Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:15, реферат
Опала, постигшая М. Б. Барклая де Толли в 1812 году, трагически отозвалась на всей его дальнейшей судьбе - прижизненной и посмертной. Вероятно, ни один другой крупный русский полководец нового времени не был окружен таким плотным туманом пристрастных и противоречивых мнений, слухов, стереотипных суждений.
Введение……………………………………………………………………..
§1. Основные направления деятельности М.Б. Барклая де Толли на посту военного министра……………………………………………………..
§ 2. М.Б. Барклай де Толли в период Отечественной войны…………..
§ 3. Причины, послужившие основанием для фактического устранения М.Б. Барклая де Толли от управления русскими войсками……………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………………..
Содержание
Введение…………………………………………………………
§1. Основные направления деятельности М.Б. Барклая де Толли на посту военного министра……………………………………………………..
§ 2. М.Б. Барклай де Толли в период Отечественной войны…………..
§ 3. Причины, послужившие основанием для фактического устранения М.Б. Барклая де Толли от управления русскими войсками……………………….
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
БАРКЛАЙ ДЕ ТОЛЛИ Михаил Богданович (1761-1818). Родился в обедневшей дворянской семье. Воспитывался у родственников в Петербурге, получил домашнее образование.
Опала, постигшая М. Б. Барклая
де Толли в 1812 году, трагически отозвалась
на всей его дальнейшей судьбе - прижизненной
и посмертной. Вероятно, ни один другой
крупный русский полководец нового
времени не был окружен таким
плотным туманом пристрастных и
противоречивых мнений, слухов, стереотипных
суждений. Стоит ли удивляться, что,
при столь пристрастном на протяжении
полутора столетий восприятии Барклая
русским общественным сознанием, его
жизнь и военная деятельность
не получили должного освещения в
историографии. В XIX - начале XX вв. вышло
в свет немало его жизнеописаний,
публикаций и исторических сочинений,
однако в целом «труды и дни» полководца
не стали предметом
§ 1. Деятельность М.Б. Барклая де Толли на посту военного министра.
Реформирование военного министерства.
В январе 1810 он стал военным министром. Мирный договор с Наполеоном, заключенный в Тильзите, представлялся лишь временным явлением, которое лишь отдаляло конфликт с наполеоновской Францией. Правящие круги России сознавали необходимость подготовки к новой войне. Предстояло осуществить большую программу реформ в армии, для чего было необходимо реорганизовать центральное военное управление и его главный орган - военное министерство. Александр I не мог не сознавать, что в предстоящей схватке с могущественным противником от главы военного ведомства требуется широкий кругозор, стратегическое мышление, знание противника, чего не было у военного министра Аракчеева. Выбор царя пал на Барклая де Толли. В январе 1810 г. Барклай был назначен военным министром.
М. Б. Барклай де Толли был одним из передовых офицеров своего времени, понимающих необходимость преобразований в военном деле России. Так, еще в августе 1805 г. он, вместе с жалобой на небрежно составленную диспозицию, записал в своем дневнике: «Желал бы, чтобы государь не пожалел издержек на приведение генерального штаба, этой важной отрасли армии, в более цветущее состояние, и для пополнения его способными и деятельными людьми».
Вступив на пост военного министра, Барклай с первых же дней своей деятельности считал главной задачей подготовку вооруженных сил России к неминуемой, по его мнению, войне с Наполеоном. Любое крупное мероприятие, важное дело, административное распоряжение по своему ведомству Барклай рассматривал с точки зрения его возможного влияния на грядущую войну с наполеоновской Францией. «Военный историк и биограф Барклая Ф. Веймарн писал: «Сам Барклай считал стоявшую перед ним задачу троякой: во-первых, реорганизовать само министерство; во-вторых, разработать учреждение для армии и, в-третьих, увеличить и преобразовать вооруженные силы России, имея в виду отражение грозящей ей агрессии со стороны Наполеона».
Одной из кардинальных мер стала реорганизация военного министерства. Уже 5 сентября 1810 г. Александр I потребовал от своего нового министра через два месяца представить проект военных преобразований. Барклай еще более ужесточил сроки и дал задание чиновникам своего ведомства составить проект подробного образования военно-сухопутного министерства к 26 октября» Поручение это выполнял Комитет для изыскания способов к кратчайшему делопроизводству в экспедициях, однако он с ним не справился и в марте 1811 г. был ликвидирован. Вместо него была образована Комиссия по составлению военных уставов и уложений, которая и продолжила работу. Комиссию возглавил статс-секретарь действительный статский советник Михаил Леонтьевич Магницкий - один из образованнейших людей своего времени, правая рука М.М. Сперанского.
В феврале «Учреждение военного министерства» было утверждено Александром I: военная коллегия упразднялась, и в руках военного министра сосредоточивалась вся полнота исполнительной власти. В состав министерства входило семь департаментов: артиллерийский, инженерный, инспекторский, аудиторский, комиссариатский, провиантский и медицинский.
Кроме департаментов, в состав
министерства входили еще военный
ученый комитет, военное топографическое
депо, типография и особенная канцелярия,
занимавшаяся разведкой, контрразведкой
и секретным делопроизводством.
Все эти структурные подразделе
Особое внимание Барклай де Толли уделил реорганизации русской разведки, сознавая всю важность обладания точными сведениями о состоянии иностранных армий, военных приготовлениях. Поэтому Барклай де Толли впервые учредил должности военных агентов при русских посольствах. А с утверждением 27 января 1812 г. «Образования высшей воинской полиции при армии» был создан орган управления русской армейской разведкой и контрразведкой, подчинявшийся непосредственно начальнику главного штаба.
Реорганизация военного министерства явилась несомненным шагом вперед, хотя, стоит отметить, что новое устройство имело ряд недостатков: не была создана квартирмейстерская часть; комиссариатский и провиантский департаменты существовали раздельно, что значительно замедляло хозяйственную деятельность в армии. Кроме того, действия ведомств затруднялись излишней централизацией.
Реорганизация русских сухопутных сил.
Перемены в армейской жизни, произошедшие до 1810 г., затронули в основном только внешнюю сторону. В организации русских войск до 1806 г. господствовала старая феодальная система, полевое управление войсками до 1812 г. осуществлялось на основании положения «Устава воинского 1716 г.» и нуждалось в коренной реформе. Между тем, опыт боевых действий 1805 г. настойчиво требовал пересмотра внутренней организации войск, уставов и наставлений, введения боевого порядка, сочетавшего действия рассыпного строя с колонным, обучения войск прицельной стрельбе. Передавая дела Барклаю, Аракчеев сообщил, что «у армии нет никаких запасов, а в арсеналах нет в достаточности исправных ружей».
Потому в начале
1812 г. Комиссией по составлению воинских
уставов и положений под
«Учреждение для управления
большой действующей армией»
состояло из четырех частей. В первой
определялись функции главнокомандующего,
корпусных и дивизионных
Главной задачей нового документа являлось придание всем сухопутным силам России такой структуры и такого порядка, которые оказались бы оптимальными в случае начала большой войны, требующей введения в бой огромной действующей армии.
Отныне управление действующей армией сосредоточивалось в четырех отделах: Главном штабе и главных управлениях - Инженерном, Артиллерийском и Интендантском. Соответственно были организованы корпусные и дивизионные штабы. Часть I «О главнокомандующем, корпусных и дивизионных начальниках и их штабах» определяла круг их нрав и обязанностей, а также меру ответственности. Приказы и распоряжения главнокомандующего объявлялись обязательными как для армии, так и для гражданских чиновников и приравнивались к повелениям императора. Главнокомандующий назначал и смещал всех начальников, кроме командующих армиями, его власть распространялась и на членов императорской фамилии, если они прибыли в армию. Даже если сам император находился в армии, верховная власть переходила к нему только в том случае, когда он издавал специальный приказ об этом. Тем самым «была учтена одна из причин неудачного исхода Аустерлицкого сражения». Однако и ответственность главнокомандующего соразмерялась с его властью. Он отвечал за состояние армия в целом, за порядок в войсках. В случае бездействия, он нес ответственность вплоть до предания суду.
До вступления в силу «Учреждения для большой действующей армии» высшим тактическим соединением была дивизия, включавшая пехоту, кавалерию, артиллерию и саперов. Барклай же ввел важное новшество: свел дивизии в пехотные и кавалерийские корпуса, а уже корпусам придавались артиллерия и саперы.
С начала 1811 г. все новые
формирования стали получать одинаковое
устройство, а старые полки и дивизии
переформировываться по новой организации:
пехотный полк отныне состоял из двух
батальонов, а каждый батальон - из четырех
рот. В кавалерии полки гвардейские,
кирасирские и драгунские состояли
из пяти эскадронов, а гусарские
и уланские - из десяти. Артиллерийские
бригады имели по три роты. Четкую
единообразную структуру
Таким образом, устанавливался строгий порядок и единообразие во всей армии. Одинаковой должна была быть и численность частей и подразделений. «По разработанным тогда же штатам, гвардейские пехотные батальоны насчитывали 764 солдата, унтер-, обер- и штаб-офицера; армейские пехотные батальоны - 738; гвардейские эскадроны -160 и армейские эскадроны - 150 строевых чинов; артиллерийские роты имели от 250 до 300 человек в зависимости от типов орудий, входивших в их состав». Были созданы также два пионерных (саперных) полка, трехбатальонного состава каждый. Пехотная дивизия состояла из трех бригад двухполкового состава.
«Учреждение для управления большой действующей армии» закрепляло реформу полевого управления войсками и отражало достижение передовой военной системы. Главнокомандующий получил всю полноту власти, ограниченную только властью царя. Тем самым в русской армии учреждалось почти такое же единоначалие, как и в армии Наполеона. «Учреждение для управления большой действующей армией» обобщало боевой опыт, накопленный русской армией, упорядочивало управление войсками «как по вертикали - от царя до младшего офицера, - так и по горизонтали - между различными ведомствами и службами», между офицерами и генералами, занимавшими равные должности. Оно должно было устранить ненужное дублирование приказов и действий, повысить оперативность и четкость руководства войсками во всех звеньях, ввести единообразие в структуре частей и подразделений, строго определить круг вопросов и обязанностей, находящихся в компетенции различных служб.
Важной проблемой
для Барклая было также увеличение
численности войск и
Выход из положения можно было найти, лишь проводя регулярные рекрутские наборы. Поэтому по настоянию Барклая в 1810, 1811 и 1812 гг. было проведено три рекрутских набора. В феврале 1810 г. Барклай разослал для сведения всем воинским приемщикам приказ, в котором обязывал офицеров, занятых отбором рекрутов, более внимательно относиться к порученному им делу. 26 июля после представления Государственному совету доклада Барклая последовал указ о наказании гражданских, военных и медицинских чиновников денежным штрафом в 500 рублей за прием на военную службу низкорослых, больных, старых или же слишком молодых рекрутов.
«28 сентября 1810 г. был подписан указ о дополнительном призыве трех из каждых 500 душ мужского населения России. По набору 1811 г, было призвано еще по четыре рекрута из того же числа мужчин, и, наконец, 10 апреля 1812 г, призвали еще по два рекрута». Таким образом, за три набора было взято в армию и флот по девять человек из каждых 500 крепостных крестьян. Всего в вооруженные силы России было призвано около 350 тыс., солдат. Их обучение происходило в рекрутских депо. В марте 1811 г. их было 40, причем 36 из них были организованы в областях, расположенных вблизи западной границы. Подготовке рекрутов, их обучению Барклай придавал большое значение. 25 января 1811 г. было утверждено написанное им Наставление о смотре рекрутских депо. Оно пронизано заботой о рекрутах и обязывало инспектирующих прежде всего узнавать, не терпят ли рекруты каких-либо притеснений, и в случае обнаружения нарушений доносить об этом лично военному министру. «Искусный начальник ласковым обращением легко может возбудить в рекрутах бодрость духа и охоту к службе, побуждая примером своим и других обходиться с рекрутами кротко и снисходительно».