Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 10:20, дипломная работа
Целью работы является систематизация и анализ исследований всех периодов развития археологии в Среднем Приангарье. В соответствии с целью возникают задачи: выявление работ исследователей, занимающихся проблемами развития науки в Среднеангарском регионе, обобщение достигнутых результатов, их оценка и подведение итогов – того, что мы имеем на сегодняшний день, включая археологические исследования БрГУ с 1995 г. Также представление перспектив региональной археологии, систематизация накопленных знаний по археологии Средней Ангары, описание истории региона, определение роли отдельных личностей, их вклада в историю развития науки. Работа охватывает временной промежуток от 1718 г. по 2004 г., то есть вплоть до нашего времени.
Введение 3
Глава I. Общие археологические исследования Сибири и Средней Ангары и развитие взглядов на науку 7
Глава II. Археологические исследования Братского отдела ВООПИиК и БГОМ 31
Глава III. Вклад археологической практики БрГУ в исследование Братского района 39
Заключение 49
В 1998 году, в рамках межведомственной программы выявления, картирования и мониторинга археологических объектов на территории Иркутской области работы на означенном выше 120 км участке проводились силами Иркутской лаборатории археологии и палеоэкологии ИАиЭ СО РАН-ИГУ археологические рекогносцировочные исследования, в результате которых было выявлено 14 новых объектов.
В 1999 году Усть-Илимским отрядом Иркутской лаборатории археологии и палеоэкологии ИАиЭ СО РАН-ИГУ, в связи с планируемым расширением карьера, проводилась археологическая разведка. Визуальному обследованию была подвергнута вся площадь карьера и прилегающие к нему участки. В ходе проведённых сборов, было установлено, во-первых, что археологический материал фиксируется в обнажениях и осыпях и местами, на дне карьерной выработки. Во-вторых, при обследовании прилегающих к карьеру участков археологический материал был обнаружен повсеместно - в колеях подъездных грунтовых дорог, бульдозерных врезках, и к северу от карьера, на картофельных полях. Таким образом, был сделан предварительный вывод о сплошном распространении находок на значительной площади, практически совпадающей с площадью так называемого "месторождения строительных песков", определённой геологическими работами 1973-75 гг. (Белоненко, Роговской, 1999).
Одним из наиболее интересных памятников является поселение Усть-Шаманка. Этот памятник расположен на правобережной ангарской аллювиальной террасе в устье реки Шаманки. Было вскрыто три разновременных культурных слоя, хронологический диапазон которых - от мезолита до позднего железа.
Подробнее о памятнике можно узнать из отчетов сотрудника братского отделения ВООПИиК В. Н. Соколова, составленных на основе исследования в 1978 году. Исследования были проведены Средне-ангарским разведочным отрядом, который являлся одним из подразделений Комплексной Археологической экспедиции Иркутского Государственного Университета. И был сформирован из школьников старших классов города Братска. Полевые работы проводились с перспективным планом исследования по теме: «Древняя история народов юго-восточной Сибири». Финансировал экспедицию Братский филиал ВООПИК.
Археологические работы проводились в Усть-Илимском водохранилище на основании открытого листа по форме №2(3), выданного начальнику археологического отряда В. Н. Соколову.
Археологические работы проводились в Братском районе на двух памятниках Усть-Шаманка и Долгая.
В полевой сезон 1978 года (июнь-июль) средне-ангарским археологическим отрядом КАЭ ИГУ совместно с Братским филиалом ВООПИиК проводились стационарные исследования в зоне затопления Усть-Илимского водохранилища на двух памятниках:
Памятник Усть-Шаманка (располагается в устье реки Шаманка в 25 км. ниже Братской ГЭС.) был открыт в 1971 году отрядом ангаро-илимской экспедиции института истории, филологии и философии Сибирского отделения АН. Обследован средне-ангарским археологическим отрядом КАЭ ИГУ. Во время полевых работ 1978 года здесь был собран и подъемный материал, произведена глазомерная съемка местности, с целью выяснения стратиграфической ситуации и выявления продольного профиля террасы была забита линия шурфов, а также разбиты два небольших раскопа. Подъемный материал собирался на пашне и в обнажениях, а также у подножия террасы.
Летом 1991 года археологическим отрядом при Братском государственном музее согласно плану научно-исследовательских работ и по заказу Центра сохранения историко-культурного наследия, проводились наблюдения за состоянием археологического памятника Усть-Шаманка и дополнительные изыскания на этом памятнике.
Необходимость в указанных работах была вызвана изменением контура береговой линии, где локализуется памятник. Проблема спасения погребального комплекса Усть-Шаманка в настоящее время стоит очень остро из-за активного разрушения береговой полосы оползневой деятельностью и волно-прибойной деятельности Усть-Илимского водохранилища.
Сотрудником лаборатории археологии Иркутского госуниверситета Инешиным Е. М. В 1991 году на памятнике были выставлены створы за контролем интенсивности разрушения береговой кромки. По обмерам 1991 года оползневой деятельностью затронуто 3,7 метра (в среднем) берегового контура вглубь материка.
В ходе изысканий 1991 года выявлена 371 единица подъемного материала (камень, керамика, кость) и 664 артефакта непосредственно в культурных слоях памятника при раскопках.
Памятник Усть-Шаманка подвергался исследованиям в 1978 году (отрядами СО АН СССР под руководством А. П. Окладникова и Братским археологическим под руководством В. Н. Соколова) и в 1979 году под руководством В. Н. Соколова. Поэтому руководящим и исходным материалом подготовки экспедиции 1991 года служили публикации по памятнику В. Н Соколова. Данные по погребениям Средний Ангары позволяют говорить о существовании в устье реки Шаманка целого погребального комплекса с явно выраженными индивидуальными процессами захоронения: ритуальное (Семенов, 1991г.), ритуально-кремированное (Соколов, 1978г.), целый костяк в вытянутом положении (Соколов, 1978г.), целый костяк с подогнутыми коленями (Семенов, 1991г.), погребение с кладкой (Соколов, 1978г., Семенов 1991г.) и без кладки (Семенов 1991г.). Район «раскиданности» материала обширен, возможно, он увеличен еще за счет растаскивания во время пахотных работ, так как памятник Усть-Шаманка ограничен с одной стороны кромкой поля, с другой – размывом ангарского и шаманского берегов.
Основная масса материала вовлечена в береговую часть. Ежегодно размывается огромное количество информативно ценного археологического материала. Поэтому необходимы ежегодные выезды на место дислокации памятника для сбора подъемного материала и поиска береговых обнажений с выходами костяков.
Археологический памятник «Долгая» расположен в устье реки Долгой в 15 километрах ниже деревни Дубынино, рядом с затопленным водами Усть-Илимского водохранилища порогом Долгий. Открыт он был археологическим отрядом КАЭ ИГУ в 1977 году.
Поселение размещается на поверхности сложенной из глыб траппа, цокольной террасы правого берега реки Ангары, высота которого 32-34 м. от бывшего вреза воды. Верх террасы перекрыт тонким слоем продуктов выветривания. На поверхности террасы забито 4 шурфа и разбит раскоп №1 площадью 24 кв. м.
Орудия представлены топором и теслом. Оба они изготовлены из кремнистого сланца. Топор имеет овальное сечение, уплощенный, слегка суженный обушок и прямое лезвие. Один из краев орудия обработан ударной ретушью, остальная поверхность пришлифована.
Тесло имеет в сечении трапециевидную форму. Лезвие овальное, слегка выпуклое, обушок сужен и уплощен одним предельным сколом. Поверхность с обеих сторон покрыта разнофасеточной ударной ретушью. По брюшку сколы нанесены локальные, со спинки обработка полная.
Основная масса предметов керамики принадлежит двум сосудам, форму которых удалось установить.
Вклад археологической практики БрГУ
в исследование Братского района
Археологическая практика
Полевая археологическая практика формирует первичные навыки исследования археологических источников и исторического анализа, повышает уровень знаний в краеведческой сфере, прививает интерес к археологии. На практике формируются навыки работы с археологическим материалом (обнаружение, фиксация находок, ведение первичной полевой документации), что благоприятно влияет на выполнение задач по археологическому картированию Братского района. Проводятся охранно-предупредительные работы на археологических местонахождениях. Собранный материал поступает в Братский городской музей и формирует археологические коллекции.
В ходе работ идет процесс обнаружения археологического местонахождения, сбор подъемного материала, фиксация находок и определение границ распространения материала на археологическом местонахождении. Проводятся занятия по общей и полевой археологии, истории изучения археологических памятников Братского района, способам датирования. Приобретаются навыки работы с геодезическим инструментом, теодолитной съемки. В результате археологической практики создается представление о бытовом устройстве и происходит знакомство с системой коллективного самообслуживания в полевых условиях.
Полевая археологическая
Региональным центром накопления научно-методической информации является лаборатория археологии Братского университета, она же организует проведение археологического мониторинга и планирует спасательные работы в зоне Братского и Усть-Илимского водохранилищ. Она обладает возможностью проведения хозрасчетных работ по археологической экспертизе при отводе территорий города и района под застройку и другие виды хозяйственной деятельности. Лаборатория археологических исследований обладает также достаточной технической базой необходимой для проведения полевой археологической практики.
Археологическая практика БрГУ проходит с 1995 г. в рамках полевой подготовки студентов-историков и научного исследования Среднеангарского археологического региона. Ученики получают знания и навыки, которые в будущем позволят им работать сотрудниками краеведческих музеев, лабораторий археологии и т. д.
Социально-экономический кризис 90-х г. привел к ослаблению деятельности существующих научно-исследовательских структур. Археологическое и этнографическое изучение Среднеангарского региона почти остановилось. Научные археологические изыскания смогли продолжать лишь крупные университеты России, в которых была сохранена прочная исследовательская база. Археологические изыскания проводились или на известных местонахождениях мирового значения, или вблизи городов, где есть классические университеты и педагогические институты.
Археологические памятники вследствие отсутствия специалистов не изучались в течение ряда лет. За это время под действием природных и антропогенных факторов происходило их разрушение, многие артефакты были утрачены. Прекращение изысканий на территории Братского района, утечка кадров привели к нарушению преемственности археологических исследований.
С открытием в 1994 г. в БрИИ специальности «История» ситуация в области археолого-этнографических исследований региона несколько изменилась. Возобновилась научно-исследовательскую деятельность в Среднеангарском археологическом регионе.
Первый полевой сезон 1995 г. студенты-историки провели совместно с лабораторией археологии и палеоэкологии ИГУ, под руководством Е. М. Инешина на многослойном памятнике «Большой якорь» у поселка Мамакан (Бодайбинский район).
В 1996 году, продолжая совместные исследования, студенты-историки БрИИ совместно с сотрудниками лаборатории археологии и палеоэкологии ИГУ и Центра по сохранению историко-культурного наследия проводили спасательные археологические работы на памятнике Усть-Шаманка.
В этом же году были проведены самостоятельные исследования на территории Ийского залива. Были осмотрены ранее известные местонахождения Тангуй, Больничный Взвоз, открыты стоянки Паром и Добчур.
За два года совместной работы были освоены приемы, правила и методы проведения практики, а также было положено начало формированию материально-технической базы, что позволило в дальнейшем проводить независимые исследования.
Самостоятельные работы 1997 г. начались на памятнике Цепань (открыт академиком А. П. Окладниковым в 1937 г.). В ходе археологической разведки были открыты ранее неизвестные памятники о. Московский, рч. Мельничная-Елань, Тэмь, о. Антонов. Исследование о. Московского археологической практикой БрГТУ в 1997 г. под руководством Лукомского А. В. выявило в зоне размыва береговой кромки крупные призматические и клиновидные нуклеусы, микролитические халцедоновые пластины и другой археологический материал, характеризующий эпоху мезолита - палеометалла. Стационарные изыскания проходили на ранее известных памятниках р. Долгая, Буровая, Ендобь.
С 1998 г. археологическая практика БрГУ проводила исследования в зоне Усть-Илимского и Братского водохранилищ. В ходе исследований были открыты памятники времени палеолита – палеометалла. В 1998 г. Поиски проводились на р. Кутурма, о. Березовый, д. Дубынино, рч. Цепань, о. Московский, Усть-Шаманке, д. Грехуткино, рч. Мельничная-Елань, Черлидей. Продолжая предыдущие исследования, практикой БрГТУ был собран археологический материал на северной оконечности о. Березовый. Этот материал можно отнести к финальной стадии палеолита – началу мезолита.
Археологической практикой был собран подъемный материал, включающий в себя каменные орудия труда – примерный возраст: мезолит – неолит. В орудийный комплекс входят:
Информация о работе История археологических исследований Братского района (Средняя Ангара)