Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 17:22, контрольная работа
В настоящее время решение общего собрания членов кооператива (конференции) является единственным основанием для предоставления жилого помещения в доме жилищно-строительного кооператива (ст. 124 Кодекса). Такое решение окончательно и не нуждается в утверждении каким-либо государственным или муниципальным органом. При этом необходимо помнить о том, что юридические последствия влечет только такое решение общего собрания (конференции), которое принято и оформлено в строгом соответствии с Кодексом и уставом кооператива.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. 1. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ЧЛЕНОВ ЖИЛИЩНЫХ КООПЕРАТИВОВ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЧЛЕНСТВА
5
1.1 Права и обязанности членов жилищных кооперативов 6
1.2 Возникновение и прекращение членства в жилищных кооперативах 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
ЗАДАЧА 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО –
ПРАВОВЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
22
Обусловленность сохранения права пользования приемом в кооператив базируется на том, что, как указывалось, только членство служит основанием владения и пользования жилым помещением, причем даже в ситуации, когда пай принадлежит нескольким лицам (например, находится в совместной собственности супругов).
Исключение члена кооператива. Исключение производится во внесудебном порядке — на основании решения общего собрания членов кооператива(конференции), которое может быть обжаловано в суде.
Как следует из части 3 статьи 130 ЖК РФ, корпоративный акт должен быть мотивирован. Решение вопроса об исключении предполагает установление собранием (конференцией) ряда обстоятельств объективного и субъективного характера, а именно:
- имело место неисполнение членом кооператива своих обязанностей, предписываемых ЖК РФ или уставом кооператива (часть 3 статьи 130 ЖК РФ). Таким образом, невыполнение требований иных (помимо устава) внутренних документов кооператива формально не может служить причиной принудительного прекращения членства в кооперативе. Речь, однако, думается, может идти лишь о тех ситуациях, когда внутренние документы вводят дополнительные обязанности, а не конкретизируют определенные законом или уставом обязанности;
- обязанности не исполнялись без уважительных причин;
- грубое неисполнение обязанностей.
Названные причины прекращения членства также могут быть актуализированы в уставах кооперативов, однако на первое место выдвигается вопрос о надлежащем исполнении обязанности по уплате членами кооператива взносов.
Если член, исключенный из кооператива, не полностью выплатил паевой взнос, то ему должна быть выплачена сумма пая по правилам (о сроках и условиях), предусмотренным уставом. При этом срок выплаты независимо от положений устава не может быть более чем два месяца со дня принятия кооперативом решения об исключении (статья 132 ЖК РФ). Поэтому нарушение законного или уставного (меньшего, чем законный) срока исполнения обязанности по выплате пая влечет юридическую возможность привлечения кооператива к гражданско-правовой ответственности в форме взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами (статья 395 ГК РФ) и возмещения убытков в части, не покрытой процентами.
Исключение члена кооператива, не выплатившего паевой взнос, означает утрату им, а также проживающими совместно с ним членами его семьи права пользования жилым помещением в доме кооператива и, как следствие такой утраты, допустимость выселения в судебном порядке без предоставления другого жилого помещения. Учитывая объективные сложности, сопровождающие переезд на новое место жительства, законодатель предоставляет двухмесячный срок для добровольного освобождения помещения, исчисляемый со дня принятия кооперативом решения об исключении (статья 133 ЖК РФ).
Ликвидация жилищного кооператива, вполне понятно, приводит к прекращению членства, ибо быть членом несуществующего юридического лица невозможно. Несмотря на отсутствие специального указания в законе (как отмечалось, ЖК РФ дал закрытый перечень оснований прекращения членства), к утрате членства в конкретном кооперативе ведет и реорганизация кооператива.
Особым основанием прекращения членства выступает ликвидация юридического лица, являющегося членом кооператива. Законодатель не предусматривает замену ликвидируемого члена иным лицом (например, единственным участником этого юридического лица) и не определяет судьбу паенакоплений ликвидируемой организации (хотя сама по себе необходимость расчетов между кооперативом и ликвидируемой организацией в части возврата пая кажется естественной). Вероятными способами расчетов могут быть:
- выплаты ликвидируемому юридическому лицу напрямую;
- выплаты учредителям (участникам), имеющим вещные права на имущество юридического лица или обязательственные права в отношении этого юридического лица, в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 63 ГК РФ (когда оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемой организации (право на пай) передается указанным учредителям (участникам).7
Типичное основание прекращения членского правоотношения — смерть гражданина — члена кооператива. Наследники умершего (а также лица, указанные в части 4 статьи 131 ЖК РФ) имеют право вступить в члены кооператива по решению общего собрания членов (конференции) (часть 4 статьи 130 ЖК РФ) с соблюдением нижеследующих норм о преимущественном праве на принятие в члены кооператива.
1. В первую очередь
Кодекс не дает однозначного понимания вопроса о том, на какие случаи возникновения права на пай распространяется часть 1 статьи 131 ЖК РФ (в порядке наследования или вследствие поступления пая в общую собственность). Изучение положений частей 1 — 3 статьи 131 в корреспонденции с нормами части 2 статьи 125 и части 1 статьи 127 ЖК РФ тем не менее позволяет заявить о том, что, по-видимому, законодатель имел в виду второй вариант ответа.
2. Во вторую очередь (то есть если у супруга преимущественное право отсутствует или он отказался от вступления в кооператив) преимущественным правом обладает иной наследник при соблюдении уже двух условий: он проживал совместно с наследодателем и имеет право на часть пая.
К сожалению, законодатель умалчивает о продолжительности и характере (постоянном и (или) временном) проживания, что создает благодатную почву для формирования противоречивой правоприменительной практики.
3. В третью очередь
Вместе с тем считаем, что законодателю следовало учесть последнее обстоятельство путем ранжирования наследников, обладающих и не обладающих правом на паенакопления.
4. В четвертую очередь в кооператив может вступить член семьи, хотя и не являющийся наследником, но проживавший совместно с наследодателем, однако лишь при условии внесения паевого взноса. Следовательно, вольно или невольно вопрос о преимущественном праве на вступление в жилищный кооператив отделен от вопроса наследования пая, так что соответствующим правом обладают лица независимо от наличия наследственного права на пай.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ приведенных нормативных положений позволяет выявить, помимо перечисленных, целый ряд законодательных просчетов и пробелов. Так, остается открытым вопрос о количестве лиц, имеющих право быть принятыми в члены кооператива (частью 4 статьи 130, говорящей о наследниках во множественном числе, можно обосновать правомерность принятия в кооператив нескольких лиц, тогда как из статьи 131 можно вывести обратное утверждение). Данная проблема приобретает особую остроту при наличии множества субъектов, относящихся к одной очереди (второй, третьей или четвертой).
В части 4 статьи 130 ЖК РФ предусмотрено вступление в члены кооператива по решению высшего органа управления только наследников. Вместе с тем преимущественным правом на приобретение членства в кооперативе могут воспользоваться и иные субъекты (прежде всего отнесенные к четвертой очереди). В этой связи, думается, нормы части 4 статьи 130 ЖК заслуживают расширительной трактовки: принятие корпоративного акта требуется в отношении всех лиц, принимаемых в члены кооператива. Изложенный подход корреспондирует и правилам части 2 статьи 121 ЖК РФ.
Еще одна проблема возникает при исследовании возможностей общего собрания влиять на исход приобретения тем или иным лицом членского статуса. Дело в том, что на обязательность принятия высшим органом управления кооператива решения о приеме в члены наследников допускает сомнение в безоговорочности вступления в кооператив (недопустимости отказа в этом). На помощь здесь приходит ГК РФ, четко закрепляющий правило о том, что наследнику не может быть отказано в приеме в члены потребительского кооператива (пункт 1 статьи 1177 ГК РФ). С учетом этого решение общего собрания (конференции) в значительной мере носит формальный характер.
Более сложная в правовом смысле ситуация складывается в отношении лиц, указанных в части 4 статьи 131 ЖК РФ, а также супруга, лишенного наследства завещанием или являющегося недостойным наследником. С одной стороны, и применительно к этой категории лиц по аналогии напрашивается сделанный касательно наследников вывод (о неправомерности отказа во вступлении в кооператив). С другой стороны, ни ГК РФ, ни ЖК РФ не содержат на сей счет никаких предписаний. Во избежание различных толкований в статье 131 ЖК РФ стоит четко решить поставленный вопрос.
Помимо прочего, можно выделить и иные упущения при формулировании ч. 4 ст. 131 ЖК РФ, а именно:
- указание на то, что супруг или проживавшие совместно с наследодателем другие наследники, когда у них нет права на часть пая, не имеют преимущественного права, излишне, ибо в части 4 уже упомянут вариант отсутствия граждан, указанных в частях 1 — 3 статьи 131 ЖК РФ, то есть в том числе супруга и наследников, не имеющих прав на паенакопления (тем более что в части 3 статьи 131 ЖК РФ в сходной ситуации законодатель посчитал достаточным указать на отсутствие граждан первой и второй очереди, специально не акцентируя внимания на отсутствии у них преимущественного права);
- отсутствие в числе лиц, которые могут отказаться от вступления в члены кооператива, наследников, не проживавших совместно с наследодателем (отнесенных к третьей очереди), провоцирует алогичную конкуренцию между членом семьи, не являющимся наследником (четвертая очередь!), и наследником, не проживавшим с наследодателем;
- четко не обозначено видение вопроса о времени внесения паевого взноса: до или после принятия решения общего собрания (конференции).
Гражданский кодекс РФ определяет, что порядок, способы и сроки выплаты наследникам, не ставшим членами кооператива, причитающихся им сумм или выдачи вместо них имущества в натуре должны устанавливаться законодательством о потребительских кооперативах и учредительными документами кооператива (пункт 2 статьи 1177). ЖК РФ исключил из поля своего зрения перечисленные вопросы, не предложив даже диспозитивных норм. Таким образом, определение механизмов регламентации приведенных вопросов — исключительно прерогатива самого кооператива. При этом во внимание следует принимать положение о недопустимости неосновательного обогащения за счет наследников, не принятых в члены кооператива.
В заключение отметим, что имеется потребность не только в легальном уточнении рассмотренных аспектов утраты членства (не затронутых, недостаточно или противоречиво урегулированных действующим законодательством), но и в обсуждении вопроса о расширении перечня случаев прекращения членских отношений. В частности, представляется целесообразным допустить в качестве основания прекращения членства передачу пая другому члену кооператива или третьему лицу. Кроме того, к прекращению членства должно приводить и обращение взыскания на пай. Примечательно, что о данных основаниях непосредственно говорится в пункте 1 статьи 9 ФЗ от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»; имеет смысл указать их и в статье 130 ЖК РФ, посвященной прекращению членства в жилищном кооперативе.
ЗАДАЧА
Смерть гражданина прекращает его членство в кооперативе и порождает право (но не обязанность) у его наследников на вступление в члены кооператива. Порядок реализации данного права регулируется различными правовыми нормами в зависимости от того, каким правом обладал умерший член кооператива в отношении имущества кооператива.
Как видно из условий задачи, паевой взнос гр. Ивановой, был выплачен не полностью, а только его часть.
Если паевой взнос выплачен не полностью, то объектом наследования будет сумма этого пая. При наличии нескольких наследников применяются правила ст. 1177 ГК РФ, согласно которой решение вопроса о том, кто из наследников может быть принят в члены кооператива, а также порядок, способы и сроки выплаты остальным наследникам причитающихся им сумм или выдачи вместо них имущества в натуре определяются законодательством о потребительских кооперативах и учредительными документами кооператива.
Вопрос о преимущественном праве наследников, унаследовавших пай в жилищном кооперативе, на вступление в члены кооператива урегулирован в ст. 131 ЖК РФ. Действие этой нормы распространяется только на отношения, связанные с наследованием пая, а не жилого помещения с выплаченным паевым взносом, когда применению подлежат, как сказано выше, правовые нормы, регулирующие отношения собственности.
Основным критерием распределения очередности является имущественное право на пай, а в определенных случаях — факт совместного проживания с членом кооператива.
Ч. 2 ст. 131 ЖК РФ, направлена на защиту интересов наследника, проживавшего совместно с наследодателем. В ст. 131 ЖК РФ в качестве одного из обстоятельств, влияющих на преимущественное право на членство в кооперативе, указывается на проживание совместно с наследодателем. Исходя из смысла этой нормы, направленной на сохранение жилого помещения за проживающими в нем лицами, вероятно, следует признать, что юридическое значение имеет совместное проживание с наследодателем не в любом месте, а лишь непосредственно в жилом помещении, сумма паевого взноса за которое вошла в состав наследственного имущества.8
Информация о работе Права и обязанности членов жилищных кооперативов