Обязательства из договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2015 в 22:28, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность курсовой работы заключается в том, что факторинг зарекомендовал себя, как эффективный инструмент совершенствования финансов предприятия, регулятор проблемы не платежей между предприятиями. А также данная тема вызывает интерес еще и в силу мало изученности. Судебно-арбитражная практика по данному гражданскому договору еще только складывается, научная литература и статьи строятся на иностранном опыте, так как в современной России успешно функционируют очень небольшое количество факторинговых компаний.

Содержание

Введение
Основная часть
1. Происхождение и развитие, понятие факторинга
2. Правовое регулирование договора факторинга
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовик по гражданскому праву окончательный.doc

— 198.00 Кб (Скачать документ)

  Так, уже в первом комментарии  норм о договоре финансирования  под уступку денежного требования, включенных в ГК (гл. 43), который  был подготовлен разработчиками  проекта данного Кодекса, А.С. Комаров  отметил: несмотря на то что "объектом таких сделок выступает уступка денежных требований, иногда уже просроченных, с экономической точки зрения наиболее характерной чертой данных операций, обозначаемых обычно как "факторинг", представляется именно та их сторона, которая связана с предоставлением финансовых услуг". "Экономическая сторона факторинга, - писал А.С. Комаров, - проявляется в том, что он позволяет повысить ликвидность активов, а также оборотность своего капитала и тем самым рентабельность деятельности предпринимателей, которые пользуются его услугами"[2]. 

Гражданский кодекс РФ дает четкое и весьма лаконичное определение договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга).

Так, согласно ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнение им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

Таким образом, факторинг является возмездной сделкой и при этом может быть построен как по модели реального договора, так и консенсуального.

В Кодексе также специально отмечается, что денежное требование к должнику может быть уступлено клиентом финансовому агенту также и в целях обеспечения исполнения обязательства клиент перед финансовым агентом.

Анализ представленного определения позволяет сделать вывод о том, что по существу факторинг. Это специальная форма переуступки прав требования. Поэтому в случае отсутствия специальных норм в главе 43 Гражданского кодекса к отношениям сторон по финансированию под уступку права требования применяются общие нормы Кодекса об уступке прав требования (Глава 24 Кодекса).

Структура главы 43 Гражданского кодекса представлена в приложении 1.

Из приведенного выше определения факторинга можно также сделать вывод и о том, что Кодекс фактически выделяет два типа факторинга: в первом случае речь идет именно о сделке по финансированию в прямом смысле этого слова, то есть когда денежное требование переходит к финансовому агенту.

Также факторинг подразделяется на виды, подробнее классификация факторинга в приложении 2.

В другом же случае Кодекс говорит о возможности и такого факторинга, при котором денежное требование уступается только в целях обеспечения исполнения

2Гражданский  кодекс Российской Федерации. Часть  вторая: Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М., 2012. С. 435 (автор раздела - А.С. Комаров).

клиентом своих обязательств перед фактором, то есть требование переходит к фактору лишь в случае неисполнения клиентом своих обязательств. Таким образом, в данном случае можно говорить об "обеспечительном факторинге".

  Этим факторинг существенно отличается  от обычной уступки права требования, так как глава 24 Кодекса говорит  о необходимости полной и безусловной  замены стороны в обязательстве, что при "обеспечительном" факторинге не происходит.

Возможен, однако, и особый случай, когда клиент берет на себя обязательство об уступке денежного требования в целях обеспечения исполнения своего обязательства перед финансовым агентом (например, по кредитному договору). В этом случае денежное требование перейдет к финансовому агенту только при неисполнении клиентом обеспеченного данным требованием обязательства.

В отличие от цессии, посредством которой другому лицу может быть передано любое право (требование) кредитора, предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, может быть только денежное требование, т.е. требование о передаче денег в оплату поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Так, согласно ст. 825 Гражданского кодекса РФ в качестве финансового агента могут выступать только банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие лицензию на осуществление деятельности по финансированию под уступку денежного требования. Таким образом, в качестве фактора могут выступать лишь те организации, которые имеют лицензию на проведение подобных операций (т.е. налицо особый субъектный состав).

При применении указанной нормы на практике возникает весьма важный и спорный вопрос. Дело в том, что согласно ст. 10 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса РФ" до установления условий лицензирования деятельности финансовых агентов сохраняется существующий порядок осуществления их деятельности.

Проблема заключается в том, на момент вступления в силу второй части Кодекса ни в одном нормативном акте не говорилось о том на каких условиях лицензируется деятельность факторов, какой орган выдает лицензии, какие к этому предъявляются требования, то есть фактически получалось, что любая коммерческая организация до момента появления специального нормативного акта, в котором бы были установлены условия лицензирования, могла осуществлять финансирование под уступку денежного требования и выступать в качестве финансового агента.

С другой стороны, буквальное толкование ст. 825 Гражданского Кодекса РФ приводил и к иному выводу: до момента определения условий лицензирования в качестве финансовых агентов могут выступать только банки и иные кредитные организации.

Именно такая точка зрения и была высказана Президиумом Высшего арбитражного суда РФ. Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 30 июня 1998 г. N 955/98 Президиум указал, что в соответствии со статьей 825 Гражданского кодекса РФ в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать банки и иные кредитные организации, а также другие коммерческие организации, имеющие разрешение (лицензию) на осуществление деятельности такого вида.

Таким образом, арбитражный суд, признавая договор факторинга недействительным, обоснованно исходил из необходимости специальной право субъектности при заключении подобных сделок. Соответственно договор факторинга был признан недействительным в силу ст. 168 ГК РФ именно в связи с тем, что у организации, выступившей в качестве финансового агента, отсутствовала лицензия на проведение факторинговых операций.

В настоящее время проблема, связанная с лицензированием факторинговой деятельности, к счастью, несколько прояснилась. Так, согласно постановлению Правительства РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 11 апреля 2000 г. N 326 лицензирование деятельности по финансированию под уступку денежного требования осуществляется Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО России).

 

 

2 Правовое регулирование договора факторинга

 

Договор финансирования под уступку денежного требования (или факторинг) имеет ряд особенностей, которые будут перечислены ниже, и так:

договор является взаимным, возмездным. Он может быть и реальным, и консенсуальным (консенсуальный, если агент обязуется передать денежные средства; реальный, если агент передает денежные средства).

Стороны договора: финансовый агент (фактор) и клиент. Участником факторинговых отношений (но не договора) является также должник по уступаемому требованию.

Финансовый агент - коммерческая организация, профессионально оказывающая факторинговые услуги (банки и иные кредитные организации, другие коммерческие организации, получившие специальную лицензию.

Клиент - любое лицо (чаще всего коммерческая организация).

Существенными условиями договора являются его предмет - денежное требование, уступаемое в целях получения финансирования, и срок его перехода к финансовому агенту.

Денежное требование переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода данного требования, если иное не предусмотрено законом или договором. В частности, переходят права, обеспечивающие исполнение денежного обязательства, а также другие права, связанные с ним, в том числе право на неуплаченные проценты (ст. 384 ГК).

В законе выделяются две разновидности договора о факторинге:

а) денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (например, наступил срок платежа за отгруженный товар или оказанные услуги, что обычно отражается в качестве дебиторской задолженности в бухгалтерских документах; такое требование называется существующим требованием);

б) денежное требование, которое возникнет в будущем (например, срок платежа по оплате товара еще не наступил; такое требование называется будущим требованием).

Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре таким образом, чтобы можно было идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование - не позднее чем в момент его возникновения. Отсутствие такой определенности влечет признание договора не заключенным.

Срок в договоре о факторинге определяется по соглашению сторон.

Форма договора о факторинге подчиняется предписаниям закона о форме цессии (ст. 389 ГК). Это может быть простая или квалифицированная письменная форма сделки, а в установленных случаях - письменная форма с государственной регистрацией уступки требования.

Цена договора - стоимость уступленного требования клиента к должнику плюс вознаграждение финансового агента. Последний оплачивает денежное требование не в полной сумме. Размер вознаграждения финансового агента может исчисляться в виде твердой суммы, процента от стоимости переданных требований, разницы между номинальной стоимостью требований, указанной в договоре, и его оценочной (действительной, рыночной) стоимостью.

Особенностью договора является используемое на практике "право регресса" ("факторинг с регрессом"). Суть его состоит в том, что банк, финансирующий клиента в рамках факторингового обслуживания, предусматривает свое право на обратную переуступку денежного требования самому клиенту и, таким образом, востребования с него суммы финансирования при неоплате должником денежного требования по истечении определенного срока. При "факторинге без регресса" финансовый агент берет на себя риск неплатежа со стороны должника клиента.

Различают также "факторинг с полным сервисом" (он может быть с регрессом и без регресса) и "агентский факторинг".

"Факторинг  с полным сервисом" - это вид  услуги, при которой финансовый  агент, помимо финансирования, осуществляет  административное управление дебиторской  задолженностью клиента.

"Агентский  факторинг" - это факторинг, при  котором финансовый агент покупает дебиторскую задолженность клиента и назначает последнего своим агентом по административному управлению дебиторской задолженностью. Клиент в этом случае обеспечивает поступление платежей от должников, которых просят заплатить клиенту, но в пользу финансового агента.

В соответствии со ст. 828 ГК передача денежного требования является правомерной даже тогда, когда между клиентом (кредитором) и его должником ранее было заключено соглашение о недопустимости уступки прав по договору. Однако при этом условии клиент не освобождается от исполнения обязательства или ответственности перед своим должником в связи с совершенной уступкой требования, поскольку им были нарушены принятые на себя обязательства. Если договором конкретные меры ответственности к клиенту не оговорены, должник независимо от этого факта вправе потребовать возмещения причиненных ему сменой кредитора убытков. При этом ему, однако, придется доказать, что вследствие замены кредитора его право было нарушено и он был вынужден произвести расходы для его восстановления.

При наличии возможности для беспрепятственной переуступки прав клиента финансовому агенту последний совершить дальнейшую переуступку полученного от клиента денежного требования в таком же порядке не может. Для этого в договоре необходимо иметь специальную оговорку. Если последующая уступка денежного требования договором допускается, то к ней применяются соответствующие нормы ГК о факторинге.

Необходимо иметь в виду, что если в передаваемом обязательстве сохраняются определенные обязанности на обеих сторонах, то перемена кредитора в таком обязательстве путем уступки права требования будет одновременно означать и перевод долга, который требует согласия контрагента. Невыполнение данного требования является основанием признания переуступки требования недействительной.

Как и в случае с общегражданской цессией, должник в договоре о факторинге становится обязанным произвести платеж финансовому агенту лишь при условии, что он получил от клиента (кредитора) или от самого финансового агента уведомление об уступке денежного требования в пользу "фактора".

При покупке денежного требования клиента финансовым агентом в целях обеспечения финансирования клиента под заключенный им договор на поставку имущества, выполнение работ или оказание услуг финансовый агент приобретает право на все суммы, которые он получит от должника во исполнение требования. Клиент в этом случае не отвечает перед финансовым агентом за то, что полученные "фактором" суммы оказались меньше цены, за которую агент купил требование.

При осуществлении платежа финансовому агенту должник вправе предъявить к зачету свои денежные требования, основанные на договоре с клиентом, которые уже имелись у должника ко времени, когда им было получено уведомление об уступке требования финансовому агенту. В противном случае зачета быть не может. Например, должник может предъявить банку требования об уплате неустойки за просрочку в сдаче объекта строительства в эксплуатацию, о возмещении убытков в связи с передачей объекта с недостатками.

Информация о работе Обязательства из договора финансирования под уступку денежного требования (факторинга)