Холокост в Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 23:53, реферат

Краткое описание

1 сентября 1939 года началась Вторая мировая война. Это была самая ужасная война в истории, и ужасна она не только большими потерями на фронтах, но и огромным количеством жертв среди мирного населения. К этому привела политика нацистов, которые исходили из расовой теории, которая заключалась в уничтожении «низших» рас для освобождения территории для проживания «высшей» расы – арийцев. Частью этой политики был Холокост ((англ. holocaust от греч. holokaustos – всесожжение, жертвоприношение с помощью огня; употребляется в русском языке наряду с терминами Шоа (от иврит. Shoah – катастрофа)).

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….. 3
1 Состояние еврейского населения накануне и на начало Второй мировой войны в Европе……………………………………………………………………. 5
2 Холокост в Беларуси............................................................................................ 7
2.1 Положение евреев на территории Беларуси на начало войны..................... 7
2.2 Гетто.................................................................................................................. 9
2.3 Концентрационные лагеря.............................................................................. 11
2.4 Экономический фактор насилия и принуждения........................................ 12
2.5 Праведники народов мира.............................................................................. 12
2.6 Еврейское сопротивление............................................................................... 14
2.7 Итог................................................................................................................... 16
Заключение............................................................................................................. 17
Список использованных источников................................................................... 18
Приложение А Из корреспонденции в газете «Советская Белоруссия»
«Ужасы гетто»............................................................................ 19

Прикрепленные файлы: 1 файл

история.doc

— 138.50 Кб (Скачать документ)

Практическое  осуществление карательных мер  в Беларуси началось с момента  установления оккупационного режима и  являлось непременным атрибутом всей политики геноцида. Как правило, оно осуществлялось по следующим направлениям:

  1. путем физического уничтожения как комиссаров и как поборников большевизма с целью завладения имуществом или получения материального вознаграждения;
  2. временной изоляцией и ограничением передвижения при выполнении тяжелых работ;
  3. полной изоляцией;
  4. тотальное уничтожение по национальному признаку.

В каждом из данных направлений имелись свои специфические  особенности. Однако характер их сочетал  как военные, так и административные методы. Уже в первом распоряжении от 7 июля 1941 г. командующий тыловыми армиями группы «Центр» М. фон Шенкендорф среди прочих установил знаки отличия для евреев и евреек. В последующих директивах германского руководства были определены правила проживания, хозяйственная и культурная деятельность, порядок передвижения, выполнение ритуалов и т.д. [3, c. 18].

И в июне 1941 г. немецкие расстреляли около 50 евреев в м. Видзы. В июле 1941 г. солдаты 354-го пехотного полка уничтожили около 2000 евреев в г.п. Крупки и м. Холопеничи, в том же июле солдаты вермахта утопили около 2000 евреев – детей, стариков, женщин в Витебске при переправе через Западную Двину. 30 октября 1941 г. 8-я рота пехотного полка расстреляла 4500 узников Несвижского гетто, 2 ноября – сотни евреев в Ляховичах, 5 ноября – в Турце и Свержене, 9-12 ноября – 1800 узников гетто в м. Мир [5, c.86-87].

24 ноября 1941 г.  в приказе № 24 об уничтожении  евреев и цыган говорилось: «Евреи и цыгане. Как требуют вышеназванные приказы, евреи должны быть исчезнуть с лица земли…» [3, c. 19].

 Немало места отводили формированию в массовом сознании ответственности еврейского населения за существующие проблемы. В широко распространяемых листовках говорилось: «Граждане! Жидовско-большевистские и всякие вредные элемента разрушают дома, грабят ваше имущество, уводят ваш скот и принуждают ваших мужей и сыновей поступать в банды, где они в конце концов погибают в бессмысленных боях…Мы хотим вас защитить от этого. Главнокомандующий». «Крестьяне! 23 года коммунисты и евреи выжимали из вас соки. Красная Армия разбита, коммунисты бегут. Вас оставили бедными. …Верховное Командование Германской Армии».

Тем не менее, оккупационным  властям не удается направить  местное население на якобы сознательное антиеврейское проявление [6, c. 28-29].

 

2.2 Гетто

 

 Учитывая, что задачи по изоляции евреев были определены как одни из главных перед военным командованием, те в свою очередь принимали многочисленные решения на уровне дивизий, военных комендатур и более мелких структур. Уже приказом от 17 июля 1941 г. было определено разделение заключенных лагерей для военнопленных на национальные группы. Так, лица еврейской национальности вносились в отдельные списки и подлежали отдельному проживанию [3, c. 30].

Уже через три  недели после захвата Минска вермахтом 19 июля 1941 года было принято решение о создании концлагеря смерти. В этот день в Минске состоялось совещание командующего тылом группы армий "Центр" генерала Шенкендорфа и высшего начальника СС и полиции генерального округа "Белоруссия" бригаденфюрера СС Ценнера, на котором рассматривались вопросы взаимодействия и уничтожения евреев. Именно 19 июля 1941 года комендант полевой полиции Минска подписал распоряжение «Об образовании еврейского жилого района в г. Минске» (гетто), которое было обнародовано на следующий день - 20 июля 1941 года:

 

« Приказ

По  созданию жидовского жилого района в  г. Менске.

1. Начиная  с даты издания этого приказа,  в городе Минске будет выделена  особая часть города исключительно  для проживания евреев.

2. Все еврейское население города Минска обязано после оглашения этого приказа на протяжении 5 дней перебраться в еврейский район. Если кто-то из евреев после окончания этого срока буден найден не в еврейском районе, он будет арестован и строго наказан. Нееврейское население, которое живет в границах еврейского жилого района, должно безотлагательно покинуть еврейский район...

4. Еврейский  район ограничивается следующими  улицами: Колхозный переулок с  прилегающей Колхозной улицей, далее  через реку вдоль Немигской улицы, исключая православную церковь, вдоль по Республиканской ул., Шорной ул., Коллекторной ул., Мебельному пер., Перекопской ул., Нижней ул., включая Еврейское кладбище, по Обувной ул., Второму Опанскому пер., Заславской ул. и по Колхозному пер. ...

7. Евреям  разрешено входить и выходить  из еврейского района только  по двум улицам: Опанского и  Островского. Перелазить через  стену запрещается. Немецкой охране  и охране службы порядка приказано  стрелять в нарушителей. ...» [7].

 

Минское гетто было одним  из самых крупных в Европе, а на оккупированной территории СССР занимало второе место по количеству узников после Львовского, которое насчитывало 136 тысяч человек. На нескольких улицах, обтянутых колючей проволокой, находилось вначале 80 тысяч, а потом более 100 тысяч узников [7].

Управление гетто осуществляли немецкие коменданты – начальники гетто (к управлению относились меры по поддержанию внутреннего порядка  и сохранению дееспособности трудовых отрядов. Осуществление сохранения безопасности являлось задачей СС и полиции). Особая роль в укреплении гетто отводилась внутреннему самоуправлению.

В гетто, как правило, в  комнатах проживало по несколько  семей. Имелась одна или две кровати. Остальные спали на полу. Нередко  в таких комнатах находилось 20-50 человек. Все дома были пронумерованы. К октябрю 1942 г. вся территория гетто была разделена на 5 жилых частей, охватывая 273 дома. Проживающие в них маркировались только желтыми латами  [6, c. 32].

В основном питание обеспечивалось за счет обмена вещей с жителями города. Горожане и жители близлежащих деревень подвозили продукты, подходили к границам гетто, договаривались об обмене. Если полиция фиксировала, то отбирала. А в ряде случаев расстреливали на месте.

В ряде месте для интенсивности  ликвидации гетто использовали метод вывоза их состава в другие лагеря смерти. Так, в ходе двух акций в Гродно 18 января около 11 650 евреев было вывезено в Аушвитц, из которых 9861 был умерщвлен в газовых камерах, и 13 февраля 1943 г. вторая часть в составе 3,5 тыс. еврейских мужчин, женщин и детей из первого гетто была вывезена в Треблинку. В итоге существования гетто были временные и различные – от одного-двух месяцев – до более двух лет (Минское гетто).

Под влиянием происходящих процессов изменилась структура  состава населения. Так, в г. Минске каждый второй имел возраст до 18 лет, а в гетто – каждый пятый. Евреи, пытаясь спасти своих детей, отдавали знакомым и незнакомым вне гетто. Однако для опознания в Минске с 1941 г. действовала комиссия по определению национальности по внешнему виду. «Специалисты» выявляли еврейских детей и отправляли их обратно. В лучшем случае назад в гетто. Для детей в гетто школ не было. Еврейскому комитету удалось организовать для сирот детский дом по ул. Заславской. Некоторые матери, боясь оставлять детей, брали их с собой на работу. Большая часть из-за голода пробиралась в «русский район» и нищенствовала. Бывали случаи, когда мальчики «русского района» предупреждали полицейского, что жиденки ходят по домам.

Для обеспечения  безопасности практически в каждом доме обустраивались подвалы, чердаки, потайные места.

Время от времени  из «русского района» через кладбище в гетто приходили мародеры. Они  вламывались в дома, угрожая убить, требовали золото, деньги [6, c. 32].

На декабрь 1942 г. комиссаром г. Минска В. Янецке упомянут тот факт, «что впервые в этом отчетном периоде в гетто не отмечено ни одного рождения». Неудивительно, когда  пришел в госпиталь комендант  гетто Рюбе (1943) и увидел 30 беременных женщин, он приказал СС-цам их расстрелять вблизи госпиталя.

Отрывок из статьи газеты «Советская Белоруссия» «Ужасы гетто» приведен в приложении А.

При перемещении  евреев в другие места оставаться в них было мероприятием достаточно опасным. Так, некоторые жители Столинского района, чтобы отвести подозрения в связях с партизанами, поехали к гебитскомиссару в Столин и жандармерию в Высоцк. Один из жителей был возмущен тем, что лесные евреи забрали у него картофель из ямы. Летом 1942 г. он же в сопровождении 40 человек следовал с карательной акцией. Неожиданно попав в засаду партизанского отряда, каратели были разгромлены. Это и спасло еврейскую группу. В другом случае при патрулировании Ждановичи-Столбцовского района 3 апреля 1943 г. были замечены четыре посторонних лица. Патруль, открыв по ним стрельбу, убил двоих, а остальных – при попытке к бегству. Все убитые были евреями из Минска [6, c. 33].

 

2.3 Концентрационные  лагеря

 

Первые такие  лагеря для еврейского населения  возникают еще в период функционирования гетто. В таких лагерях изоляция от внешнего мира была полная. Они часто охранялись местной полицией. Основные рабочие производства были сосредоточены в самом лагере. Выход же на работы за его пределами проводился только под охраной конвоя.

Помимо евреев, там работали советские военнопленные и заключенные других национальностей. С учетом 15-часового рабочего дня, постоянных издевательств и избиений эсэсовцами, тесноты и холода выжить в таком лагере было чрезвычайно сложно. Смертность узников "рабочих лагерей" была значительно выше, чем в гетто. Скрыться из него или подготовить вооруженное сопротивление также было сложнее, чем в гетто.

С первых минут  пребывания в концлагере узникам  давали понять, что они обречены. У них отбирали все личные вещи; при нахождении денег и ценностей расстреливали на месте; изоляция от местного населения была полная.

Условия проживания и питания - продолжительность рабочего дня, отсутствие выходных, проживание без семей - практически не отличались от условий содержания советских  военнопленных. Тысячи людей умирали от голода, эпидемий и невыносимой физической работы.

Периодически  узников переводили в другие лагеря. В ходе пеших переходов на расстояние 100 км в 30-градусный мороз погибали многие узники.

Большинство концлагерей  находилось в лесах, на заболоченных участках. Узники выполняли самые тяжелые физические работы: корчевка леса, прокладка железных дорог, работа в сланцевых шахтах, строительство железобетонных бункеров и укреплений. Женщины должны были выполнять такую же непосильную физическую работу, как и мужчины.

Концлагеря были ликвидированы нацистами буквально накануне вступления в них советских войск.. Узники, по мере приближения фронта, частично были уничтожены, а частично перевезены на территорию рейха [1].

 

2.4 Экономический фактор насилия и принуждения

 Ряд директив  германского командования обеспечивал  взаимодействие различных хозяйственных  сторон и учреждений. Германскими  органами было объявлено, что  всё имущество, как принадлежавшее  государству, так и оставленное  без хозяев, а также конфискованное еврейское имущество (постановление от 13.10.41) из-за военных действий объявлено собственностью Германии. Для повышения экономической активности среди населения использовался прежде всего еврейский капитал. Осуществлялись принудительные займы у евреев. Для этого из мест, где действовали гетто, были представлены имущественные данные. Так, в Брестском гетто, согласно описи, его стоимость германскими органами была определена в сумме 293560 рейхсмарок.

Сложившийся дефицит  на рабочем рынке вынуждал привлекать для этого еврейское население. Евреи привлекались для восстановления экономического потенциала городов (открытие ремесленных мастерских), создание государственных предприятий и артелей, где применялась и рабочая сила. О факторе широкого использования данной категории оккупационными властями могут свидетельствовать донесения гебитскомиссариата Слуцка о том, что после ликвидации гетто он «сразу потерял 1400 рабочих, всех специалистов, ремесленников. Евреи были отличными ремесленниками. Мои теперешние ремесленники слишком примитивны, их надо ещё обучать» [6, c. 33].

 

 

2.5 Праведники  народов мира

 

По сравнению  с другими регионами, отношение  местного нееврейского населения к  евреям в Беларуси было лучше. Так, в  холокосте на территории Латвии самым  активным образом участвовали местные националисты. Без приказа оккупантов члены «Перконкруста» 4 июля 1941 г. сожгли в хоральной синагоге Риги 400 евреев, бежавших из литовского города Шяуляй. В тот же день местными националистами в Риге было сожжено и уничтожено 20 синагог и молельных домов. Летом-осенью 1941 г. члены отряда Арайса на специальных автобусах, окрашенных в синий цвет, регулярно выезжали в провинцию по всей Латвии, где разыскивали и убивали евреев и коммунистов.

Отчеты немецких карательных отрядов свидетельствуют, что в течение первых двух недель войны число латышских добровольцев, участвовавших в убийстве евреев и советских активистов, составило 12 000 человек.

По уровню антисемитизма  после стран Балтии идет Украина. Уже в первые недели войны людей заживо сжигали в Галиции и других областях Западной Украины. Здесь националисты уничтожили около 28 тыс. евреев.

Информация о работе Холокост в Беларуси