Церковный раскол и влияние на русскую культуру

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 09:50, реферат

Краткое описание

Раскол XVII века явился второй после «московского разорения» национальной трагедией. По историческим данным, в раскол ушло около ¼ всего русского народа. Царствование Алексея Михайловича – переломное время для истории российской государственности – стало сложнейшим моментом в истории Русской Православной Церкви. Тяжесть самого страшного для Церкви катаклизма – раскола – ощущалась на всем последующем протяжении русской истории. Не преодолены его последствия и по сей день.

Содержание

Введение. 3
Глава 1. Россия в середине XVII века. 7
1.1. «Бунташный век» 7
1.2. Церковь и государство. 8
1.3 Царь и патриарх до начала церковной реформы. 10
Глава 2. Церковная реформа патриарха Никона. 14
2.1. Причины и мотивы проведения церковной реформы. 14
2.2. Церковная реформа. Противостояние Никона и боголюбцев. 16
Глава 3. Раскол. Причины и последствия. 20
3.1. Церковная смута 1658 — 1666 годов 20
3.2. Раскол как трагедия народа. 23
3.3. Влияние раскола на русскую культуру и историю. 26
Заключение. 29
Список литературы: 30

Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по истории.docx

— 96.93 Кб (Скачать документ)

Неприятие реформ носило именно двойной – как религиозный, так и политический характер. Русь в эти годы переживала небывалую активность богословского сознания, выплеснувшегося в яростной полемике, которая, правда, чаще всего лишь бередила раны, усугубляя взаимную вражду. Частные заявления (типа слов патриарха Иоакима: «кто как хочет, так пусть и крестится») уже не могли снять накала противоборствующих страстей.

Однако проблема раскола  ни в коей мере не сводима к богословию, поскольку остро наложилась на социальные стрессы, накопившиеся у разных сословий в результате ущемления местных прав центральной властью и оформившегося именно в этот период окончательного закрепощения крестьян. Против «новин» выступают отдельные из высших церковных иерархов (епископ Павел Коломенский), многие члены среднего и низшего клира, целые монастыри (наиболее известен пример Соловецкого восстания («сидения») 1668–1676), а также представители боярских родов (И.А.Хованский, Ф.П. Морозова, Е.П.Урусова и др.), посадский и сельский люд. Протест принимал разные формы – от возмущений в системе самой власти (стрелецкие бунты, в том числе в связи с заговором Хованского в 1682) до низовых волнений, нашедших мощный резонанс в восстаниях под руководством С.Т.Разина, а веком позже – Е.И.Пугачева, провозгласившего лозунг борьбы за «старую веру». Ревнители «древлего благочестия» спасались от «разбойничьего вертепа» (каковым им казалась церковь «никониан»), устраивая собственные скиты на необжитых землях, продвигаясь на крайние рубежи России.

Церковный раскол в России привел к появлению «старообрядчества». Страстные проповеди о христианском братстве, гневные обличения произвола никонианского духовенства, призывы к уходу от мирской жизни, а также гонения и преследования «расколо-учителей» со стороны официальной церкви и правительства привлекали народ к вождям раскола (протопоп Аввакум, Иван Неронов, Лазарь, Федор) [5,с 204]. Царь издал ряд указов, которые предписывали воеводам разыскивать и жестоко наказывать старообрядцев. Началась кровавая борьба государства и церкви со всеми сторонниками старой веры, их жестоко преследовали, сжигали на кострах.

Тысячи семей уходили  в раскол, бежали на север, в Заволжье, где не подчиняясь ни власти, ни официальной церкви, создали свою церковную организацию, свои общины (скиты), изолированные от мира. В рядах старообрядцев оказались люди из самых разных социальных слоев. Основную массу составляли крестьяне. В среде раскольников осуждалось пьянство, курение табака, почиталась семья. Сложилась особая мораль, основанная на почитании старших, скромности, честности и труде. Суть старообрядчества - защита не обрядов, а самой веры, поставленной под угрозу нововведениями, ориентированными на иноземные, чужие образцы.

Несмотря на все предсказания, конец света не наступал, а жизнь  в нем требовала решения таких  существенных вопросов, как организация  общества, отношения с государством, крещение, брак, которые, в свою очередь, заставляли приспосабливаться к  существующему миру, а не только радикально отрицать его как царство  зла. Ввиду немногочисленности священников, сохранивших полную верность старому благочестию, и почти полного отсутствия церквей, в которых они могли бы совершать богослужения, особенно острым и важным для старообрядцев стал вопрос возможности совершения таинств исповеди и причастия. Проблему исповеди Аввакум решил, внося в православную практику новые и весьма необычные черты. За неимением священника он советовал исповедоваться у благочестивых и сведущих в церковных делах мирян. Не менее необычны были его советы и для причастия, для которого он рекомендовал в отсутствие священника пользоваться заранее полученными из благочестивой церкви запасными дарами. Он, несомненно, понимал, что вводит в жизнь своей заочной паствы и вообще последователей старого благочестия весьма необычные в православной жизни нравы и обряды, которые по существу были гораздо большим отступлением от устава, чем сами «никониянские» новшества, но он советовал их лишь как временное, преходящее исключение ввиду «нынешнево, настоящево огнеопального времени» [3, c.213].

Семейный быт старобрядцев отличала замкнутость, вызванная их религиозной обособленностью от остального русского населения. Эта замкнутость способствовала сохранению патриархальных нравов. Традиция взаимопомощи, столь нужная в постоянном противостоянии внешнему миру, благоприятствовала хозяйственной жизни и крестьян-старообрядцев. Как правило, среди них не было не только нищих, но и бедных людей. Старообрядцы считали за правило все необходимое получать в своем хозяйстве. Такая хозяйственная ориентация поддерживалась сохранением древних коллективистских устоев крестьянской общины, проявляющихся, прежде всего, в трудовой взаимопомощи.

Сохранение верности идеалам  Православия способствовали тому, что  старообрядческие общины во многом определяли в XIX в. жизненные установки московского  купечества. Старообрядцы, ставшие богатыми людьми, не порывали со своей средой и проявляли немалую щедрость в благотворительной деятельности, жертвовали в виде милостыни крупные суммы и скитам, и отдельным лицам, становились попечителями общин, помогали крестьянам расплатиться с повинностями и «стать на ноги», давали деньги взаймы самостоятельным хозяевам, обеспечивали работой тех, кто не имел средств.

Духовная жизнь старообрядцев  не находилась под постоянным контролем  церкви, поэтому старообрядцев отличала самостоятельность в суждения, относящихся  и к области веры, и к житейским  делам. Особенности идеологии старообрядчества получили отражение в фольклоре. Поиски скрытого от антихриста края, где процветает «правильная» вера, заложили основу для легенд о Беловодье или сокрытом Господней десницей граде-монастыре Китеже.

Важная особенность старообрядчества - почтение к книге. Многие общины имели  библиотеки в сотню и более  книг, принадлежащих всей общине («соборные  книги»).

3.3. Влияние раскола на русскую  культуру и историю.

В яростном споре между патриархом Никоном и протопопом Аввакумом не оказалось победителей. Патриарх Никон, попытавшийся поставить духовную власть выше светской, был низложен церковным собором 1666 г. Конфликт между светской и духовной властью в России завершился тем, что усилилась зависимость церкви от государства, но церкви удалось сохранить внутреннюю самостоятельность и свои земельные владения.

Государство преследовало старообрядцев. Репрессии против них расширились  после смерти Алексея, в царствование Федора Алексеевича и царевны Софьи. В 1681 году было запрещено любое распространение древних книг и сочинений старообрядцев. В 1682 году по приказу царя Федора был сожжен виднейший вождь раскола Аввакум. При Софье был издан закон, окончательно запретивший любую деятельность раскольников [4, сс. 368-373].

До 1690 года от самосожжения погибло 20000 человек, иногда одновременно сгорала группа до 2700 человек. Были случаи совместного затопления в  водах озер и рек, замуровывания  живых староверцев в подвалах каменных зданий и даже групповое  самоуничтожение с помощью ударов или порезов обычными ножами. Много семей староверов уехало и скрылось в глухой тайге Урала, Алтая и Сибири, где и сейчас проживают их потомки.

Староверы создали очень  интересную и в значительной мере самобытную культуру. В каждой секте  имелись свои духовные песни или  псалмы, часто не лишенные поэтичности, в каждой секте помимо оригинального  обряда богомоления были и свои обряды жизненного цикла, свой жизненный уклад, а иногда и свой костюм. В культуре староверов ясно видны два слоя: культурный слой, отражающий учение и мировоззрение данной секты, и второй - русская традиционная культура.

Монополия церковников на образование и грамотность стала уходить в прошлое. В городах повысился процент грамотных людей. Больше стало выпускаться книг. Тиражи Московского печатного двора насчитывали десятки тысяч экземпляров, среди которых заметное место занимали своды законов, уставы, учебники. В России появились иностранные книги, нанимались за границей специалисты, детей посылали за границу на учебу [7,с.123-125].

Церковный раскол повлиял  даже на организацию народного просвещения. Долго думали и решали, как преподавать  латинский и греческий языки  в школах. Сначала их преподавали  в разных школах, то есть раздельно: в одной - латинский, а греческий - в другой. В 1681 г. при московской типографии на Никольской открыто было училище с двумя классами для изучения греческого языка в одном и славянского в другом. Руководил этой типографской школой долго живший на Востоке иеромонах Тимофей с двумя учителями-греками. В школу вступило 30 учеников из разных сословий. В 1686 г. их числилось уже 233 человека. Потом заведена была и высшая школа, Славяно-греко-латинская академия (эту академию заканчивал М.В. Ломоносов - великий ученый-энциклопедист), открытая в 1686 г. в Заиконоспасском монастыре на Никольской же. Руководить ею призваны были греки братья Лихуды [8].

Светские элементы в культуре  XVII в. проявляются и в церковном зодчестве и в живописи и в прикладном искусстве. На смену монументальным княжеским храмам приходят посадские церкви – нарядные, с яркими красками, с бесчисленными узорами, с украшениями из фигурного кирпича и изразцов. Патриарх Никон пробовал запретить строительство шатровых церквей, но они продолжали возводиться в Москве, Ярославле, Костроме, Ростове и других городах.

Важно отметить, что после  реформ Никона и последовавшего за ними Раскола наметились два основных течения общественной мысли: одно – национально консервативное, направленное против реформ как в церковной сфере, так и в гражданской и одинаково неприязненно относившееся и к грекам, и к немцам как к иноземному, чужому элементу. Другое направление было западническое, шедшее навстречу греческой и киевской науке и западной культуре. Через годы эти воззрения соединят умы людей в определенные группы - на арену российской истории выйдут славянофилы и западники [13].

Историки спорят о деталях, о моментах развития, но не ставят под  сомнение вектор развития российской государственности, переход к абсолютизму. Церковные реформы и церковный  раскол вписываются в контекст эволюции государства и российского общества и трактуются как исторически  неизбежные. 

Заключение.

В истории русской культуры XVII в. завершает период средневековья  и начинает переход к Новому времени. В силу исторических условий происходит смена мировоззрения - от религиозного к светскому. Раскол в самой церкви был, пожалуй, самым весомым фактором начавшегося кризиса средневекового мировоззрения.

Годы Смуты, а затем  церковного раскола, научили человека самому делать выбор и отвечать за свою судьбу. Массовые народные движения и восстания пробуждали и укрепляли  веру людей в собственные силы. Расшатывался ореол святости как  вокруг церкви так и вокруг власти [11, с 258].

Ни «никониан» ни «старообрядцев»  нельзя назвать прогрессивными, жесткость  и бескомпромиссность, яростная враждебность и фанатизм – вот основные качества, проявленные в борьбе и одной и другой стороной. Главным следствием реформы стал глубокий духовный кризис русского общества: раскол коснулся сознания, мировоззрения русского человека и единая до того в вере и быту Московская Русь раскололась [11, с 259].

Главным же результатом раскола, его драматическим итогом явилось  действительное церковное разделение: с образованием особой ветви православия  в виде старообрядчества. Часть несогласных с нововведениями ушла в XVII – XIX вв. в разного рода секты.

Раскол был очень тяжелым  опытом для народа и Церкви, но... и польза от этого опыта, думаю, была. По крайней мере, самосознание догматических  и канонических основ церковной  жизни так укрепилось, что многие попытки в годы революции ослабить и раздробить Церковь, попытки, укреплённые поддержкой всех репрессивных органов государства – всё это развалилось. Церковь выстояла и, преодолев эти попытки её разделить, осталась единой и собрала в непростых условиях своих чад.

 

Список литературы:

  1. Большой энциклопедический словарь.- М.: Большая Рос. энцикл.; СПб.: Норинт, 1999, 1456 с.
  2. Десницкий А.С. Библия и православная традиция . – М.: Эксмо.2008.- 448с. (Православная библиотека)
  3. Зеньковский С. Русское старообрядчество: Духовные движения XVII века. Мюнхен, 1970. (Forum Slav.; T. 21); 1995 http://www.sedmitza.ru/text/439457.html
  4. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. пособиедля студентов вузов, обучающихся по направл. и спец. «История»/НовосельцевА. П., Сахаров А. Н., Буганов В. И.,Назаров В. Д.; Отв. ред.: Сахаров А. Н., Новосельцев А. П.- М.: АСТ, 2000.-575 с.: ил
  5. История Отечества: учеб. пособие для студ. вузов. - Шевелев В.Н. Изд. 5-е, перераб. и доп. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 603с. (Высшее образование)
  6. Каптеpев H. Ф. Патpиаpх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов М., 1887.-518с.
  7. Каргалов В.В., Савельев Ю.С., Федоров В.А. История России с древнейших времен до 1917 года: Учеб. для гуманитар. вузов неистор. спец. /Под общ. ред. В.В. Каргалова. — М.: Русское слово, 1998. — 398 с.
  8. Ключевский В.О. Курс русской истории. Лекция 54 http://www.spsl.nsc.ru/history/kluch/kluch54.htmПолное издание в одном томе.- М., Альфа-книга, 2011 г.-1200с
  9. Кутузов Б.Церковная реформа XVII века: трагическая ошибка или диверсия? «Око церковное»— литургическая библиотека, 2000—2005 http://www.liturgica.ru/bibliot/kutuzov2.html
  10. Молзинский. В.В «Старообрядческое движение второй половины 17 в. в русской научно-исторической литературе». П-г, Ак. культуры, 1997.-. 141с.
  11. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. Книга для учителя. — 2-е изд., дораб. А. В. Муравьев, А. М. Сахаров. — М.: Просвещение, 1984.— 336 с., ил.
  12. Патриарх Никон. К 400-летию со дня рождения. Жизненный путь и Патриаршее служение Глава книги: Петрушко В.И. Курс лекций по истории Русской Церкви. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» http://www.sedmitza.ru/text/436329.html
  13. Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Plat/_15.php
  14. Россия в XVII веке / История России с древнейших времен до второй половины XIX века :Курс лекций . Ч. 1. Под ред. академика Личмана Б.В. Уральский гос. тех. ун-т, Екатеринбург, 1995 http://his95.narod.ru/lec8_6.htm
  15. Шахов М.О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. - М.:РАГС, 2002.-377 c.

Информация о работе Церковный раскол и влияние на русскую культуру