Особенности конституционного статуса лиц, осужденных к лишению свободы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2014 в 14:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – исследование конституционного статуса лиц, осужденных к лишению свободы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
 раскрыть конституционные основы правового статуса лиц, осужденных к лишению свободы в Российской Федерации;
 уяснить организационно-правовой механизм реализации осужденными конституционных личных прав;
 объяснить регламентацию в законодательстве социально-экономических и политических конституционных прав и свобод лиц, осужденных к лишению свободы;
 обобщить полученные сведения и сделать необходимые выводы.

Содержание

Введение 3
1. Понятие правового статуса осужденных и его социально-правовое значение 6
2. Реализация осужденными к лишению свободы конституционных личных прав 11
3. Социально-экономические права и свободы, как элемент правового статуса лиц, осужденных к лишению свободы 18
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Прикрепленные файлы: 1 файл

_Курсовая -4.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

К личным правам граждан Конституция РФ относит:

  • право на жизнь (статья 20);
  • охрану достоинства личности (статья 21);
  • личную неприкосновенность (статья 22);
  • свободу вероисповедания (статья 28) и др.

Перечисленные выше, а также другие конституционные права граждан в полной мере принадлежат и осужденным к лишению свободы.

Так, право на жизнь гражданина, отбывающего наказание, защищается государством в том же объеме и теми же средствами, что и всех других граждан государства.8 Так, например, убийство осужденного к лишению свободы преследуется законом в той же степени, как и убийство несудимого гражданина.

Конституционное право выбирать свою национальную принадлежность (ст. 26 Конституции РФ) так же, как право на жизнь, для осужденных к лишению свободы сохраняется в полной мере. Осужденные во время отбывания наказания, назначенного ему по приговору суда, не лишаются гражданства и статуса гражданина Российской Федерации. Сохранение гражданства Российского государства лицам, совершившим преступления, соответствует международным актам, закрепляющим принципы обращения с осужденными, и служит выражением реализации принципов демократизма и гуманизма в сфере исполнения уголовных наказаний.

Достоинство личности как социальное благо не является объектом уголовного наказания. Наказывая за совершенное преступление, государство не ставит при этом цели унизить человеческое достоинство. Хотя изначально уголовное наказание в виде лишения свободы принижает достоинство личности уже в момент провозглашения приговора. К сожалению, на соблюдение права осужденных на достоинство личности влияет и характер их взаимоотношений с сотрудниками исправительных учреждений, общение с которыми происходит ежедневно. Таким образом – право человека на достоинство личности применительно к местам лишения свободы в определенной степени ограничивается.

Личная неприкосновенность, как и достоинство, не входят в число объектов уголовного наказания, не составляет она и объект дисциплинарного наказания. Однако право осужденных на это социальное благо ограничивается иногда в значительной степени. Такое ограничение устанавливается в нормах уголовно-исполнительного права, регулирующих, прежде всего, режим содержания, полномочия персонала, применение к осужденным физической сил, спецсредств и оружия. В нормах уголовно-исполнительного права предусмотрено сравнительно немного случаев правомерного ограничения личной неприкосновенности осужденных, и прежде всего во время личных обысков – принудительной меры применяемой ко всем без исключения осужденным и ущемляющей, в первую очередь, телесную (физическую) неприкосновенность.

К элементам личной неприкосновенности относятся также тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, личная тайна (статья 23 Конституции РФ). Право на эту тайну в условиях отбывания наказания в исправительных учреждениях подлежит ограничению.

В некоторой степени личная неприкосновенность правопослушных осужденных ограничивается во время медицинских осмотров и, в случае необходимости, их санитарной обработки.

Кроме рассматриваемых ограничений, личная неприкосновенность осужденных может быть дополнительно ограничена, и существенно, в случаях нарушений ими требований режима содержания путем применения физической силы, специальных средств и оружия.

Уголовно-исполнительным кодексом РФ гарантируется право на свободу совести и свободу вероисповедания (статья 14). Уже в 2006 году в российских колониях действовали 396 храмов: 370 православных церквей, 18 мечетей, пять буддийских дуганов и три костела. Также в исправительных учреждениях работают 695 молитвенных комнат.9 Священнослужители проводят с осужденными беседы, изучают религиозную литературу, оказывают гуманитарную помощь, содействуют бытовому и трудовому устройству лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В настоящее время практически все исправительные учреждения регулярно посещают православные священники, совершают религиозные обряды, даже венчают осужденных.

В отличие от свободы выбирать свою национальную принадлежность и свободы совести, право на свободу передвижения осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, ограничивается в достаточно большой степени. Так, уже само по себе назначение наказания в виде лишения свободы в соответствии с УК РФ ограничивает осужденного в реализации его конституционного права свободно передвигаться (ст. 27 Конституции РФ).10 Свобода передвижения наиболее ярко отражает естественное состояние, присущее нормальной жизни человека. Под свободой передвижения  подразумеваются физические  телодвижения, и ее можно определить как «возможность менять место пребывания по своему усмотрению».11

Именно свобода передвижения имеется в виду при выявлении объекта преступления в виде незаконного лишения свободы. Ограничения свободы передвижения вытекают из ряда норм уголовно-исполнительного права. Так, в соответствии со статьёй 115 УИК РФ осужденные могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию в виде водворения в ШИЗО, перевода в помещения камерного типа и одиночную камеру, где свобода передвижения ограничивается, не считая прогулок, размерами камер.

Личная свобода осужденных должна быть реализована в свободное время: когда он может располагать временем по своему усмотрению, не преступая рамок режима. Но, как правило, в это время, зачастую приходится проведение различных культурных или иных массовых мероприятий (лекции, осмотры внешнего вида и т.д.), участие в которых является обязательным, в результате их личная свобода необоснованно суживается.

Конституция РФ не содержит каких-либо норм, прямо или косвенно ограничивающих права осужденных граждан. Исключение составляет часть 3 статьи 32 Конституции РФ, не допускающая участие осужденных в выборах и лишающая их возможности быть избранными в органы власти.

В отличие от прав, принадлежащих осужденным по рождению или в силу закона, и соблюдение которых является прямой обязанностью государства, должностных лиц, законный интерес – это желание стремление осужденного воспользоваться важными, значимыми для него благами. Например, освободиться условно-досрочно или по помилованию, отбывать наказание по месту жительства, проживать в период отбывания наказания за пределами исправительного учреждения и др. Это благо должно быть обязательно зафиксировано в законе. Если такой интерес не закреплен в законе, то он не может рассматриваться как законный. При этом необходимо иметь в виду, что государство или должностное лицо не обязаны удовлетворять законный интерес во всех случаях.

Так, для получения права выезда за пределы исправительного учреждения осужденный должен иметь положительную характеристику, отбыть определенную часть срока наказания и т.п. Однако даже при соблюдении осужденным всех формальных условий, установленных законом, администрация исправительного учреждения или суд вправе не предоставить осужденному желаемое им благо, и это не может расцениваться как нарушение закона. В этом заключается принципиальная разница между правом осужденного, которое всегда должно быть реализовано, безусловно, и его законным интересом, реализация которого необязательна даже при соблюдении определенных законом условий.12

Иногда под ограничением права, осужденные ошибочно понимают невозможность реализации данного права в настоящий момент. Например, больным, содержащимся в лечебно-исправительных учреждениях, по медицинским показаниям не всегда может быть предоставлено свидание. Однако в связи с тем, что это право осужденный может реализовать позднее, когда состояние его здоровья это позволит, как такового ни ограничения, ни лишения его права на свидание в данном случае нет.

Помимо общих (конституционных) прав у осужденных имеются и специальные права, присущие только им и вытекающие из уголовно-исполнительного законодательства. Это права на психологическую помощь, вежливое обращение со стороны персонала исправительного учреждения, свидания, прогулки (статьи 12, 89, 93 УИК РФ) и т.д.13

В настоящее время в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, принятые Министерством Юстиции России и согласованные с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений занимают особое место в регулировании уголовно-исполнительных правоотношений. В определенном смысле их нельзя воспринимать только в качестве ведомственного нормативного акта, поскольку статьёй 82 УИК РФ им делегировано установление в исправительном учреждении норм поведения, как осужденных, так и персонала колоний.

Подводя итог, следует отметить, что из личных прав в отношении осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях, в полной мере сохраняется право на жизнь, выбор своей национальной принадлежности, свобода совести. Иные личные конституционные права определенным образом ограничиваются, что является следствием реализации наказания в виде лишения свободы, предусматривающего нахождение осужденного в исправительном учреждении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Социально экономические конституционные права и свободы в правовом статусе лиц, осужденных к лишению свободы.

 

Самую многочисленную группу среди всех прав граждан, закреплённых Конституцией Российской Федерации, составляют социально-экономические права: 

  • на  предпринимательскую  деятельность (статья 34);
  • на частную собственность и наследование (статья 35);
  • на землю (статья 36);
  • на свободный труд и отдых (статья 37);
  • на защиту материнства, детства и семьи (статья 38);
  • на социальное обеспечение (статья 39);
  • на жилище (статья 40);
  • охрану здоровья (статья 41);
  • благоприятную окружающую среду (статья 42);
  • образование (статья 43).

В течение последних лет принят ряд федеральных законов и постановлений Правительства РФ,  предусматривающих  обеспечение  гарантий прав граждан, совершивших преступления и временно изолированных от общества, а также переработано более 2000 ведомственных нормативных актов в данной сфере. Отменен ряд  неоправданных ограничений, расширены права осужденных. Нормы отдельных статей Конституции РФ, Уголовно-исполнительного кодекса РФ и Трудового  кодекса РФ распространяются на всех граждан, не являются исключением в данном случае и осужденные к лишению свободы.

Конституционное право на труд осужденные к наказанию в виде лишения свободы не могут реализовать в полной мере, что обусловлено  требованиями  соблюдения конкретного режима исполнения наказания. Осужденные не могут устроиться на работу по своему выбору или уволиться с работы без разрешения администрации исправительного учреждения. Так как, во-первых, согласно статье 103 УИК РФ каждый осужденные обязаны трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительного учреждения. Во-вторых, условия содержания в местах лишения свободы не позволяют во всех случаях учитывать специальность осужденных, обеспечивать их теми видами работ, на которых они желали бы работать.14

Тем не менее, осужденные к лишению свободы, как и все, имеют право на оплату труда.  Реализация указанного правомочия предусмотрена в специфической форме – вознаграждение за труд осужденным к лишению свободы производится не наличными деньгами, а путём зачисления заработных средств на их лицевой счёт. В то же время из полученных осужденными денег, помимо установленных законом для законопослушных граждан удержаний, производятся удержания на возмещение расходов по их содержанию, а также на исполнение ими иных финансовых обязательств. На осужденных в полном объеме распространяются правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

Некоторые осужденные, ссылаясь на Конституцию РФ, международно-правовые акты полагают, что установленная статьёй 103 УИК РФ обязанность трудиться является неправомерной, так как принудительный труд запрещен. Следует отметить, что статья 103 УИК РФ в полной мере соответствует международно-правовым актам. В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными установлено, что «все заключенные обязаны трудиться в соответствии с их физическими и психическими способностями». Международный пакт «О гражданских и политических правах» не рассматривает обязательный труд осужденных как вид принудительного труда.15

Время привлечения осужденных к труду засчитывается им в общий трудовой стаж (часть 3 статьи 104 УИК РФ). Учёт отработанного времени осуществляет на администрацию исправительных учреждений, которая производит его по итогам календарного года и засчитывает его в общий трудовой стаж.  Важно отмстить, что ранее это мог сделать только суд. При систематическом уклонении осужденного от работы, соответствующий период времени по решению администрации исправительного учреждения исключается из общего трудового стажа. При несогласии осужденного с решением администрации исправительного учреждения это решение может быть обжаловано в суде.

Осужденные имеют право на ежегодные оплачиваемые трудовые отпуска продолжительностью 12 рабочих дней (осужденным несовершен-нолетним в 18 рабочих дней). Время отпуска может быть увеличено в воспитательных колониях до 24 дней, а в исправительных колониях – до 18 дней (при перевыполнении норм выработки или образцового выполнения заданий на тяжелых работах, а также на работах с вредными и опасными условиями труда; на предприятиях, расположенных в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях). Отпуск может быть увеличен до указанных размеров осужденным инвалидам I или II группы, а также осужденным мужчинам в возрасте старше 60 лет и осужденным женщинам в возрасте старше 55 лет, которые работают по своему желанию.

Информация о работе Особенности конституционного статуса лиц, осужденных к лишению свободы