Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 07:53, контрольная работа
В последнее время идея инновационного развития общества в политическом лексиконе упаковывается в категорию "модернизация". Чтобы избежать путаницы, надо иметь в виду, что категория эта многозначна, и не всякая модернизация означает переход к инновационному типу развития (ИТР), т.е. к "умной экономике" или "экономике знаний". Если понимать под модернизацией постоянно происходящее обновление элементов производственного процесса, то можно вообще "потерять" или "замотать" смысл проблемы ИТР.
Введение……………………………………………………………………………………..3
1 Теория модернизации в современной России……………………………..6
2 Теория и политика инновационного развития…………………………...11
3 Инновации и информационное общество в долгосрочной стратегии развития России………………………………………………………………………….15
4 Риски модернизации…………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………………..29
Список используемой литературы………………………………………………32
Кроме того, в России был введен ряд налоговых нововведений, которые в теории должны были способствовать развитию инновационных исследований и разработок в частном секторе. Но в связи с отсутствием комплексности и согласованности российской налоговой системы, предпринятые меры в настоящий момент малоэффективны.
Ряд инновационных
проектов, связанных с экологией
и экономией природных
Кроме того, стоит отметить, что в России отсутствуют эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций – одно из наследий командной экономики. В условиях рыночной экономики кроме наличия возможности создать качественно новый продукт, необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку, т.к. именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена: в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач. Для многих предпринимателей и частных компаний вопрос об использовании (внедрении) инноваций встал только после резкого падения спроса на производимую ими продукцию и обострением конкуренции на рынке. По статистике более 50 % предпринимателей намерены преодолеть кризис с помощью модернизации технологий производства своей продукции. Остальные решили наладить выпуск новых продуктов, из них свыше 1/3 намерены вложить деньги именно в исследования и разработки, что, в свою очередь, подразумевает создание принципиально новой продукции. В составе половины Российских предприятий есть подразделения, осуществляющие инновационные разработки и их внедрение, а 1/5 часть организаций собираются создать такие подразделения. Однако, учитывая особенности российского менталитета и российской экономики, здесь кроется проблема: не иссякнет ли желание предпринимателей заниматься инновационным процессом, когда кризис закончится? Свыше половины топ-менеджеров обладают завышенным мнением по поводу «конкурентоспособности» своей продукции. Данную тенденцию ярко демонстрирует нефтяная промышленность - несмотря на высокие доходы до кризиса, отечественные компании по-прежнему производят из 1 тонны нефти 200 литров бензина, а в США - 600 литров.
Как уже было сказано выше, наиболее привлекательными для частных инвесторов оказываются инвестиции в «малозатратные» технологии (например, информационные технологии). Из них наиболее перспективными считаются прикладные программные средства, интеллектуальные системы поддержки работы сложных комплексов и комплексной автоматизации предприятий, системы для единой телекоммуникационной сети, включающей Интернет, телевидение, радио, мультимедийные системы. Широкое применение и развитие информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) открывает большие возможности для развития национальной экономики, увеличения занятости населения, как в самом секторе ИКТ, так и в областях, в которых они применяются [http://www.finansy.ru].
3 Инновации и информационное
общество в долгосрочной
Проблему выбора долгосрочной стратегии развития России многие сегодня связывают с инновационным прорывом, с использованием инноваций как стратегического ресурса. Вероятно, об инновациях не говорит только «ленивый».
Сегодня многие страны, в том числе и Россия, стремятся, делать, правда, пока безуспешные усилия, чтобы перейти на инновационный путь развития, на путь формирования общества, построенного на знаниях. Многие страны приступили к разработке своих национальных инновационных систем, в арсенале которых разработки шестого технологического уклада: нанотехнологии, биотехнологии, фантастические информационные технологии и технологии систем безопасности. Но нет никакой гарантии, что эти достижения будут использованы не в разрушительных целях, а пойдут на благо человека.
Между тем прогресс науки и техники продолжается, и на повестку дня встал вопрос не просто о построении информационного общества, а о создании Электронного государства XXI века. Однако существующие сегодня социальные, экономические, политические, организационные, научно-технологические различия не позволяют разным странам, регионам, муниципальным образованиям и разным людям в одинаковой степени пользоваться возможностями цифровых технологий. Иными словами, сегодня, как и в советские времена, существующая модель развития человеческого сообщества в целом и России в частности (при всех произошедших за этот период ее трансформациях) входит в противоречие с достижениями науки и техники. [Бондаренко В. М. «Инновации, информационное общество и долгосрочная стратегия развития России» // Информационное общество, 2008, вып. 5-6, с. 109-114.].
Но чтобы дать ответ на поставленный, на повестку дня вопрос, необходимо ответить на самый главный: «Что такое «инновации»? Это новые и принципиально новые разработки в области науки, техники, политики, экономики, социальной сферы или это инновации, которые, по Шумпетеру, должны быть сравнимы с паровой машиной, железной дорогой и электричеством, а следовательно, инноваций должно быть ограниченное число, может быть даже только одна единственная. Но как это узнать? Прежде чем попытаться ответить на этот вопрос, обратимся к чужому опыту.
Так, в 2004 г. был опубликован доклад «Обзор глобальных инноваций». Доклад был подготовлен сотрудниками корпорации IBM с учетом мнений ведущих мыслителей в сфере науки, клиентов, партнеров и других лидеров в областях, имеющих решающее значение для инноваций, из 96 организаций, расположенных в 26 странах и регионах.
Этот всемирный разговор сотрудники IBM затеяли с целью найти подход к инновациям с точки зрения выявления закономерностей в развитии общества. Но такой подход, основанный на методологии «Форсайт» и построенный на информации из прошлого, и пролонгируемой в настоящее и будущее, оказался слишком сложным и обширным. Поэтому в своих выводах сотрудники корпорации IBM ограничились только инновациями, лежащими буквально на поверхности в трех сферах: здравоохранение; государство и граждане; бизнес на работе и в жизни. А это уже не по Шумпетеру. [Бондаренко В. М. «Инновации, информационное общество и долгосрочная стратегия развития России» // Информационное общество, 2008, вып. 5-6, с. 109-114.].
Перейдем сразу к тем результатам, которые позволяют понять вопрос об инновациях, информационном обществе и выборе долгосрочной стратегии развития России. Сопоставление существующей практики развития России и мира с теоретически обозначенной единой целью позволило определить, что: главная особенность, которая объединяет все существующие на планете модели развития (неолиберальная, кейнсинская или тоталитарная) – это ориентация производства на удовлетворение потребностей (спроса) абстрактного конечного потребителя через стихийную, архаичную рыночную форму связи с конкретным человеком. Однако при сегодняшних скоростях изменения экономической реальности неопределенность потребления привела к возникновению и глобальному нарастанию диспропорции во времени производства и времени обращения товаров и денег. По терминологии Тоффлера – к десинхронизации всех процессов.
Время обращения многократно превышает время их производства. Это прямо или опосредовано является базисом всех других диспропорций, негативных и кризисных явлений. Российская модель в этом отношении самая проблемная, так как, с учетом территориальной протяженности России, диспропорции во времени производства товаров и денег и их обращении имеют наиболее выраженный характер. Например, такой фактор, как создание стабилизационного и резервного фондов, Фондов развития и других специализированных фондов для хранения денежных активов страны, и одновременное их размещение на счетах зарубежных банков, и различных компаний привел к тому, что только сам факт создания стабилизационного фонда означал в 2004 г. задержку движения денежных средств вне оборота на 12 дней. На начало 2007 г. этот показатель уже составил более 95 дней, а сейчас он перевалил далеко за сотню. Если к этому прибавить время, в течение которого указанные средства будут находиться на зарубежных счетах, то данный показатель многократно возрастет.
Между тем эти деньги получены за счет реализации природных ресурсов, высокотехнологичного оборудования, интеллектуальных разработок. [Бондаренко В. М. «Инновации, информационное общество и долгосрочная стратегия развития России» // Информационное общество, 2008, вып. 5-6, с. 109-114.].
Если к этому прибавить еще и другие факторы, то мы увидим, насколько велики диспропорции. Например, такой фактор как цифровое неравенство между регионами, между различными органами местного самоуправления, между конкретными людьми, отсутствие единого информационного пространства и использование ИКТ в основном для формирования, хранения и переработки информации, для государственных, внутрифирменных и внутрикорпоративных нужд, приводит к тому, что десинхронизация всех процессов усиливается.
Опираясь на вышесказанное можно сделать основной вывод – сохранение в перспективе ориентации производства на удовлетворение потребностей (спроса) абстрактного потребителя приведет к ускоренному уничтожению не только всех видов ресурсов, но и к истреблению самого человека. Сегодняшний финансовый, а вернее системный кризис, является тому полным подтверждением.
Системный кризис вот-вот перешагнет точку возврата и будет утрачена управляемость на всех уровнях и возможность создать критическую массу иной модели развития. Глубинные причины лежат на системном уровне – в существующей модели развития.
Таким образом, главной стратегической задачей становится необходимость изменения содержания экономической и социальной политики государства в направлении перехода на воспроизводственную траекторию развития внутри страны с ориентацией на конечный результат. Сокращение времени между возникновением и удовлетворением потребностей (спроса) каждого конкретного человека на основе его заказа (без производства лишней продукции) должно стать основным ориентиром развития.
Если сегодня, синхронно во времени и в пространстве, намеченная диверсификация экономики в отдельно взятых отраслях не продолжится по всей воспроизводственной цепочке, вплоть до производства и потребления конечных продуктов конкретным человеком, то диспропорции и десинхронизация всех процессов возрастут. Все усилия и те вливания, которые сегодня предусмотрены в промышленность, в высокие технологии и в сельское хозяйство будут напрасны.
При сегодняшних скоростях изменения экономической реальности, чтобы обеспечить эффективное использование государственных бюджетных вложений и не допустить дальнейшего разгула инфляции, уже недостаточно связывать их только с реальным ростом производительности труда. Их надо связывать с производительным потреблением, чтобы все, что произведено реально потреблялось. Добиться этого можно только через конкретный заказ конкретного человека, не производя ничего лишнего. Это позволит быстрыми темпами повысить благосостояние всего народа равномерно на всем пространстве России. [Бондаренко В. М. «Инновации, информационное общество и долгосрочная стратегия развития России» // Информационное общество, 2008, вып. 5-6, с. 109-114.].
Эффективным средством устранения диспропорций и десинхронизации всех процессов во времени производства и обращения товаров и денег и их синхронного ускорения в огромном пространстве России призваны быть информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Но это при условии, если ИКТ рассматриваются как суперсовременное средство коммуникации между людьми, пришедшее на смену телеграфу и телефону и позволяющее при сегодняшних скоростях производства и потребления в реальном времени, в режиме « on - line » согласовывать их интересы.
В существующей сегодня концепции построения информационного общества присутствует конкретный человек только в регистре данных, со своим идентификационным номером как подконтрольный субъект для потребностей государственного управления всех уровней. В этой концепции отсутствует конкретный человек как производитель всех благ и их потребитель, нет возможности согласовать интересы производителя и потребителя в реальном времени и пространстве, тем самым сократив имеющиеся диспропорции времени производства и обращения товаров и денег. В самом ближайшем будущем сеть интернет будет уже полностью удовлетворять потребность человека в информации, предлагая ему эффективные инструменты не только получения информации, но и ее поиска, производства и передачи. В совокупности с достижениями мобильной связи интернет полностью удовлетворяет потребность человека в общении и в возможности согласовать свои интересы с интересами других. Самая большая заслуга цифрового века заключается в том, что сегодня возможность творчески реализовать себя получил практический каждый одаренный человек, в том числе те люди, которые еще лет 20 назад по разным причинам не имели ни малейшего шанса заявить о себе как о представителях какой-нибудь творческой профессии.
Наиболее ярко процесс «информатизации творчества» позволяют проиллюстрировать «пишущие профессии» – журналисты, писатели, поэты. Больше нет необходимости жить в крупном городе, иметь широкие связи в писательской среде, чтобы получить возможность опубликовать свой труд. Достаточно грамотно, интересно, и главное талантливо писать. Отправить же рукопись, пройти стадию редакторской правки, заключить договор и получить гонорар – сегодня все это можно сделать, не выходя из дома. При этом издательство может находиться на другом конце света.
Поэтому следующая стратегическая задача – сформировать в реальном времени механизм согласования интересов всех участников воспроизводственной цепочки до конечных конкретных потребителей. Самая короткая взаимосвязь во времени и пространстве между производственными звеньями, выпускающими конечные продукты потребления, и человеком может быть осуществлена на местном (муниципальном) уровне самоуправления; любая другая связь – это связь, растянутая в пространстве, следовательно, и во времени. Такой уровень позволяет интегрировать все сферы материального и нематериального производства в региональный комплекс как органическую составную часть всего хозяйственного комплекса России. Эффект прямых связей будет достигнут тем, что ассоциированному производителю, абсолютно самостоятельному и свободному, должен противостоять ассоциированный потребитель. Сам факт столкновения интересов контрагентов, принадлежащих к двум лагерям экономики – производству и потреблению даст самый главный искомый эффект – синхронизацию движения товаров и денег, снижение имеющейся сегодня огромной диспропорции во времени их производства и обращения. Таким образом, будет получен единственно возможный инструмент, благодаря которому снимутся все системные причины разразившегося сегодня глобального финансового и экономического кризиса.
Информация о работе Теория модернизации в России и теория инновационного развития