Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 23:05, доклад
В методическом указании к данной работе предлагается для рассмотрения несколько представителей философской, социальной и политической мысли таких как С. Лавров, П. Кропоткин, М. Бакунин, П. Ткачев и другие, но мы решили остановиться на двух более достойных внимания представителях - мыслителях России XIX - начала ХХ веков.
Для Бакунина мститель как и судья выполняют одну миссию - восстанавливают нарушенные закон и право. Мститель как бы выступает в роли судьи, акт мести - в качестве правосудия.
Изложенные в рукописи "Гамлет" взгляды на право и справедливость любопытны в плане последующей эволюции естественно-правовых идей Бакунина. Уже здесь он допускал возможность неправомерности юридического закона, неправосудности официального суда, принадлежности монархической власти преступнику и превращения ее, тем самым, в преступную власть. Право не отождествлялось с юридическими законами, оно мыслилось как элемент вечной гармонии природы. Более поздние идеи Бакунина о неотъемлемых естественных правах человека, о "праве истории", мстящем за попранное достоинство народов, а еще позднее - об "общечеловеческом праве" как альтернативе законов государства и т.д. - генетически связаны с его ранними глубокими убеждениями гегельянского периода о неразрывном единстве права и справедливости с гармонией Вселенной. Хотя в рукописи "Гамлет" Бакунин еще далек от анархизма, но он уже близок к релятивистскому пониманию политико-правовых явлений.
Интерес Бакунина в 1830-х гг. к правовым
вопросам не случаен и связан с
логикой развития его воззрений,
с его окружением, планами будущей
деятельности. В 1838 г. сразу три младших
брата Михаила Бакунина поступают
на юридический факультет
На формирование воззрений Бакунина в 1830-е гг. оказал влияние и друг A. C. Пушкина П.Я. Чаадаев, с которым молодой Бакунин был хорошо знаком. Чаадаев и Бакунин были соседями, проживая во флигелях дома Ненашевых на Новой Басманной в Москве в 1836 г. [32] См.: Пирумова Н.М. Бакунин. М., 1970. С. 27. [32], когда в "Телескопе" Н.И. Надеждина было опубликовано знаменитое "Философическое письмо" Чаадаева, потрясшее, по словам А.И. Герцена, всю мыслящую Россию. M А. Бакунин называл П.Я. Чаадаева своим "знаменитым другом" [33] РО ИРЛИ РАН, ф. 16, оп. 1, Л. 2. Слово "самопознание" подчеркнуто в рукописи. [33], П.Я. Чаадаев отзывался о нем как о своем воспитаннике [34] Бакунин М.А. Собр. соч. и писем. Т. II. М., 1934. С. 279. [34].
Порой в рукописях Бакунина, сохранившихся
в архиве, можно заметить следы
его бесед с Чаадаевым. Так, в
мае 1836 г. он писал об истории как
"вечном, беспрестанном самопознании дух
Видимо, в занятиях Бакунина 1830-х гг. следует искать истоки последующего его понимания ряда вопросов. Так, в рукописи "Древняя история" по Геерену "Руководство всеобщей истории" (1836 г.) Бакунин обращал внимание на происхождение государств в истории. Скорее всего, уже в 1830-е гг. он воспринимал возникновение государства как процесс, в Значительной мере связанный с насилием, завоеванием. Бакунин отмечает связь между развитием государства в Древнем Египте, укреплением его единства и развитием кастового деления [37] См.: РО ИРЛИ РАН, ф. 16, оп. 1, Л. 5 об. [37]. Уже в ранних рукописях встречается термин "класс" и обращается внимание на то, что развитие "римской конституции" происходило в борьбе плебеев "под предводительством трибунов" против патрициев.
В рукописных заметках 1830-х гг. содержатся первые догадки о связи государства и господствующего класса, об антинародности эксплуататорского государства. Будущий противник государства отмечал связь правительства и "образованного класса", несовместимость деспотизма и народного благосостояния [38] См.: там же. Л. 47,47 об. [38]. Но эти представления еще значительно далеки от его поздних взглядов. Бакунин связывал еще не само явление государство с "привилегированным классом" (который, к тому же, представлялся ему как "образованный класс"), а правительство. Он еще отрицал развитие благосостояния народа не при любых формах государства, а именно при деспотии.
Существенное значение для характеристики взглядов Бакунина 1830-х гг. и их последующей эволюции имеет недатированное письмо, опубликованное Ю.М. Стекловым в конце первого тома Собрания сочинений и писем М.А. Бакунина (№ 208) и ошибочно обозначенное издателем как письмо "сестрам" [39] См.: РО ИРЛИ РАН, ф. 16, оп. 1, ЛГ 3. Л. 3-4; Там же, on. I, Л 23-23 об. [39]. В этом письме Бакунин предвосхищает свое будущее. В нем словно раскрывается некая заложенная в сознании и личности Бакунина познавательная и деятельностная генетическая программа (несмотря на одновременно и серьезный, шутливый тон письма). "Я! Михаил Бакунин, - писал он в этом письме, - посланный провидением для всемирных переворотов, для того, чтобы, свергнув презренные формы старины и предрассудков, вырвав отечество мое из невежественных объятий деспотизма, вкинуть его в мир новый, святой, в гармонию беспредельную" [40] Бакунин М.А. Собр. соч. и писем. Т.I. M., 1934. С. 435. [40]. Ю.М. Стеклов справедливо заметил, что установление его даты "представляло бы для биографии М.А. Бакунина величайший интерес" [41] Там же. С. 474. [41]. Анализ писем, архивных и литературных источников позволил нам:
1) установить действительных
2) определить наиболее вероятные границы написания этого письма - начало 1836 г. - весна 1837 г. и возможную более точную дату - август 1836 г.;
3) расшифровать сокращение "д-ма" с учетом имеющихся фактов и установленных обстоятельств как "деспотизма" [42] Подробнее см.: Ударцев С.Ф. Тайны писем М.А. Бакунина //Простор, 1989, № 5.С. 154-156. [42].
Исторический материал давал Бакунину немало примеров существования различных систем управления обществом, форм государства. Изучая в 1839 г. книгу Ф.П. Гизо "История цивилизации во Франции", он обращал особое внимание на черты римского управления "как иерархической деспотической организации". Его интересовала мысль Гизо о том, что при определенных условиях деспотическое управление может быть "благом" [43] РО ИРЛИ РАН, ф. 16, оп. 1, № 42. Л. 2 об. [43]. Молодой Бакунин задумывался над относительностью преимущества той или иной формы, определенностью государственных форм рядом явлений. Здесь намечался один из первых подходов к его последующему релятивистскому отношению к формам государства.
В 1837 г. Бакунин переводил с немецкого несколько писем из книга О. - Г. Марбаха "О новейшей литературе. В письмах к одной даме". Он явно симпатизировал взглядам автора, признающего литературу полем сражения партий, но объявляющего о своей независимости от них. Интересно в этом отношении второе письмо, озаглавленное "Настоящее время. Литература. Партии. Разум и неразумность. Философия". "Я до сих пор, - писал переводчик, - не принадлежу и не противостою не одной партии в особенности. Все мое стремление заключается в том, чтоб сознать Разумное в каждой из них.". "Партии каждого времени, взятые все вместе, составляют совершенно разумное сознание человечества, на известной степени развития. Но в каждой отдельной партии, взятой в особенности, сознание это односторонне" [44] РО ИРЛ И РАН, ф. 16, оп. 1, № 20. Л. 5 об. [44]. Нельзя не заметить созвучия этим идеям О. - Г. Марбаха довольно безразличного отношения Бакунина в последующем к политическим партиям и политической борьбе.
Др. источник
Михаил Александрович
Бакунин (1814-1876) - русский революционер,
один из видных представителей революционного
народничества и анархизма. Искренняя
и страстная вражда ко всякому
угнетению и готовность жертвовать
собой во имя торжества социальной
революции привлекали к нему симпатии
многих революционно и демократически
настроенных людей. Вместе с тем
смутное и в целом иллюзорная
видение конкретных путей социального
освобождения способствовало превращению
его в идейного противника научного социализма.
Биография Бакунина необычна. Он вырос
в семье тверского помещика принадлежавшего
к древнему дворянскому роду и здесь получил
свое начальное образование и воспитание.
Затем по настоянию отца пятнадцатилетний
юноша сдает экзамены и поступает в Петербургское
военное училище. Завершив учебу Бакунин
довольно скоро почувствовал, что образ
жизни и карьера военного офицера не его
призвание. Он решительно порывает с полковой
службой и в 21 год уходит в отставку.
Последующие годы Бакунин посвятил философскому
самообразованию и провел большей частью
в Москве. Наряду с увлечением философией
у молодого Бакунина наблюдался своеобразный
интерес к освоению истории.
Формировании политических
взглядов Бакунина происходило в обстановке
напряженных идейных исканий в период,
последовавший за восстанием декабристов.
Уже в первых его работах сквозь контуры
Гегелевского диалектического метода
и философии истории проглядывает самостоятельное
и политически ориентированное мышление.
С именем Бакунина М.А. связано зарождение
и распространение идей так называемого
коллективистского анархизма - одного
из заметных направлений в идеологии мелкобуржуазной
революционности. Бакунинская политическая
теория вырабатывалась в период начальных
шагов организованного рабочего движения
(Интернационал), первых самостоятельных
выступлений пролетариата на общенациональной
политической сцене (Парижская коммуна
1871 года во Франции).
Наиболее сильными сторонами учения Бакунина
были яркие разоблачения эксплуатации
и всевозможных форм гнета в современных
ему обществах, протест против религиозного
мракобесия, угодничества либеральной
науки, а так же защита революционных методов
борьбы от буржуазных реформистов. При
всей эклектичности, непоследовательности
и известной незавершенности Бакунинская
анархистская программа выделялась на
фоне Анархизм все больше становился мелкобуржуазным
политико-правовым учением.
Важный аспект рассмотрения политических
взглядов Бакунина заключался в том, что
их необходимо было сопоставить с предшествующими
и современными ему анархистскими воззрениями.
Такой подход позволяет с гораздо большей
достоверностью осмыслить своеобразие
или же, напротив, эклектизм и заимствование
составных частей доктрины коллективистского
анархизма.
Представители позитивистской юриспруденции
испытывают известное затруднение в ответе
на вопрос, что же считать правовым компонентом
в анархистской доктрине. С этой точки
зрения у анархистов будто бы совершенно
отсутствует прагматическое правовое
начало. Нормативисты - строгие ревнители
"чистой" теории права также отрицают
наличие филосовско-правового компонента
в анархизме.
В конечном итоге анархистская теория
огульно причисляется к разряду таких
политических концепций, в которых право
и правопонимание никак не связано с моральным
долженствованием и необходимостью принимать
в расчет иерархию правовых норм, правовые
процедур, правовые гарантии.
Анархист исходит из уверенности в том,
что каждый индивид способен и должен
стать полностью свободным от внешнего
по отношению к нему воздействию власти
и авторитета и что он при этом должен
судить самостоятельно о том, что правильно
и что не правильно.
В процессе выработки своей политической
программы Бакунин использовал не только
политико-организационнный опыт, но и
идейное наследие прошлого и это не оставалось
незамеченным современниками. Так еще
в преданархистский период он выступил
с призывом создать в среде славянских
народов "общество всех людей, живой
мысли и доброй воли, соединенных безграничною
любовью к свободе, верою в русский народ".
Таким образом вопрос о происхождении
и историческом развитии анархистских
идей и взглядов не является столь простым,
как его изображают буржуазные интерпретаторы
и сами анархисты. Анархизм продолжает
оставаться сегодня не менее многоликим,
чем он был в прошлом веке.