Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:42, реферат
Федор Лопухов родился в Санкт-Петербурге 19 октября 1886 года в семье бывшего крепостного крестьянина 8 октября 1886 года. Василий Лопухов, его отец, был крестьянином Тамбовской губернии, окончил сельскую школу, а затем был взят в солдаты. Дослужившись до унтер-офицера лейб-гвардии Московского полка, стоявшего в Петербурге, Василий Лопухов получил возможность уйти в отставку и предпочел не возвращаться в деревню, а остаться в столице. Бывший однополчанин помог ему получить неплохое для полуграмотного отставного солдата место капельдинера Александринского театра. Не роскошное, но вполне достаточное жалованье позволило ему вскоре обзавестись семьей.
После организованной в прессе травли Лопухов был отстранен от своей должности в родном театре. Правда, вскоре он получил назначение в Ленинградский Малый оперный театр, где должен был возглавить существовавшую там балетную труппу. За те четыре года, что Лопухов работал с этим балетным коллективом (1932–1935), было поставлено немало интересных спектаклей, среди них – балет «Светлый ручей». Он понравился зрителям благодаря музыке Шостаковича, хорошей хореографии Лопухова, а главное – своей «современности», то есть злободневной тематике. Вскоре после премьеры в Ленинграде он был перенесен в Большой театр.
Но в газете «Правда» появились разгромные статьи о музыке Шостаковича к опере «Леди Макбет» и балету «Светлый ручей», а спектакль Лопухова был назван «балетной фальшью». Спектакль по личному распоряжению Сталина сняли, Лопухова уволили из Большого театра, его балеты навсегда запретили к исполнению, многие ленинградские артисты, приехавшие с Лопуховым, вернулись в Ленинград.
Лопухов покинул столицу. Он работал в различных театрах страны, занимаясь постановками отдельных балетов.
После начала Великой Отечественной войны Лопухов уехал в Куйбышев, куда был эвакуирован Большой театр, а затем, вместе со своей будущей женой, начинающей танцовщицей Оглоблиной, перебрался в Ашхабад, а потом – в Ташкент. Там в Узбекском театре оперы и балета он поставил национальный балет «Акбиляк», который продержался в репертуаре театра много лет. После этого Лопухов присоединился к труппе Малого оперного театра, эвакуированного в Оренбург, и работал с ней, а в 1944 году вернулся в Ленинград. Кировскому театру вновь требовался руководитель балетной труппы.
Требовалось возобновление репертуарных спектаклей Кировского театра. Помимо прочей работы, Лопухов решил создать новую редакцию «Лебединого озера», шедшего на сцене Кировского театра в постановке Вагановой.
Более чем через год после «Лебединого озера» Лопухов поставил свой последний оригинальный балет. Это была «Весенняя сказка» на музыку Чайковского по мотивам «Снегурочки». Основным отличием постановки Лопухова от сказки Островского была идея финала – не грустного расставания со Снегурочкой, не трагическая ее гибель, а радость превращения весны в лето.
Поставленная в середине 1960-х годов Морисом Бежаром «Девятая симфония Бетховена» обнаружила неожиданные связи с давним экспериментом Лопухова. И не только по внешним признакам: близости таких сюжетных ходов, как «пробуждение человечества», сходства таких хореографических приемов, как партерная поза на боку, с ногами, подтянутыми к животу, выходя из которой, как из «эмбрионального» состояния, танцовщики устремляются навстречу танцу-полету. Оба хореографа пытались извлечь из музыки идею, созвучную современности, и толковали ее по-своему, фантазировали, исходя из нее.
Лопухов в чем-то предвосхитил
будущее, но остался одинок и не понят
современниками. Трудно сказать, каким
путем пошел бы он дальше. Вероятно, ни
«баланчиновским», ни, условно говоря,
«бежаровским», а своим, «лопуховским».
Однако кроме «Величия мироздания» - спектакля,
где многие вопросы, связанные с жанром
танцсимфонии, были поставлены, но еще
ни в коей мере не решены, других балетов-симфоний
он так и не создал. Неудача первого спектакля
разом пресекла возможность дальнейших
экспериментов в этом направлении. Задуманные
Лопуховым постановки - «Пятая симфония
Бетховена», «Четвертая симфония Чайковского»,
«Фауст-симфония Листа» - осуществлены
не были. Далее, на протяжении многих лет,
практически до второй половины 1950-х годов,
сама идея балета, лишенного конкретного
драматического содержания, вызывала
резкий отпор. И только после постановки
«Ленинградской симфонии» на музыку Д.
Д. Шостаковича, осуществленной И. Д. Вельским,
точка зрения изменилась. Стали появляться
балеты на музыку симфоний, концертов
или других форм инструментальной музыки.
Конечно, хореографические произведения
эти неравноценны, так как многое зависит
от таланта постановщика. Только те, кто
способен «мыслить танцем», сделать его
выразителем чувств и идей, вправе браться
за такие задачи.
В 1966 году к 80-летию Федора Васильевича Лопухова на сцене были восстановлены фрагменты из его балетов, которые никогда не исполняли современные артисты и не видели современные зрители. Эффект был совершенно неожиданным – казалось, что все эти постановки были созданы для 60-х годов, для начала «космической эры», для нового менталитета, формирующегося в те годы. Хореография Лопухова оказалась созвучной времени, когда большинство его балетов было уже забыто.
Почти до самых последних дней Федор Васильевич Лопухов, доживший до восьмидесяти шести лет, продолжал работать. Кроме ряда постановок 60-х годов в Малом оперном театре, он много сил уделял преподавательской работе. Занимаясь всю жизнь балетмейстерской деятельностью, испытав радости и неудачи этой сложной профессии, Лопухов как никто другой понимал важность обучения ей. Еще в 1937 году, занимая пост художественного руководителя Ленинградского хореографического училища, он организовал балетмейстерские курсы. А в 1962 году по его инициативе было открыто балетмейстерское отделение при Ленинградской консерватории.
Лекции Ф.В.
Лопухова для студентов этого отделения
легли в основу книги «Хореографические
откровенности»
Скончался Федор Васильевич Лопухов 28 января 1973 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на «Литераторских мостках» Волкова кладбища.
На сегодняшний день все спектакли Фёдора Лопухова забыты. На сцене Мариинского театра идут лишь некоторые номера: танец персиянок в опере «Хованщина» музыку М.Мусоргского и фанданго в балете «Дон Кихот» на музыку Э.Направника.
В 2003 году была предпринята попытка восстановить танцсимфонию «Величие мироздания» по записям Фёдора Васильевича внуком хореографа Фёдором Лопуховым-младшим совместно с балетной труппой Театра оперы и балета С-Петербургской консерватории им. Н. А.Римского-Корсакова (художественный руководитель — Н. А. Долгушин)
Творческая судьба Федора Лопухова сложилась драматично. Он видел взлеты и падения, дважды был назначен художественным руководителем Кировского театра и дважды отстранен от этой работы, был теоретиком балета, работы которого заслуженно считались путеводными многими прославленными балетмейстерами, и вместе с тем из более чем двадцати пяти собственных его балетных постановок в репертуаре не удержался ни один спектакль. Более того, все они (за исключением «Ледяной девы», которая шла несколько лет), прошли на сцене лишь несколько раз. К балетам Лопухова нельзя было относиться равнодушно настолько они были необычными. Их называли новаторскими или непрофессиональными и не понимали однако многие хореографические приемы, созданные Лопуховым, нашли место в работах его поклонников и недругов. Одна из причин такой противоречивости балетмейстерской судьбы Федора Лопухова очень наглядно проявилась через много лет после окончания его работы. В 1966 году к 80-летию Федора Васильевича Лопухова на сцене были восстановлены фрагменты из его балетов, которые никогда не исполняли современные артисты и не видели современные зрители. Эффект был совершенно неожиданным казалось, что все эти постановки были созданы для 60-х годов, для начала «космической эры», для нового менталитета, формирующегося в те годы. Хореография Лопухова оказалась созвучной времени, когда большинство его балетов было уже забыто. Конечно, далеко не все искания и эксперименты этого балетмейстера смогли пережить десятилетия, однако многие из них сейчас обрели новую жизнь, тем более что Федор Васильевич Лопухов оставил несколько работ по теории балета, в которых изложил свои принципы (наиболее значительные среди них «Хореографические откровенности» и «Пути балетмейстера»).
Творческая деятельность Федора Васильевича Лопухова началась в первом десятилетии XX века и продолжалась почти шестьдесят пять лет. Он был танцовщиком и педагогом, теоретиком хореографии. В историю советского балета он вошел как балетмейстер. Его постановки - стали неоценимым вкладом в практику хореографического театра не только своего времени, но и наших дней.