Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:03, шпаргалка
29. Стиль модерн
32. Первые дизайнерские организации. Германский Веркбунд
33. Значение Баухауза и его роль в развитии дизайна.
36. Предпосылки возникновеня промышленного дизайна в США
37. Развитие дизайна в США после второй мировой.
41.Высшая школа формообразования в Ульме.
Билл, следуя этому плану, пригласил на должности профессоров бывших преподавателей Баухауза – Иттена, Альберса, Петерханса и Н.Шмидт. Все вместе они занялись разработкой нового пропедевтического курса, приспособленного к нуждам более сложного периода развития дизайна. Пропедевтический, или Основной курс Ульмской школы, был шире пропедевтического курса Баухауза и охватывал четыре области:
1) введение в основы визуального восприятия (восприятие формы, цвета, композиции, пространства и т. д.);
2) изобразительные средства (рисунок, чертеж, шрифт, фотография и т. д.);
3) производственную практику (ремесленные навыки в работе с металлом, гипсом, камнем, пластмассой и т. д.);
4) культурную интеграцию (лекции
и семинары по искусству,
Занятиями на первом семестре руководил Иттен, на втором – Альберс. Тем самым Билл попытался совместить воедино два различных педагогических метода: упор на 5
развитие интуиции со стремлением к приобретению практических навыков – то, чего в свое время добивался и Гропиус.
Приход в 1957 году на пост ректора аргентинского архитектора и дизайнера Томаса Мальдонадо ознаменовался началом нового периода в развитии школы. Мальдонадо считал, что «новая профессия дизайнера будет эффективной только тогда, когда последний перестанет быть просто художником, чуждым промышленности по духу и методам своей работы». Он должен «перестать создавать формы, подсказанные только здравым смыслом, талантом или воображением, и непосредственно должен участвовать в процессе промышленного производства, основываясь при этом на широких научных знаниях» [4, с. 23]. Основные задания пропедевтического курса Мальдонадо поэтому нацеливает на постижение структурных особенностей объектов и выявление конструктивно-технологических закономерностей. Постепенно подготовительный курс расчленяется на отдельные вводные курсы применительно к той или иной профессиональной специализации. Всѐ то, что было связано с художественной интуицией, тщательно исключалось. Старые баухаузовцы покинули Ульм, и вплоть до 1960 года там доминировала система преподавания, которую сам Мальдонадо впоследствии назовет «детской болезнью таблицемании», а один из преподавателей Ульмской школы профессор философии Макс Бензе – преобладанием «технического сознания».
Следующий период деятельности Ульмской школы (с 1962 года пост ректора занимал немецкий архитектор и дизайнер Отль Айхер) характеризовался решительными попытками преодолеть дуализм рационалистической и интуитивной стороной работы дизайнера. Снова повышенное внимание уделяется вводному (основному) курсу, который должен развивать у студентов творческую фантазию в процессе экспериментирования с различными материалами и моделями.
В конечном счете через многочисленные разногласия и противоречия Ульмской школой был выработан универсальный фундаментальный учебный курс по формообразованию для подготовки профессиональных дизайнеров в новых условиях «машинного» производства.
При этом основу учебного плана всех факультетов училища за исключением факультета информатики составляли практические работы по художественному конструированию. Одним из главных принципов обучения являлась предельно приближенная к практике подготовка студентов. На курсовые проекты отводилось около 700–800 часов в год. На факультете промышленных изделий это были различные проекты и модели: например, телевизоров, магнитофонов, приборной доски автомобиля, кузова автомобиля среднего класса, стоматологической установки, санитарно-технического 6
блока, огнетушителя и т. д. Студенты строительного факультета проектировали такие объекты, как панельный дом, бензозаправочная станция, здание с мобильной планировкой. Темами курсовых работ на факультете визуальных коммуникаций служили оформление конвертов для грампластинок, серия рекламных объявлений для различных товаров, упаковка для продуктов питания, фирменные бланки и товарные знаки, плакаты, система символов для медицинских диагностических аппаратов, разборные выставочные стенды и т. п.
Количество поступающих
Важным нововведением являлось то, что на базе Ульмском училище было открыто два проектно-конструкторских института: Институт художественного конструирования и Институт индустриальных методов строительства. Так школа объединила в себе два научно-исследовательских центра, реализовав мечту Гропиуса и Майера о сочетании учебной и исследовательской работы. Каждый из институтов включал рабочие группы, руководимые профессорами училища. В рамках этих групп осуществлялись художественно-конструкторские и исследовательские работы по заказам промышленных фирм и различных организаций, что позволяло не только поддерживать постоянную связь с промышленностью, но и оказывать определенное влияние на ее развитие, определяя визуальный облик промышленных товаров.
Изделия, созданные преподавателями и студентами Ульмской школы, получили Большой приз выставки «Триеннале» 1954, 1964 годов, международную премию «Золотой циркуль» 1962 года и ряд других престижных международных премий.
Наряду с учебной и
Несмотря на столь успешную деятельность, в 1968 году школа всѐ же была закрыта из-за непрекращающихся внутренних конфликтов. Это вызвало сильное недовольство общественности: в Ульме состоялась демонстрации сторонников школы, протестовавших против ее закрытия. Комплекс зданий Ульмской школы, построенный Биллом, был передан в распоряжение медицинского университета. В настоящее время здесь размещается университетская неврологическая клиника.
Однако историческая роль Ульмской школы формообразования сводилась к тому, что она сумела воспринять главные традиции Баухауза и развить их в новых социальных условиях. Таким образом, школа сумела выйти на новый уровень подготовки профессиональных дизайнеров. Один из отечественных исследователей ее истории В. Р. Аронов, лично знакомый с ее лидерами М. Биллом и Т. Мальдонадо, с их методами работы, написал: «История Ульмской школы закончилась кризисом ее структуры преподавания. Но не потому, что она была неверна, а потому, что прошло ее историческое время. Многие, кто преподавал или учился в Ульмской школе ее самого позднего периода, активно вошли в практику дизайна на всех континентах. Большинство ведущих ее мастеров продолжали свою педагогическую деятельность во многих дизайнерских школах Германии, Италии и других стран, а ее теория дизайна не потеряла своей актуальности до наших дней. Особенно тогда, когда стало происходить массовое размывание границ дизайна, когда дизайном стало можно называть оформительские, декоративно-прикладные, ремесленные, тюнинговые работы любого качества, а арт-дизайн фактически сомкнулся с современным концептуальным искусством»