Фовизм. Матисс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:38, реферат

Краткое описание

Матисс (Matisse) Анри Эмиль Бенуа (31.12.1869, Ле-Като, Пикардия, - 3.11.1954, Симьез, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор.
Цветовое воздействие картин Матисса крайне сильно; реакция бывает, впрочем, и отрицательной, но всегда очень интенсивной. Его картины — звучные, громогласные фанфары, порой оглушительные. Они вызывают уже не спокойное любование, а зрительные пароксизмы, это не “праздник глаза”, а необузданная оргия.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Фовизм.docx

— 2.05 Мб (Скачать документ)

1940).

«Красные рыбы”. Сочетание ярких, интенсивных цветов создают неподражаемый декоративный эффект. Свобода, и даже размашистость рисунка усиливает впечатление, что картина была написана «за один присест», «на одном дыхании».

Полотно трактуется чем-то средним  между натюрмортом и пейзажем. Гениальное всегда очень просто, поэтому очень часто про творчество Матисса дилетанты говорят – «и я так нарисую». Да, нарисовать можно. Но дать такое сочетание цветов, предметов, предложить такую гармонию в полотне – вряд ли это удастся кому-то другому.

В полотне обыгрывается круглая  форма. Это крышка стола, донышко  аквариума, крышка аквариума, вода в  аквариуме. И в эту серо-асфальтную и зелёную гамму художник вплетает красных рыбок, изображение которых  удваивается     

в   их   отражении   на   поверхности.   Эти    рыбки     

    Красные рыбы. 1911         притягивают к  себе всё внимание,  взгляд  идёт по

                                         кругу и опять возвращается к ним.

Цельности и вместе с тем живописного  разнообразия Матисс достигает, прежде всего, осуществляя подлинную и  органическую связь между цветом и формой — линейно-плоскостной. Цвет настолько преобладает у него над формой, что его можно считать подлинным содержанием его          Натюрморт с раковиной, 1940

картин,    а  все   остальное  лишь   функцией

ослепительного, мощного цвета. Рисунок  как таковой у Матисса всегда был соподчинен качеству его цвета, развитие линии шло у него параллельно развитию живописных качеств. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (“Обеденный стол”), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. Матисс очень много и неустанно рисует с натуры, рисунки его насчитываются сотнями, он подлинный виртуоз   рисунка.    Его      мастерство     ясно

      Обеденный стол, 1897              проявляется   в      любом     из   его   живых,

                                                    порывистых   набросков с натурщиц. Замечательна прежде всего та меткость, с которой он размещает фигуру на листе, находя сразу соответствие ее пропорций плоскости бумаги. Даже его наброски композиционны; они укладываются обычно в выразительную арабеску, разрезающую плоскость по диагонали. Кусок натуры восприимчивым художником как будто сразу претворяется в игру декоративных пятен и штрихов; при этом, однако, вовсе не умаляется жизненность, скорее остро подчеркивается. Не думая о деталях, Матисс схватывает самую ось движения, остроумно обобщает изгибы тела, дает цельность и закономерность членению форм. Рисунки Матисса, настолько остры, динамичны, упрощенны и лаконичны, пластичность их столь своеобразна, что их невозможно смешать ни с какими      работами      других       прославленных

   Женский портрет, 1945          уступают     японским,      по      декоративности —

                                                            персидской    миниатюре,    по     выразительности

линий  —  рисункам  Делакруа.    Притом  в  основе  их   лежит  вовсе  не

«виртуозничанье»,    не    пристрастие    к    эффектным    росчеркам   —   они конструктивны  в  подлинном  смысле,   ибо  с  полной   убедительностью выявляют пластическую форму.

Рисунок, необычный, легкий, пластичный, всегда занимал в творчестве Матисса  одно из главных мест. В 20-е годы его  рисунки были хорошо разработаны  и конкретны, позже он увлекся  рисунками кистью, которые получались у него удивительно колористичными. В 1919 году среди его рисунков появляется «тема шляпы со страусовыми перьями», в 1935 – «тема зеркал»,   в   1940  – «тема женщины   в 

           Две вазы с цветами. 1938                  кресле»,  а  в 1944 – «тема персиков».  В 

                                                                технике    рисунка   – монументального, образно-пластичного   –   выполнена   и  его последняя роспись в Капелле четок.

Интерьер Капеллы четок в Вансе, завершенный в 1951 г., стал одной из последних крупных работ художника. В ансамбль вошли росписи с фигурами Марии, Христа, Св. Доминика; сине-желтые витражи, сквозь которые в помещение проникает свет; золотистый алтарь и изящные     светильники.      Ансамбль         Интерьер и витраж в Капелле чёток

Капеллы сам Матисс считал вершиной своего творчества.

Луи Арагон в своем не совсем обычном  романе «Анри Матисс» писал:

Всю жизнь

Рисовать ему слово, звучащее в  нем...

В 1952 году в Като-Камбрези был открыт музей Анри Матисса. Открыт при жизни художника.

А 3 ноября 1954 года Матисс умер. Л. Арагон писал о Матиссе: «Этого

человека больше нет, но он оставил нам свою огромную веру в  судьбу людей, свое умение рассеивать туман, свое утверждение счастья».

Матисс дал новое видение  мира. Если великий Леонардо да Винчи  утверждал, что главное чудо живописи - в умении передать объемность вещи, то Матисс все перевел в плоскость. Яблоко из шара превратилось в круг. Матисс отнял у живописи глубину  и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям.

А. Матисс сознательно отвергал современные ему художественные приемы, в живописи искал простоту и доходчивость, поэтому его так  сильно привлекала (наряду с безыскусностью архаики и итальянских примитивов) живопись Дальнего Востока и декоративные узоры персидских миниатюр. В создании столь крупной композиции Анри Матисса  и вдохновляли персидские миниатюры. "Восток, - говорил он, - всегда был  для меня откровением... Персидские миниатюры, например, открыли мне  пути для реализации моих ощущений. Со своими деталями это искусство  требует более обширного, по настоящему пластичного пространства. Оно помогло мне выйти за пределы интимной живописи". Но, обращаясь к экзотике, французский художник Анри Матисс берет за основу реальные образы вещей, людей, видов природы и растворяет их в стихии цвета.

В статье, которая называлась «Нужно смотреть на мир глазами ребенка», Анри Матисс приоткрыл тайну свежести и обаяния своих произведений: «Я полагаю, что для художника нет ничего труднее, чем писать розу; но создать свою розу он может, лишь забыв обо всех розах, написанных до него... Первый шаг к творчеству состоит в том, чтобы увидеть истинный облик каждого предмета... Творить - значит выражать то, что есть в тебе».

 

 


Информация о работе Фовизм. Матисс