Династия Тюдоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 14:54, реферат

Краткое описание

Первые три четверти XIII века правители Уэльского княжества (Гвинедд) стремятся создать независимое государство. 1202-1240 гг. в Англии правит Жоруэрт Ллевелин (Ллевелин Великий) позднее его стали называть принцем Уэльским. Благодаря ему заговорили о княжестве Гвинедд, учли их интересы на переговорах с Францией 1212 г. Интересы Уэльса были занесены в Великую Хартию Вольностей, подписанную в 1215 г. До 1240 года Гвинедды сохраняли силу и независимость. Именно в эти годы политического развития Уэльса предки Генриха VII получили признание.

Содержание

Предки Тюдоров
Тюдор на «службе» у королевы
На пути к власти
Новая королевская династия
Весна Тюдоров или Генрих VIII и его шесть жен
Серьезный маленький мальчик и его опекуны
Несчастная Мария или «Кровавая Мэри»
«Золотой век» Королевы-Девственницы
Список использованной литературы

Прикрепленные файлы: 1 файл

тюдоры.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

   Она была кузиной  короля по боковой линии – у них был общий прадед. Юная Маргарет была уже замужем. В шестилетнем возрасте ее выдали замуж за графа Саффолка. Брак носил чисто политический характер и по понятным причинам остался фиктивным. В девять лет ее развели, аннулировав брачный договор, и она осталась сиротой на королевском попечении.

   У королевской  власти в Англии имелась важная  привилегия – право на опекунство  несовершеннолетних сирот, которые  располагали наследством, на которое  могли покуситься посторонние.  Опекунство могло осуществляться самим королем, так передаваться им другому лицу. Иметь дело с управлением состоянием Маргарет Бофорт было необыкновенно выгодным – она была богатейшей наследницей страны.

   Эдмунд Тюдор  мало что получил отца в  наследство – но его дерзкий дух он унаследовал вполне. И он решил, что глупо ограничиваться управлением, чем можно завладеть. Эдмунд женился на своей подопечной, и тот факт, что ей было 12 лет, его не остановил. А чтобы в дальнейшем не было никаких недоразумений с аннулированием брака, оставшегося формальным, он свои супружеские права немедленно и осуществил. Поступок, что и говорить, был предусмотрительным – девочка забеременела и родила ему сына и наследника.

   Теперь уж законность  брака – и следовательно, права  Эдмунда на обладание состоянием жены – оспорить не смог бы никто. Но предусмотрительный Эдмунд до этого радостного события не дожил – он в 1456 году, в возрасте 26 лет, умер от чумы.

   А его сын,  Генрих, родился 28 января 1457 года. Вдова  Эдмунда,13-летняя леди Маргарет, графиня Ричмонд, перебралась в замок Пембрук, под защиту брата ее покойного мужа.

   Главой семьи  и опекуном племянника стал  Джаспер Тюдор, граф Пембрук.

   Генрих шестой  был неудачливым королем. Английский  войска потерпели во Франции  несколько поражений подряд, все, что завоевал его отец, Генрих Пятый, было потеряно. В итоге он возбудил такое недовольство в самой Англии, что против него с оружием в руках поднялись недовольные. Началась гражданская война, получившая название Война Алой и Белой Розы, борьба за власть между сторонников двух ветвей династии Плантегенетов – Ланкастеров и Йорков.

   Незадачливый  Генрих Шестой относился к  ветви Ланкастеров и был по  счету третьим королем этой генеалогической линии Плантагенетов.

    Война Роз  началась в 1455 году, шла она долго, но не шибко рьяно и без особых разрушений. В 1461 году, Оуэн Тюдор, на старости лет решил повоевать за короля, попал в плен йорксистами и был казнен.

   Война Роз шла  с переменным успехом буквально  по принципу маятника: вверх брала  то одна, то другая сторона. Но наконец 4 мая 1471 года Тьюксбери Йорки, сторонники Белой Розы, одержали окончательную победу. Королем Англии стал Эдуард IV Йорк.

   Генрих Шестой  попал в плен и был без  особого шума зарезан в Тауэре  – публике было просто объявлено, что король скоропостижно скончался. То что его убил лично младший брат короля Эдуарда IV, герцог Глостер1 - художественное допущение Шекспира. Но герцог Глостер действительно стал королем Ричардом Третьим.

   На пути к  трону он натворил немало.

   Хотя все не так уж и плохо. Он действительно женился на леди Анне, вдове сына и несчастного наследника Генриха Шестого, но ее первого мужа Глостер не убивал, он погиб в бою. Своего брата, герцога Кларенса, он тоже не трогал. У герцога Кларенса хватало грехов – он одно время бился против своих родных братьев на стороне свергнутого Йорками короля Генриха Шестого.

   В 1478 году его  обвинили в измене и казнили  – не публично, а так сказать,  частным образом. Утверждалось, что  беднягу утопили в бочке с  мальвазией – сладким итальянским вином.

   Глостер в 1478 году никакого рывка к трону  не замышлял, шанс у него появился  позднее, в 1483, когда внезапно  умер его старший брат, Эдуард  Четвертый. Вот тут он действовал быстро и беспощадно – присягнул своему 12-ти летнему племяннику как новому королю, Эдуарду Пятому, а дальше провел сложную интригу:

   «…После того как Роберт Стиллингтон, епископ Батский, сообщил Тайному совету о том, что он лично венчал Эдуарда Четвертого с леди Элеонорой Батлер, и этот брак не был расторгнут к моменту венчания Эдуарда с его женой Елизаветой, парламент издал «Акт о престолонаследии», согласно которому оба их сына признавались незаконнорожденными.

   Сын герцога Кларенса, среднего Брата Эдуарда и Ричарда,  тоже был исключен из линии  престолонаследии из-за преступлений отца…»

   Поэтому престол переходил  к Ричарду Глостеру, как единственному  законному наследнику.

   И Ричард 26 июня 1483 года согласился  стать королем. Был коронован  6 июля 1483 года как Ричард Третий, король Англии, Франции и Ирландии и государь Уэльса.

   Сыновей своего брата, Эдуарда IV, он запер в Тауэре – и больше их не видели.

На пути к  власти

   Примерно через  два года после коронации, где-то  в июле-августе 1485 года, он узнал,  что в споре за престол Англии  ему бросает вызов некий граф Ричмонд. Этим графом Ричмондом был племянник Джаспера Тюдора, сын леди Маргарет, урожденной Бофорт. Он же – Генрих Тюдор.

   Если бы вопросы рассматривались  бы в суде, то никаких разбирательств  бы и не было, ибо истец не  имел ни малейших прав на английский престол. По отцовской линии он был внуком валлийского сквайера и французской принцессы. Какие тут могут быть притязания? Поэтому «иск» Генриха был основан на правах его матери, леди Маргарет. Она была правнучкой славного короля Эдуарда III, внучкой Джона Гонта, его сына, 1-го герцога Ланкастерского, от незаконной связи с леди Екатериной Суинфорд

   Он впоследствии женился  на ней, но дело это не  меняло. На роду Ланкастеров отпрысков  законных браков уже не осталось, и ставка была сделана на  Генриха Тюдора – не потому, что его права чего-то стоили, а потому, что такие дела решаются все-таки не в суде, а в поле боя. Сил у него было немного – из-за нехватки денег он сумел собрать во Франции не более трех тысяч человек, с которыми он отплыл в Англию. Это была его вторая попытка – он уже пробовал нечто подобное в 1484, но тогда шторм заставил его отступить.

   Однако 7 августа 1485 года  высадка удалась – разумеется  в Уэльсе. К нему примкнули  кое-какие силы на месте, и  он сумел удвоить число своих солдат, доведя его до шести тысяч. Теоретически королевское войско должно было стереть его в порошок – расстояния в Англии были невелики, долгих переходов не требовалось, и королям удавалось собирать под своим знаменем около 30-40 тысяч человек.

   Но летом 1485 года лорды что-то долго собирались в поход. Король Ричард Третий внушал им настолько противоречивые чувства, что торопиться идти к нему на помощь им никак не хотелось.

   Мало того, что принцы, сыновья  его старшего брата исчезли  без следа, но и неожиданное смерть его жены, леди Анны, вызвали совершенно нежелательные толки.

   В общем, когда враждующие стороны сошлись на Босвортском поле в Лестершире, у Ричарда Третьего было не больше 10–11 тысяч человек. Но и этого должно было хватить с головой. Ричард разделил свои войска на три части и начал охват мятежников – его целью было истребить их всех до одного. 
   Генрих же держал свои силы вместе и поместил их под команду опытного Джона Де Вера, графа Оксфорда. Сражался граф Оксфорд храбро и умело в отличие от многих сторонников короля Ричарда – они явно колебались.

   Лорд Томас Стенли и  сэр Уильям Стенли также подвели  свои силы к полю битвы, но  сдерживались, решая, какую сторону  будет выгодно поддержать. Тогда  Ричард III решился на прямой удар – со своей свитой он напал на ставку Генриха Тюдора. Ее было нетрудно опознать по знамени с красным драконом, символом Уэльса. Генрих был на грани гибели. 
   Но исход сражения неожиданно оказался решен совершенно по-другому. 
   Лорд Томас Стенли, номинально сторонник Йорка, сменил стороны и пришел на помощь Генриху. Вообще-то у него были для этого хорошие основания – он был третьим по счету мужем леди Маргарет, матери Генриха Тюдора. 
   Охрана Ричарда III была перебита, а он сам сбит с лошади и убит на земле. После сражения, не теряя времени, победитель короновался на Эмбион Хилл, рядом с полем битвы.

   Теперь он именовался Генрихом VII, первым королем из династии Тюдоров.

   Далее – у лорда Стенли, конечно, были хорошие основания  поднести корону человеку, который  как-никак был сыном его жены… Но у остальных лордов имелись вопросы. В Англии Генриха Тюдора не знали, он жил в эмиграции, в Бретани. Если он претендовал на корону как отпрыск дома Ланкастеров и как сын своей матери, леди Маргарет Бофорт, то почему корона должна принадлежать ему, а не ей. На такого рода вопросы надо было отвечать – и вот тут Генрих показал себя мудрым политиком.

   Он провозгласил себя королем на поле боя.

   А потом, вступив в Лондон, специальным парламентским постановлением утвердил престол за собой и своими потомками безо всякого обоснования. Таким образом, он, подобно Вильгельму Первому, основателю династии норманнских королей, становился королем Англии по праву завоевания. 
   «Право копья» – ну, что же. Это известно с незапамятных времен.

   Современник установления власти Тюдоров в Англии Филипп де Коммин писал в «Мемуарах»2.

    «…Господь очень быстро послал королю Ричарду врага, у которого не было ни гроша за душой и, как кажется, никаких прав на корону Англии – в общем, не было ничего достойного, кроме чести; но он долго страдал и большую часть жизни провел пленником…»

Новая королевская  династия

   Король Генрих Седьмой, конечно же, знал о таком о себе мнении – «…никаких прав, кроме чести…». «Право копья» – конечно, штука хорошая. Но что взято копьем, копьем же может быть и отнято. Нужно было основание покрепче, и оно нашлось.

   Генрих женился. Он вступил в брак с Елизаветой, дочерью короля Эдуарда Четвертого Йорка, племянницей Ричарда Третьего и сестрой двух сгинувших в Тауэре юных принцев. Вот тут он и «вспомнил», что он – отпрыск Ланкастеров. И включил и красный цвет Ланкастеров, и белый цвет Йорков в одну эмблему, в «Розу Тюдоров»

   Однако и тут он проявил осторожность – создавать впечатление, что его права на трон основаны на правах его жены, ему не хотелось. И он потянул время, и свадьбой порадовал своих добрых подданных только в январе 1486 года, и короновал супругу не сразу, а только в конце 1487 года, через добрых два года после заключения брака.

   И опять-таки – обратим внимание на хронологию. Генрих велел считать начало своего царствования с даты, предшествовавшей битве при Босворте. Он считал нужным подчеркнуть, что все-таки не все построено на праве завоевания, – и к тому же он получал в руки важный инструмент давления на английскую знать: всякого, вставшего на сторону короля Ричарда Третьего, он мог обвинить в государственной измене. Важным обстоятельством было и то, что этим инструментом давления он, как правило, не пользовался, оставляя его про запас. Даже законного наследника Ричарда III, графа Линкольна – и то не тронули. Милосердие иной раз бывает столь же полезно, сколь иногда бывает полезна жестокость – те сторонники Йорков, кто имел основания опасаться короля Генриха Тюдора, получили наглядный пример: король не мстителен.

   Интересно, что свое происхождение из Уэльса Генрих VII не прятал, а, наоборот, подчеркивал. Даже в официальных документах использовал валлийский (а не просто уменьшительный) вариант своего имени – Нarry – и старшего сына назвал Артуром, на кельтский лад. Генриху Седьмому удалось добиться того, что его признал Рим. И не просто признал. Святой Престол выпустил декларацию, согласно которой всякий, кто оспаривал бы права истинного короля Англии на ее престол, подлежал отлучению от Церкви. 
   Трудно переоценить важность этого дипломатического достижения – теперь король имел на своей стороне всех епископов Англии, со всем их богатством и влиянием.

   Нужные люди были щедро вознаграждены. Генрих VII даровал своему дяде Джасперу титул герцога Бедфорда, Томас Стенли, отчим нового государя, был пожалован титулом графа Дерби. В общем, режим укрепился настолько, что Генриха Тюдора перестали называть «королем-подкидышем» и стали именовать просто «королем».

   А потом пошла череда самозванцев.

   Среди жертв террора, который Ричард Третий развернул при захвате власти, самыми видными оказались его племянники, малолетний король Эдуард V и его брат Ричард, герцог Йоркский. Мальчики были заключены в Тауэр – и там исчезли. Поскольку никто не знал, что с ними сталось, они были бы очень подходящей маской для всякого, кто решился бы на мятеж. Но после воцарения Генриха Седьмого возник и еще один кандидат на роль маски – внук герцога Кларенса, Эдуард Уорик. За него выдали мальчишку примерно тех же лет, по имени Ламберт Симнел – и дело зашло так далеко, что в 1487 году власти озаботились показать народу настоящего Эдуарда Уорика. 
   Это, конечно, не помогло – как опровергнуть слухи, если им хотят верить? 
   Заговор, в сущности, повторял план самого Генриха Тюдора – на континенте Европы было сформировано некое войско, в Ирландии была осуществлена высадка, претендента привезли в Дублин, и в мае 1487 года он был коронован под именем Эдуарда VI. Акт коронования был торжественно подтвержден парламентом Ирландии, собравшимся в Дрохеде, был начат выпуск монеты «Эдуарда VI, короля Англии и Ирландии». 
   За мятежом стоял граф Линкольн, помилованный наследник Ричарда Третьего. 
   В общем, у деревеньки Стоук-Филд произошло наконец решительное сражение. Авангард королевского войска возглавлял верный Генриху Седьмому граф Оксфорд, повстанцы были разбиты, и дальше начались обычные в таких случаях аресты и расследования. Среди погибших был и граф Линкольн. Ламберт Симнел и его опекун, священник Ричард Саймон, были захвачены в плен. Вообще-то простолюдинов, пойманных с оружием в руках, королевское правосудие обычно немедленно отправляло на виселицу. 
   Саймон, как духовное лицо, смертной казни не подлежал, так что его просто упрятали в тюрьму, обязав при этом публично покаяться. А вот в отношении самого претендента на престол королем Генрихом был сделан расчетливый ход. Мальчишке было всего 10 лет, сам по себе опасности он не представлял – и Генрих отправил его на королевскую кухню в качестве подручного. Тем самым было наглядно продемонстрировано и милосердие короля, и абсурдность притязаний Ламберта.

Информация о работе Династия Тюдоров