Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2013 в 23:01, курсовая работа

Краткое описание

Человек каждый день "сталкивается" с источниками повышенной опасности. В период массовой механизации, компьютеризации и автомобилизации, данные средства стали неотьемлимой частью нашей жизни. И, надо сказать, поставили перед обществом немало проблем, в том числе и правовых. Так, рост автопарка и интенсивности движения транспортных потоков зачастую превращает автомобиль из орудия создания материальных благ в орудие разрушения.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Моя Курсовая.docx

— 106.72 Кб (Скачать документ)

Однако суд не учел, что согласно п. 1 ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на гражданина, причинителя вреда, который владеет источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).

В данном случае причинителем вреда истцу является Х. Суд не выяснил, на каком основании она управляла автомашиной, принадлежащей Ч. и, если Х. управляла автомашиной по доверенности от Ч. то при наличии ее вины в ДТП она и должна нести материальную ответственность за ущерб, причиненный истцу.

Однако суд этих обстоятельств не учел. Между тем  выяснение этого обстоятельства имело существенное значение для  правильного разрешения спора.

Решение суда отменено, дело направлено на рассмотрение в  тот же суд39.

Из изложенного  видно, что понятие «владелец» шире, чем понятие «собственник». В  приведенном определении, закрепленном п. 19 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 апреля 1994 г., указывается на два признака владельца источника повышенной опасности - юридический и материальный. Юридический признак означает, что владельцем признается лишь то лицо, которое обладает соответствующим правомочием в отношении источника повышенной опасности. Такими правомочиями могут быть право собственности, право хозяйственного ведения или иное право вещного типа, приобретенное на основании договора, и т.п.

В соответствии с  материальным признаком владельцем признается лишь тот собственник  или иной титульный владелец источника  повышенной опасности, который одновременно осуществляет над ним фактическое  господство, то есть, эксплуатирует  или иным образом использует (в  том числе хранит) объект, обладающий опасными свойствами. Как правило, оба названных признака владельца источника повышенной опасности должны быть налицо, за исключением случаев, указанных в законе. Ориентируясь на эти признаки, юридической наукой выработаны определенные подходы к разрешению ряда типичных вопросов, возникающих в судебной практике.

Прежде всего, необходимо четко различать владельца источника  повышенной опасности и лицо, которое  осуществляет управление источником повышенной опасности в силу трудовых отношений  с владельцем этого источника (водитель, машинист, пилот, оператор и т.д.). Такое  лицо владельцем источника повышенной опасности не является и потому непосредственной ответственности перед потерпевшим  не несет. Оно может быть привлечено к имущественной ответственности лишь самим владельцем источника повышенной опасности в регрессном порядке с учетом характера тех договорных отношений, которые между ними существуют, при этом владелец источника повышенной опасности отвечает перед потерпевшим и тогда, когда вред причинен во вне рабочее время или хотя бы в рабочее время, но в не связи с выполнением работником служебных обязанностей.

В соответствии со ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством и т.п.), и поэтому эти обстоятельства нуждаются в проверке и надлежащей оценке их судом.

Так заочным решением Сызранского районного суда Самарской области с З. и Р. в равных долях в пользу Н. и В. взыскано возмещение материального ущерба и компенсация морального вреда.

Президиум Самарского областного суда решение отменил, указав следующее.

Из материалов дела видно, что в результате ДТП, произошедшего  по вине Р., управлявшего принадлежащим  З. автомобилем на праве собственности  автомобилем «ВАЗ-21061», погибла мать Н., а В. были причинены телесные повреждения, относящиеся к среднему вреду  здоровья.

Приговором Сызранского районного суда Р. за данное преступление осужден по ч. 2 ст. 264 УК РФ к 5 годам лишения свободы с условно-испытательным сроком в 3 года. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истицы просили взыскать с ответчиков материальный ущерб, причиненный З. расходами на лечение, Н. расходами на похороны матери и компенсацию морального вреда.

Возлагая на З. обязанность  по возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда, суд указал, что З. выдала доверенность своему сожителю В. на право управления транспортным средством. Впоследствии, зная о том, что В. лишен права  управлять автомобилем, не приняла  мер к надлежащей охране источника  повышенной опасности, а именно не отобрала доверенность у В. Кроме того, суд, ссылаясь на объяснения Р., согласно которым автомобиль они взяли с ведома З., пришел к выводу о том, что З., зная о том, что В. не имеет права управления машиной, предоставила Р. право без доверенности управлять автомобилем.

Однако этот вывод  сделан судом лишь на основании объяснений ответчика Р., который каких-либо объяснений суду не представил.

Между тем З. в  своей жалобе указывает, что она  не передавала свой автомобиль Р., не знала  о том, что автомобиль находится  в его управлении. В момент ДТП  ее в машине не было. К жалобе З. приложила  копию письменных объяснений В., согласно которым машина была взята без ведома З.

Указанные обстоятельства являются юридически значимыми, поскольку  в соответствии со ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством и т.п.), и поэтому эти обстоятельства нуждаются в проверке и надлежащей оценке их судом.

Кроме того, в материалах дела находится копия приговора  Сызранского районного суда, которым Р. был осужден за данное ДТП по ч. 2 ст. 264 УК РФ, с него этим приговором по искам Н. и В. уже была взыскана компенсация морального вреда.

В связи с изложенным решение суда отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд40.

Проблема самовольного завладения источником повышенной опасности  является более широкой и представляет собой следующий самостоятельный  аспект рассматриваемого вопроса. В  соответствии с п. 2 ст. 1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник выбыл из его обладания в результате противоправных действий других лиц. В таких случаях непосредственную ответственность перед потерпевшим несут лица, противоправно завладевшие источником повышенной опасности, например угонщики транспортных средств. В плане ответственности перед потерпевшим они приравнены к владельцам источника повышенной опасности, что вполне справедливо и оправдано. Сами же законные владельцы, лишенные помимо их воли господства над источником, по общему правилу, от ответственности освобождаются. Если, однако, в противоправном изъятии источника из обладания титульного владельца виновен он сам, ответственность за причиненный вред может быть возложена судом как на лицо, противоправно завладевшее таким источником, так и на его законного владельца. Ответственность владельца источника повышенной опасности может наступить в частности, тогда, когда по его вине не была обеспечена надлежащая охрана источника с помощью обычных средств (например, машина оставлена владельцем незапертой с ключом зажигания).

Так решением Кинельского районного суда Б. признан виновным в совершении ДТП и с него взыскан в пользу Ф. материальный ущерб, причиненный аварией.

Судебная коллегия по гражданским делам решение  отменила, указав следующее.

Удовлетворяя требования Ф., суд сослался на то, что виновником в создании аварийной ситуации является Б., который управлял автомобилем  ВАЗ-21099, и поэтому на него следует  возложить обязанность по возмещению вреда.

Между тем из материалов дела видно, что Б. не является собственником  автомобиля ВАЗ-21099 и он ему не передавался во владение на праве оперативного управления, что является обязательным условием в соответствии со ст. 1079 ГК РФ для возложения на Б. обязанности по возмещению ущерба.

При наличии таких  обстоятельств решение суда нельзя признать законным и обоснованным41.

Немало сложных  вопросов возникает при определении  фигуры владельца источника повышенной опасности, ответственного за причинение вреда, тогда, когда объект обладающий повышенной опасностью, принадлежит одновременно нескольким лицам. Здесь решающее значение приобретает материальный признак, а именно, кто осуществляет фактическое господство над источником, в том числе в момент причинения вреда.

Исходя из этого  при наличии общей ответственности  супругов на источник повышенной опасности, например автомашину, в судебной практике к ответственности привлекается лишь непосредственный причинитель вреда, то есть тот из супругов, который занимается непосредственной эксплуатацией машины, на кого она оформлена и т.п.

 

Если управление источником повышенной опасности передается другому лицу без оформления такой  передачи, например, за руль автомашины в присутствии собственника садится  его родственник или знакомый, считается, что автомобиль при этом не выходит из обладания собственника, который как владелец источника  повышенной опасности несет непосредственную ответственность перед потерпевшим.

Нередко вред потерпевшим  причиняется действиями нескольких владельцев источников повышенной опасности, например, в результате столкновения двух автомашин пострадавшим оказывается  пешеход или пассажир одной из автомашин. В такой ситуации солидарную ответственность перед потерпевшим  несут оба владельца источников повышенной опасности, независимо от того, кто из них виновен в дорожно-транспортном происшествии (п. 3. ст. 1079 ГК РФ).

Так при столкновении грузовой автомашины «ЗИЛ», принадлежавшей старательской артели «Ангара», с  легковой автомашиной «Жигули2, принадлежавшей А. Котылеву, все пассажиры «Жигулей», включая водителя, погибли. Следствие установило, что виновным в этой аварии является собственник легковой автомашины А. Котылев, грубо нарушивший Правила дорожного движения. Жена одного из погибших - Сальникова, предъявила иск о возмещении вреда в связи со смертью мужа, указав, что на его иждивении было двое малолетних детей. В качестве ответчиков были привлечены старательская артель «Ангара» и жена водителя автомобиля «Жигули» П. Котылева, как наследница долгов своего мужа в пределах стоимости перешедшего к ней имущества.

Красноярский краевой  суд, рассмотрев дело по первой инстанции, взыскал в пользу Сальниковой  на содержание двоих детей денежные средства со строительской артели «Ангара» и соответчицы П. Котылевой.

В кассационной жалобе старательская артель просила отменить решение краевого суда, считая, что  артель не может нести материальной ответственности перед истцом и  возмещать ущерб, вызванный гибелью  Сальникова, поскольку по делу установлено, что столкновение автомашин произошло  не по вине водителя автомашины «ЗИЛ», а в результате грубого нарушения  Правил дорожного движения водителем  легкового автомобиля А. Котылевым.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ решение краевого суда оставила без изменения, указав следующее. В  соответствии с гражданским законодательством  ответственность владельца источника  повышенной опасности, каковым является автомобиль «ЗИЛ», принадлежащий артели «Ангара», наступает независимо от наличия или отсутствия вины в повреждении здоровья или смерти гражданина, если владелец не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Если вред здоровью или смерть потерпевшего наступила в результате взаимодействия двух и более источников повышенной опасности, то владельцы этих источников несут солидарную ответственность перед потерпевшим.42

Лицом, управомоченным на возмещение вреда, является потерпевший, то есть то лицо, имуществу или здоровью которого причинен вред. В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда возникает у его иждивенцев в связи с потерей кормильца.

 

 

2. Основания и  условия обязательств вследствие причинения вреда источником повышенной опасности

 

2.1 Правовая характеристика гражданско - правовой ответственности за вред, причиненный источником повышенной опасности

 

Гражданскую ответственность - это мера, принуждающая гражданина или организацию к исполнению гражданско-правовой обязанности и обеспечивающую удовлетворение правомочной (активной) стороны в гражданском правоотношении в случае неисполнения обязанностей другой (пассивной) стороны за счет имущества последней43.

Гражданско-правовая ответственность представляет собой  один из видов юридической ответственности, она обладает как своими специфическими признаками, присущими только ей, так  и признаками, которые характеризуют  юридическую ответственность вообще.

Совокупность условий, необходимых для привлечения  к гражданско-правовой ответственности, образует состав гражданского правонарушения. Необходимыми условиями для всех видов гражданско-правовой ответственности  является, по общему правилу, противоправное поведение и вина должника. 45

Одним из основных вопросов института возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, является определение оснований  ответственности за причинение вреда, причиненного источником повышенной опасности. Представляется целесообразным начать рассмотрение с тех оснований  ответственности за причинение этого  вреда, которые вытекли из содержания Основ как наиболее цельного и  последовательного акта гражданского законодательства50.

 «Будучи исключением из общего правила ответственности по началу вины, возложение на владельца источника повышенной опасности гражданской ответственности независимо от вины имеет целью возместить убытки потерпевшему, а также понудить делинквента и иных лиц к принятию мер по предотвращению возможности причинения вреда в будущем. Восстановительная и воспитательная цели являются двуединой задачей этих обязательств, в связи с чем нельзя противопоставлять их либо говорить о большем значении одной из них. Общее предупреждение вреда, побуждение владельцев источников повышенной опасности к изысканию новых средств и способов снижения травматизма не предполагает вины этих владельцев»51.

Известны в практике дела, когда вред «причиняется» собаками, спущенными с цепи во дворе дома. Причинитель вреда отвечает и здесь, но, разумеется, не за «поведение» собаки (которая является лишь орудием причинения), а свои собственные действия.

Информация о работе Ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности