Принятие наследства и его наследование, иски о наследстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 20:05, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы заключается в описании наследства и его принятии, а также исках о наследстве в римском частном праве.

Содержание

Введение 3
§ 1. НАСЛЕДОВАНИЕ В РИМСКОМ ПРАВЕ 4
§ 2. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ 7
2.1. ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ ЗАВЕЩАНИЯ 7
2.2. ЗАВЕЩАТЕЛЬНАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ 10
2.3. ПОДНАЗНАЧЕНИЕ НАСЛЕДНИКА 12
2.4. УТРАТА ЗАВЕЩАНИЕМ СИЛЫ 12
§ 3. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАКОНУ 13
3.1. НАСЛЕДОВАНИЕ AB INTESTATE ПО ЗАКОНАМ XII ТАБЛИЦ 13
3.2. BONORUM POSSESSIO INTESTATI 14
3.3. НАСЛЕДОВАНИЕ AB INTESTATE ПО ПРАВУ ЮСТИНИАНА 15
§ 4. НЕОБХОДИМОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ 17
4.1. РАЗВИТИЕ ОГРАНИЧЕНИЙ СВОБОДЫ ЗАВЕЩАТЕЛЬНЫХ РАСПОРЯЖЕНИЙ 17
4.2. НЕОБХОДИМОЕ НАСЛЕДОВАНИЕ В ПРАВЕ ЮСТИНИАНА 18
§ 5. ПРИНЯТИЕ НАСЛЕДСТВА 20
5.1. ПРИНЯТИЕ НАСЛЕДСТВА 20
5.2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ТРАНСМИССИЯ 21
5.3. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ НАСЛЕДСТВА 22
§ 6. ИСКИ О НАСЛЕДСТВЕ 23
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Прикрепленные файлы: 1 файл

Римское право_.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

НОУ ВПО

БАЛТИЙСКИЙ ИНСТИТУТ

ЭКОЛОГИИ, ПОЛИТИКИ И  ПРАВА

Мурманский филиал

Юридический факультет 

Заочное отделение

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

Предмет: РИМСКОЕ ПРАВО.

 

Тема: «Принятие наследства и его наследование, иски о наследстве».

 

 

Группа:   (ЮЗ – 110-04)

 

Студент: Ковальчук Денис Алексеевич

 

Преподаватель: д.ю.н., доц.,

Н.Д.Гомонов

 

Дата регистрации работы_________

 

Оценка: _______

 

Домашний адрес: г. Кола

пр-кт Советсткий д. 42, кв. 35

 

 

 

 

 

Мурманск – 2005 год.

 

ПЛАН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Наследованием называется переход имущества умершего лица к одному или нескольким другим лицам. Наследование есть преемство универсальное. Наследник, вступая в наследство, приобретает единым актом всё имущество наследодателя (или – при наличии нескольких наследников – определенную долю имущества) как единое целое. К наследнику переходят сразу и права, и обязанности, входящие в состав наследства, в том числе такие права и обязанности, о существовании которых наследник не знал. Наследование возможно было или по завещанию, или по закону. Недопустимо было сочетание этих двух оснований, т.е. переход одной части наследства по завещанию, а другой – по закону.

Необходимо различать  открытие наследства и вступление в него. Наследство открывается в момент смерти наследодателя; с открытием наследства для определенных лиц связано получение права приобрести наследство. Однако переход прав происходит только в момент вступления в наследство, когда наследник выражает волю принять наследство.

Основное значение в  Древнем Риме имело наследование по завещанию (secundum tabulas testamenti). Отсюда такие термины, как завещательное  наследство (hereditas testamentaria) или наследник  по завещанию (heres ex testamento). Первостепенная роль наследования по завещанию сказывалась также на обозначении, которым пользовались, когда речь шла о втором виде наследования: оно именовалось seccessio ab intestato – наследование при отсутствии завещания. Римские источники послужили также основой появления и другого термина – наследование по закону, поскольку в них встречается такое словоупотребление, как законное наследство (hereditas legitima) или законный наследник (heres legitimus).

Изучением источников Римского права занимались: З. М. Черениловского, Г. Дж.Берман, Ч.Дж.Рейд, Р.Виппер и др.

Цель работы заключается  в описании наследства и его принятии, а также исках о наследстве в римском частном праве.

Объект – общественные отношения сложившиеся в процессе  реализации Римского права. 

Даная работа состоит  из: введения, шести частей (§1. – Наследование в римском праве, § 2. - Наследование по завещанию, § 3. - Наследование по закону, § 4. - Необходимое наследование, § 5. - Принятие наследства, § 6. -Иски о наследстве), заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

§ 1. НАСЛЕДОВАНИЕ В РИМСКОМ ПРАВЕ

Основные этапы  развития. В развитии римского наследственного 
права можно проследить четыре этапа: а) наследственное право древнего 
цивильного права; б) наследование по преторскому эдикту; в) наследова 
ние по императорскому доюстиниановскому законодательству и, наконец, г) результат реформ Юстиниана, произведенных его новеллами.1

Наследование по древнему цивильному праву. Законы XII таблиц 
знали два основания наследования: наследование по завещанию и на 
следование по закону, которое имело место, если наследодатель умирал, не оставив завещания.

Таким образом, хотя трудно сомневаться в том, что первым по времени основанием наследования было в Риме, как и везде, наследование по закону, hereditas legitima, в силу которого имущество оставалось в семье, признававшейся в глубочайшей древности единственной носительницей прав на это имущество, однако, законы XII таблиц исходят уже из представления о завещании, как нормальном, наиболее часто встречающемся основании наследования.

При этом характерной чертой римского наследования, которую оно сохранило  навсегда, было правило: nemo pro parte testatus, pro pane intestatus decedere potest (D. 50. 17. 7) – наследование по завещанию несовместимо с наследованием по закону в имуществе одного и того же лица; если завещатель назначил наследника, например, к четверти своего имущества, то наследник имеет право и на остальную часть этого имущества, наследники по закону остаются в стороне. Вероятно, это правило.возникло на почве буквального толкования положения законов XII таблиц, в силу которого наследование по закону могло иметь место при отсутствии завещания, «si intestate moritur». Затем к этому положению привыкли, и оно стало одним из основных начал римского наследственного права.

Законы XII таблиц выражают ту стадию развития римского наследственного права, когда принцип свободы завещаний, еще ведя некоторую борьбу с пережитками института семейной собственности, собственности агнатической семьи, однако, уже признан отчетливо и прочно. Когнатическое же родство еще не дает права наследования по закону.

Наследование по преторскому  праву. Реформы, осуществленные в области наследования претором, начались еще в республиканский период («претооское» наследование упоминается в сочинениях Цицерона) и завершились в эпоху принципата. Они шли следующим путем. Претор создал особый интердикт – interdictum quorum bonorum для ввода во владение наследственным имуществом. Первоначально этот интердикт давался лицам, которых претор, после суммарного рассмотрения их претензий, считал вероятными наследниками по цивильному праву. Это облегчало положение цивильных наследников, которые нередко были заинтересованы в изъятии наследственного имущества из рук посторонних лиц до разрешения спора о правах на наследство по существу. Претор действовал в этих случаях iuris civilis adiuvandi gratia – в целях содействия применению, развитию цивильного права. Тем самым он служил, разумеется, интересам имущих слоев населения, ибо наследниками, хотя бы и по завещанию, чаще всего были лица, связанные с наследодателем, обладателем наследственного имущества, кровною или иною личною связью.

Однако скоро оказалось, что  интересы господствующих классов в  области наследования сложны и разнообразны, и в частности не всегда оказывалось приемлемым правило, в силу которого в тех случаях, когда ближайший наследник не принимал наследства, оно, не переходя к дальнейшему по порядку призвания к наследованию, становилось выморочным и в древнейшем праве бесхозяйным, а, следовагельно, могло быть присвоено любым лицом. Для устранения этой последней возможности претор стал давать в таких случаях bonorum possessio следующему по порядку родственнику, т.е. допускал в отличие от цивильного права так называемое successio graduum et ordinum (пп. 249 и 253).

В этом случае претор действовал уже  Juris civilis supplendi gratia – в целях восполнения цивильного права.

Наконец, с распадением старой земледельческой  семьи претор признал несоответствующим  новым жизненным условиям сложившееся  в древ-' нейшие времена устранение эманципированных, т. е. освобожденных от patria potestas детей, от наследования после отца, и bonorum possessio стала предоставляться эманципированным детям. В таких и однородных случаях претор действовал уже iuris civilis corrigendi gratia – в целях исправления цивильного права, утверждая таким образом когнатическую кровную связь в качестве основы наследования по закону.

На первых порах претор предоставлял bonorum possessio после исследования в каждом отдельном случае обстоятельств дела (causae cognitio) и вынесения личного решения (decretum), вследствие чего полученная таким образом bonorum possessio называлась bonorum possessio decretalis. Но когда в практике сложились некоторые правила об условиях, при которых предоставляется bonorum possessio, преторы стали вносить эти правила в эдикт, causae cognitio отпала, и для получения bonorum possessio достаточно было доказать наличие условий, с которыми эдикт связывал ее предоставление. Сложившаяся таким образом bonorum possessio edictalis была уже устойчивым институтом римского права.

Сделать bonorum possessor'a цивильным наследником претор не мог, он и называл его не наследником, a possessor, обладателем наследственного имущества, но создавал для него положение по существу однородное с положением цивильного наследника, предоставляя ему иски последнего в качестве actiones in factum: bonorum possessor и становился heredis loco (I. 3.9.2).

В то же время, отказывая  цивильному наследнику в исках для  получения наследства, претор оставлял за таким лицом одно лишь имя heres.

Так наряду с цивильной  системой наследования сложилась мало-помалу преторская система, которой суждено  было, по существу, парализовать действие цивильной системы.

Существенное значение, наряду с деятельностью претора, имела и практика центумвирального суда, которому были подведомственны споры о наследовании, о котором идет речь ниже.

Императорское законодательство до Юстиниана. Много внима 
ния уделило наследственному праву законодательство времени прин 
ципата и особенно империи, обобщившее и закрепившее основные 
начала преторской системы наследования.

Наследственное  право в новеллах Юстиниана. Развитие наследственного права завершено в новеллах Юстиниана: 118 (543 г.) и 127 
(548 г.) – реформа наследования по закону и 115 (542 г.) – так называемое необходимое наследование.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 2. НАСЛЕДОВАНИЕ ПО ЗАВЕЩАНИЮ

2.1. Понятие и формы завещания

Определение завещания. Ульпиан так определял завещание:

     Testamentum est mentis nostrae iusta contestatio in id sollemniter factum, ut post mortem nostram valeat(D.20.1.1).

     Завещание есть правомерное выражение воли, сделанное торжественно для того, чтобы оно действовало после нашей смерти.


Это определение неточно, в нем нет указания на основное содержание римского завещания: на heredis institutio, назначение наследника, т. е. универсального правопреемника наследодателя. Между тем без такого назначения нет и завещания. Первоначально требовалось назначение в торжественной форме: Titius heres meus esto или Titium heredem esse iubeo. Только с 339 г. (С. 6. 3. 15) было предоставлено назначить наследника в любых выражениях.

Для того, чтобы завещание произвело  юридический результат, на который оно направлено, необходимо было, чтобы а)оно было совершено в установленной форме; б) лицом, обладающим так называемой активной завещательной правоспособностью {testamenti factio activa); в) с назначением наследником лица, обладавшего пассивной завещательной правоспособностью (testamenti factio passiva), (п. 241 и сл.).

Надо было также, чтобы надлежащим образом составленное завещание не оказалось в дальнейшем до смерти завещателя пораженным одним из обстоятельств, которые могли лишить его силы.

Формы завещания. По свидетельству Гая (2. 100) в древнейшим праве существовали две формы завещания: a) testamentum comitiis calatis и б) testamentum in procinctu. Та и другая форма была выражением воли наследодателя перед римским народом. Однако порядок совершения этих двух видов завещания, так же, как и условия, в которых они совершались, были различны.3

Завещание comitiis calatis совершалось в народном собрании по куриям, которое созывалось для этого два раза в год. Завещатель устно выражал свою волю, т. е. прежде всего назначал себе наследника, а кроме того, мог распорядиться о выдаче наследником легатов, мог назначить опекуна жене и несовершеннолетним детям и т.п., а затем обращался к народу с просьбой, повидимому в таких приблизительно выражениях: ita do, ita lego, ita testor, itaque vos, Quirites, testimonium mini perhibitote – так я передаю имущество, отказываю, завещаю, и вы, квириты, засвидетельствуйте это.

В более позднее время это  обращение к народу и самое  участие народа в совершении завещания  стали простой формальностью. Но в древнейшие времена это было, разумеется, не так. Однако, в литературе нет единодушного взгляда на сущность завещания comitiis calatis. В то время как одни ученые (Зом, Шулин) усматривают в этом завещании не что иное, как arrogatio, т.е. введение постороннего лица в семью для сообщения ему прав наследника по закону, другие (Жирар, Покровский) считают, testamentum comitiis calatis завещанием в собственном смысле, не продолжением, а отступлением от порядка наследования по закону, для санкции которого и требовалось согласие народа. Народ мог и отвергнуть rogatio наследодателя и, вероятно, отвергал ее, когда ее содержание не соответствовало обычаям и господствовавшим воззрениям. Многие историки римского права (Иеринг, Зом, Миттейс) полагают, что это право сохранялось за народным собранием еще во время издания законов XII таблиц.4

Однако римские юристы усматривали  в словах законов XII таблиц «uti legassit super pecunia tutelave suae rei, ita ius esto» признание свободы завещательных распоряжений. Помпоний говорил, что эти слова облекли завещателя «широчайшей властью». Поэтому и некоторые историки римского права (Жирар) считают, что уже в эпоху законов XII таблиц завещание в народном собрании было только публичным заявлением частной воли. Как бы то ни было, но таким оно, несомненно, стало в более позднее время.

Второй формой древнейшего завещания было завещание in procinctu (по словам Гая, procinctus есть готовое к походу, вооруженное войско – expeditus et armatus exercitus) (2.101).

Обе древнейшие формы завещания  представляли ряд недостатков: а) обе  формы неизбежно влекли за собою гласность завещательных распоряжений, которая не всегда соответствовала интересам завещателя; б) testamentum comitiis calatis могло совершаться только дважды в году в определенные дни, a testamentum in procinctu было недоступно лицам, не входившим в состав войска, в частности старикам и больным, т. е. тем, кто был особенно заинтересован в совершении завещаний.

Информация о работе Принятие наследства и его наследование, иски о наследстве