Развитие меценатства в Астраханском крае на примере деятельности купца П.С. Сапожникова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 19:21, реферат

Краткое описание

Перед современной Россией остро стоят вопросы по сохранению и пополнению историко-культурного наследия нашей страны, формированию гражданской ответственности в деле поддержки национальной культуры. Это те основы, которые определяют развитие исторического пути современного общества. Не смотря на государственное финансирование культуры, зачастую оказывается недостаточно средств. Благодаря меценатской деятельности культурные объекты, профессиональная деятельность в области искусства, науки, образования получают поддержку от частных лиц, которые добровольно финансируют культурные проекты, не извлекая из этого материальной выгоды.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Развитие меценатства в Астраханском крае на примере купца Сапожникова Таранов В. 8А.docx

— 1.17 Мб (Скачать документ)

     Сапожников был религиозен и, являясь старовером, не жалел денег и на украшение православных храмов.  Бывая в Астрахани, Пётр Сапожников наладил тесные связи с местными старообрядцами. Для приверженцев древнего благочестия он построил старообрядческое подворье на Большой Демидовской улице, с церковью Покрова Пресвятой Богородицы и высокой колокольней.  На старых панорамных изображениях Астрахани эта колокольня хорошо видна. Она выложена из красного кирпича и имеет шатровый верх.

     Но в 1845 году  этот монастырь был закрыт, а  церковь опечатана. Так она простояла, пустая и заколоченная, до 1926 года, когда и была снесена. А кельи были использованы под жилые помещения. Но и они были сломаны в начале 70-х годов прошлого века. На этом месте возвели массивное здание Астраханского КГБ.

       Каменный дом Петра Семёновича находился в Астрахани в 3-й части 3-го квартала, в приходе церкви Рождества Богородицы, и в раскладочной ведомости стоил 4 тысячи рублей, по оценке 1806 года. Это были для того времени солидные деньги, значит, и дом выглядел внушительно. Дом Сапожникова располагался на берегу Кутума, около Спасской пристани, где был лодочный перевоз, который соединял Белый город с Воскресенской слободой (Закутумная часть города). Но лодочники не могли по утрам перевезти и половины желающих быстрее попасть в центр города. Ещё хуже обстояло дело во время ледостава.17

По высочайше утверждённому  в 1801 году плану города на реке Кутум  за счёт средств городской Думы должно быть построено три моста - Красный, Воздвиженский и Спасский. Первым был построен деревянный мост на месте Воздвиженской лодочной переправы. Само название этой переправы связано с церковью Воздвижения Честного Креста, стоящей на бугре рядом с Девичьим Благовещенским монастырём. Дорога от монастыря и церкви Воздвижения шла под уклон, прямо к перевозу, который соединял часть Земляного города и Армянский базар с Закутумной слободой, где были многочисленные огороды и остатки бывшего птичьего двора.

      Воздвиженский  мост был построен в 1802 году  из доходов города. За счёт  казны был сооружен в 1804 году  и Красный, или Живой, мост. Живым его называли потому, что  он был перекинут через стоящие поперек реки завозни. На Спасский мост денег не хватило. Тогда в приватной беседе астраханский губернатор князь Дмитрий Васильевич Тенишев попросил астраханского богача Варвация посодействовать городу и соорудить мост через Кутум. Умевший ладить со всеми губернаторами Иван Андреевич тут же пожертвовал на мост 10 тысяч рублей.  Обрадованный Тенишев отправил письмо министру внутренних дел Виктору Павловичу Кочубею, где указывал: «.. .жители тамошние в провозе жизненных припасов имеют изнурение, то посему склонил я господина надворного советника Варвация к устроению того моста, который на сие охотно согласился из усердия к пользам городским... ».18

     Но со строительством  моста произошла заминка. На  месте его сооружения находилась затонувшая расшива, и долго искали её хозяев. Наконец выяснили - расшива принадлежит купцу Кириллу Широкову. У него она была взята по контракту черноярским купцом Затонским. Купец Голощапов на расшиве перевозил дрова, купленные купцом Сапожниковым. После разгрузки дров расшива и затонула, прямо у дома Сапожни- кова. И в расспросе Голощапов показывал, что «расшива ему не принадлежит, а должен ответствовать волъский купец Пётр Сапожников, что он с того судна велъми припасами воспользовался».19

Пётр Семёнович не менее  других был озабочен в скорейшем сооружении моста. Своими работными людьми он отлил расшиву и перевёл её ближе к Спасскому питейному дому. Сооружение моста шло быстро. Уже в ноябре 1805 года Иван Андреевич писал губернатору Тенишеву:«Ваше Сиятельство милостивый государь! Для свободного и удобного проезда и прохода вообще как жителей, так равно и частных людей положенный по высочайшему конфирмованному плану и с позволения Вашего Сиятельства через реку Кутумову против Спасских ворот из усердия моего деревянный мост длиною 88 сажен и шириною в четыре сажени собственным моим иждивеньем постройкою во всём закончен. Следовательно, этот мост из заведования моего должен поступить в городское, а потому Вашего Сиятельства покорнейше прошу кому следует приказать выстроенный мною мост от меня принять. Честь имею быть Вашего Сиятельства покорнейший слуга Иван Варваций».20 Мост приняли торжественно, в присутствии губернатора, прочувственное слово сказал гласный городской Думы Андрей Воронов. Тут же члены городской Думы попросили губернатора посодействовать опубликованию информации о построении моста «ради пропечатания в обеих столицах в публичных ведомостях». Варвацию было «изъявлено монаршее благоволение». Мост был назван Спасским, так как дорога к нему тянулась прямо от ворот Спасо-Преображенского монастыря.

     Пётр Семёнович  положит о новом мосте своё  попечение. На свой счёт наймёт  караульщика моста. Оказывается,  была такая должность. Как видим,  при постройке моста фигурируют  две фамилии - Варвация и Сапожникова. По-видимому, Пётр Семёнович познакомился с замечательным греком, участником Чесменского сражения, удачливым предпринимателем, где-то в середине 90-х годов XVIII века, ибо в 1797 году, после открытия в Астрахани Коммерческого банка, Сапожников брал там ссуду, а поручителями за него выступали купец Иван Сиднев и секунд-майор Варваций. Значит, Пётр Семёнович был уже достаточно знаком с Варвацием. Вскоре они стали компаньонами. Их дружба продолжалась многие годы.

      В октябре 1809 года Пётр Сапожников и Иван Варваций на равных паях купили тут же «у астраханского купца Ильи Данилова сына Иванова каменный дом со всем деревянным хоромным строением и местом, простирающимся до реки Кутумовой, состоящим в 3-й части города во втором квартале под №158 в приходе церкви Казанской Божией Матери». (Прежде приход относился к церкви Рождества Богородицы.) Ещё раньше, в 1799 году, Пётр Семёнович приобрел на улице Спасской у астраханского купца Степана Буслаева «двор со всем хоромным строением». В марте 1814 года Варваций продаст Сапожникову вторую половину огромного дома у Спасского моста, где в основном и жила семья астраханского богача.В декабре 1815 года Сапожников прибавил к своим домовладениям на Спасской улице деревянный дом со всеми службами астраханского мещанина Прокопия Шилова. А в 1818 году на этой же улице купила двухэтажный каменный дом у коллежского асессора Никиты Воробьёва сестра Сапожникова Александра Петровна Милашева.

     Покупали Сапожниковы  дома и в других частях города. Например, Алексеем Петровичем был  куплен в мае 1847 года с публичного  торга за долги деревянный  дом со строением и землёй  у юртовского татарина Идриса Алиева (в 4-й части 4-го квартала под № 407). А в 1853 году Сапожниковы купили обгорелый каменный дом в центре города (во 2-й части 2-го квартала под № 173) у купчихи Марии Дмитриевны Лесниковой. (В 1859 году Сапожниковы устроят в этом доме шёлкомотальную фабрику). Продолжали они покупать дома и на Спасской улице. Не случайно эта улица во второй половине XIX века будет именоваться уже Сапожниковской, а мост через Кутум тоже назовут Сапожниковским. После ремонта он будет замощен камнем-булыжником. Это будет первый такой мост. С моста открывался вид на Стрелку реки Кутум с множеством разнообразных рыбацких судов. А на востоке бросались в глаза череда живописных мостов и тающие в дымке башни и главы Ивановского монастыря.21

      Интересен  портрет Сапожникова, выполненный  неизвестным художником, который прежде находился в ризнице кафедрального Астраханского Успенского собора. За небольшим опальным столиком сидит благообразный мужчина с проницательным взглядом карих глаз. У него чистое лицо, обрамленное тёмной, с проседью бородкой. Правую руку он держит на книге, которая покоится на краю стола. Одет в кафтан, на шее две медали. Бронзовую он получил в 1809 году за большие денежные пожертвования по предотвращению чумы в Астраханской губернии. Золотую с бриллиантами - в 1811 году за участие в бесплатной перевозке продовольствия русским войскам, воевавшим с Персией. На левой стороне груди есть ещё маленькая медаль на оранжевой колодке. Это награда за оказание денежной помощи русской армии во время нашествия Наполеона.

В ризнице Успенского собора, кроме изображения астраханских иерархов, находились только два портрета светских лиц - это купца Сапожникова  и надворного советника Варвация. Оба эти портрета в 1931 году были переданы из Успенского собора в Астраханскую картинную галерею. Портрет Варвация позже оказался в Астраханском краеведческом музее.

 

Конечно, как и многих других, Успенский собор покорил  Сапожникова своим величием, а  внутреннее убранство - своей красотой. Знаток Поволжья литератор С. Монастырский писал в 80-х годах XIX века: «Астраханский собор - венец и украшение Астрахани. Стройный и величественный, он виден со всех возвышенностей за 30 вёрст. Плывущие по Волге в Астрахань все без исключения любуются собором. Издали, когда самый город кажется ещё в тумане, стройный силуэт собора обрисовывается ясно, купола и кресты как бы касаются облаков, и самый город с его церквами и строениями кажется подножием храму».22 Кафедральный собор по богатству утвари, ризницы и художественности вещей находился в ряду первейших церковных сокровищ России. Дело не только в золотых и серебряных пудах, тысячах бриллиантов, хризолитов, алмазов и редких жемчужин, составляющих ценнейшую кладовую собора, истинное богатство состояло в редкой художественно-исторической ценности изделий. Высокая материальная культура, неповторимость искусства, чувство красоты и изящества - вот что было вложено в эти произведения русскими умельцами минувших веков. Богатейшие купцы и дворяне не скупились на жертвы для Успенского собора.  Кто жертвовал деньги на престол, не указано, но я думаю, что Пётр Семёнович Сапожников, ибо именно по его заказу в Петербурге мастером Штангом в 1818 году были сделаны серебряные Царские врата для Успенского собора весом 32 пуда, стоимостью 135 тыс. рублей. Высотой они были 5,1 метра, шириной почти три метра. Врата были великолепной ажурной работы. В них были вставлены семь икон - четыре Евангелиста, Благовещение (отдельно на створках врат - Архангел Гавриил и Дева Мария), а в сенях над вратами - Тайная Вечеря. Эти иконы были написаны в Академии художеств лучшими мастерами.

    А ещё раньше, в 1812 году, на средства Петра  Семёновича были сделаны под мрамор стены и столпы верхнего этажа Успенского собора. «Старанием того же купца Петра Сапожникова, по благословению Астраханского архиепископа Гаия (Токаова), в 1812 году были подведены под мрамор четыре массивных столпа, поддерживающих как своды верхнего храма, так и сами стены собора. Столпы подведены под мрамор белого цвета, а стены — серого. Капители столпов вызолочены. Основания столпов, а также своды в пяти главах украшены живописью в том же 1812 году».23

     Протоиерей  Николай Каменский писал также:  «В просвете на откосе южного  переднего окна по мрамору  изображен акт Священного Союза в 1815 году между тремя Государями Императорами - Всероссийским, Австрийским и королём Пруссии».24 Возможно, инициатором всех этих украшений был тоже Сапожников. Он понимал толк в живописи. Но главное всё же Царские врата. В 1922 году, во время изъятия церковных ценностей в Успенском соборе, как самую дорогую вещь разобрали прежде Царские врата в верхнем храме.

      Итак, мы  видим, что Сапожников вложил немало средств в архитектуру Астрахани, большие средства вместе с Варвацием он внёс в строительство Спасского моста. Будучи человеком религиозным, П. С. Сапожников не жалел денег и на украшение православных храмов, так, в 1812 году на его средства были сделаны под мрамор стены и столпы верхнего этажа Успенского собора, а в 1818 году по заказу были отлиты серебряные Царские врата.

     Не остался  равнодушен Петр Сапожников и  к событиям Отечественной войны  1812 года. На «военные потребности  и на составление новых воинских  сил», как писала в 1813 году газета  «Восточные известия», П. Сапожников  пожертвовал 17 тысяч рублей.

    В холерный 1820 год он создал приют для сирот, где они не только содержались, но и обучались ремёслам, а девицы, выходя замуж, получали из капитала Петра Семеновича по 1000 рублей.

    Это наиболее  яркие моменты в деятельности  купца и мецената Сапожникова  Петра Семеновича.

    Со смертью П. С. Сапожникова (1828 год), его дело продолжили сыновья — Александр и Алексей. В 1819 году они организовали торговую фирму «Братья Сапожниковы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Заключение

 

   Успешный предприниматель Сапожников в начале XIX века переехал в Астрахань и стал одним из крупных торговцев и рыбопромышленников. Находясь в самом центре общественной жизни, он коллекционировал картины, активно занимался меценатством.

    Сапожников вложил немало средств в архитектуру Астрахани, большие средства вместе с Варвацием он внёс в строительство Спасского моста (позже Сапожниковский, Коммунистический). Приобретая дома по Спасской улице и в других районах, он не только вкладывал средства, но и заботился о внешнем облике города, о чем говорит факт приобретения домов после пожара.

Будучи человеком религиозным, П. С. Сапожников не жалел денег и на украшение православных храмов, так, в 1812 году на его средства были сделаны под мрамор стены и столпы верхнего этажа Успенского собора, а в 1818 году по заказу были отлиты серебряные Царские врата.

Информация о работе Развитие меценатства в Астраханском крае на примере деятельности купца П.С. Сапожникова