Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 14:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является проанализировать влияние театра скоморохов на общество и культуру в целом. Выявить возможные проявления их деятельности в современном мире.
В работе мы постараемся изучить феномен скоморохов от его возникновения, до наших дней. Проследить, как оно эволюционировало и развивалось. Найти влияния этого феномена на другие сферы деятельности народной художественной культуры.
Задачами данной курсовой работы является изучение феномена скоморохов в русской культуре, а именно:
возникновение скоморохов на Руси;
развитие их деятельности;
Объектом курсовой работы является народная художественная культура, она играет очень большую и важную роль в развитии культуры как России, так и других стран мира. Предметом же является феномен скоморохов, о которых в последнее время мы почти ничего не слышим.
Целью курсовой работы является проанализировать влияние театра скоморохов на общество и культуру в целом. Выявить возможные проявления их деятельности в современном мире.
В работе мы постараемся изучить феномен скоморохов от его возникновения, до наших дней. Проследить, как оно эволюционировало и развивалось. Найти влияния этого феномена на другие сферы деятельности народной художественной культуры.
Задачами данной курсовой работы является изучение феномена скоморохов в русской культуре, а именно:
Эта тема является актуальной, так как скоморохи внесли большой вклад в развитие нашей культуры, оставили в ней огромный след. Они выполняли одну из важнейших ролей в обществе – удовлетворение человеческих потребностей в развлечении. Многие считают, что скоморохи канули в лету, но на мой взгляд, они просто обрели новую форму.
Русская культура получает свое развитие, можно сказать, с X века, т.е. с крещения князем Владимиром Киева в 988 г. Принятие Византийской религии во многом предопределило магистральное направление развития русской культуры: книжность, градостроительство и архитектуру, живопись и т.п. Однако, существовала и девиантная линия развития культуры. Ее составляли устное народное творчество, обряды, традиции, поверья и обычаи, уходящие своими корнями в языческое прошлое. Особое место в этом ряду занимает смеховая культура. В 1068 году впервые скоморохи упоминаются в летописях.
Скоморошество, известное всем восточным славянам, было одним из характерных проявлений смеховой культуры. «Скоморохи - русские средневековые актёры, бывшие одновременно певцами, плясунами, музыкантами и авторами большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений. Возникнув не позже середины 11 в. (изображение на фресках Софийского собора в Киеве, 1037), скоморошество достигло расцвета в 15-17 вв. Нередко подвергались гонениям со стороны церкви и гражданской власти».1
До сих пор не выяснено значение и происхождение самого слова «скоморох». А.Н.Веселовский объяснял его глаголом «скомати», что означало производить шум, позже он предположил в этом названии перестановку от арабского слова «масхара», означающего замаскированный шут. А.И.Кирпичников и Голубинский считали, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх», в переводе – мастер смехотворства. Эту точку зрения отстаивали ученые, которые считали, что скоморохи на Руси первоначально пришли из Византии, где их называли «потешники». Согласно памятникам, они исполняли различные фольклорные произведения: басни, былины, прибаутки; водили различных животных, преимущественно медведей. «Глупцы» и «смехотворцы» играли видную роль в народном и придворном обиходе.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что скоморохи появились с развитием культуры на Руси и были главными представителями смеховой культуры. Значение слова «скоморох» до сих пор не известно, ученые придерживаются разных точек зрения. Их репертуаром были фольклорные произведения. Скоморохи играли важную роль в жизни общества.
Хозяйство и культура Древней Руси в домонгольский период находились на высоком уровне. Их возрождение и бурный рост начались к XV веку. Множилось число городов, увеличивались их размеры, вновь расцветали ремесла и торговля, развивалась городская культура, росла внутренняя и внешняя торговля, восстанавливались утраченные международные связи Русского государства.
Объединение земель вокруг одного центра и развитие торговли способствовали укреплению самодержавной власти. Это нашло внешнее выражение в принятии русским великим князем царского титула. Русский царь стал в известном смысле «наследником» византийских императоров. В публицистических сочинениях Москва стала именоваться «третьим Римом», а придворный церемониал принял торжественный, пышный характер. И в жизни русской церкви наблюдались аналогичные явления. С падением Константинополя высшим блюстителем восточного (православного) христианства стала русская церковь. Внешним признаком ее возвышения было введение пышного устава богослужения и обрядности.
Стремление к роскоши наблюдалось и в быту имущих слоев населения. Одновременно в искусстве феодальной верхушки развивалась страсть к «мудрованию», к философствованию, к аллегорическому истолкованию художественных произведений. У городских масс, наоборот, появляются первые опыты реалистический трактовки бытовой тематики. Все сильнее проникает в живопись интерес к быту, жанру, к внутренней жизни человека. Возникает интерес к эстетическим вопросам, начинаются первые теоретические споры по вопросам живописного и музыкального искусства. Те же черты характеризуют развитие литературы. Вспомним, например, такие произведения, как повести «О путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим», «О новгородском посаднике Щиле», «О Петре и Февронии». В жанровом отношении эти произведения еще близки к житиям святых, но строгий житийный чин в них нарушен бытовыми чертами. В связи с обострением социальной борьбы литература XV—XVI веков в целом характеризуется заостренной публицистичностью. Таковы, например, сочинения Максима Грека, Ивана Пересветова.
Стоглавым собором (1552) было отмечено новое явление и в жизни скоморохов: они стали объединяться в ватаги, скитаясь по русской земле в поисках заработка. Это нашло отражение в игре «Скоморохи». Имея в виду, что словом «ватага» на нижневолжском плесе до сих пор называют артели, можно полагать, что в XVI веке скоморохи образовывали артели наподобие украинских певческих «гуртов» или объединений узбекских масхарабозов ( и те и другие, как известно, имели цеховое устройство).
В XVI веке скоморохи, как и прочие ремесленники, селились селами, которые получали такие названия, как, например, «Скоморохово», а также в городских слободах. Так, в четырех новгородских пятинах - Деревской, Водской, Шелонской и Бежецкой - было двадцать девять селений с названием «Скоморохово». На протяжении от Ярославля до Вязьмы было шесть таких селений. В одной Деревской пятине таких селений было двадцать одно. Что касается городов, то, например, в Новгороде скоморохи жили преимущественно в Загородном и Гончарском концах, на Ростокиной и Яновой улицах, в Лагощинском Заполье, Добрыне и на Варяжской улице. Образуется сословие городских оседлых скоморохов.
«Слово о житии святого Нифонта» (XV век) говорит об участии скоморохов в русалиях. И в XVI веке документы указывают на их участие в поминальных обрядах. В субботу перед троицей «по селом и по погостом сходятся мужи и жены на жальниках и плачутся по гробом умерших с великим воплем и, егда скомрахи учнут играти во всякие бесовские и они от плача преставше, начнут скакати и плясати и в долони бити, и песни сотонинские пети...».
Свадебное игрище переросло в обряд и стало развиваться двумя путями. С одной стороны, в великокняжеском, царском, боярском быту складывался торжественный обряд, следовавший церковному чину, насыщенный религиозным содержанием, хотя и хранивший элементы народного быта. С другой же стороны, в народное свадебное игрище проникали элементы не только церковной обрядности, но и церемониала из княжеского быта. Вместе с тем в народную свадьбу стали входить в качестве своеобразных интермедий комические сцены дружек, приезжавших за невестой и вступавших в полные остроумия, но не всегда скромные «перекоры» с ее родней. Эти перекоры заменили кровавую схватку, имевшую место в старину при умыкании невесты. Они снимали трагический пафос свадьбы, обмирщали обрядность.
Два документа позволяют считать, что дружками бывали не только товарищи жениха, но и профессионалы игрищного дела - скоморохи. Так, «Стоглав», ополчаясь против скоморохов, осуждал обычай, состоявший в том, что «как к церкве венчатися поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рищут». А запретительная грамота 1648 года осуждала «на свадьбах бесчинства и сквернословия».
Хотя имеющиеся в нашем распоряжении записи текстов относятся к более позднему времени, тем не менее их система образов восходит к глубокой старине. Когда дружки приходили за невестой, ее родные спрашивали, какие у невесты приметы. С развитием товарно-денежных отношений упрочилась купля-продажа невесты, напоминающая рыночный торг. В связи с этим возникла необходимость в сватах. В ролях сватов выступали и профессионалы, мастера своего дела — скоморохи. Их остроумные речи в конце концов закреплялись и становились традиционными для целой округи. Сцены сватовства также содействовали обмирщению обряда.
Скомороший характер имели и напутственно-поздравительные тосты-монологи. Сцена сватовства, перекоры дружек, шуточный тост - все это противостояло лирико-драматическим плачам невесты и песням ее подруг и переводило драматический по своему существу свадебный обряд в комедийный план.
Еще более активным было участие скоморохов в святочных игрищах, которые давали широкий простор драматическому творчеству. Святки постепенно превращались в своеобразные «игрищные праздники». Святочные игрища подводят непосредственно к театру, к комедии: они строятся на развитом действии и распространенном диалоге, отличаются сатирическим характером, в них ярко очерчены образы. Некоторые святочные игрища вошли в народные драмы в качестве интермедий. Таковы сценки с покупкой лошади в кукольном театре Петрушки, старика со старухой и Мацея в вертепной драме и пр. Эти игрища имели подчас своеобразные «прологи», в которых участники спрашивали у хозяев разрешения войти в дом и играть «игру», подобно тому как это затем будет практиковаться при представлении народных драм. Таким образом, святочные игрища занимают промежуточное положение между собственно игрищами и народной драмой.
Подводя итог, можно выделить следующее: впервые упомянутые в 1068 г. скоморохи имели дальнейшее свое развитие. В их жизни отмечались новые явления. Такие как, объединение в ватаги по 70-100 человек. Они стали скитаться по русской земле в поисках заработка. А также, скоморохи селились селами и в городских слободах. Таким образом, возникает сословие городских оседлых скоморохов. Скоморохи принимали участие в русалиях, поминальных и свадебных обрядах, святочных игрищах.
Основной массив русских скоморохов составили народные потешники.
В эпоху Древней Руси они объединялись в группы и бродили из города в город, участвуя в народных обрядах и праздниках, свадьбах и княжеских играх. Они пели шутовские песни, обряжались в звериные шкуры, надевали маски. Играли на музыкальных инструментах: гуслях, гудках, домрах, волынках. Скоморохи веселили народ, часто выступали в роли обличителей социальной несправедливости, помогали людям советом. Их всегда встречали с радостью. Смеховая культура скоморохов была подлинно народной, доступной, понятной и носила демократический характер.
«Но скоморошество не было исконно славянским явлением. Оно было заимствовано из культуры Византии. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают с временем появления на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления: они пляшут, играют на инструментах, показывают акробатические номера».2
«В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь «хитрецами», «мастерами» пения, музыки, пляски, пантомимы, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники, «веселые ребята».3 Всем своим житейским поведением скоморохи противопоставляли себя общепринятому укладу старой Руси. Гусельники-скоморохи не только играли на своих инструментах, но одновременно «сказывали» произведения русской народной поэзии. Выступая в качестве певцов и плясунов, они вместе с тем забавляли толпу своими выходками и завоевывали репутацию шутов-острословов. По ходу своих выступлений они также вводили «разговорные» номера и становились народными сатириками. В этом качестве скоморохи сыграли огромную роль в процессе формирования русской народной драмы.
Игра на музыкальных инструментах, песни и пляски увязывались с обычаями народного маскарада. Обрядное переодевание мужчин в женщин и наоборот известно с древности. Народ не отказывался от своих привычек, от любимых святочных увеселений, заводилами которых являлись скоморохи.
Действия, производимые скоморохом во многом сходны с западноевропейскими способами карнавального увеселения. Но на русской стороне они получили некоторые особенности:
Из сказанного можно придти к выводу, что сущность скоморошеских действий направлена на деструкцию порядка и стабильности, выступающих в обличье довлеющей над обществом необходимости. Он берет на себя смелость содеять запрещенное. Показывает, что свобода возможна даже в условиях жесткого запрета, тем самым расширяя границы общественного сознания. Веселит народ и помогает ему советом.
Информация о работе Скоморохи как феномен народной художественной культуры