Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 12:06, курсовая работа
Проблема недействительных сделок - одна из центральных проблем науки современного гражданского права. Объяснение данного положения заключается в той роли, которую играют сделки в хозяйственной и культурной жизни нашей страны. Недействительные сделки подрывают прочность экономических связей и стабильность гражданского оборота, а действия, совершенные в форме сделок не обладают качествами юридического факта, способного породить те последствия, наступления которых желали субъекты сделки.
Введение……………………………………………………………………….…....2
1.Понятие и виды недействительной сделки………………………….….............4
2.Правовые последствия недействительности сделок………………………….11
3.Ничтожные сделки……………………………………………………..……….15
3.1 Виды и правовые последствия ничтожной сделки…..………....………......17
Заключение……………………………………………….………..….…….…......26
Список использованной литературы……………………………...….……..…...29
Закон определяет специальные сроки исковой давности по требованиям, связанным с недействительностью сделок (ст. 181 ГК РФ). Срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет десять лет и начинает течь со дня, когда началось ее исполнение.
Срок исковой давности для предъявления требования о признании оспоримой сделки недействительной и применении последствий ее недействительности составляет один год и начинает течь со дня прекращения насилия или угрозы для сделок, предусмотренных статьей 179 ГК РФ, или со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной, – для остальных видов оспоримых сделок[1].
Иногда недействительной сделкой может быть признана лишь часть сделки, если, как указано в статье 180 ГК РФ, «можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части». Такое предположение допустимо при наличии двух условий:
1). Недействительность части сделки не влияет на действительность остальных ее частей (объективный критерий);
2). Стороны в момент совершения сделки были бы согласны совершить сделку без включения ее недействительной части (субъективный критерий).
Примером возможной недействительности части сделки является установление условий учредительного договора хозяйственного товарищества, предусматривающих право учредителя (участника) изъять внесенное им в качестве вклада имущество в натуре при выходе из состава хозяйственного товарищества. За исключением случаев, когда такая возможность предусмотрена законом, подобные условия должны признаваться недействительными как противоречащие ст. 48, п.3 ст.213 ГК РФ (п.17 постановления Пленума Верховного суда РФ №6/8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ»), однако недействительность этих условий может не повлечь недействительности остальных частей учредительного договора (ст. 180 ГК РФ).
Ничтожная сделка, исполнение которой не начато ни одной из сторон, не порождает никаких юридических последствий. Вместе с тем если стороны намерены начать исполнение ничтожной сделки, любой заинтересованное лицо. Правам которого это может создать угрозу, вправе на основании ст. 12 ГК РФ предъявить иск о запрещении исполнения сделки как действия, создающего угрозу нарушения права.
Оспоримая сделка до вынесения судебного решения о признании ее недействительной создает гражданские права и обязанности для ее участников, но эти правовые последствия носят неустойчивый характер, так как она может быть признана судом недействительной с момента ее совершения.
Статьи 167–179 ГК РФ устанавливают различные правовые последствия частично или полностью исполненных недействительных сделок, дифференцируемые в зависимости от оснований недействительности.
Основные последствия недействительности сделки связаны с определением правовой судьбы полученного сторонами по сделке.
Для последствий отдельных видов недействительных сделок (ст. 169 и 179 ГК РФ), которые более подробно будут рассмотрены ниже, применяются иные правила:
а) «односторонняя реституция», т.е. приведение в первоначальное состояние только невиновной стороны путем возвращения ей исполненного ею по сделке, и взыскание в доход государства полученного виновной стороной или причитавшегося этой стороне в возмещение исполненного ею по сделке;
б) «двусторонняя реституция», установлена ГК РФ как общий случай последствий признания сделки недействительной. Это восстановление прежнего состояния. Каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах (п.2 ст. 167 ГК РФ).
в) «недопущение реституции», т.е. взыскание в доход государства всего полученного сторонами по сделке и, в случае исполнения сделки не всеми сторонами, причитавшегося к получению.
Если из содержания оспоримой сделки вытекает, что ее действие может быть прекращено лишь на будущее время, суд прекращает ее действие на будущее время. В этом случае полученное по сделке остается у сторон, но дальнейшему исполнению она не подлежит.
В соответствии со ст. 1103 ГК РФ, устанавливающей соотношение требований о возврате неосновательного обогащения с другими требованиями о защите гражданских прав, правила, предусмотренные гл. 60 ГК РФ «Обязательства вследствие неосновательного обогащения», подлежат, поскольку иное не установлено законом, применению и к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке. Таким образом, эта статья устанавливает соотношение норм, применяемых к последствиям недействительности сделок, с требованиями о возврате неосновательного обогащения, так как ст. 1102, 1104 и 1105 ГК РФ содержат реституционные правила, которые могли бы быть применены к последствиям недействительности сделок. Однако исходя из принципа конкуренции норм к последствиям недействительности сделок применяются специальные нормы ст. 167, 169—179 ГК РФ, имеющие преимущество перед общими нормами об обязательствах из неосновательного обогащения. Следовательно, применение в порядке ст. 1103 ГК РФ правил гл. 60 ГК РФ носит субсидиарный (дополнительный) характер и может иметь место, если иное не установлено ГК, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих правоотношений. Так, правило п. 1 ст. 1103 ГК РФ о применении института неосновательного обогащения не может применяться к случаям, когда исполненное по сделке взыскивается в доход РФ (ст. 169,179 ГК РФ).
Необходимо отметить, что последствия недействительности сделок, установленные в ст. 167, 169—179 ГК РФ, применяются к двух- и многосторонним недействительным сделкам. В случае недействительности односторонней сделки (например, заключающейся в принятии наследства лицом, не входящим в круг наследников по закону или завещанию, либо лишенным судом права наследования, или по недействительному завещанию) применяются непосредственно нормы гл. 60 ГК РФ о возврате неосновательно приобретенного имущества.
Кроме основных последствий недействительности сделки, закон предусматривает и дополнительные имущественные последствия, заключающиеся в обязанности виновной стороны возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб (расходы, утрату и повреждение имущества).
Эта санкция может рассматриваться в качестве меры гражданско-правовой ответственности.[2]
Полное возмещение предполагает компенсацию двух элементов убытков: реального ущерба (иначе положительного ущерба) и упущенной выгоды (иначе неполученные доходы). Первый составляют расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества. Второй элемент убытков - неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено, то есть если бы не была совершена недействительная сделка.
Размер подлежащих возмещению убытков во многом зависит от того, какие цены положены в основу расчета. С учетом процесса инфляции применение цен, существовавших на день совершения недействительной сделки, не обеспечивало бы полного возмещения убытков, более того, в ряде случаев ставило бы виновную сторону в более выгодное положение, нежели потерпевшего. Поэтому в качестве презумпции установлено правило, в соответствии с которым расчет убытков должен производиться исходя из цен, существовавших в день обращения потерпевшего в суд с требованием о признании совершенной сделки недействительной и о применении последствий недействительности. Суду предоставлено право, в зависимости от обстоятельств конкретного дела, присуждая возмещение виновным убытков, исходить из цен, существующих на день вынесения решения (п.3 ст. 393 ГК РФ). Данное правило преследует цель обеспечить справедливое возмещение убытков, причиненных совершением недействительной сделки.
Требование о возмещении убытков должно подтверждаться надлежащими доказательствами. Например, справками о ценах, существующих на данный момент на рынке на аналогичный товар.
При применении последствий недействительности сделки в зависимости от оснований законом может быть предусмотрено возмещение виновным только реального ущерба (п.1 ст.171, п.2 ст.178, п.2 ст. 179 ГК РФ). Исключение составляют случаи несоблюдения формы при совершении сделки, когда закон допускает принудительное совершение сделки в надлежащей форме при выполнении определенных условий (п. 2, п.3 ст. 165 ГК РФ). Тогда потерпевший вправе требовать полного возмещения убытков - и реального ущерба, и упущенной выгоды.
При совершении недействительных сделок, в которых в отношении виновной стороны предусмотрена санкция в виде взыскания полученного в доход государства, дополнительным последствием является возмещение потерпевшему реального ущерба.
Таким образом, последствиями недействительности сделок являются двусторонняя реституция, односторонняя реституция и недопущение реституции. По общему правилу каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке. При конфискации это имущество идет в доход РФ. К отношениям по недействительным сделкам субсидиарно могут быть применены нормы о неосновательном обогащении. Законом может быть предусмотрена обязанность виновного возместить реальный ущерб, причиненный потерпевшему совершением недействительной сделки. Недействительность части сделки не препятствует признанию действительности сделки в целом.
1) она не порождает никаких прав и обязанностей, т.к. либо противоречит Гражданскому Кодексу, либо заключена недееспособными лицами, либо не имеет установленной законом обязательной формы;
2) требование о признании сделки ничтожной может быть предъявлено не всеми лицами, упомянутыми в Гражданском Кодексе, а лишь заинтересованными (например, сторонами сделки);
3) суд вправе по собственной инициативе применить последствия ничтожной сделки, даже если истец ограничился требованием о признании сделки недействительной. Таким образом, ст. 166 ГК РФ предоставила суду право выйти за пределы исковых требований[1].
Гражданское законодательство России 20 - 60-х годов в своих постановлениях о недействительности сделок нигде не упоминало термина «ничтожная сделка». ГК РСФСР в ряде случаев (ст. 50, 51, 52, 53) употреблял выражение «сделка недействительна», а регламентируя нарушения требуемой законом формы, когда это прямо указано в законе (ст. 46 ГК РСФСР), применял выражение «влечет за собой недействительность сделки».
Во всех других случаях недействительности сделок в ГК РСФСР (ст. 54, 55, 56, 57, 58) утверждалось, что они «признаются недействительными по иску», и указывались лица, которые могут предъявить иск о признании такой сделки недействительной. Так же определяет оспоримые сделки и ГК РФ.
Первая категория недействительности, о которой ГК РСФСР говорил «недействительная сделка» или «влечет за собой недействительность», получила в литературе название «ничтожность».
Ныне действующий ГК РФ прямо называет ничтожные и оспоримые сделки (ст. 166 ГК РФ), а в ст. 165, 168, 169, 170, 171, 172 ГК РФ признает эти сделки недействительными.
Эта категория объединяет большую группу разнообразных условий (оснований) недействительности, которым присущи общие черты, послужившие основанием выделения их в самостоятельную группу.
Понятие «ничтожность» означает, что в силу веления закона сделка не вызывает те правовые последствия, которые стороны имели в виду при ее совершении. Для признания этих сделок недействительными в суд может обратиться любое заинтересованное лицо. Установив условия ничтожности, определенной законом, суд обязан признать такую сделку недействительной даже без просьбы об этом ее участников.
Своим решением суд обязан признать такую сделку недействительной с момента ее совершения.
Действующее законодательство установило исчерпывающий перечень условий, при наличии которых сделки признаются ничтожными.
Анализ этих условий (ст. 168,169,170,173 ГК РФ) приводит к выводу, что наиболее опасными являются ничтожные сделки, предусмотренные ст. 169 ГК РФ.
Статья 169 ГК РФ содержит понятия «основы правопорядка и нравственности», которые затрудняют ее применение судебной практикой.
Некоторые авторы считают, что если речь идет о нарушении «основ правопорядка», то «имеются в виду сделки, подпадающие под категорию совершенных в противоречии с публичным порядком в стране»[3]. Одним из возможных признаков такого рода сделок может служить уголовная наказуемость соответствующего действия.
К ничтожным сделкам относятся следующие виды сделок:
А) сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов (ст. 168 ГК РФ);
Б) сделка, совершенная с целью, противной основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ);
В) мнимая и притворная сделка (ст. 170 ГК РФ);
Г) сделка, совершенная лицом, признанным недееспособным (ст. 171 ГК РФ), и сделка, совершенная малолетним (ст. 172 ГК РФ);
Д) сделка, совершенная с несоблюдением установленной законом или соглашением сторон обязательной формы в случаях, когда такое несоблюдение влечет ничтожность сделки (п. 1 ст. 165 ГК РФ).
Рассмотрим эти виды ничтожных сделок и их последствия.
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов.
Эта норма применяется ко всем случаям, когда содержание и правовой результат сделки противоречат требованиям законодательства (законам и иным нормативным актам), за исключением случаев, когда закон устанавливает, что такая сделка оспарима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).