Соотношение присоединительной конструкции со сложным синтаксическим целым и парцеллированным предложением

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 15:02, доклад

Краткое описание

Соотнесенность присоединительной конструкции со сложным синтаксическим целым заслуживает особого внимания. В лингвистической литературе присоединительную конструкцию часто именуют сложным синтаксическим целым [81, с. 8], что граничит с отождествлением этих двух далеко не одинаковых сложных единиц. .С отождествлением соприкасается и факт причисления присоединительной конструкции к одному из типов сложного синтаксического целого. Такая нивелировка аттестаций в характеристике присоединительной конструкции и сложного синтаксического целого, не отвечающая накопленным в современной науке данным об этих сложных единицах, мотивируется, на наш взгляд, двумя положениями.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Соотношение присоединительной конструкции со сложным синтаксическим целым.docx

— 68.97 Кб (Скачать документ)

Точно так же сохраняется зависимость парцеллированной предикативной части в сложноподчиненном предложении. Характерно,  что в расчлененных  конструкциях  прослеживаются те типы отношений, какие свойственны предикативным   частям   в   многочленном   сложноподчиненном предложении. Парцелляция,   как   правило,  не   нарушает синтаксических отношений в составе сложного предложения. Более того, даже речевое членение не может не зависеть от принципа синтаксической связи, функционирующей   между   частями   сложноподчиненного   предложений [211 с. 18—19].   .«Грамматическое   единство   сложного предложения, — отмечено в академической «Русской грамматике», — не нарушается в тех случаях, когда его части разделены паузой, обозначаемой на письме точкой»   [209, с.   461].   Напр.: Мог   ли   он   думать   год   назад, когда в тюремной карете везли его июльской теплой ночью через Москву в Таганку, что она, эта революция, при всей ее неотвратимости, так близка? Что сам ход событий ускорит ее? [99, с. 421]. Наличие между придаточными частями с союзом что сочинительной связи, которая может быть при желании выражена соединительным союзом, указывает, что обе части вовлечены в отношения соподчинения и что обе придаточные части — парцеллированная и непарцеллированная — находятся в одинаковой зависимости от главной предикативной части.

Структурно-смысловые  отношения   между   предикативными частями сохраняются в ряде случаев и в парцеллированном сложносочиненном предложении. Ср.:  С другой стороны, стоит припомнить - как объятый пламенем разум Толстого отменял Данте, Рафаэля и Шекспира! Или -  как собственная совесть... упрекала его же в корыстолюбивом вымогательстве хлеба народного с помощью написанных им книг. Или его готовность даже остановить прогресс во всем разбеге..[140, т. 10, с. 287] Мнение о том, что парцеллируются только структуры со слабыми синтаксическими связями [241, с.169], нуждается, на наш взгляд, в дополнительном изучении анализе значительного текстового материала.

Проведенное сопоставление  дает возможность наметить реальный критерий для разграничения двух компонентов— парцеллированного и присоединенного. Парцеллированный компонент   (член  предложения  или  предикативная  часть) обладает такими грамматическими свойствами, какие присущи его аналогам в составе предложения. При устранении отчлененной паузы он может быть восстановлен в правах обычного  члена предложения  или обычной  предикативной части, с соответствующими синтаксическими отношениями. Многие исследователи утверждают, что парцелляция — явление обратимое. Устранение паузы не меняет   при этом семантического наполнения, но меняет его стилистический аспект — текст лишается экспрессии, присущей парцелляции.

Присоединенный элементнт не может ни при каких условиях выполнять  подобные функции:  он не является,  как дуже было отмечено, ни членом предложения, ни предикативной  частью.  Во всех случаях  присоединительный  элемент входит в состав присоединительной конструкции и характеризуется особенностями присоединительной части этой структуры.  Исходя из  принципа соединения частей в целое, нетрудно убедиться, что парцеллированные компоненты  (пример 1)  могут быть обращены  при изменении паузы в однородные члены предложения с перечислительной интонацией. Присоединительная часть (пример 2), состоящая из неодноплановых элементов, может оставаться только в функции составного присоединенного компонента. Ср.: 1) Небольшая по объему, книга вместила историю большой человеческой жизни, связанной «одной, но пламенной страстью». Жизни, в которой были и разочарования, и неудачи, и радости, и победы. Жизни, счастливой в высоком смысле этого слова [Известия]; 2) Вот другое дело издать для детей биографию Петра Великого, Суворова, Кутузова... Но что им в Ломоносове? А когда они подрастут, то пусть прочтут роман-биографию Ломоносова... И как бедно и жалко составлена книжка г. Фурмана: первая половина ее — компиляция… а вторая — вялый и мертвый набор слов. 'все это украшено восьмью безобразнейшими литографиями.И такие книги появляются вторым изданием!... [34, с. 143].

Итак, признанное совпадение статистико-динамичных аспектов двух структур — присоединительной конструкции парцеллированного предложения, вытекающее из ряда одинаковых или близких признаков (интонационный разрыв, коммуникативно-ритмическое выделение одного из составных компонентов — парцеллята и присоединительного элемента, зависимость оформления моделей от конситуации, экспрессивная насыщенность, фиксированное расположение частей и др.), сочетаются с разделяющим их грамматическим барьером. Последний основан на различиях синтаксической связи и синтаксических функций выделенных компонентов: двусторонняя грамматическая зависимость — на счету парцеллята, односторонняя связь — на счету присоединенного комплекса. Парцеллят выступает членом простого предложения и предикативной частью сложного предложения, а присоединенный элемент — составной частью присоединительной конструкции.

Серия опытов по трансформации  парцеллированных предложений, извлеченных  из разножанровых текстов, с целью обращения парцеллята в русло обычного члена предложения показала, что инверсия, которая приобретает так называемую стилистическую коннотацию, и наличие повтора в составе вычлененной части больше тяготеют к речевым параметрам присоединительных связей, чем к параметрам парцелляции. Доказательством является тот факт, что при наличии инверсии и повтора в вычлененном компоненте устранение паузы не дает ожидаемых результатов. В таких случаях необходимы более существенные

модификации   типа   замены   субъективного порядка   слов объективным, устранения повтора. Заслуживают внимания наблюдения А. Н. Гвоздева, который не занимаясь специально  вопросами   присоединения   и   парцелляции,   не   мог не заметить реально существующей градации между выделенными компонентами в моделях, названных им формирующимися ступенчатыми предложениями. «В одних случаях, — отмечает А. Н. Гвоздев, — эта  переработка потребует только интонационного объединения разобщенных частей  (касается парцелляции. — В. Р.), в других — также ряда других  изменений   (касается присоединения,  — В. Р.)» [85, с,188]

Так, парцелляция может  быть  аннулирована при устранении паузы и при соответствующей замене на письме точки  запятой   (пример   1).  Такое  же  устранение  паузы может   содействовать  обращению   парцеллята   в   обычное обособленное  определение   (пример  2).  Для   соединения первого парцеллята (глубинные) с этим же предложением, видимо, недостаточно одной нивелировки паузы. Устранение последней в сопровождении измененного порядка слов (ср.: удивительные глубинные глаза)  может стать более реальной основой для соединения всех компонентов в одном  предложении:   1)   Думаешь о том, как жизненно необходим именно такой духовный максимализм, вошедший в душу с поэзией  Тараса Шевченко.  С идеями дружбы, интернационализма   [Известия];   2)   Удивительные   глаза у этого человека. Глубинные. То ли росой умытые, то ли от Роськи или Роси [Известия].

В приведенном ниже тексте присоединенный комплекс отличается значимой паузой в сочетании с повтором (кроме прочих параметров), из-за чего он не_подлежит трансформации. Обращению его в предикативную часть больше препятствует неустранимый но структурным соображениям повтор, чем пауза. В таких структурах не исключены, возможно, элементы синкретизма: Первый и основной вопрос, который стоял перед нами, это вопрос... что такое та революционная демократия, о которой здесь так безмерно много говорят, чтобы затушевать полное ее непонимание... Ибо говорить о революционной демократии... и затушевывать характер этого учреждения,  его классовый  состав... и в  то же \ время претендовать на звание демократов — странно [10, с. 263].

О соотнесенности двух структур — присоединительной конструкции и   парцеллированной    синтаксической   единицы — свидетельствует также нередкое членение присоединенного   комплекса   и   выделение   в нем   парцеллятов. Исследователями справедливо отмечена ситуашвиая возможность совмещения этих явлений, наложение парцеллята на присоединение [220, с. 123]. Ср.:наличие парцеллята  (и составы со снарядами) в присоединенном комплексе следующей модели: Мы не можем навязывать Вершинину свои  планы. Но все-таки  желательно,   чтобы  Вершинин, выйдя   к линии железной   дороги,   захватил   бронепоезд. И составы со снарядами!.. [108, т. 1, с. 612] При этом обнаруживаются довольно осложненные структуры, в которых   присоединенный   комплекс   представлен   не  одной,   а двумя   и   больше   расчлененными   единицами.   Например, в   модели  Благодарю  за  объективные  слова,  подполковник... — сказал Бессонов. — И приказа об «языке» я не отменял. Даже если нас с вами возьмут в плен. Что весьма неприятно [45, т. 3, с. 218]  присоединенная часть передана тремя разъединенными предикативными частями.

Выявлено, таким   образом,   еще   одно  явное различие между присоединением и парцелляцией: парцеллироваться могут предложения (простые и сложные) и присоединенная часть присоединительной конструкции, а подлинным присоединением могут сочетаться только части   (независимая с зависимой) присоединительной конструкции.

Отграничение  присоединительной  конструкции от  парцеллированных синтаксических единиц имеет положительное практическое значение: именно сопоставление названных синтаксем подтвердило реальное наличие структурных и динамических параметров в системе присоеденительных связей                               Размежевание параметров присоединительной конструкции объективно подчеркивает неправомерность ограничения   этой синтаксической   единицы   одной   лишь   областью - речевого или «экспрессивного» синтаксиса   [59, с. 72; 253, с.112]. Наоборот,  весь перечень структурных параметров   в   сочетании   со   свойственными   присоединительной конструкции динамическими признаками подтверждает   принадлежность   этой   сложной   единицы,   подобно другим   звуковым   единицам   общения,   и   языку, и   речи.

Разграничение   измерений   на   статичные   и   динамичные, или структурные и речевые поддерживается их разным проявлением на уровнях языка и речи. Если под синтаксическим   инвариантом  условимся   понимать   весь  круг существенных   семаптнко-синтаксических   параметров,   общих для всех вариантов структуры независимо от конкретных особенностей каждого из них, то первая группа паметров (статичных) присоединительной конструкции с единой семантической платформой образуетее инвариантную основу.   Подтверждением   служит  функционирование  этих признаков без каких-либо сдвигов во всех присоединнтельных   разновидностях.   Характерную  особенность   параметров второй группы  (речевых) составляет их варьирование в разновидностях присоединительной конструкции. Вместе с тем эти   признаки   определяют наличие   разнотипных присоединительных конструкций в современном русском языке.

При всей общности языковых и речевых параметров присоединительной конструкции и сложного синтаксического целого выявлен ряд различий, подтверждающих неправомерность отождествления этих синтаксических единиц и подчеркивающих за каждой право на признание ее самостоятельной глобальной синтаксической единицей.

Различия расположены  на двух полюсах. На одном — двухкомпонентный состав, односторонняя зависимость, фиксированное расположение частей, открытое строение, прерывистость  —  «эпицентр»  ритмического  рисунка   (присоединительные модели); на другом — многочленный состав, переплетенная связь, сопровождаемая обоснованностью последующих предложений предыдущими, относительно регламентированное   расположение  частей,  замкнутое  строение,    ритмический    рисунок,    лишенный    экспрессивности (сложное синтаксическое целое).

Обнаруженные потенциалы включения присоединительных конструкций в состав сложного синтаксического целого подчеркивают принадлежность обеих структур к единой микросистеме конкретных конструкций связного текста.

Существующий изоморфизм между присоединительной конструкцией и парцеллированной синтаксической единицей основан на единой коммуникативно-семантической направленности обеих структур (подчеркнуть, выделить, акцентировать и т.п.), на фиксированном расположении составных частей, на аналогичном уровне экспрессивной насыщенности, на реально значимой паузе в ритмическом рисунке, на представленности в единой сфере стилей (пу-_ блицистическом, художественно-публицистическом), на их активно возрастающей роли в современных функциональных стилях.

Способ организации каждой структуры извлечен из полярных синтаксических широт — в присоединительной конструкции присоединенный компонент (преднамеренный или непреднамеренный) присоединяется к основной части, а в парцеллированной единице парцеллят выделяется, вычленястся из предложения. Это и определяет совокупность расхождений, разграничивающих их как единицы не идентичные, несовпадающие.

Разделяет присоединительную  конструкцию и парцеллированную синтаксическую единицу грамматический барьер, обусловленный синтаксическими различиями. Парцеллят является членом простого предложения, предикативной частью сложного предложения, и поэтому состоит в двусторонней зависимости с членом предложении или предикативной частью предложения, из которого выделен. Присоединенный комплекс является составной частью присоединительной конструкции и находится в односторонней зависимости от основной части структуры. В роли разделяющих выступают и менее значимые признаки: парцелляции подлежат члены простого предложения, предикативные части сложного предложения и присоединительные конструкции; присоединительный комплекс может присоединиться к базовой, или основной части синтаксемы.

С сопоставлением поименованных  синтаксем вычленялся эффективный прием для их разграничения па практике: устранение паузы с учётом инверсии (отсутствия или наличия) и повторов содействует восстановлению парцеллята в правах члена предложения или предикативной части, что противопоказано присоединительному комплексу. Заодно подтвердилось реальное членение параметров (структурных и динамических), явных свидетелей принадлежности присоединительной конструкции и языку, и речи.


Информация о работе Соотношение присоединительной конструкции со сложным синтаксическим целым и парцеллированным предложением