Нематериальные блага

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

Правовое регулирование личных неимущественных прав, принадлежащих субъектам, осуществляется комплексно нормами различных отраслей права: конституционного, уголовного, административного, а также гражданского. В Гражданском кодексе личным неимущественным благам посвящена Глава 8 «Нематериальные блага и их защита».

Прикрепленные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 204.00 Кб (Скачать документ)

Однако взыскать на практике понесенные убытки достаточно сложно. Во-первых, необходимо определить сам факт причинения убытков и его размер. Во-вторых, необходимо установить и доказать прямую причинную связь между действиями ответчика (распространением порочащей недостоверной информации) и наличием и размером убытков. Ведь тот факт, что после распространения порочащей информации у предприятия снизились объемы продаж его продукции, еще не означает, что покупатели отказались от приобретения товара именно потому, что была распространена дискредитирующая информация. Вполне возможно, что причиной стало изменение покупательского интереса, уровня доходов населения или появление на рынке аналогичного продукта и масштабная рекламная акция конкурентов. Возмещение убытков возможно только в том случае, когда представлены убедительные доказательства прямой причинной связи между распространением порочащих недостоверных сведений и возникшими убытками.

Компенсация морального вреда - один из самых распространенных способов защиты в случае распространения  недостоверных порочащих сведений. В настоящее время требования о компенсации морального вреда предъявляются практически с каждым требованием о защите чести и достоинства.

В соответствии с п. 5 ст. 153 Гражданского кодекса Республики Беларусь гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. Компенсации морального вреда не вправе требовать юридические лица, что прямо предусмотрено п. 7 ст. 153 . Гражданского кодекса Республики Беларусь

Гражданский кодекс Республики Беларусь определяет моральный вред как физические или нравственные страдания. Он может быть причинен гражданину в результате нарушения его нематериальных благ.

Постановление Пленума Верховного Суда РБ от 28.09.2000г. №7 «О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда» определяет, что физические страдания - это физическая боль, функциональное расстройство организма, изменения в эмоционально-волевой сфере, иные отклонения от обычного состояния здоровья, которые являются последствием действий (бездействия), посягающих на нематериальные блага или имущественные права гражданина [ ]. Нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для человека в психологическом аспекте переживаниях, связанных с утратой близких, потерей работы, раскрытием врачебной тайны, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, с ограничением или лишением каких-либо прав граждан и т.п.

В случае распространения  сведений, порочащих честь и достоинство  гражданина, следует в первую очередь  говорить именно о нравственных страданиях. Возможные физические страдания (головокружение, плохое самочувствие из-за повышения давления и т.д.) в первую очередь обусловлены в таком случае нравственными страданиями.

Статья 969 Гражданского кодекса  предусматривает исключения - случаи, когда моральный вред компенсируется гражданам независимо от вины причинителя вреда. Одним из таких случаев является вред, причиненный распространением сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина (п. 3 ст. 969 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Таким образом, в случае предъявления иска о защите чести, достоинства и деловой репутации ответчику практически бессмысленно пытаться противостоять требованию о компенсации морального вреда, а остается только аргументировать в пользу уменьшения его размера.

Гражданский кодекс дает лишь только самые общие ориентиры для определения размера компенсации морального вреда. Статья 970 Гражданского кодекса Республики Беларусь устанавливает, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости [ ]. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего. Постановление Пленума Верховного суда от 28.09.2000г. №7 несколько уточняет данную норму, указывая, что с целью обеспечения требований разумности и справедливости для каждого конкретного случая суду следует учитывать степень нравственных и физических страданий потерпевшего исходя из тяжести (значимости) для него наступивших последствий и их общественной оценки. В зависимости от характера спорного правоотношения следует учитывать обстоятельства причинения морального вреда, возраст потерпевшего, состояние его здоровья, условия жизни, материальное положение и иные индивидуальные особенности.

Полагаем, что при определении  размера компенсации морального вреда, причиненного распространением недостоверных порочащих сведений, необходимо также принимать во внимание способ и территорию распространения (выступление на собрании, общереспубликанская или территориальная пресса, телевидение и др.), а также попытки распространителя сведений сгладить негативный эффект от распространения (например, самостоятельное изъятие из продажи части тиража издания, добровольное опровержение сведений, предоставление потерпевшему права ответа в данном средстве массовой информации и т.д.).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда. Защита данных прав гражданина, как и иных прав, гарантированных Основным Законом, достигается способами и путями, установленными Гражданским кодексом Республики Беларусь.

Таким образом, компенсация  морального вреда относится к  одному из способов защиты прав граждан, в том числе трудовых прав работников.

В свою очередь, нравственные страдания, как правило, выражаются в ощущениях страха, стыда, унижения, а равно в иных неблагоприятных для работника в психологическом аспекте переживаниях, связанных с потерей работы, с ограничением или лишением иных трудовых прав работника        (ч. 3 п. 8 постановления №7).

Трудовой кодекс Республики Беларусь устанавливает перечень случаев компенсации морального вреда, причиненного работнику действиями нанимателя. Так, согласно статье 246 Трудового кодекса Республики Беларусь в случае увольнения работника без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд вправе по требованию работника вынести решение о возмещении морального вреда, причиненного ему указанными действиями.

Так, 20 июня 2012 г. гражданка З. обратилась в суд с исковым заявлением о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В иске истица указала, что согласно кадровому приказу от 05.06.2012 она была уволена с работы за совершение прогула без уважительных причин в период                          с 29 мая 2012г. по 4 июня 2012г. согласно пункту 5 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь. 8 июня 2012 г. истица представила в бухгалтерию больничный листок, согласно которому она находилась в указанный период на больничном. Об увольнении уведомлена не была, с приказом не ознакомлена, окончательный расчет с истицей произведен не был. Представитель ответчика в судебное заседание не прибыл и возражений по иску не представил.

Изучив материалы дела на соответствие нормам трудового законодательства, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав работника и прокурора, суд принял решение о восстановлении гражданки З. на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула в размере 560450 руб. и морального вреда в размере 200000 руб.

Что же предпринять нанимателю в случае подачи работником требования о возмещении морального вреда и как сократить такие выплаты?

Во-первых, лучший способ - это договориться в досудебном порядке. Например, предложить работнику  вместо возмещения морального вреда  написать заявление на оказание ему материальной помощи. Указанные действия позволят применить иной более выгодный порядок налогообложения, не понести судебные расходы и сконцентрировать основное внимание на производственной деятельности предприятия. В случае незаконного увольнения с работы предложить работнику другое рабочее место на оговоренный сторонами срок либо продлить основной трудовой договор. Необходимо заметить, что в большинстве таких ситуациях работник соглашается на предложенные нанимателем условия.

В практике имеют место  случаи, когда работник все-таки настаивает на взыскании морального вреда в судебном порядке и не желает идти на уступки. В таких случаях нанимателю необходимо принять все возможные меры по минимализации расходов.

Моральный вред компенсируется, как правило, в денежной форме, если законодательством или трудовым договором не предусмотрена иная форма компенсации морального вреда.

Обозревая судебную практику разрешения споров о восстановлении работника на работе, заявляющему  требования о возмещении морального вреда, можно сделать вывод о том, что размер компенсации морального вреда выше у лиц, имеющих более высокие доходы и обладающих более высоким профессиональным (должностным) статусом.

Тем не менее при отстаивании  своей правовой позиции в суде нанимателю необходимо учитывать следующее:

- моральный вред подлежит компенсации лишь и исключительно в случаях, предусмотренных статьей 246 Трудового кодекса Республики Беларусь (а именно при увольнении работника без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу) либо определенных трудовым договором;

- требования работника  о размере компенсации морального  вреда должны быть основаны  на конкретных обстоятельствах;

- компенсация морального  вреда допускается исключительно  по требованию, заявленному работником. Суд по своей инициативе не вправе решать вопрос о компенсации морального вреда;

- в исковом заявлении  работник должен указать, кем,  при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием) причинены ему физические и/или нравственные страдания, в чем они выражаются, в какой денежной сумме он оценивает их компенсацию;

- при определении размеров  компенсации морального вреда  следует руководствоваться частью 2 статьи 152 и пунктом 2 статьи 970 Гражданского кодекса Республики Беларусь;

- при определении степени нравственных и физических страданий уволенного работника необходимо учитывать тяжесть (значимость) наступивших для него последствий и их общественной оценки, обстоятельства причинения морального вреда, материальное положение, уровень заработной платы и др.;

- если возникновению  или увеличению морального вреда  содействовала неосторожность работника, то размер компенсации определяется с учетом степени его вины (статья 952 Гражданского кодекса Республики Беларусь);

- согласно части 4 статьи 241 Трудового кодекса Республики Беларусь и пункту 55 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001г. №2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (далее - постановление №2) работники освобождаются от уплаты государственной пошлины и издержек по индивидуальным трудовым спорам, включая споры о возмещении морального вреда, если они вытекают из трудовых отношений;

- право требования  компенсации морального вреда  ненаследуемое, в связи с чем  по таким делам процессуальное  правопреемство не допустимо.

После вынесения судом  решения о взыскании с нанимателя в пользу работника, чьи права  нарушены, морального вреда наниматель имеет право возложить на виновное должностное лицо понесенный при  этом ущерб, если он не был возмещен в добровольном порядке. Указанное обстоятельство закреплено в пункте 50 постановления №2. Должностное лицо во исполнение статьи 245 Трудового кодекса Республики Беларусь несет полную материальную ответственность. Пунктом 12 постановления №7 установлено, что юридические лица возмещают вред, причиненный его работником при исполнении своих трудовых (служебных, должностных) обязанностей (статья 937 Гражданского кодекса Республики Беларусь). Указанное правило распространяется и на случаи причинения морального вреда. Право регресса к лицу, причинившему вред, регулируется статьей 950 Гражданского кодекса Республики Беларусь и может быть реализовано после удовлетворения искового заявления работника о возмещении морального вреда в размере выплаченного возмещения, если иной размер не определен нормативными правовыми актами. Наниматель обращается в адрес виновного должностного лица с предложением о добровольном возмещении причиненного вреда (статья 401 Трудового кодекса Республики Беларусь). В ситуациях, когда виновным должностным лицом выступает руководитель юридического лица и / или его заместители, возмещение морального и иного ущерба осуществляется в соответствии со статьей 950 Гражданского кодекса Республики Беларусь в судебном порядке по заявлению собственника или уполномоченного им органа либо прокурора.

Информация о работе Нематериальные блага