Деятельность первых князей Древней Руси (Олег, Игорь, Ольга, Святослав)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 20:34, реферат

Краткое описание

Цель данного исследования: проанализировать политику, проводимую первыми российскими правителями.
Цель определила задачи исследования:
-Рассмотреть исторический аспект русского княжения;
-Раскрыть роль Олега, как первого киевского князя- полководца;
-Описать период княжения Игоря и Ольги, и их деятельность в этот исторический период;
-Раскрыть роль Святослава, как воина и князя русского.

Содержание

Введение 3
1. Первые русские правители и их деятельность 5
1.1. Политика княжения на Руси 5
1.2 Олег - 1-ый киевский князь 7
2 Княжения Игоря и Ольги 12
2.1. Игорь Рюрикович -Великий Князь Киевский 12
2.2. Великая княгиня Ольга 17
3 Князь Святослав, как воин 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Прикрепленные файлы: 1 файл

Деятельность первых князей Древней Руси (Олег, Игорь, Ольга, Святослав)..doc

— 145.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНЖЕНЕРНО-

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ИСТОРИИ

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ  ПО  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ  НА ТЕМУ

«Деятельность первых князей древней Руси

(Олег, Игорь, Ольга,  Святослав)»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент группы

                   заочного отделения

 

 

 

Проверил: доцент кафедры

 

 

 

 

 

Набережные Челны

2010

 

 

Содержание

 

 

Введение

Тема контрольной работы: Деятельность первых князей Древней Руси.

Цель данного исследования: проанализировать политику, проводимую первыми российскими правителями.

Цель определила задачи исследования:

-Рассмотреть исторический аспект  русского княжения;

-Раскрыть роль Олега, как первого киевского князя- полководца;

-Описать период княжения Игоря и Ольги,  и их деятельность в этот исторический период;

-Раскрыть роль Святослава, как  воина и князя русского.

Сведений о первых русских князьях очень мало и все они восходят к кратким упоминаниям в византийских источниках и к Повести Временных Лет.  Эта повесть включена в начало всех русских летописей. Она написана в начале 12 в. и существует всего в двух вариантах, очень незначительно отличающихся друг от друга. Один вариант – киевский. Другой – новгородский. Мы не знаем, были ли какие-то другие письменные источники, показания современников событий 9-11 веков, или летописцы 12 века опирались исключительно на сведения византийских хроник и на устные предания о первых русских князьях.

Все исследователи этой темы, по сути, опираются на единственный источник, который никак нельзя проверить сравнением с другими источниками. Все упоминания о князьях и событиях ранней русской истории из иностранных источников настолько кратки, что без сведений Повести Временных Лет просто выпадают из контекста и оказываются, на мой взгляд, просто бесполезны.

Казалось бы, у исследователей, в результате, должна сложиться единственно  возможная картина событий. Но сведения из Повести Временных Лет также  очень кратки и не рисуют полной, исчерпывающей картины событий. Поэтому каждый исследователь, берущийся за эту тему, дорисовывает картину сам, опираясь на свои культурные и идеологические предпочтения, на свое видение мира. Споры и исследования о первых русских князьях – самые жаркие, и самые беспочвенные из всего, что трактуется в отечественной исторической науке. По сути, вопросы о призвании варягов, о значимости того или иного похода, события первых столетий русской истории, из исторических давно превратились в идеологические.

Таким образом, я придерживаюсь мнения, что какие либо споры о первых столетиях русской государственности совершенно бесполезны. Возможно они могут быть интересны с сточки зрения выяснения мировоззренческих позиций спорящих сторон. Но в задачи нашего исследования это не входит, поэтому рассмотрим деятельность первых правителей, проанализируем политику, проводимую князьями, используя литературные источники Горейнова, Гумилева, Левченко, Плетнева, Фортунатова, Пушкаревой, Соловьева более глубокого знакомства c некоторыми вопросами представлены фрагменты из исторических источников, которые позволяют сделать самостоятельные выводы и суждения по некоторым спорным проблемам.эти источники послужили теоретической основой данного исследования. Фрагменты цитируются по Хрестоматии по истории СССР с древнейших времен до1861 года.Для образности приведены выдержки из поэтических произведений  А.С.Пушкина.

Работа состоит из трех глав, каждая их которых охватывает время правления  определенного князя, все события  воспроизведены в хронологическом  порядке.

 

1.  Первые русские правители и их деятельность

1.1. Политика княжения на Руси

 

Сильнейшей фигурой на Руси был князь. Во времена, когда обычай династического наследования власти только  формировался и потому постоянно подвергался проверке на прочность, только персональная сила порождала авторитет князя у дружины и народа, дававший право на власть. И эта сила проявлялась отнюдь не как воплощение добродетели! Вспыльчивость, гневливость, мстительность, алчность, безжалостность к врагам, страстность – все эти качества из списка смертных грехов имелись у древнерусских лидеров в полном объеме.

Впрочем, захват и удержание власти – не для  тех, кто желает пестовать свои добродетели. Порой демонстрация гнева и жестокое мщение – лучший способ подчинить  себе целые народы.

Впрочем, и причисленные к лику святых святостью вовсе не отличались, подобно всем прочим древнерусским князьям. Только могучая воля и безжалостный характер могли обеспечить их владельцу трон во времена, когда царская кровь не была еще сакрализована церковью, да и самой церкви-то не было. Так что не стоит удивляться «негуманному» поведению древних правителей, не стоит и осуждать их, да и оправдывать, пожалуй, тоже ни к чему: они были такими, какими были, и совершили то, что могли совершить.

Напряженная внешняя деятельность первых киевских князей, деятельность их по внутреннему устроению страны, по введению в ней наряда выражалась, главным образом, в установлении и сборе дани и оброков, шедших на содержание, как самих князей, так и их дружины, и, таким образом, тесно связана была с той же внешней деятельностью. До летописца дошло предание что по этой части особенно отличалась вдова Игоря Ольга, в малолетство сына своего Святослава. Она разъезжала по стране и устанавливала погосты, т. е. административные центры в торговых пунктах, дани и оброки. Дань собиралась первыми князьями разным способом. Покоренные племена сами везли дань в Киев на княжий двор. Это так называемый повоз. Такой повоз возили, например, в Киев радимичи. Дань собиралась княжескими посадниками, или наместниками, и расходовалась на содержание находившейся с ними княжеской дружины — гридей. Так, было, например, в Новгороде, где княжеские посадники со времен Олега и до смерти Ярослава собирали дань и отдавали ее частью варягам, а частью отсылали в Киев. Князья затем сами собирали дань, для чего отправлялись со своей дружиной на так называемое полюдье.

Автор летописных записок сообщает об этом следующие подробности. В ноябре месяце, как только устанавливался зимний путь, киевские князья отправлялись на полюдье по всем своим волостям; собирали они дань по большей части натурой, тут же чиня суд и расправу. В этом блуждании проходила целая зима, и лишь в апреле, когда вскрывался Днепр, князья возвращались в Киев, а за ними везли дань, которую тотчас же отправляли на ладьях в Константинополь для продажи. Игорь, по рассказу летописи, и погиб во время сбора этой дани. Но иногда князья поручали сбор полюдья своим дружинникам, как, например, поступал долгое время Игорь, отправлявший на полюдье своего боярина Свенельда.

Первые киевские князья творили и суд. С этим вполне согласуется и сообщение Ибн-Даста: «Когда кто из них (русских) имеет дело против другого, то зовет его на суд к царю, перед которым и препирается; когда царь произносит приговор, исполняется то, что он велит; если же обе стороны приговором царя недовольны, то по его приказанию должны предоставить окончательное решение оружию: чей меч острее, тот одерживает верх; на борьбу эти родственники приходят вооруженными и становятся врагами. Тогда соперники вступают в бой, и победитель может требовать от побежденного, чего хочет». Судебная функция принадлежала, несомненно, уже и племенным вождям и старейшинам и перешла от них просто по наследству и к варяжским конунгам, заступившим их место в крупных торговых центрах со сбродным населением. В виду вышеизложенных фактов и соображений, нельзя принять целиком характеристику первоначального варяго-русского князя, только как наемного сторожа русской земли. Варяго-русский князь с самого момента своего появления у восточных славян был одновременно с тем и устроителем внутреннего мира и наряда в земле, хотя, разумеется, эта деятельность его и не стояла на первом плане, и не для нее собственно он был призван или принят населением.

При князьях так называемого  Рюрикова Дома главной целью правителей было приобретение добычи. В те далекие года это было нормой взаимоотношений между племенами и общинами. Большую часть времени князья проводили в битвах и походах. Они окружали себя удалой дружиной, жадной до грабежа и разбоя, и делали набеги на соседей. С побежденных брали дань. Вместе с тем подчинение племен способствовало объединению их вокруг победителя...

1.2 Олег - 1-ый киевский князь

 

Вещий Олег –  легендарный древнерусский воевода.Князь  Новгородский (879-882) и Князь Киевский (882-912)1.

Прозвище Вещий, т.е. знающий будущее, получил по возвращении из похода на Византию в 907 г. Он «отказывается принять у побежденных греков отравленную снедь (в этом — дар провидца, «Вещего») и прибивает щит к вратам Царь-града, «показуя победу»2.

Само имя «Олег» скандинавского происхождения и трактуется как «Ангел».

О происхождении Олега существует две версии:  некоторые фрагменты  с путаницей в хронологии по Первой Новгородской летописи и традиционная, изложенная в «Повести временных лет», согласно которой Олег является родичем Рюрика (брат его жены Ефанды, опекун малолетнего Игоря). После смерти Рюрика в 879 году Олег получил правление княжеством, так как Игорь был еще мал. В течение трех лет Олег остается в Новгороде и после улучшения своего положения со своей дружиной отправляется  на юг, по речной линии Волхов-Днепр. Покоряя по пути встречающиеся города и захватив хитростью Киев, Олег основывается здесь. Объединяет два основных центра восточных славян (северный и южный) в центр объединенного государства, объявив: «Да будет Киев матерью городов русских». Согласно летописи по этой причине именно Олега, а не Рюрика считают создателем Древнерусского государства (Киевской Руси) и традиционно датируют 882 годом.

В следующие 25 лет Олег расширяет  свою державу. Подчинил Киеву радимичей, древлян и северян, уничтожил зависимость от хазар. По преданию Олег сказал им: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне». Укрепив свое влияние, наложением дани и оградив границы от  нападений соседей-кочевников,  в 907 году Олег отправляется в Византию, в военный поход к Константинополю. Со стороны византийских авторов нет ни одного упоминания о походе, но некоторые современные историки считают его легендарным.

Согласно «Повести временных лет» в походе принимало участие две тысячи ладей, в каждой по сорок воинов. Византийский царь преградил дорогу в город – закрыл ворота и загородил цепями гавань, но Олег пошел на штурм иным путем: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу3«. Испугавшись, греки предложили Олегу мир и дань, и в знак победы Олег прибил к воротам Царьграда свой щит. Основным результатом похода стало заключение договора, который обеспечивал беспошлинную торговлю  русским купцам. По договору Олег за каждую уключину получил по 12 гривен и кроме этого Царьград обязался выплачивать дань на русские города. В 911-912 году Олег послал своих послов в Царьград утвердить договор между греками и Русью, но с договора  исчезло уже упоминание о беспошлинной торговле. В данном договоре Олега именуют «великим князем русским». Подлинность соглашения подтверждается лингвистическим анализом и сомнению не подлежит.

Олег, обагренный кровью невинных князей, вошел в город, и устрашенные злодейством и большим войском киевляне перешли под власть воинственного князя. Ему самому полюбился Киев. Пленили его и климат, и географические выгоды города. «Да будет Киев матерью городов российских!» – эту фразу вложил летописец в уста князя. Так князь Олег стал первым Правителем Киевской Руси, объединившей Северный и Южный племенные союзы.

Последующие годы Олег провел в непрерывных  походах и завоеваниях. Каждый год, лишь только вскрывались реки, он пускался со своей дружиной в путь, совершая дерзкие вылазки на ладьях по берегам Днепра и его притокам. Сперва он победил древлян и заставил их платить дань по черной кунице. Потом пошел на северян; победив их, наложил на них легкую дань. При этом он запретил им давать дань хазарам. «Я неприятель им, а с вами у меня нет никакой вражды». Затем Олег принудил платить дань и радимичей, и некоторые славянские племена, живущие на западе от Днепра, по Бугу и Днестру. Всюду строил он города или крепости, оставляя в них своих наместников, и ежегодно собирая дань с покоренных племен. Один Новгород давал ему 300 гривен тогдашней ходячей русской монеты.

Жажда славы и богатой добычи звала его к новым завоеваниям. Взор его обратился к Византии. В те далекие годы между Константинополем и Киевом уже были связи. Греки, желая распространить христианскую веру на славянские племена, присылали в Киев своих священников и проповедников, а также дары от императоров. Часть славян уже обратилась в христианство. По византийским известиям, Русь считалась шестидесятым архиепископством в списке епархий константинопольского патриарха. Вероятно, посланники греческой веры хотели и Олега вывести из тьмы идолопоклонства, но он был поглощен мыслями о ратных подвигах. В 907 году он отправился в поход против греков с большим отрядом, размещенном на двух тысячах ладьях, а в каждой ладье до 40 воинов. Конница шла берегом. Горе было тем, кто пробовал сопротивляться свирепым воинам с севера и попадался им в руки. Греки загородили вход в гавань громадной цепью и заперлись в своей столице, оставя ее окрестности на разграбление врагу. Летописец Нестор беспристрастно рисует жестокость и бесчеловечность русских. Они плавали в крови несчастных, терзали пленных бросали живых и мертвых в море. Со страхом смотрели горожане на ужасы опустошения вокруг столицы. Они предложили Олегу мир и дань. Победитель потребовал по двенадцать гривен серебра на человека, и греки согласились с этим условием. После проведения переговоров был заключен первый мирный договор русских с греками, который показывает их уже не дикими варварами, а людьми, для которых святы законы чести и нравственности. Этот мир был утвержден священными обрядами веры: император клялся Евангелием, Олег с воинами – оружием и богами славянского народа, Перуном и Белесом. В знак своей победы полководец, по преданию, повесил свой щит на вратах Константинополя.

Необычные удачи в походах, находчивость, смекалка, удаль и хитрость породили немало преданий об Олеге. Ему стали  приписывать какие-то особенные  свойства, возвышающие его над другими по уму и предвидению. За это и утвердилось за ним прозвание «Вещий».

Информация о работе Деятельность первых князей Древней Руси (Олег, Игорь, Ольга, Святослав)