Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 09:02, курсовая работа
Степень изученности темы. В процессе изучения деятельности органов политической цензуры можно опереться на работы А.В. Блюма, Т.М. Горяевой, М.В. Зеленова, диссертационные исследования Н.Н. Клепникова и Г.А. Бондаревой. Следует отметить, что А.В. Блюм стал первым среди отечественных ученых, который попытался не только изучить механизм деятельности цензурных органов, но и рассмотреть их функционирование во взаимодействии с партийными и карательными институтами власти. В то же время Н.Н. Клепников впервые охарактеризовал специфику становления и деятельности местных органов политической цензуры на примере губерний Европейского Севера.
Введение 2
Глава 1 Формирование цензурных органов в РСФСР 5
Глава 2 Цензура эстрадного и театрального репертуара 15
Заключение 24
Список используемой литературы и источников 25
Переход к НЭПу потребовал от руководства страны создания новых методов управления страной. Под давлением объективных экономических требований, связанных с расширением товарно-рыночных отношений, правительству пришлось пойти на некоторое ослабление запретов свободы печати. С 1921 г. стали появляться частные издательства, выходить журналы критически настроенные по отношению к советской интеллигенции. Критиковалась официальная идеология и хозяйственная практика. Беспартийная интеллигенция переживала период ожидания подлинной либерализации и даже коренного изменения политического режима. Однако логично предположить, что их ожиданиям не суждено было сбыться, ведь небольшое послабление в области цензуры носило временный характер. Несомненно, такие настроения воспринимались партийными вождями как идеологическая подготовка контрреволюционного переворота. Следствием чего стала высылка из страны в 1922 г. большой группы виднейших представителей русской научной мысли и закрытие многих журналов. Установки большевиков оставались прежними: партия руководит не только экономикой и политикой, но и идеологией и культурой.
В целом можно отметить, что цензурные органы с началом НЭПа перестали удовлетворять власть. Сделав уступки частному предпринимательству в экономике, большевики отнюдь не собирались сдавать «командных высот» в сфере идеологии. Экономическая либерализация сопровождалась усилением идеологического давления. В этих условиях перед руководством страны встал вопрос о проведении единой цензурной политики во всех отраслях общественной жизни.
Обращает на себя внимание тот факт, что один из ярчайших пластов советской культуры, а именно зрелищные искусства, такие как театр и кино, не нашли пока своего отражения в контексте взаимодействия их с цензурными органами, причем наиболее динамично протекали эти взаимоотношения в период НЭПа. Восполнить существующий информационный пробел, проанализировать деятельность менее изученного цензурного ведомства в лице комитета по контролю за репертуаром и выявить особенности специфики зрелищной цензуры
В 1920-е годы разрозненные органы цензуры были централизованы. Главным из них в итоге многочисленных преобразований и реорганизаций стал «Главлит» - Главное управление по делам литературы и издательств. Созданная в эти годы система цензуры оказалась настолько эффективной, что просуществовала без принципиальных изменений до самого распада СССР.14
Остановимся
на причинах создания Главлита.
В первые годы после
На Главлит возлагался предварительный просмотр предназначенных к опубликованию или распространению как рукописных, так и печатных периодических и непериодических изданий, снимков, рисунков, карт; выдача разрешений на право издания отдельных произведений печати, запрещенных к продаже и распространению; издание правил и распоряжений и инструкций по делам печати, обязательных для всех органов печати, издательств, типографий, библиотек и книжных магазинов. По новому положению цензурные органы осуществляли как охрану военных и государственных тайн, так и политический контроль над печатью самом широком смысле. От политического контроля освобождались лишь партийные, официальные и некоторые ведомственные издания наркоматов. Характерной особенностью деятельности Главлита являлась его тесная взаимосвязь с карательными органами. Во главе Главлита были поставлены заведующий и его два заместителя, назначаемые Наркопросом по согласованию с Реввоенсоветом республики и ГПУ.
По мнению ряда исследователей, в период 1922-1923гг., в результате целенаправленной политики «диктатуры партии» произошло возвышение партийных комитетов над советами, что означало подмену советской власти партийной. При этом новая политическая система - партийное государство, представляло из себя жестко централизованную иерархию партийных комитетов. Объединение цензуры в единое централизованное ведомство было призвано способствовать дальнейшему оформлению партии в институт власти и оказывать содействие ее эффективному функционированию.
В течение этого периода цензурные ограничения усиливались. Происходило внедрение сотрудников ОГПУ в среду литераторов для выявления и пресечения публикации «антисоветских» произведений. Одной из первых жертв цезуры стал Михаил Булгаков. Кроме того, запрещалось распространять информацию о Соловецких концлагерях, о крушениях поездов, отчеты о заседаниях Комиссии по делам несовершеннолетних, «сведения о забастовках, массовых антисоветских выступлениях, манифестациях, о беспорядках и волнениях» и многое другое. Были взяты под контроль репертуары театров, лекции в сельских клубах и даже стенгазеты.
9 февраля 1923
года в рамках Главлита создан
В 1925 году под грифом «Совершенно секретно» Главлит выпустил первый «Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению в целях сохранения политико-экономических интересов СССР».1613 апреля 1928 года постановлением Совнаркома был создан единый орган для руководства всей сферой культуры – Главискусство. Его функции настолько часто пересекались с функциями Глареперткома, что 26 февраля 1929 года Наркомпрос издал распоряжение «о разграничении функций между Главреперткомом и Главискусством» , по которому на Гларепертком возлагался «политический контроль за репертуаром зрелищных предприятий» без вмешательства «в ту или иную трактовку или стиль публичного исполнения произведения».
В начале 1920-х годов развернулась массовая очистка библиотечных фондов от «от идейно чуждой» литературы. Активным деятелем этой кампании была жена Ленина Надежда Крупская. Вначале книги просто уничтожались, но к 1926 году в крупных библиотеках были созданы так называемые «спецхраны» - отделы, куда по распоряжению цензурных органов помещались книги и периодические издания, которые, по мнению цензуры, можно было предоставить только по специальному разрешению.
Период с 1917 по 1922 годы был временем поиска оптимальной системы идеологического контроля и над зрелищными предприятиями. В ноябре 1917 года все российские театры были переданы в ведение Государственной комиссии по просвещению, при которой в январе 1918 года был учрежден Театральный отдел. С августа 1919 года контроль над сферой сценического искусства осуществлял Центральный комитет Наркомпроса. На местах этими вопросами занимались Советы. В 1920 году контроль над театральным делом перешел в ведение Главного политико-просветительского комитета.
Самым главным искусством для себя новая власть считала кинематограф. Но если достичь компромисса между государством и театрами оказалось сравнительно не сложно, то с кинематографом дела обстояли гораздо сложнее. Фильмы дореволюционного производства были чаще всего непригодны – как по идеологическим, так нередко и по эстетическим причинам. Ввоз кинопродукции из-за границы был осложнен экономической блокадой. Затруднительным было и собственное производство, поскольку просто отсутствовали необходимые для этого материалы. Остро ощущалась нехватка специалистов. В этих условиях возникла необходимость тщательного отбора и кропотливой работы с имевшимся в стране фильмофондом.
4 марта 1918 года было создано первое обязательное для выполнения Постановление «О контроле в кинопредприятиях»17, подчинившее частный кинематограф местным Советам, а в августе 1919 года вся фотографическая кинопромышленность и торговля были национализированы. В 1921 году была разрешена сдача кинопредприятий и театров в аренду частным лицам. Кинопрокатом начинают заниматься различные государственные и общественные организации, а также частные лица. Фактически государственная монополия проката была нарушена.
В 20-е годы активно развивался еще один тип СМИ – радио. Главлит контролировал радио через систему уполномоченных в среде радиовещательных организаций; на этих уполномоченных возлагалась задача предварительного контроля материала радиопередач для предотвращения разглашения военных и политико-экономических тайн.
В цензурной политике советского государства особое место занимал контроль над рабочими клубами. Партийное руководство считало абсолютно недопустимым для этих клубов такие виды развлечений, как балы, маскарады и т. д.
Теперь рассмотрим вопрос ,касающийся государственной тайны. До 1921 года не предпринималось никаких попыток упорядочить обработку и хранение документов, содержащих государственную тайну. 13 октября 1921 года Декретом СНК был утвержден «Перечень сведений, составляющих тайну и не подлежащих распространению». Сведения делились на две группы: военного и экономического характера. 30 августа 1922 года Секретариат ЦК РКП (б) принял постановление «О порядке хранения и движения секретных документов».18 Этим документом впервые предусматривалось создание секретных частей в организациях для ведения секретного делопроизводства. В конце 1920-х годов была проведена унификация состава секретных органов и установлена стандартная номенклатура должностей секретных аппаратов учреждений и организаций.
Можно отметить ,что в период НЭПа произошла окончательная централизация органов цензуры. Теперь партия имела строгий и постоянный контроль над сферами общественной жизни. Теперь цензурные органы – одно из главных средств удержания и контроля власти, стали мощным и разветвленным аппаратом контроля над общественной жизнью.
Начало 20-х гг. в Советской России было ознаменовано важнейшим для страны событием: окончанием Гражданской войны, что повлекло за собой необходимость продолжать формирование государственности уже в мирных условиях. Именно тогда древнеримский лозунг «Хлеба и зрелищ!» приобрел особенную актуальность. Что касается хлеба, то декрет СНК 1921 г., заменивший продразверстку продналогом, хотя бы частично, снял накопившееся напряжение. Но вслед за насыщением телесным встал вопрос о насыщении духовном. Причем внимание этому отводилось первостепенное.
Теперь перейдем к рассмотрению цензуры зрелищ на Урале в период новой экономической политики. Цензура зрелищ на Урале до 1923 года осуществлялась местными отделами Главлитпросвета. Главным цензурным органом на Урале являлся Уралоблит, созданный 30 декабря 1922 г19. Деятельность цензоров была засекреченной. Под маской «Орклита» скрывались работники отделов народного образования. Свою работу они выполняли без энтузиазма, не получая при этом материального вознагрождения.
«Инструкция Уралоблита по цензуре зрелищ» является основой для понимания всей цензурной политики в период НЭПа . В инструкции строго запрещались к показу произведения:
явно проводящие
агитацию против советской
проводящие тенднцию необходимости возврата к капиталистическому строю
восхваляющие преступления против Соввласти и вообще наказуемые Советским Законодательством
Возбуждающие национальную вражду.
Вызывающие религиозный сентиментализм, фанатизм
Злобно карикатурные
Порнографические.
Способствующие своей нехудожественностью понижению культурного уровня масс. 20
Секретный циркуляр Уралоблита №509/с от 21 сентября 1923 года был посвящен цензуре эстрадного репертуара и танцев21. Жесткой критике подверглись эстрадные номера (куплеты, стихи, клоунское антре), «носящие оскорбительный характер для национальностей». Имелись в виду так называемые «антисемитские выпады» в выступлениях эстрадных артистов. «На шестом году Революции пора изжить прежний позор, при котором угнетенные в политическом отношении национальности были предметом насмешки со стороны самодовольного мещанства, буржуазии, которым продажные подобострастные писаки и артисты поддакивая , стремились доказать, что все нерусское смешно», - отмечалось в циркуляре22. Также Уралоблит предлагал цензорам не допускать номера, «демонстрирующие культ нагого тела». Имелись в виду пластические и «эксцентрические» танцы – танго, фокстрот, шимми и т. д. Исполнение таких танцев, по мнению цензурного ведомства, было направлено на «разжигание болезненной чувствительности» у зрителя. Уралобллит обращал внимание своих цензоров на недопустимость наличия в эстрадном репертуаре номеров политической сатиры. Объявлялись неприемлемыми в номерах артистов любые намеки на явления политической жизни страны.
В 1924-1925 гг. политический контроль
за зрелищами на Урале
В конце февраля 1925 г. Уральские цензоры получили очередную секретную директиву, в которой Главлит требовал не пропускать сценариев эстрадных номеров, содержащих пародии на партийную дискуссию «о ленинизме и троцкизме». Эстрада мгновенно реагировала на политические явления в жизни страны, и развернувшаяся внутрипартийная борьба на время стала популярной темой для импровизаций. Несмотря на комичность, художественный вымысел подобных номеров , цензурное ведомство увидело в них угрозу компрометации коммунистической партии в глазах общества. «Так как партийная дискуссия, нашедшая место в партпечати и соответствующих выступлениях ответственных партийных работников, является серьезнейшим внутри партийным и теоретическим вопросом, ГРК находит недопустимым ее вульгаризировать и опошлять, а потому предлагает, как можно строже относиться к разрешению эстрадных номеров, в которых находила бы освещение партдискуссия», - отмечалось в распоряжении Главлита.
17 января 1924 г. Вышла секретная инструкция Уралоблита по контролю за репертуаром23. Из содержания этого документа можно сказать, что контроль за зрелищными мероприятиями становится все более серьезным и централизованым. В первом же пункте говорится о том, что нужно «всеми силами и мерами ослабить отраву буржуазной идеологии и морали». Целью коммунистической партии было воспитание рабоче-крестьянского класса в духе своей идеологии. Каждое разрешение на показ эстрадного репертуара должно быть серьезно обдумано, а запрещение мотивировано и не в коем случае не должно принимать характер личного вкуса.
Информация о работе Цензура эстрадного и театрального репертуара