Равенство и равноправие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной курсовой работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблем в области правового равенства и равноправия, проведенный по следующим направления:
- всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования институтов равенства и неравенства;
- рассмотрение проблем применения права в области обеспечения равенства.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы права, равенства и равноправия 6
1.1 Понятие, основные признаки и принципы права 6
1.2 Право как формальное равенство 11
1.3 Равноправие как равенство перед законом 14
2 Равенство и равноправие в Российском праве 17
2.1 Правовой статус человека и гражданина с точки зрения равноправия 18
2.2 Равенство конституционных прав и свобод индивидов 19
2.3 Равенство перед законом и судом 22
2.4 Равноправие в социальном государстве 23
3 Проблемы в области правового равенства в Конституции РФ 24
Заключение 43
Список использованных источников 45

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 329.00 Кб (Скачать документ)

Не существует и фактического равенства между  мужчиной и женщиной, хотя в ч.3 ст. 19 Конституции четко определено: «Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации». Это пример почти хрестоматийный, но он наглядно свидетельствует, что во многих случаях равноправие не обеспечивается, прежде всего, из-за бездействия органов государства. В самом деле, кто, кроме государства, виноват в том, что в составе правительства и его аппарате женщины составляют явное меньшинство, хотя в обществе их большинство [7, c.60].

Нельзя снять  с государства вину за то, что  не получают должной оценки действия тех государственных служащих, которые допускают дискриминацию людей по признакам их национальной принадлежности и места жительства.

Однако было бы наивным предполагать, что фактическое  равноправие зависит только от воли отдельных лиц или отдельных  органов государства. Это становится очевидным, в частности, при рассмотрении обстоятельств, которые в соответствии с указанной выше ст. 19 Конституции не должны были бы препятствовать равенству прав и свобод человека.

Например, место жительства, в соответствии со ст. 19 Конституции, не должно влиять на равенство прав и свобод человека, однако оно существенно влияет на возможность реализации некоторых других, также Конституцией гарантированных прав, в частности на право на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Общеизвестно, что школы в больших столичных городах обеспечивают учащимся более широкие и прочные знания, чем школы многих поселков и деревень, не говоря уж о школах, которые функционируют (можно сказать, должны функционировать, поскольку их функционирование не всегда обеспечено) в местностях проживания коренных малочисленных народов, часть которых ведет кочевой образ жизни. Из этого следует, что применительно к данному случаю для того, чтобы место жительства не препятствовало реализации права на получение образования, необходимо поднять уровень образования в учебных заведениях в сельской местности и местах проживания коренных малочисленных народов до того, который существует в городах. Решение такой задачи требует значительных усилий и материальных ресурсов. Государство об этом помнит. Достаточно сказать, что сейчас принято решение обеспечить каждую сельскую школу хотя бы одним компьютером, включенным в Интернет.

Отмечая подобные несоответствия между  конституционной нормой и фактической  возможностью ее осуществления, можно  констатировать, что понятие равноправия, особенно равноправия, относящегося к человеку, имеет тенденцию к расширению и охватывает все более широкие сферы как в нашей стране, в которой возрастает значение правовых норм, направленных на оказание помощи тем слоям населения, которые в силу объективных обстоятельств нуждаются в дополнении формального равноправия равенством фактическим, так и в международной практике.

Примером этого является Партия Европейского союза от 7 декабря 2002 года, относящаяся к гражданам, входящим в состав этой организации. В ее третьей главе принцип равноправия, то есть равенства юридического, относящегося прежде всего к гражданам Европейского союза, устанавливается в различных проявлениях: прежде всего равенство перед законом (собственно равноправие), а также социальное равенство, обеспечиваемое независимо от принадлежности человека к той или иной социальной группе.

Расширение Европейского союза  приведет и к расширению сферы  действия названной Хартии. Но значение Хартии сказанным выше не ограничивается. Важно, что в нее включены нормы, устанавливающие гарантии в отношении социальных групп, находящихся в неблагоприятных условиях и потому нуждающихся в особой социальной защите. Это дети, пожилые люди и инвалиды. Здесь просматривается не только констатация равноправия, но и указание пути к установлению равенства фактического.

В Конституции нашего государства, как представляется, эта линия  не всегда выстроена достаточно четко, хотя в той или иной форме она  присутствует.

Конституция Российской Федерации, устанавливая какое-либо право человека и гражданина, нередко одновременно определяет условия, при наличии которых данное право может быть реализовано. Это означает, что государство берет на себя обязательство создать необходимые условия для реализации права. В статье 37 Конституции, устанавливающей, что каждый имеет право на труд, оговорено, что это право реализуется, во-первых, в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, за вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Во-вторых, право на труд неразрывно связано с правом на отдых: «Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

Статья 37 Конституции представляет интерес в том смысле, что в  ней наиболее ясно очерчено соотношение  прав и свобод человека и обязанности государства. Иначе говоря, право гражданина обеспечивается соответствующей обязанностью государства.

Но обязанности государства  не исчерпываются только тем, что  указано в данной статье Конституции  Российской Федерации. Право на труд является реализацией естественного стремления человека к жизнеобеспечению, и государство лишь содействует ему и его поощряет. Основным средством поощрения является создание таких экономических предпосылок, как расширение рынка рабочей силы и повышение производительности труда в интересах общества.

В определенных, правда, весьма ограниченных случаях, в целях наиболее полного и стабильного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, неотъемлемой частью которого, как уже говорилось, является равноправие, государство возлагает на членов общества обязанности, суть которых – обеспечение прав посредством введения некоторых их ограничений.

Обычно такие ограничения становятся необходимыми в качестве предосторожности против наступления каких-либо вредных для общества, а тем самым и для его членов, последствий.

Практически во всех странах установлена  обязанность граждан нести военную  службу в соответствии с конституцией страны или ее законом. В Конституции  Российской Федерации закреплено, что  защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Естественно, что исполнение гражданином обязанностей, связанных с несением воинской службы, ограничивает его возможность реализовать некоторые права, распространяющиеся на всех других граждан. Он не имеет возможности воспользоваться правом на свободу передвижения и правом распоряжения своими способностями к труду, правом выбирать род деятельности и профессию.

Анализируя указанные выше частные случаи ограничения прав и свобод граждан, следует обратить внимание на то, что они обусловлены необходимостью предотвратить возможность нарушения основных прав и свобод общества в целом и безопасности государства.

В самом деле, необходимость несения  в нашей стране военной службы обусловлена прежде всего не внутренними обстоятельствами развития нашего общества, а существующей еще, к сожалению, внешней опасностью в силу неустроенности мирового правопорядка.

Ограничения в связи в введением  чрезвычайного положения обусловлены необходимостью обеспечить безопасность граждан и защиту конституционного строя, в частности, в связи с явлениями техногенного или природного порядка.

Повторим, что ограничения прав и свобод граждан, обусловленные  указанными выше обстоятельствами, – это, во-первых, лишь средство защиты основных прав и свобод человека, а во-вторых, они всегда являются только временными, и их действие прекращается сразу же, как только угроза основным правам и свободам всех исчезает или, по крайней мере, минимизируется до такой степени, что она может быть предотвращена без принятия чрезвычайных мер.

Несение военной службы также ограничено сроком, который установлен Федеральным законом и необходим для обеспечения участия гражданина в защите Отечества, причем оно не затрагивает иных его прав, к которым относится, прежде всего, право участвовать в управлении делами государства (ст. 32 Конституции Российской Федерации).

Ограничение прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения, которое, как об этом уже говорилось, может вводиться лишь при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом, не только ограничено сроком и пределом действия чрезвычайного положения, но и не может ограничивать права и свободы, предусмотренные ст. 20, 21, 23 (ч.1), 24, 28, 34 (ч.1), 40 (ч.1), 46-54 Конституции Российской Федерации. Это означает, что даже в условиях чрезвычайного положения никто не может быть лишен права на жизнь, ничто не может быть основанием для умаления достоинства личности, не может быть нарушена неприкосновенность частной жизни гражданина, личная и семейная тайна, свобода совести и вероисповедания, свобода предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также иные содержащиеся в указанных выше статьях Конституции права и свободы.

Хотя понятие равноправия человека является лишь частью понятия равенства, причем реальное равенство трудно достижимо в современных условиях, Российское государство как государство социальное всегда стремится к уменьшению разрыва между равноправием и равенством и в своей Конституции предусматривает меры, на это направленные.

В этой связи следует обратить особое внимание, например, на нормы, содержащиеся в ст. 40, 41, 69, а также в ряде иных статей Конституции.

В части 3 ст. 40, устанавливающей право каждого на жилище, предусмотрено, что жилище предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Практически аналогичная норма содержится в ст. 41 Конституции, в соответствии с которой в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь гражданам оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета и других поступлений, хотя одновременно принимаются меры по развитию частной системы здравоохранения.

В этих и подобных им статьях Конституции  особенно ярко проявляется социальный характер нашего государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие каждого, то есть на обеспечение равенства всех российских граждан.

Норма того же порядка, но направленная не только на установление равенства  прав отдельных лиц, но и целых  народов, установлена ст. 69 Конституции, гарантирующей права коренных малочисленных народов.

В том же русле обеспечения равенства  прав всех граждан Российской Федерации  находятся и положения ст. 71 и 72 Конституции, в которых определяются предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Например, в п. «в» ст. 71 Конституции  к ведению, а тем самым и  к обязанности Российской Федерации, наряду с регулированием прав и свобод человека и гражданина отнесены и «регулирование и защита прав национальных меньшинств», а в п. «б» и «м» ч. 1 ст. 72 к совместному ведению, а следовательно, и к совместной обязанности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены защита прав национальных меньшинств и защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей. Тем самым проявлена забота о том, чтобы действие норм, распространяющихся на всех граждан России, охватило бы и лиц, принадлежащих к менее защищенной части общества [19, c.34].

Следует добавить, что конституционные положения, направленные на установление равенства каждого, обеспечиваются не только на основе приведенных выше конституционных норм, но и целого ряда федеральных законов и законов субъектов Федерации, установивших адресную поддержку некоторым слоям населения и отдельным гражданам, особенно в ней нуждающимся.

Все это – свидетельство того, что обеспечение равноправия  человека и гражданина не самоцель, а лишь необходимый и неизбежный в данной обстановке этап достижения равенства людей, то есть достижения одного из основных идеалов демократии в ее современном понимании.

Анализируя нормы Конституции  Российской Федерации, нужно обратить внимание на то, что сформулированы они так, чтобы было невозможно злоупотребить правами и свободами человека и гражданина во вред обществу и государству. Защита принципа равноправия (например, равенства права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления) осуществляется и посредством лишения избирательных прав той категории граждан, которая по объективным обстоятельствам либо не может их использовать, либо существует вероятность, что использование ими этих прав может нанести вред. Именно поэтому в соответствии с ч.3 ст. 32 Конституции Российской Федерации не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Совершенно справедливо и то, что право собственника владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами в соответствии с ч.2 ст. 36 Конституции осуществляется свободно, но только при условии, «если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц».

Выше уже отмечалось, что в  преамбуле Конституции Российской Федерации указано, что Конституция исходит, в частности, из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, что существует многонациональный народ России, соединенный общей судьбой на своей земле. Очевидно, что это положение преамбулы должно учитываться при толковании каждой статьи российской Конституции, хотя в ней и не содержится определения понятия народа, а следовательно, не может содержаться и полного определения всех его прав. Создатели действующей Конституции не ставили подобной задачи.

Информация о работе Равенство и равноправие