Денежные реформы в Российской империи в XIX веке. Реформа С.Ю.Витте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 17:03, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является проанализировать процессы формирования и развития финансовой политики в России в XIX веке, показать её роль в процессе модернизации страны, сделать выводы, которые могут быть важны в условиях формирования основных направлений экономического развития страны.
Для достижения этой цели нам представляется необходимым сосредоточить своё внимание на следующих задачах:
- проанализировать основные направления реформирования финансовой системы Российской империи в XIX веке;
- раскрыть цели, которые ставили пред собой реформаторы при осуществлении программы реформ;
- изучить процесс становления и развития нового курса в финансовой политике России в 60 - 90-х гг. XIX века;
- выявить недостатки и положительные стороны проведенных реформ;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….2
1. Денежные реформы М. М. Сперанского и Е. Ф. Канкрина ……………………5
2. На пути к «золотому рублю».…………………………………………………..11
3. Денежная реформа С.Ю.Витте………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………………….25
Список использованных источников ……………………………………………..27

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 62.60 Кб (Скачать документ)

Четверть государственных доходов составляли в 1860 - 1870-х гг. подушная подать, оброчные и выкупные платежи. Более половины доходов составляли суммы от косвенных налогов.

Половина расходов госбюджета направлялась на содержание армии и аппарата управления, около 35% - на погашение процентов по государственным долгам, субсидии промышленникам и помещикам. Только одну десятую часть составляли расходы на образование, медицину, социальное призрение [2, c.431-437].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«НА ПУТИ К ЗОЛОТОМУ РУБЛЮ»

Наступившее после Крымской войны (1853-1856) финансовое расстройство привело к крушению системы серебряного монометаллизма, установленной реформой Е.Ф. Канкрина (1839-1843) и основанной на свободном размене кредитных билетов на серебро и золото по фиксированному курсу. Массовый выпуск не обеспеченных драгоценными металлами бумажных денег привел к взрыву инфляции, падению курса рубля и исчезновению звонкой монеты из обращения. Наступила эпоха бумажно-денежного обращения. В дальнейшем финансовое ведомство было вынуждено неоднократно прибегать к новым выпускам неразменных кредитных билетов. Необходимость стабилизации рубля стала одной из ключевых задач экономической политики.

В первые пореформенные десятилетия известные экономисты (Н.Х. Бунге, А. Вагнер, В.К. Гольдман, И.И. Кауфман, Е.И. Ламанский и др.) выдвинули ряд проектов восстановления металлического обращения. Только В.К. Гольдман высказался за девальвацию денежной единицы. Остальные проекты предусматривали повышение курса кредитного рубля до его серебряного паритета. Эту точку зрения разделяло и Министерство финансов, которое придерживалось монетаристской позиции, стремилось скорее решить проблему только монетарными средствами - путем прекращения эмиссии, пополнения истощенного золотого резерва и восстановления свободного размена кредитных денег на металлические.

При подготовке разменной операции министр финансов М.Х. Рейтерн, опираясь на опыт денежной реформы Е.Ф. Канкрина, главным условием считал лишь создание металлического фонда. Денежная реформа воспринималась как административная мер вне связи с политической стабильностью, экономическим ростом. Бытовало мнение что проведенная «сверху» реформа создаст экономический рост.

Следствия провала реформы 1862-1863 гг. были обратные ожиданиям: курс рубля падал; деньги стали дефицитом, налоги и цены на товары возросли.

Однако даже после этого, курс финансового ведомства не изменился. Только накануне своей отставки М.Х. Рейтерн в «Финансовом духовном завещании» (1878) заявил о невозможности поднять курс рубля до паритета и неизбежности девальвации.

Но в правительстве и обществе девальвация по-прежнему отождествлялась с частичным государственным банкротством. Надежды на полное возрождение рубля еще не были утрачены. Это мнение не поколебал и острый финансовый кризис, наступивший после русско-турецкой войны 1877-1878 гг. и сопровождавшийся резким усилением инфляции. В первой половине 1880-х гг. Министерство финансов, возглавляемое М.Х. Бунге, пыталось следовать прежним курсом. Указ 1 января 1881 г. объявил о постепенном изъятии из обращения выпущенных в годы войны неразменных кредитных билетов. Тем самым финансовое ведомство рассчитывало повысить резко упавший курс рубля. Но подобная политика дала лишь отрицательные результаты. Бумажных денег было слишком много по сравнению с разменным фондом, но слишком мало для обеспечения нужд народного хозяйства. Даже изъятие в 1883-1885 гг. 20% предназначенных для уничтожения кредитных билетов вызвало стеснение торговых оборотов и падение товарных цен. Курс рубля по-прежнему испытывал сильные колебания.

Министерство финансов было вынуждено отказаться от дальнейшей реализации указа 1 января 1881 г. После прекращения дефляции Н.Х. Бунге счел своей главной задачей борьбу с колебаниями курса рубля и его фиксацию на установившемся уровне. Эту политику продолжил И. А. Вышнеградский. В июне 1887 г. по его инициативе и при поддержке М.Х. Рейтерна и Н.Х. Бунге Комитет финансов высказался за восстановление размена рубля на звонкую монету по соотношению, близкому к 1,5 кредитного рубля за 1 руб. золотом. Тем самым вопрос был решен в принципе. Правда, официально Министерство финансов всячески отрицало свое стремление к девальвации, учитывая непопулярность этой меры в обществе. На самом деле долговременный отказ от восстановления курса рубля до его металлического паритета не предполагал другого исхода. В эти годы многие прежние противники девальвации стали смиряться с ее неизбежностью.

Не менее сложной была проблема металлического обеспечения кредитных билетов. За десятилетия бумажно-денежного обращения система серебряного монометаллизма существовала лишь номинально. Тем не менее, в 1860-1870-е гг. мнение было единым - восстанавливать свободный размен следовало на прежней основе, золотая монета, как и ранее, должна была оставаться вспомогательным денежным знаком. Лишь в проекте И.И. Кауфмана приводились доводы в пользу золотого монометаллизма.

Однако правительство не могло игнорировать влияние перемен на мировом рынке на Россию. В 1867 г. на Парижской конференции золото было признано основной формой денег. Англия перешла к золотой валюте еще в 1816 г. С 70-х годов XIX в. система золотого монометаллизма была введена в ряде других западных стран. С особым вниманием в России отнеслись к введению в 1871 г. золотой рейхсмарки в качестве общенациональной валюты в Германии - основном партнере России во внешнеэкономических отношениях.

На мировом рынке ясно обозначилась тенденция перехода функций денег к более дорогому денежному товару - золоту. Введение золотой валюты было для России назревшей необходимостью. Со второй половины 1870-х гг. платежи серебром окончательно утратили надежность. Внутренние финансовые расчеты производились только кредитными билетами и золотом. Валютой внешних займов правительства также были разменные на золото банкноты или золото. В стране остро ощущалась нехватка золотых денег.

Постепенно Министерство финансов пришло к выводу о невозможности стабилизации рубля на базе серебряного стандарта. Золотой монометаллизм стал признаваться наиболее приемлемой для России системой денежного обращения. С 1 января 1877 г. таможенные пошлины стали взиматься в золотой валюте. В этом же году М.Х. Рейтерн ходатайствовал перед Комитетом министров о разрешении сделок в равной степени на золотую и серебряную монеты, чтобы восстановить металлическое обращение. Финансовое ведомство стремилось приблизить денежную систему страны к европейским стандартам. Однако в «верхах» не были склонны к проведению денежной реформы в неблагоприятных экономических условиях и стремились лишь к стабилизации рубля на прежней основе.

Н.Х. Бунге в 1882 г. также предложил Комитету финансов допустить прием и выдачу казной золотой и серебряной монеты, а также заключение сделок с оплатой золотыми монетами, но потерпел неудачу. Тем не менее, принятым по его инициативе новым монетным уставом 1885 г. золотая монета была признана платежным средством, равным серебряной монете. Она стала обязательной к приему по фиксированному номиналу. Тем самым в России вплоть до проведения реформы СЮ. Витте законодательно была установлена система биметаллизма при фактически существующем бумажно-денежном обращении.

И. А. Вышнеградский в 1888 г. обратился в Государственный совет с обоснованием необходимости реализовать предложения М.Х. Рейтерна и Н.Х. Бунге о восстановлении металлического обращения. Однако он указал на преждевременность установления размена только на золото, поскольку подобный шаг без достаточной подготовки может вызвать нежелательные явления в экономике. Получив отказ со стороны Государственного совета, министр финансов сосредоточил свои усилия на создании экономических условий для реформы и к началу 1890-х гг. достиг больших успехов. Лишь голод 1891-1892 гг. помешал ему довести дело до конца.

Накануне отставки И.А. Вышнеградского в финансовом ведомстве были сформулированы основные принципы будущего преобразования денежной системы: девальвации рубля; установление золотого монометаллизма; параллельное обращение металлических  бумажных денег; гарантированный размен кредитных билетов на золото; ограничение выпуска банкнот в пределах, не превышающих потребности денежного обращения; предоставление права Казначейству принимать звонкую монету в уплату налогов по существующему курсу; разрешение частным лицам использовать золотые монеты при расчетах между собой. Эти принципы были полностью реализованы в законодательстве 1895-1897 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕНЕЖНАЯ РЕФОРМА С.Ю.ВИТТЕ

Экономический бум 90-х гг. в России связан, прежде всего, с именем талантливого реформатора, финансиста, организатора экономики, тонкого дипломата, крупнейшего государственного деятеля России рубежа XIX - XX вв. - С.Ю.Витте (1849-1915).

После окончания Новороссийского университета в Одессе Витте поступил на службу в акционерном обществе Юго-Западных железных дорог, которая свела его с председателем Общества И.А. Вышнеградским, обратившим внимание на толкового служащего. По мере приобретения научных знаний и практического опыта Витте стал задумываться над вопросами экономического и промышленного развития России. Основой индустриальной модернизации, по его мнению, должны стать строительство железных дорог, совершенствование тарифных ставок, приоритет государственных железных дорог. При нехватке средств допустимо привлечение частного капитала, но под государственным контролем. Для преобразования патриархальной российской экономики и преодоления отсталости от Запада нужна комплексная программа модернизации страны.

На формирование государственно-экономических взглядов Витте большое влияние оказали труды немецкого экономиста первой половины XIX в. Ф. Листа. Его идеи оказались привлекательны, во-первых, системным подходом к анализу развития национальных экономик в контексте мирового сообщества; во-вторых, учетом национальных особенностей, уровня промышленного развития и внедрения разумного протекционизма, т.е. покровительства отечественной промышленности. Вывод Витте: Россия нуждается в ускоренном развитии промышленности, которая усилит земледелие, создаст новые рынки сбыта для сельскохозяйственной продукции.

В 1889 г. С.Ю. Витте стал директором департамента Министерства финансов, затем Министром путей сообщения и вскоре - Министром финансов. Этот ключевой пост С.Ю. Витте занимал 11 лет с августа 1892 по август 1903 года. С первых дней своей министерской деятельности С.Ю. Витте, подготавливая проект реорганизации управления промышленности и торговли, разработал долгосрочную программу Министерства финансов. Помимо укрепления собственной власти и положения, лейтмотив программы сводился к превращению России в высокоразвитую страну на основе проведения всесторонней трансформации промышленно-торговой сферы. Были выработаны общие направления политики индустриализации. Витте провел реформу Министерства финансов, увеличив штат в три раза, а число отделений - с 11 до 16.

С.Ю. Витте возглавил Министерство финансов в кризисный период, когда экономика была подорвана массовым голодом 1891-1892 гг. Страна находилась перед выбором пути экономического развития. Поскольку путь серьезных социальных перемен для царизма был неприемлем, оставались традиционные способы - усиление государственного вмешательства в экономику, широкое использование монетаристских методов ее оздоровления.

Решающим инструментом экономической политики Витте стало укрепление финансов. Важным источником пополнения бюджета оставались налоги. Подобно Н.Х. Бунге, Витте пытался ввести капиталистические принципы налогообложения. Была отменена подушная подать в неземледельческих районах Сибири, государственной оборонной подати придана форма раскладочного налога. Система прямых налогов в России к концу XIX в. была громоздкой и запутанной, а доля их в доходах государственного бюджета оставалась скромной - 7%. Рост прямых налогов оставался незначительным и сводился к повышению платы: квартирной и на городскую недвижимость. Более того, в 90-е гг. некоторые прямые налоги были снижены. Уменьшились годичные выкупные платежи за счет удлинения срока выкупных операций, наполовину снижен поземельный налог. Официально это объяснялось сельскохозяйственным кризисом, на самом деле - осуществлялось для поддержания поместного дворянства.

Витте сделал попытку реформировать торгово-промышленное обложение. В итоге уже в 1893 г. размер промыслового налога увеличился до 5%, обложению подверглись предприятия, уплатившие акцизные сборы, что увеличило поступления в казну на 5 миллионов  рублей. К 1898 г. было разработано и принято «Положение» о промысловом налоге. При уплате основного налога теперь упор делался на величину и вид предприятия, а не личность владельца и его привилегии. Дополнительный налог с акционерных предприятий взимался с капитала и прибыли, если она превышала 3% на основной капитал. Дополнительный налог с предприятий не обязанных публичной отчетностью, взимался в виде раскладочного налога и процентного сбора с прибыли. Таким образом, новый промысловый налог оставался архаичным с частичным внедрением прогрессивного принципа подоходного обложения и обеспечивал лишь 3-4% бюджетных поступлений.

Основные деньги в бюджет давали косвенные налоги, среди которых видное место занимали акцизы на производство и продажу сахара, табака, спичек, керосина, чая и водки. Самой доходной статьей бюджета стала введенная при С.Ю. Витте винная монополия. Винокурение оставалось частным делом, но сырой спирт приобретался казной по ценам, установленным Министерством финансов. Регулировалось годовое производство спирта. Спирт, полученный сверх нормы, разрешалось вывозить за границу. Продажа винно-водочных напитков оставалась государственной монополией, за исключением пива, браги и виноградного вина. Впервые винная монополия была введена в 1893-1894 гг. в четырех губерниях - Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской, затем и в других регионах, охватив к 1902 г. всю Европейскую Россию и западносибирские губернии, а с 1904 г. и Восточную Сибирь. Главная цель реформы - фискальная - была достигнута. Доходы от продажи винно-водочных изделий в отдельные годы достигали почти трети всех бюджетных поступлений. Доходы от продажи водки полностью покрывали расходы на армию. В связи с этим государственный бюджет нередко именовали «пьяным бюджетом». Наряду с положительными реформа имела и негативные черты. Винная монополия не способствовала уменьшению пьянства и повышению народной нравственности, увеличила тайную продажу алкоголя и число чиновников, рост коррупции, хищений и произвола.

Информация о работе Денежные реформы в Российской империи в XIX веке. Реформа С.Ю.Витте