Право частной собственности на земельные участки:

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 07:34, диссертация

Краткое описание

Личная и политическая свобода в современном демократическом государстве немыслима без свободы экономической, основным воплощением которой является право частной собственности. В отличие от множества других прав и свобод, право частной собственности на землю, как до принятия Конституции Российской Федерации, так и по сегодняшний день, продолжает вызывать споры и дискуссии. Такое политизированное отношение к вопросам собственности на земельные участки объясняется опасениями общества, что земля, став объектом права собственности частных лиц, перестанет выполнять функции природного объекта и природного ресурса, и это приведет к снижению уровня жизни других членов общества и изменению границ государства.

Прикрепленные файлы: 1 файл

20.doc

— 221.50 Кб (Скачать документ)

«1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности земельные участки.

2. Владение, пользование и распоряжение земельными участками и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок использования и охраны земельных участков устанавливаются федеральными законами».

8. Право народов владеть, пользоваться и распоряжаться своими природными ресурсами и естественными богатствами не охватывается в полной мере правом государственной, муниципальной и частной собственности. Поэтому предлагается следующая редакция ст. 9 Конституции России:

«1. Земля и другие природные ресурсы являются достоянием многонационального народа Российской Федерации.

2. Земельные участки могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности при условии, что это отвечает интересам многонационального народа Российской Федерации».

9. В зависимости от целевого назначения и разрешенного использования земельного участка, правового статуса и наличия прав лица на него выделяется ряд способов реализации права частной собственности на земельные участки, классифицируемых по таким критериям, как: возмездность (безвозмездность) приобретения земельного участка в частную собственность; приобретение участка в собственность в результате издания административного акта органа публичной власти либо гражданско-правовой сделки; приобретение земельного участка для строительства либо целей, не связанных со строительством.

10. Международные гарантии права частной собственности на земельные участки создаются для недопущения любых форм дискриминации в сфере приобретения и мирного использования земельных участков, а также исключения любых форм эксплуатации человека. Ввиду зависимости права частной собственности на земельные участки от состояния экономической системы и социальной политики государства основное место в системе его гарантий занимают внутригосударственные гарантии, эффективность которых во многом определяется земельно-правовыми нормами.

Теоретическая значимость работы. Содержащиеся выводы и рекомендации могут быть источником для проведения дальнейших научных исследований в области прав человека и гражданина на природные ресурсы.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что результаты проведенного анализа права частной собственности на земельные участки граждан Российской Федерации и их объединений могут быть использованы для совершенствования действующего законодательства, а также при разработке новых нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере реализации указанного права.

Материалы диссертации могут быть использованы при преподавании учебного курса конституционного права, гражданского права, земельного права, а также в практической деятельности правоприменительных органов и правозащитных организаций.

Апробация результатов  исследования осуществлена автором в виде опубликования двенадцати научных статей общим объемом 2,85 п. л., участия в Международной научно-практической конференции «Государство и право в условиях глобализации: проблемы и перспективы» (г. Екатеринбург, 22-23 апреля 2004 г.); Международной научно-практической конференции «Изменение преступности и актуальные вопросы законодательства по борьбе с ней» (г. Тамбов, 23-24 июня 2005 г.); Международной научно-практической конференции «Защита субъективных прав: история и современные проблемы» (г. Волжский, 17 мая 2005 г.); Межвузовской научно-практической конференции «Конституция России и формирование правового государства. К 10-летию принятия Конституции Российской Федерации» (г. Волгоград, декабрь 2003 г.); VII Межвузовской региональной конференции молодых исследователей г. Волгограда и Волгоградской области (г. Волгоград, 12-15 ноября 2003 г.); научно-практическом семинаре «Модели взаимодействия и партнерства по защите прав человека на региональном уровне» (г. Волгоград, 24 ноября 2006 г.), а также в рамках Дней науки, ежегодно проводимых в Волгоградской академии МВД России.

Материалы исследования использовались автором для разрешения споров с органами местного самоуправления, возникших при приватизации гражданами земельных участков, а также в процессе преподавания курсов «Конституционное право», «Гражданское право», «Земельное право» и «Экологическое право».

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих шесть параграфов, заключения и библиографического списка.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

В введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются цели, задачи, объект, предмет, методология и методика исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования.

Первая глава - «Конституционно-правовое регулирование права частной собственности граждан и их объединений на земельные участки и его юридическая природа» - состоит из трех параграфов.

В первом параграфе - «Право собственности на природные ресурсы в международном и зарубежном конституционном праве» - автором исследуются источники международного и зарубежного конституционного права, закрепляющие права человека на природные ресурсы.

Правовое регулирование  отношений собственности на земельные участки в международном праве является составной частью регулирования права народов, проживающих на соответствующих территориях, на природные ресурсы, в числе которых особо выделяются земельные ресурсы. При этом в международных документах внимание акцентируется: на экологической составляющей регулирования; экономической; обеспечении доступа народов к объектам историко-культурного наследия; защите прав отдельных социальных общностей на свободный доступ к использованию природных ресурсов.

Нормы международного права устанавливают право собственности на природные ресурсы народа как свободного, добровольного союза, сложившегося, в первую очередь, для обеспечения естественных и неотъемлемых прав человека, касающихся его как социального существа, в том числе естественных прав на использование земли и иных природных ресурсов.

Юридически рассматриваемое  право народов было впервые закреплено в ч. 2 ст.1 и ст. 25 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), где указывалось на «неотъемлемое право народов для достижения своих целей полностью и свободно обладать, пользоваться и распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами. При этом ни один народ ни в коем случае не может быть лишен принадлежащих ему средств существования»2.

Право народа на природные  ресурсы - это возможность осуществления народом определенных действий в отношении природных ресурсов на территории соответствующего государства для достижения экономического благополучия его представителей в той мере, в которой это не умаляет или лишает человека права на благоприятное для жизни и здоровья состояние окружающей среды, способное обеспечить не только его биологическую жизнь, но и эстетические и научные потребности за счет использования природы (природного наследия) без причинения ущерба аналогичному праву других народов.

Народ обладает правом собственности  на природные ресурсы территории, на которую распространяется его суверенитет. Однако право абсолютной собственности народа на природные ресурсы «растворяется» в государственных функциях, и, с точки зрения гражданского права, они не определимы.

Исходя из названных норм международного права и закрепленной ими роли земли в жизни человека и общества, правом владеть, пользоваться и распоряжаться естественными богатствами и ресурсами (к числу которых относится и земля), т. е. правом собственности наделен носитель суверенитета - народ как абсолютный, естественный, первоначальный собственник земли и других природных ресурсов. Это право выступает экономической основой суверенитета каждого народа. Таким образом, земля как природный ресурс в международно-правовом смысле - объект собственности определенного народа. Данное положение отражено во многих конституциях развитых и развивающихся стран мира.

Земля, будучи основой жизнедеятельности человека, природным объектом и природным ресурсом, кроме того, является консолидирующим фактором при объединении людей и последующей организации государства, выступая в качестве его территории. В свою очередь, возникновение следующего признака государства – суверенитета - обусловлено наличием на данной территории определенного количества трудовых и природных ресурсов, обеспечивающих власть конкретного народа над этой территорией.

Поскольку государственно-правовое устройство является основной формой существования народов, то функции представления и осуществления народной воли по использованию природных ресурсов выполняет государство. Государство, реализуя суверенное право на выбор типа экономической системы, посредством которой будут удовлетворяться его экономические потребности, устанавливает для достижения общенародной цели наиболее эффективный режим использования природного ресурса, который может принять форму как частной, так и государственной или муниципальной собственности. В зависимости от этого выбора определяется содержание субъективных прав человека и гражданина в сфере использования экономических свойств земли.

С учетом указанного правомочия вопрос о форме собственности на природные ресурсы решается каждым народом на государственном уровне. Следовательно, международное право не может устанавливать формы  собственности на природные ресурсы в целом и на землю в частности для суверенных независимых государств. Более того, международное право вообще не может (кроме как на добровольной основе) устанавливать тип или отдельные элементы экономической системы, так как это будет ущемлять право народов на суверенитет в части установления своей экономической основы.

По этим причинам, по мнению диссертанта, в большинстве основополагающих международно-правовых актах в области прав человека не используется термин «частная собственность», а говорится о правах на имущество. Право иметь имущество на одном из вещных или обязательственных прав –неотъемлемое, естественное право человека, поскольку в нем воплощается естественное стремление человека удовлетворять свои разнообразные потребности за счет ресурсов окружающего его мира, однако оно не обязательно воплощается именно в праве собственности. В отличие от права на имущество, право иметь земельные участки в частной собственности является октроированным и закрепляется на внутригосударственном уровне в зависимости от типа экономической системы общества.

Значительно более четкое правовое регулирование в международном  праве получили вопросы собственности на землю и другие природные ресурсы применительно к правам отдельных социальных групп, в числе которых следует выделить коренные малочисленные народы и женщин. В работе дается их подробный анализ и отмечается, что несмотря на отсутствие ратификации конвенций о правах коренных малочисленных народов Российской Федерацией, на национальном уровне приняты федеральные законы, обеспечивающие право собственности коренных малочисленных народов на соответствующие земельные и иные природные ресурсы. Для обеспечения интересов коренных малочисленных народов в сфере использования земельных и иных природных ресурсов куда более важным является не столько закрепление за лицами и общинами коренных малочисленных народов права собственности на такие земли (территории), сколько установление на национальном уровне гарантий их прав пользоваться этими землями и ресурсами, которые могут находиться в публичной собственности и предоставляться им, например, на праве безвозмездного срочного пользования.

Не менее важная тенденция в международном праве – закрепление и защита прав женщин, в том числе в сфере отношений собственности на землю, до настоящего времени не воспринятая российской правовой системой.  Представляется, что для обеспечения равного доступа мужчин и женщин к приобретению земельных участков в частную собственность необходимо разработать эффективный механизм реализации гендерной политики государства и консолидации всех государственных и общественных институтов для преодоления стереотипов и выхода из сложившейся ситуации. Есть все основания полагать, что указанная тенденция в международном и зарубежном праве будет развиваться и обусловит подготовку специальных международных документов. Однако уже сейчас можно отметить динамику восприятия норм международного права в конституциях зарубежных стран, как это и предписано международными документами.

Обобщая тенденции регулирования  отношений собственности на природные ресурсы в конституциях зарубежных государств, делается вывод о том, что они содержат следующие четыре группы норм: устанавливающие формы собственности на природные ресурсы; провозглашающие социальную функцию собственности и обязанности собственников земельных участков; предусматривающие возможность и порядок изъятия земельных участков для публичных нужд; нормы об ограничении прав иностранных граждан и лиц без гражданства, а также иностранных юридических лиц иметь на праве частной собственности отдельные виды имущества, включая земельные участки.

В отличие от Конституции  России, в большинстве конституций зарубежных стран закреплена социальная функция собственности (включая земельную), позволяющая установить баланс между частными интересами граждан и их объединений по извлечению прибыли от использования земельных участков как объектов недвижимости и публичным интересом, обусловленным, в первую очередь, необходимостью охраны земли как составной части окружающей среды.

Второй параграф – «Конституционно-правовое регулирование форм собственности на землю и земельные участки в России» – содержит анализ конституционного законодательства Российской Федерации и ее субъектов, регулирующего отношения собственности на земельные участки.

На основе обобщения  различных точек зрения утверждается, что в рамках конституционного права для обозначения принадлежности природных ресурсов следует использовать термины «народ» и «достояние», поскольку в цивилистике народ не рассматривается как субъект права, а гражданско-правовое понятие права собственности не включает всех правомочий народа по использованию природных ресурсов (право на национализацию, экспроприацию).

Информация о работе Право частной собственности на земельные участки: