Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2014 в 11:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучить и проанализировать творчество Василия Максимовича Максимова
Предметом исследования курсовой работы является творчество Василия Максимовича Максимова.
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Жизненный путь Василия Максимовича Максимова……………….4
Раздел 2. Художник Василий Максимов и коллекционер Павел Третьяков...............................................................................................................25
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы………………………………………………………………35
Министерство образования и науки Российской федерации
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Российский Государственный педагогический
университет им. А.И. Герцена»
Кафедра менеджмента
Курсовая работа
По дисциплине: Краеведенье
Тема: Академик Василий Максимович Максимов
Выполнила:
Студентка 4 курса
дневного отделения
группы № МО-44
Бойцева Ксения Юрьевна
Подпись _______________
Научный руководитель:
Старший преподаватель
кафедры менеджмента
Николаева Ольга Анатольевна
Оценка _________________
Дата _________________
Подпись _________________
2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Раздел 1. Жизненный путь Василия Максимовича Максимова……………….4
Раздел 2. Художник Василий Максимов
и коллекционер Павел Третьяков.....................
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Среди имён, которые так бесспорно и так полноправно вошли в историю Волховского края, имя художника-передвижника, академика живописи Василия Максимовича Максимова (1844-1911) занимает одно из первых мест. Он родился на берегу Волхова в простой в простой крестьянской семье. Благодаря своему огромному упорству, трудолюбию и таланту он достиг высочайших художественных вершин и по праву вошёл в число лучших национальных талантов России второй половины 19 века. Его произведения находятся в Русском музее и Всероссийском музее А.С. Пушкина (г. Санкт-Петербург), в художественных музеях Киева, Минска, Одессы, Иркутска, Казани, Перми, Калуги, Вятки и Рязани. Великий Илья Репин так говорил о В.М. Максимове: «Картины его можно назвать перлами народного творчества по характерности и чисто русскому миросозерцанию».
Целью курсовой работы является изучить и проанализировать творчество Василия Максимовича Максимова
Предметом исследования курсовой работы является творчество Василия Максимовича Максимова.
Василий Максимович Максимов.
Раздел 1. Жизненный путь Василия Максимовича Максимова
Родился художник 17 [29] января 1844 года в деревне Лопино Новоладожского уезда. В 1853-1855 Василий Максимов учился в школе при Никольском монастыре в Старой Ладоге. В этой старинной обители произошла встреча будущего художника с двумя незаурядными личностями, память о которых он сохранил на всю жизнь.
Одним из них был Александр Павлович Башуцкий (1803-1876). Он родился в семье коменданта Петропавловской крепости, а после окончания Пажеского корпуса служил адъютантом военного генерала-губернатора северной столицы графа М.А.Милорадовича. В этой должности Башуцкий пришлось стать свидетелем восстания декабристов на Сенатской площади и выстрела Петра Каховского, оказавшегося для Максимова роковым. Впоследствии Бащуцкий напишет об этом печальном факте подробные воспоминания, хорошо известные всем, кто интересовался событиями 14 декабря 1825 года.
В 30-40-е годы XIX века Башуцкий становится известен в литературных кругах как писатель, публицист и журналист, автор популярной книги «Панорама Санкт-Петербурга» и издатель одного из первых иллюстрированных альманахов. Среди его знакомых в эти годы – известные столичные литераторы В. Белинский, Н. Греч, В.Ф. Одоевский, А. Краевский, В. Соллогуб, И. Панаев и др.
Оставив военную службу (1833г.), Башуцкий сделал отличную карьеру чиновника, получил чин действительного статского советника и природное звание камергера.
Но в 1849 году его звезда закатилась. По клевете недоброжелателей он был отстранён от службы за «растрату казённых денег»1.
К суду Башуцкого не привлекали, но его репутация оказалась настолько испорчена, что после сильнейшего нервного потрясения он решает уйти послушником в монастырь. После пребывания в нескольких обителей (среди них были Оптина пустынь в Киево-Печерской лавре) он поселяется в Старой Ладоге, и здесь под влиянием религиозных настроений, пишет книгу «Тихвинские монастыри» (1854 г.).
Десятилетнему Василию Максимову Башуцкий запомнился таким: «Лет пятидесяти, высокого роста, красивый, с тонкими, чертами лица, лысиной на большом лбу, с длинными до плеч волосами и довольно густой бородой; в монастыре держал себя недоступно, гордо. Жил он в главном корпусе под кельей от Аполлоса (настоятели Никольского монастыря). Он (Башуцкий) всегда сидел дома в своей огромной светлой комнате, хорошо обставленной…Его письменный стол завален книгами, карандашами и акварельными красками»2.
Запомнился Максимову и неожиданный отъезд Башуцкого из Старой Ладоги, когда тот решил снова жить «в миру». Войдя к нему в комнату, мальчик увидел приготовленные к дороге ящики с книгами и картинами. «Только на большом столе, - вспоминал художник, - лежали грязноватые листы толстой бумаги, карандаши, пара акварельных кистей и много обломков акварельных красок. «Вот это, Васютка, тебе за услуги, я знаю, ты любишь мазать» - сказал мне Башуцкий так ласково, что у меня слёзы подступили к горлу».
Большое желание крестьянского мальчика научиться рисовать заметил и другой обитатель Староладожского монастыря, также разительно отличавшийся от остальной братии.
Это был иеромонах Антоний (в миру Алексей Поликарпович Бочков, 1803-1872). В молодости он получил образование в одном из лучших пансионов Петербурга и посвятил себя занятиям музыкой, живописью и литературой. В апреле 1828 года состоялось его знакомство с А.С. Пушкиным3.
Литератор и издатель А.А. Ивановский, хорошо знавший Пушкина и Бочкова, дал последнему такую характеристику: «Лучшая образованность и всевозможные таланты , увлекательный дар слова, редкая способность легко владеть возвышенным пером и в прозе и в стихах; добрая, строго честная и высокая душа, прекрасная наружность, и вместе с тем всегда щёгольская одежда, радушное гостеприимство, независимое состояние – все, все так щедро было соединено в нём природою и фортуною»4.
Но вскоре фортуна отворачивается от Бочкова: умирает горячо любимая молодая жена, его психика не выдерживает, что приводит к душевной болезни. Он даёт обет в случае полного выздоровления принять монашество. В течении десяти лет Бочков странствует по разным обителям, становится послушником, а в 1844 году - монахом, получив имя Антоний5.
Спустя
два года он приезжает в
Староладожский Николаевский
«Сей монастырь ещё хранит
Одно заветное предание,
Хотя о нём не говорит
Архивное рукописанье.
Когда Софию Пётр Великий
Судом правдивым осудил,
Когда и пыткой и уликой
Сообщников сестры открыл,
Тогда в неправом подозрении
Новгорода митрополит
Как бы сообщник преступленья
Царевны гордой был открыт»6.
Нетрудно догадаться, что речь идёт о заговоре царевны Софьи против своего сводного брата Петра I. «Новгорода митрополит» - это Корнилий, занимавший кафедру правящего архиерея в Великом Новгороде с 1674 по 1695 гг., а до этого – сперва монах, потом настоятель Зеленецкой обители. Здесь уместно сказать, что митрополит Корнилий не раз подвергался репрессии. Удалившись на покой в излюбленный Зеленецкий монастырь, он прожил в нём три года и умер своей смертью в 1698 году.
Автограф поэмы «Зеленецкий
«Я ходил, - вспоминал Василий Максимов, - к от. Антонию читать вслух Гоголя и другие книги. Многие стихи Пушкин читал сам отец Антоний, и казались они мне какой-то особенной музыкой. Любовался я на его акварельные работы с натуры, преимущественно цветов, какие растут на клумбах, вот тут, около кельи»7.
С 1852 года отец Антоний был духовником Староладожского монастыря. Именно к нему решила обратиться мать Василия Максимова, отдавая его в монастырскую школу. «Матушка, - вспоминал художник, - перед решением моей участи заходила советоваться к отцу Антонию, он ей сказал, что на время до десятилетнего возраста без вреда можно оставить здесь мальчика, а с десяти лет идти и учиться какому-нибудь мастерству…Он дал слово следить за мной, остерегать от баловства и сдержал своё слово»8.
Часто
бывая у о. Антония, будущий художник хорошо
запоминал не только его самого («среднего
роста, очень красивый, с небольшой проседью»
), но роскошное убранство его жилища с
большим количеством книг в дорогих красивых
переплётах. «Вся моя монастырская жизнь,
- вспоминал позже Максимов, - протекала
в этом благословенном месте, здесь впервые
я узнал Гоголя, Пушкина, Крылова, здесь
я прочитал, Плутарха». Вполне вероятно,
что о. Антоний, приобщая крестьянского
сына к литературе, дал ему и первые уроки
рисования. Недаром, уже на закате своей
жизни, Максимов сказал: «Достаточно одних
добрых советов отца Антония, чтобы помнить
о нём до смерти».
В государственном художественном музее города Минска есть небольшое живописное полотно, на котором изображён босоногий мальчуган в полотняной рубахе, что-то рисующий на монастырской стене. Картину, которая называется «Будущий художник», написал Максимов. Это он, много лет спустя, вспоминает своё детство…
В 1856-1862 гг. Максимов обучался иконописному делу в частных мастерских Петербурга. Вначале – у Василия Макаровича Пешехонова, чья мастерская находилась на Лиговском проспекте напротив Кузнечного переулка. Старший Пешехонов, Макар Самсонович, реставрировал древнюю живопись Софийского собора в Киеве9, а его сын Василий стал придворным мастером и начальником иконописного цеха, исполнявшим заказы для кафедрального собора Воскресения Христова в Токио (Япония), собора апостола Андрея Первозданного на Большом проспекте Васильевского острова в Петербурге, для Валаамского монастыря, а также многих других храмов, среди которых была церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Новой Ладоге.10
Среди тех, кто приходит в мастерскую В.М. Пешехонова, Максимову больше всех запомнился академик архитектуры, профессор Академии художеств Алексей Максимович Горностаев (1808-1862). Этого зодчего критик В.В. Стасов называл «русским, истинно национальным художников». А.М. Горностаев был автором проекта православного Успенского собора в Хельсинки, он же создал неповторимый стиль Валаама, построив в знаменитом монастыре целый комплекс зданий.
Весной 1856 г. Горностаева увидел Максимов. «Вошёл, - пишет он, - человек среднего роста с большой, как мне показалось, курчавой головой и небольшой бородкой, одетый в коричневую шинель. Узнав, откуда я родом, промолвил: «Знаю Старую Ладогу, оба монастыря знаю, там по моим планам строятся две церкви».11(Речь идёт о домовой Воздвиженской церкви в больничном корпусе Успенского женского монастыря и церкви Иоанна Златоуста на территории Никольского монастыря. Сооружение храмов было завершено в 1862-1863 гг.).
В ожидании хозяина мастерской архитектор рассмотрел рисунки 12-летнего Максимова, похвалил его за удачное изображение русской печи, но предупредил: «Не выучиться тебе здесь тому, чего хочется», а перед уходом дал начинающему художнику серебренный полтинник и совет «больше рисовать с хороших оригиналов и с вещей, которые перед глазами».
Впоследствии, когда Василий Максимов будет учиться в Академии художеств, он познакомится с сыновьями А.М. Горностаева и станет частым гостем в семье архитектора. Художник вспоминал, что был всегда рад «возможности видеть эту тихую благородную семью». К сожалению, самого главы семейства тогда уже не было в живых…
С ноября 1856 г. Максимов в течении
пяти лет учился и работал
в иконописной мастерской