Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2015 в 14:18, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ современного состояния учения о юридических лицах. Для достижения данной цели в дипломной работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. рассмотрены исторические аспекты развития учения об юридических лицах;
2. проанализировано развитие учения об юридических лицах в буржуазном и советском гражданском праве;
3. дана характеристика сущности юридического лица;
Введение 3
1 История формирования понятия «юридическое лицо» в науке гражданского права ………………………………………………………………………………5
1.1 Общие положения о «юридическом лице» и развитие взглядов на «корпорацию» …………………………………………………………………… 5
1.2 Основные направления буржуазных концепций юридического лица……………………………………………………………16
1.3 Юридическое лицо в советском гражданском праве ……………………..28
2 Современная трактовка сущности юридического лица …………………….38
2.1 Понятие сущности юридического лица …………………………………...38
2.2 Юридическое лицо как субъект гражданского права по ГК РФ: понятие, признаки, правоспособность …………………………………………………...41
Заключение 63
Список использованной литературы…………………………………………...66
Организация, считающаяся юридическим лицом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, т.е. выступать в качестве самостоятельного субъекта гражданского оборота и, как следствие, быть истцом и ответчиком в суде (см. также ст. 11 ГК).
Нормы п. 2 статьи 48 ГК РФ вызывают большие сомнения.
Содержащееся в абз. 1 п. 2 деление прав учредителей (участников) на обязательственные и вещные в части образования юридического лица не основано на единых критериях. В первом случае имеется в виду отношение участников к юридическому лицу как субъекту права, т.е. отношения внутри юридического лица, во втором – отношение учредителей (лиц, не являющихся участниками юридического лица) к имуществу юридического лица, т.е. отношения вовне юридического лица. Конструкция «либо – либо» к различным по своему характеру отношениям не применима. Закон допускает сочетание указанных двух видов прав в рамках одного и того же юридического лица. Например, учредители государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также финансируемых собственником учреждений, имея право собственности или иное вещное право на имущество данных юридических лиц, одновременно состоят с ними в обязательственных отношениях по поводу соблюдения закона относительно правового статуса юридических лиц, в том числе обеспечения их прав на закрепленное за ними имущество.
В абз. 2 и 3 п. 2 раскрывается содержание указанных в абз. 1 отношений, связанных с образованием имущества юридического лица его учредителями (участниками).
Положения, содержащиеся в абз. 2 п. 2, находятся в явном противоречии с понятием обязательства (ст. 307 ГК), в котором стороны выступают в качестве независимых друг от друга участников правоотношений. Внутренние отношения между участниками с одной стороны и хозяйственными товариществами и обществами, производственными и потребительскими кооперативами с другой стороны, неразрывной частью которых являются и отношения, связанные с имуществом последних, строятся по совершенно иной модели. Это отношения участия (членства) в делах данных юридических лиц, в том числе и в решении вопросов по управлению и распоряжению имуществом юридического лица. Соответственно, данные отношения касательно прав и обязанностей участников хозяйственного товарищества или общества регулируются условно нормами акционерного права (ст. 67 и др. ГК), отношения касательно прав и обязанностей членов производственного и потребительского кооператива - условно нормами кооперативного права (ст. 107 - 112, 116 ГК). Участники этих юридических лиц находятся на положении их хозяев, а не посторонних лиц. Обязательственные отношения между участниками и хозяйственными товариществами и обществами могут возникать лишь по требованиям об уплате назначенных дивидендов (прибылей), о получении имущества в случае ликвидации товарищества или общества и другим общегражданским требованиям (возврат полученных участниками ссуд и т.п.), т.е. тогда, когда участники изменяют свой правовой статус, переходя на положение обычных внешних кредиторов или должников по отношению к товариществу или обществу.
Положение, содержащееся в абз. 3 п. 2, правильное по существу, вместе с тем сформулировано односторонне. При наличии права собственности или иного вещного права на имущество учредители, как отмечалось выше, одновременно состоят в обязательственных отношениях с государственными и муниципальными унитарными предприятиями, а также финансируемыми ими учреждениями, в том числе и в отношениях, объектом которых является закрепленное за ними имущество (ст. 295 - 300 ГК).
В п. 3 закреплено положение об отсутствии имущественных прав учредителей (участников) в отношении общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов). По смыслу п. 2 настоящей статьи под имущественными правами понимаются как вещные, так и обязательственные права. В отношении вещных прав указанное положение является правильным, основанным на законе (ст. 48, 117, 118 ГК). Что касается обязательственных прав в их общепринятом значении, то таковые отсутствуют у участников общественных и религиозных организаций (объединений), ассоциаций и союзов (объединений юридических лиц). Участники данных юридических лиц могут иметь имущественные права и нести обязанности лишь в рамках отношений внутри юридического лица, которые, однако, не подпадают под категорию обязательств гражданско- или административно-правового типа (ст. 117, 121 - 123 ГК). Данное положение не распространяется на благотворительные и иные фонды, учредители которых могут состоять в обязательственных отношениях с ними (п. 4 ст. 118 ГК).
Заключение
Вопрос о понятии и сущности юридического лица является одним из самых запутанных вопросов зарубежной политической теории, в частности, теории гражданского права. Проблеме юридического лица посвящено большое количество исследовательской литературы. Создано огромное количество теорий, пытающихся раскрыть природу юридического лица, определить содержание понятия юридического лица и соотношение этого понятия с понятием субъекта права.
Совершенствование столь сложного и важного социального института, как юридическое лицо, едва ли возможно без его серьезных научных исследований. Они велись на протяжении всей истории существования юридических лиц, привели к созданию в XIX веке ряда фундаментальных теорий и активно продолжаются в современной цивилистике.
Основная научная проблема, вызывающая наибольшие дискуссии,— это вопрос о том, кто или что является носителем свойств юридической личности, т.е. субстратом юридического лица. В зависимости от ответа на вопрос о том, что стоит за понятием юридического лица, различные теории юридического лица можно разделить на две большие группы: концепции, отрицающие существование некоего реального субъекта со свойствами юридической личности, и концепции, признающие существование носителя таких свойств.
К первой группе теорий относится концепция Савиньи, ставшая одной из первых фундаментальных теорий юридического лица и получившая название «теории фикции». По взглядам Савиньи, свойствами субъекта права (сознанием, волей) в действительности обладает только человек. Однако законодатель в практических целях признает за юридическими лицами свойства человеческой личности, олицетворяет их. Таким образом, законодатель, прибегая к юридической фикции, создает вымышленного субъекта права, существующего лишь в качестве абстрактного понятия. Теория «персонифицированной цели», предложенная Бринцем, схожа с «теорией фикции» в том, что отрицает существование реального субъекта, обладающего свойствами юридического лица. Поскольку целью института юридического лица является лишь управление имуществом, то и юридическое лицо есть не что иное, как сама эта персонифицированная цель.
Вторая группа теорий юридического лица исходит из тезиса о реальности существования юридических лиц как действительных, а не вымышленных образований. При этом основоположник «органической теории» Гирке уподоблял юридическое лицо человеческой личности, понимая его как некую союзную личность, социальный организм, отличный от суммы участвующих в союзе людей. Саллейль, разработавший «реалистическую теорию»юридического лица, также заявлял о реальности существования юридических лиц как особых субъектов права, несводимых к сумме индивидов, сумев избежать при этом некоторой биологизации юридических лиц, присущей взглядам Гирке.
Характеризуя современное состояние учения о юридических лицах, необходимо отметить, что в соответствии со ст.48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая обладает обособленным имуществом, отвечает по своим обязательствам этим имуществом и может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Отличительными признаками юридического лица являются:
- организационное единство;
- имущественная обособленность;
- самостоятельная имущественная ответственность;
- вступление в хозяйственные отношения от своего имени.
Организационное единство юридического лица состоит в том, что оно как определенная организация имеет внутреннюю структуру, органы управления, обладает определенными правами и обязанностями. Организационное единство юридического лица закрепляется в его уставе, учредительном договоре или иных документах.
Несмотря на долгое развитие, учение о юридических лицах нельзя считать оконченным. Например, нормы п. 2 статьи 48 ГК РФ, определяющей сущность и признаки юридического лица, вызывают большие сомнения.
Положения, содержащиеся в абз. 2 п. 2, находятся в явном противоречии с понятием обязательства, в котором стороны выступают в качестве независимых друг от друга участников правоотношений. Внутренние отношения между участниками с одной стороны и хозяйственными товариществами и обществами, производственными и потребительскими кооперативами с другой стороны, неразрывной частью которых являются и отношения, связанные с имуществом последних, строятся по совершенно иной модели. Это отношения участия в делах данных юридических лиц, в том числе и в решении вопросов по управлению и распоряжению имуществом юридического лица. Соответственно, данные отношения касательно прав и обязанностей участников хозяйственного товарищества или общества регулируются условно нормами акционерного права, отношения касательно прав и обязанностей членов производственного и потребительского кооператива - условно нормами кооперативного права. Участники этих юридических лиц находятся на положении их хозяев, а не посторонних лиц. Обязательственные отношения между участниками и хозяйственными товариществами и обществами могут возникать лишь по требованиям об уплате назначенных дивидендов, о получении имущества в случае ликвидации товарищества или общества и другим общегражданским требованиям, т.е. тогда, когда участники изменяют свой правовой статус, переходя на положение обычных внешних кредиторов или должников по отношению к товариществу или обществу.
Таким образом, учение о юридических лицах требует еще изучения и дальнейшего развития.
Список использованной литературы
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации
2. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп. от 10 января, 23 декабря 2003 г.). // Российская газета от 13 июля 2002 г.
3. СЗ РФ, 2001, №33, часть 1, ст. 3430
4. Постановление Пленума
Высшего Арбитражного Суда РФ
от 18 ноября 2003 г. №19 «О некоторых
вопросах применения
5. Авдашева С., Дементьев
В. Акционерные и неимущественные
механизмы интеграции в
6. Алексеев С. С. Проблемы теории права: Курс лекций В 2-х т. - Свердловск, 1972. Т. 1
7. Алимурзаев Г. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики // Российский экономический журнал. 1999. №3
8. Андреев В.К. Правосубъектность хозяйственных органов: сущность и реализация. М., 1985
9. Антонова Е.С. Понятие, содержание и особенности корпоративных прав // Юридический мир. 2000. №11
10. Архив Федерального арбитражного суда Уральского округа. Дело №Ф09-2310/03-АК
11. Бакшинскас В.Ю. Правовое
регулирование хозяйственной
12. Белых В.С., Скуратовский
М.Л. Гражданский кодекс России: новая
модель регулирования и
13. Белых В.С. Субъекты
предпринимательской
14. Бенедиктов А.В. Государственные юридические лица в СССР. «Советское государство и право», 1940, № 10
15. Берлин А., Романовская К. Управление организацией, децентралистские концепции // Российский экономический журнал. 1999. №3
16. Братусь С Н. Субъекты гражданского права — М , 1950
17. Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. М., Издательство юстиции СССР, 1947
18. Бублик В.А. Публично- и
частноправовые начала в
19. Васин Ю Г. Юридические
формы хозрасчета системы
20. Винницкий Д.В. Корпоративные
объединения со сложной
21. Генкин Д.М. О юридических
лицах в проекте Гражданского
кодекса СССР «Труды первой
научной сессии Всесоюзного
22. Генкин Д.М. Юридические лица в советском гражданском праве // Проблемы социалистического права, 1939, №1
23. Гольмстен А.Х. Очерки по русскому торговому праву. СПб., 1895
24. Гражданская правосубъектность юридических лиц: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Слугин А.А.. - Краснодар, 2003
25. Гражданское право. Том
I. / Ответственный редактор Е.А.
26. Дювернуа, Чтения по гражданскому праву, т. I, вып. 2
27. Камалов О.А. Гражданская
правосубъектность
28. Каминка А.И. Очерки торгового права. СПб., 1912. Вып. 1
29. Коуз Р.Г. Природа фирмы // Теория фирмы. СПб., 1995
30. Кулагин М.И. Предпринимательство и право: опыт Запада. - М , 1992
Информация о работе Современная трактовка сущности юридического лица