Фоновалик как первый носитель документированной информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 12:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашей работы является, исследование фоновалика как звуконосителя, от открытия принципа звукозаписи до появления первой долгоиграющей пластинки, с привидением не только исторических фактов, но и привлечением культурологических сведений.
При этом объектом нашего исследования будет служить звуконоситель, а предметом история появления звуконосителя и его постепенная эволюция.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выяснить предпосылки создания звуконосителя.
2. Определить его источниковедческие признаки.
3. Рассмотреть способы хранения, реставрации и дальнейшей оцифровки.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................2
ИЗОБРЕТЕНИЕ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНОВАЛИКА...........................................................................................................6
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ АУДИОЗАПИСЕЙ НА ФОНОНОВАЛИКАХ................................................................................................14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................................29

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 119.50 Кб (Скачать документ)

 

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Национальный  исследовательский 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Филиал  в г. Прокопьевске

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

ФОНОВАЛИК КАК  ПЕРВЫЙ АУДИОНОСИТЕЛЬ ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ  ИНФОРМАЦИИ

 

Руководитель

 д.и.н., профессор

___________

 

Студент группы № 308

___________

 

                       

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................2

 

ИЗОБРЕТЕНИЕ И  УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНОВАЛИКА...........................................................................................................6

 

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ АУДИОЗАПИСЕЙ НА ФОНОНОВАЛИКАХ................................................................................................14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................26

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ...........................................................................................................29 

ВВЕДЕНИЕ

В аспекте современного источниковедения звукозапись  представляет собой terra incognita для исследователей.  По словам историка Пантелеймона Грюнберга, в этом оказались виноваты первые зарубежные исследователи феномена звукозаписи, которые отдали изучение данного предмета в руки «историкам науки и техники, то есть в узкоспециализированную научную сферу, а что не укладывалось в прокрустово ложе истории техники, отошло в удел прикладной дискографии, обслуживающей интересы частных коллекций, аудиофондов и немногих современных аудиопроизводств, репродуцирующих ценные старые фонограммы»1.  Последующие поколения ученых оказались зажаты в искусственных рамках, которые частично определенны научно-технической историей. Однако тематику звукозаписи ни в коем случае нельзя рассматривать только как объект материальной культуры. Звукозапись  это не только фонограф и граммофон, это также и явление социального, политического характера, влияющее на многие сферы человеческой деятельности. В некотором роде можно сделать вывод о том, что активное изучение сопутствующих аспектов звукозаписи началось только в недавние годы.

Актуальность  темы нашей работы заключается в  рассмотрении феномена звукозаписи  не только в контексте истории  науки и техники, но и как необычайно богатый документальный массив исторических источников.

Несмотря на сравнительно небольшой временной  отрезок источниковедческого изучения звукозаписи, накоплен немалый объем  исследовательской литературы по теме, но в нем существует дисбаланс в сторону грамзаписи, тогда как фоновалик и фонограф рассматривается часто вскользь, почти схематически. Информация о них однообразна и повторяется из книги в книгу.  К сожалению, нам не удалось отыскать ни одного научного труда на русском языке, посвященного истории фонографа и фоновалика.

Наиболее удачной  работой из области истории звукозаписи, в которой имеется раздел, посвященный  фоновалику, являются публикации  Пантелеймона Николаевича Грюнберга и Валентина  Лаврентьевича  Янина  «История начала грамзаписи в России» и  «Каталог вокальных записей российского отделения компании Граммофон»2. В них, в частности, приводятся источниковедческие признаки фоноваликов фирмы «Патэ». Французы приезжали в производственные командировки в Россию и проводили сессии аудиозаписи. Были также попытки продавать фоновалики с записями знаменитых артистов. Работы П. Грюнберга разнообразны по своему содержанию и являются на сегодняшний день лучшими по теме истории звукозаписи.

Самыми известными работами по  истории звукозаписи являются две научно-популярных книги   Л. Ф. Волкова-Ланнита «Искусство запечатленного звука»3 и «Наш друг – грампластинка»4 Анатолия Железного. Однако о фонографе и фоноваликах в них дается минимум информации. По большей части они обе повторяют самые распространенные хрестоматийные факты о создании фонографа. Правда, Волков-Ланнит первым упоминает в научно-популярной печати о существовании фоноваликов с записью голоса Льва Толстого.

Отдельно стоит  упомянуть книгу воспоминаний Льва Шилова «Голоса, зазвучавшие вновь...»5. Именно благодаря ему, в прошлом работнику фонотеки  Союза писателей,  многие фоновалики, спустя долгое время, зазвучали вновь.  В его книге подробно рассматривается история многих «знаменитых голосов», начиная от голоса Льва Толстого, Именно  Шилов смог собрать все уцелевшие толстовские фоновалики, проконтролировать их реставрацию, и пропагандировал записи голоса великого писателя как величайшую культурную ценность, которую обязательно должен услышать массовый слушатель. Несмотря на то, что это, по сути, художественные воспоминания Шилова, в них содержится много информации о фоноваликах

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что, несмотря на крайнюю фрагментарность  сведений о фоноваликах, отсутствие специализированных исследований, вопрос о фоновалике как о первом аудионосителе изучается уже достаточно давно.

Целью нашей  работы является, исследование фоновалика как звуконосителя, от открытия принципа звукозаписи до появления первой долгоиграющей пластинки, с привидением  не только исторических фактов, но и привлечением культурологических сведений.

При этом объектом нашего исследования будет служить  звуконоситель, а предметом история  появления звуконосителя и его  постепенная эволюция.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

      1. Выяснить предпосылки создания  звуконосителя.
      2. Определить его источниковедческие признаки.
      3. Рассмотреть способы хранения, реставрации и дальнейшей оцифровки.
      4. Осветить использование звуконосителя в научной  и культурной деятельности

Хронологические рамки нашей работы охватывают конец  девятнадцатого и начало двадцатого века. При написании работы мы пользовались такими методами исследования как общенаучный, анализ, синтез, хронологический, историко-сравнительный  метод.

 

 

 

 

ФОНОВАЛИК: ИЗОБРЕТЕНИЕ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Неотъемлемой  составной частью процесса звукозаписи  являются аудионосители. Развивались  звукозаписывающие и звуковоспроизводящие устройства, развивались  носители, на которые писались звуки. Ниже будет  дан исторический обзор возникновения первого подобного типа звуконосителя — фоновалика.

Валик (цилиндр) выступил в качестве аудио носителя задолго до изобретения фонографа. Об этом свидетельствует его использование  как главной части музыкального механизма в средневековых часах курантах. Мало того в дальнейшем размер валика уменьшился, и он перекочевал в многочисленные механические музыкальные инструменты времен восемнадцатого, девятнадцатого веков, в частности в шарманки, и музыкальные шкатулки.  Мало того система валиков использовалась в знаменитой «разностной машине»  Чарльза Беббиджа. По сути, валик это первый известный нам тип носителя аудиоинформации.

Таким образом, к тому моменту как на него обратил  внимание Томас Эдисон, валик имел достаточно богатую историю использования в качестве носителя информации.

Однако это  не снимает вопрос, о том, почему Эдисон предпочел использовать именно валик как звуконоситель, вместо диска — как например, предлагал  знаменитый французский поэт и изобретатель Шарль Кро, опубликовавший принципы записи звука чуть раньше, по срокам, чем был изобретен фонограф. Одним из предположений является тот факт, что запись на диск, технологически произвести сложнее, чем на валик. Прежде чем вплотную остановиться на валике как на основной форме звуконосителя, Эдисон предпринимал несколько попыток использования дисков, обернутых фольгой, но все они окончились неудачами.

Второй проблемой  являлся материал звуконосителя. От того из чего, был изготовлен носитель, зависело качество записи. Первоначально  валик оборачивался листами из станиоли — тонкой фольги. Однако данный тип материала, ходе эксплуатации показал себя не с лучшей стороны — валики из него были недолговечны, и качество аудиозаписи было не из лучших, записанный материал невозможно было расслышать в шорохе паразитных шумов.  Лучшим материалом для валика, оказалась восковая масса, впервые примененная конкурентами Эдисона, создателями графофона Чарльзом Тайтнером и Александром Беллом. Эдисон обманным путем перекупает все патенты на графофон, в  том числе и на сам рецепт создания восковой массы для валика. Один из сотрудников Эдисона русский химик Розанов совершенствует рецепт Тайтнера-Белла, создав наиболее удачный материал для изготовления фоновалика.

Самый главный  недостаток фоновалика — невозможность  массового тиражирования записей на нем, выявился при возникновении индустрии музыкального бизнеса. Эдисон и сотоварищи попытались наладить массовое производство и продажу фонографов, как и фоноваликов. Несмотря на трудности, бизнес развивался, возникала конкуренция, которая выражалась в стремлении сделать фонограф намного дешевле. Стартовав с позиции 150 долларов (что очень много по тем временам), цена на аппарат опустилась в итоге до 18 долларов, что позволило фонографу стать первым массовым «девайсом» в домах американцев. Но главный изъян — невозможность массового тиражирования мешал развитию фонографического бизнеса.  Способы, применяемые, для записи множества фоноваликов были несовершенны. Так Эдисоном применялся способ пантографирования — запись велась одновременно на пять рупоров, с пяти оригиналов снималось по пять копий, с двадцать пять копий снималось ещё по пять копий. В итоге долгого кропотливого процесса копирования с одной записи получалось 125 фоноваликов. Несмотря на всю трудоемкость копирования валика, уже к 1891 году каталог записей только одной «Колумбии» включал в себя 10 страниц, в котором кроме музыкальных номеров, а это были в основном духовые марши в исполнении оркестра Военно-морского флота, (духовые звучали гораздо громче, чем все остальные музыкальные инструменты и их было проще записать на фонограф), присутствовали отрывки из литературных произведений начитанных профессиональными актерами, и даже целый цикл самоучителей иностранного языка, созданный знаменитым лингвистом Розенталем.6

 В те годы, когда грамзапись уже вставала на ноги, фоновалик по всем параметрам не мог быть конкурентоспособным музыкальным носителем. О том, что валик проиграл на поприще музыкального бизнеса, стало понятно только после 1912 года — в тот год Эдисон прекратил выпуск фоноваликов с музыкальными записями, сосредоточившись только на выпуске чистых валиков, предназначенных для записи, их выпуск прекратился только в конце двадцатых годов двадцатого века.

Область применения фонографа сместилась в  прикладные задачи — запись человеческого голоса. Для этой цели аппарат обладал всеми необходимыми достоинствами, среди которых стоит выделить отдельно такие как, миниатюрный размер по сравнению граммофоном, простой процесс записи, для которого не требовалось никаких особых настроек, возможность многократного использования фоновалика в качестве звуконосителя — новая дорожка просто записывалась поверх старой. Эти и другие качества сделали фонограф первым устройством, которое по существу можно назвать  диктофоном, и сделали его незаменимым помощником целого ряда людей.

Основные производства чистых валиков были сосредоточенны в руках Эдисона и его бизнес партнеров, однако в Европе и в  России с ними успешно конкурировала  французская фирма «Пате». Основное количество валиков с записями на русском языке были выпущены именно ими.

В своих производствах  Пате использовали систему «золотой матрицы» - нововведение в технологии копирования фоноваликов, изобретенное Томасом Эдисоном по образу и подобию  матрицы-оригинала, успешно использовавшиеся в граммофонной записи. Такая инновация позволила, существенно увеличить выпуск валиков на рынок. К 1899 году компания расширила свой ассортимент иностранной продукции. В её каталогах можно найти кроме французских записей, «английские» - 120 номеров, итальянский — более 50 номеров и т. д.7 

При записи валиков  старались придерживаться определенной  систематизации.  По окружности цилиндра шел либо номер записи, который  можно было сверить по ежегодно обновляемому каталогу, либо краткое название записи, в основном сокращенное, из — за небольшой полезной площади. В некотором случае название записи проговаривалось сотрудником, который вел запись или самим исполнителем. Валик вкладывался в защитный картонный футляр без этикетки, на нем только проставлялся штамп контроллера записи с каталожным номером. Главная проблема многих фонографических записей этого периода, отсутствие упоминания имени исполнителя, что делалось в целях экономии хронометража.  Во многих случаях личность исполнителя можно установить только при наличии у исследователя каталога компании, или путем сопоставления записей.

Стандартная скорость воспроизведения валика равнялась 140 оборотам в минуту. Однако отдельно выпускаемые образцы продукции  могли иметь  большие скорости проигрывания. Данная вольность в стандартах привела к некоторым  трудностям в работе с реставрацией валиков — без определения точной скорости воспроизведения валика, нельзя было получить точную интонацию, человеческого голоса, записанного на валике. Самый недавний пример подобной проблемы, работы по оцифровке пластин Леона Скотта — первые попытки аудиозаписи до Эдисона, но без попытки их воспроизведения, при первом прослушивании, без определения скорости проигрывания, ученные услышали женский голос, напевающий популярную песенку «Лунный свет», однако при вычислении нужной скорости — это оказался голос самого Скотта. Ещё раньше, советские звукотехники, восстанавливающие валики с голосом Сергея Есенина, были вынуждены обращаться к помощи людей, которые помнили знаменитого поэта, дабы они определили похож ли голос по интонации или не похож.

Информация о работе Фоновалик как первый носитель документированной информации