявить преобразования в советском праве, т.е. раскрыть то, как повела себя советская правовая системы в условиях войны, какие изменения произошли в отдельных отраслях права Советского Союза в 1941-1945 годы.
Например, из приказа НКО СССР И.В. Сталина № 227 от 28июля 1942г: ”Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов (до 200 человек в каждом), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникеров и трусов…”15
Указом от 22 июня 1941 г. было утверждено Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах военных действий, установившее порядок организации, комплектования, рассмотрения дел и опротестования приговоров военных трибуналов.
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июля 1941 г. «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения» дела обвинявшихся в этом преступлении передавались на рассмотрение военных трибуналов16.
Назначение председателей, их заместителей и членов военного трибунала производилось Народным комиссаром юстиции СССР. Председатели военных трибуналов округов, фронтов и флотилий имели право временно отстранять председателей, их заместителей и членов нижестоящих трибуналов с последующим утверждением НКЮ СССР. Расширялась подсудность военных трибуналов. Они рассматривали все преступления, совершенные военнослужащими, а также все дела о преступлениях против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, хищение социалистической собственности, разбой, убийства, уклонение от исполнения всеобщей воинской повинности. Был изменен в связи с войной и процессуальный порядок рассмотрения дел в военных трибуналах: жалобы и протесты на приговоры трибуналов не допускались. Приговоры вступали в законную силу с момента их провозглашения и приводились в исполнение немедленно. Лишь о приговорах к высшей мере наказания сообщалось телеграммой председателю Военной коллегии Верховного Суда СССР, и если до истечения определенного времени она не истребовала дело, приговор приводился в исполнение.17
В наиболее трудные периоды Великой Отечественной войны отдельные территории СССР объявлялись на осадном положении, что требовало организации судебных органов применительно к этим исключительным условиям. Так, по постановлению Военного Совета Западного фронта с 25 октября 1941 г. все судебные органы Москвы были реорганизованы в военные трибуналы. Однако эта мера носила временный характер. По мере освобождения от врага оккупированной территории такие трибуналы снова преобразовывались в обычные суды. В Москве восстановление сети народных судов было проведено в августе 1942 г.
Общая судебная система, за исключением отмеченных реформ, оставалась неизменной. Не были изменены и основные принципы ее организации и деятельности. В условиях войны в местностях, не объявленных на военном положении, народные суды оставались основным звеном судебной системы. Они рассматривали подавляющее число уголовных и гражданских дел. Несмотря на военные условия, не претерпели каких-либо существенных изменений и основные принципы осуществления правосудия: устность, непосредственность, гласность, право обвиняемого на защиту, независимость судей и подчинение их только закону.
Великая Отечественная война не повлекла серьезных организационных изменений в системе органов прокуратуры, хотя и потребовала перестройки их работы применительно к новым условиям. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» произошло расширение сети военных прокуратур. В действующей армии были созданы: военные прокуратуры фронтов, которым подчинялись военные прокуратуры армий и соединений (общевойсковых, танковых и воздушных армий, отдельных танковых и механизированных корпусов, кавалерийских корпусов, стрелковых дивизий, воздушно-десантных бригад и др.). Действовали военные прокуратуры фронтов противовоздушной обороны, авиации дальнего действия и др. В тылу возникли военные прокуратуры военных округов с подчинением им военных прокуратур гарнизонов, запасных стрелковых дивизий и авиационных бригад и некоторых других. В Военно-Морском Флоте действовали военные прокуратуры флотов, флотилий, военно-морских баз и морских оборонительных районов, секторов, береговой обороны18.
В связи с переводом железнодорожного и водного транспорта на военное положение транспортные прокуратуры были преобразованы в военные. В первые годы войны была военизирована часть районных и областных прокуратур, оказавшихся в прифронтовой полосе. Они оставались в подчинении прокуратур союзных республик, но осуществляли свою деятельность в тесном взаимодействии с военными прокуратурами. В местностях, где по условиям военных действий территориальная прокуратура отсутствовала, ее функции выполняла военная прокуратура.
Руководство органами военной прокуратуры осуществлял Генеральный прокурор СССР и подчиненные ему Главные военные прокуратуры Красной Армии, Военно-Морского Флота, железнодорожного транспорта и Главная военная прокуратура морского и речного флота.
Задачи органов прокуратуры во время войны были весьма разнообразны, но главные из них - решительная борьба с посягательствами на воинскую дисциплину и боевую мощь армии и флота, с агентурой врага и иными враждебными элементами, с паникерами, дезертирами, расхитителями военного имущества, с дезорганизаторами тыла. В целях поднятия роли и авторитета органов прокуратуры Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 г. для прокуроров и следователей прокуратуры были установлены классные чины, а Постановлением СНК СССР от 16 сентября 1943 г. введена форменная одежда.
С окончанием войны и снятием
в 1946 г. военного положения с транспорта
военные прокуратуры
Органы суда и прокуратуры в годы войны провели большую работу по предупреждению правонарушений, как в тылу, так и на фронте. Они выявляли причины и условия, способствовавшие совершению преступлений, и принимали меры к их устранению, разъясняли военнослужащим и трудящимся советские законы, проявляли заботу о семьях защитников Родины и инвалидов войны.
При освобождении ранее оккупированной врагом территории органы прокуратуры и государственной безопасности расследовали злодеяния фашистов и их пособников.
В годы войны новые большие задачи были возложены на Наркомат юстиции СССР и его органы на местах. Наркомат юстиции СССР особое внимание уделял организационному руководству военными трибуналами. Это руководство в наркомате осуществляли: Главное управление военных трибуналов Вооруженных Сил СССР, Главное управление военных трибуналов транспорта и Управление военных трибуналов войск НКВД.
На управления возлагались: а) разработка вопросов, связанных с организацией военных трибуналов (структура, штаты); б) производство ревизии военных трибуналов по всем вопросам их деятельности (проверка приговоров, определений, сроков рассмотрения дел, жалоб и т.д.); в) изучение и обобщение судебной практики военных трибуналов; г) разработка приказов и инструкций об улучшении организации работы военных трибуналов; д) учет и изучение кадров военных трибуналов, разработка планов их подготовки и переподготовки, подготовка для Министра юстиции СССР предложений по комплектованию кадрами и перемещению работников военных трибуналов; е) организация ведения судебной статистики по военным трибуналам.
В период Великой Отечественной войны Наркомюст СССР осуществлял не только организационное руководство судами, но в ряде случаев давал указания и по вопросам применения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, квалификации преступлений, сроках рассмотрения дел и т.д. Так, НКЮ СССР и Прокурор СССР в циркулярном письме от 25 июля 1941 г. дали судам и следователям прокуратуры указание о расследовании и рассмотрении дел, связанных с злоупотреблениями и спекуляцией продовольственными и промтоварными карточками. В другом циркулярном письме — от 7 августа 1941 г. НКЮ СССР и Прокурор СССР дали указания о квалификации деяний, связанных с неисполнением распоряжений по местной противовоздушной обороне в местностях, не объявленных на военном положении.
Война потребовала перевода Вооруженных Сил СССР с мирного на военное положение. Перед Советским государством встали огромные задачи: осуществление мобилизации, формирование новых частей и соединений, организация пополнения действующей армии, перестройка органов военного управления, обеспечение армии и флота всем необходимым, усиление политико-воспитательной работы воинов, обучение всего взрослого населения военному делу, превращение всей страны в военный лагерь.
ГКО осуществлял
интенсивную нормотворческую
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» военные советы пользовались всей полнотой военной и административной власти на территории фронтов и армий, в районе базирования и действия флотов. В местностях, объявленных на военном положении, военным советам фронтов, армий, округов, а где их не было, - высшему командованию войсковых соединений принадлежала вся полнота государственной власти в области обороны, обеспечения общественного порядка и государственной безопасности. Они имели право привлекать граждан к трудовой повинности для оборонных работ, охраны путей сообщения, производить изъятие транспортных средств для нужд обороны, запрещать появление на улице после определенного времени, издавать обязательные для всего населения постановления, за неисполнение которых было установлено наказание в административном порядке в виде лишения свободы сроком до шести месяцев или штраф до 3000 руб.20
Война
вызвала необходимость существе
На
другой день войны, 23 июня 1941 г., для
стратегического руководства
10 июля 1941 г. Государственный комитет обороны переименовал Ставку Главного командования в Ставку Верховного командования. В Ставку вошли И. В. Сталин (председатель), В. М. Молотов, С. К. Тимошенко, Г. К. Жуков, К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, Н. Г. Кузнецов, Б. М. Шапошников. 8 августа Ставка преобразуется в Ставку Верховного главнокомандования. В этот же день И. В. Сталин был назначен Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами. Оперативным органом Ставки являлся Генеральный штаб, объем работы и функции которого значительно расширились.
В конце июля 1941 г. Генеральный штаб был реорганизован и стал действительным центром по подготовке и использованию вооруженных сил к обороне страны. По положению, утвержденному 10 августа 1941 г. Верховным главнокомандующим, Генеральный штаб Народного комиссариата обороны был переименован в Генеральный штаб Вооруженных сил и подчинен только Верховному главнокомандующему. Он разрабатывал директивы и приказы Верховного главнокомандования, контролировал выполнение указаний ГКО и Ставки, объединял деятельность главных штабов видов Вооруженных Сил и штабов родов войск.
Вооруженные силы СССР состояли тогда из четырех видов: сухопутных войск, военно-воздушных сил, военно-морского флота и войск ПВО страны.
30 мая 1942 г. Государственный комитет обороны принял решение о создании при Ставке Верховного главнокомандования Центрального штаба партизанского движения, деятельность которого должна была проходить в контакте с руководящими партийными и советскими органами республик и областей, а также военными советами фронтов и отдельных армий21.
Таким образом, в результате огромной организаторской работы Советского государства во время войны были развернуты многомиллионные вооруженные силы.
Делая общий вывод по государственному устройству СССР в период Великой Отечественной войны, следует отметить положительные и отрицательные моменты в деятельности Советского руководства. Говоря о положительных моментах, можно выделить то, что преобразований было достаточно много, и некоторые из них привели к коренным изменениям в системе управления, направленных на милитаризацию государства, хотя, говоря уже об отрицательных моментах, о своевременности их говорить не приходится. Конечно, сказать так обо всех нововведениях было бы не верно, потому что многие были внедрены именно в тот момент, когда это было необходимо. В короткие сроки создается много новых органов, не просто новых, а чрезвычайных органов с необычайно высокими полномочиями, которые возглавлялись самим Сталиным. Но те методы, которые использовали эти органы, были достаточно жесткими, порой даже очень жестокими, имея в виду концлагеря. Если судить о высокой степени централизации власти в стране и участие народа в политической жизни, то отнести это к положительному или отрицательному однозначно нельзя. Хотя, скорее всего в условиях войны это было просто необходимо.
3.Изменение в праве.
В условиях Великой Отечественной войны советское социалистическое право продолжало выступать в качестве важнейшего средства проведения в жизнь политики Советского государства, служило средством реализации его функций. Правовое регулирование общественных отношений преследовало главную цель - добиться скорейшего разгрома врага. Советское право в целом и каждая его отрасль играли важную роль в мобилизации ресурсов страны для отпора агрессору, в укреплении дисциплины и соблюдении правопорядка. Вся правоприменительная деятельность Советского государства тоже была подчинена задачам военного времени.22
Юридической базой всего законодательства продолжали оставаться Конституция СССР и конституции союзных и автономных республик. При этом особое значение приобретали те их нормы, которые прямо касались вопросов обороны страны - состояния войны, общей и частичной мобилизации, руководства вооруженными силами, всеобщей воинской обязанности и прохождения военной службы гражданами СССР.
Информация о работе История государства и права России в годы Второй Мировой Войны