Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 12:39, курсовая работа
Целью данной работы является комплексная характеристика гражданского процессуального статуса лица, не достигшего 18-летнего возраста.
Достичь данной цели поможет последовательное решение следующих задач:
- определение понятия судебной защиты нарушенных прав;
- характеристика категорий «гражданская процессуальная правоспособность» и «гражданская процессуальная дееспособность»;
- анализ правового положения несовершеннолетнего в гражданском процессе;
- изучение порядка производства по гражданским делам с участием несовершеннолетних;
- анализ института законного представительства в гражданском процессуальном праве России;
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность несовершеннолетних граждан
§ 1. Право сторон на обращение в суд за защитой нарушенных прав
§ 2. Гражданская процессуальная правоспособность и дееспособность
§ 3. Несовершеннолетний как участник гражданского процесса
Глава 2. Гражданское судопроизводство как форма реализации права несовершеннолетнего на защиту
§ 1. Производство по гражданским делам с участием несовершеннолетних
§ 2. Законные представители несовершеннолетнего в гражданском процессуальном праве России
§ 3. Особенности процессуального положения несовершеннолетнего по делам, связанным с воспитанием детей
§ 4. Предпосылки разработки специальных норм, регулирующих участие несовершеннолетних в гражданском судопроизводстве
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Следующая особенность правил ч. 4 ст. 37 ГПК РФ состоит в том, что они предоставляют право суду самому решать вопрос о привлечении к участию в деле родителей (усыновителей), попечителей, иных законных представителей несовершеннолетних (т. е. данные правила диспозитивны в отличие от правил ч. 3 ст. 37 ГПК РФ). Аналогично решается вопрос и в случаях рассмотрения судом споров, связанных со сделками по распоряжению несовершеннолетними своим заработком, полученным по трудовому договору, доходами члена производственного кооператива или от осуществления предпринимательской деятельности, а также доходами (в виде процентов, дисконта и т. п.), которые могут получать несовершеннолетние, имеющие банковские вклады, акции и т. д.
К четвертой категории граждан относятся несовершеннолетние, не достигшие возраста 14 лет. Данная категория лиц, как и граждане, признанные недееспособными, не обладают гражданской процессуальной дееспособностью, т. е. правом на самостоятельную защиту своих прав и интересов. В соответствии с ч. 5 ст. 37 ГПК РФ права и законные интересы указанных лиц защищают в суде их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым данное право предоставлено федеральным законодательством.
Таким образом, несовершеннолетний может стать участником гражданского процесса, при этом он либо принимает самостоятельное участие в качестве одной из сторон (истец, ответчик или заявитель), либо выступает участником судебного процесса при защите его прав, свобод и интересов законными представителями.
Отдельно следует указать на возможность участия несовершеннолетнего в гражданском процессе в качестве третьего лица, однако такое участие допускается при наличии у несовершеннолетнего в полном объеме гражданской процессуальной дееспособности. В данном случае мы также говорим о самостоятельном участии несовершеннолетнего в гражданском процессе. Исходя из ч. 1 ст. 69 ГПК РФ, в которой указывается, что свидетелем может быть любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к делу, несовершеннолетний в гражданском судопроизводстве может выступать в качестве свидетеля.
Институт законного представительства относится к достаточно разработанным вопросам гражданского права. Тем не менее и здесь можно вести речь о проблемах согласованности норм пусть и близких, но при этом разных отраслей права: гражданского и семейного.
Гражданский
кодекс РФ напрямую не дает определения
законных представителей ребенка, а раскрывает
это понятие через другие институты, например
п. 2 ст. 20 <consultantplus://offline/ref=
Семейный
кодекс крайне редко использует термин
«законные представители ребенка» (например,
п. 1 ст. 64 <consultantplus://offline/ref=
Но эти
доводы вполне понятны специалистам-теоретикам,
а вот практические работники, непосредственные
правоприменители зачастую не проводят
подобных параллелей. Они, втиснутые в
рамки инструкций, боясь за собственное
рабочее место, как правило, буквально
применяют ту или иную норму права. Нотариусы
или работники регистрационных органов,
скорее всего, откажут приемным родителям
в совершении тех или иных действий от
имени своих воспитанников. Могут также
возникнуть проблемы при реализации детьми
своих жилищных прав, при принятии решения
о проведении различных медицинских вмешательств
и т.д. В этой связи в качестве примера
для гражданского законодательства можно
использовать конструкцию, предусмотренную
п. 1 ст. 52 <consultantplus://offline/ref=
Следующая проблема, на которой хотелось бы остановить внимание в рамках обусловленной темы, - это проблема дееспособности законных представителей несовершеннолетних. Если с усыновителями, опекунами, попечителями и приемными родителями все ясно, поскольку одним из условий получения данного статуса является совершеннолетие и, как следствие, дееспособность (по возрасту) гражданина (граждан), претендующего быть таковым, то дееспособность родителей не является обязательным обстоятельством для получения родительского статуса.
Пункт
3 ст. 62 <consultantplus://offline/ref=
Так, несовершеннолетние
родители, вступившие в брак, приобретают
полный объем родительских прав и обязанностей
наравне с совершеннолетними лицами, ставшими
родителями (п. 2 ст. 61 <consultantplus://offline/ref=
Существуют различные правовые позиции по решению указанной непоследовательности. Так, М. В. Антокольская предлагает «изменение гражданского законодательства и наделение несовершеннолетнего родителя полной дееспособностью с шестнадцати лет или... включение рождения несовершеннолетним ребенка в число обстоятельств, при наличии которых несовершеннолетний может быть эмансипирован». Другой специалист в семейном праве Н. М. Савельева предлагает рассматривать «факт рождения ребенка несовершеннолетними родителями, не состоящими в браке, как основание для признания лица полностью дееспособным как в гражданском, так и в семейном праве».
С указанными предложениями трудно согласиться. Представляется, что подобные способы не решат проблем надлежащего представления интересов несовершеннолетних, если их родители сами еще являются детьми (в анализируемом случае - родители от шестнадцати до восемнадцати лет, не состоящие в браке). С правовой точки зрения - возможно, а вот с позиции права ребенка на защиту - вряд ли. Ведь данное право подразумевает не защиту прав и интересов ребенка вообще, а прежде всего надлежащую защиту. Ведь не случайно при принятии наиболее значимых правовых решений несовершеннолетнему требуется согласие его родителей или иных законных представителей, людей, которые в силу своих знаний, опыта, чувства долга, ответственности должны предпринять все необходимые меры для реализации прав ребенка в его интересах. Отступать от этой идеи, сложившейся веками, в угоду приведения норм «в соответствие» вряд ли правильно. Не следует забывать, что «дееспособность, как и правоспособность, не рассматривается как естественные свойства граждан, они предоставляются им законом и являются юридическими категориями. В связи с этим нельзя говорить о равенстве дееспособности людей; ее объем зависит от способности конкретного человека разумно рассуждать, понимать смысл норм права, сознавать последствия своих действий. Обычно эти качества различаются в зависимости от возраста граждан и их психического здоровья».
На наш взгляд, было бы неверно перекладывать на плечи юных родителей, которые и так де-факто оказались в тяжелой жизненной ситуации, еще и груз решения проблем по защите прав их ребенка. Несовершеннолетние родители, как правило, из неблагополучных семей, малообеспеченные, юридически неграмотные. И как следствие, они свои интересы зачастую не могут отстоять, а закон их обязывает защищать интересы своего собственного ребенка.
Представляется,
что существуют два выхода из сложившейся
ситуации. Во-первых, возможно установление
института опеки над детьми таких родителей
и переложение обязанности по защите прав
и интересов детей несовершеннолетних
родителей на опекунов. Но в функции опекуна
входят не только обязанности по защите
прав и интересов несовершеннолетних,
но и их непосредственное воспитание.
В этой связи могут пострадать интересы
самого несовершеннолетнего родителя,
поэтому вторым вариантом является использование
правовой модели, заложенной в п. 2 ст. 64
<consultantplus://offline/ref=
Говоря
о дееспособности несовершеннолетних
родителей, нельзя не выделить отдельно
следующую их группу - это несовершеннолетние
родители, не состоящие в браке и не достигшие
шестнадцати лет. Данным лицам предоставлены
лишь право на совместное проживание с
ребенком и право на участие в его воспитании
(п. 1 ст. 62 <consultantplus://offline/ref=
На наш
взгляд, наличие у ребенка родителей, которые
в силу возраста не обладают полным объемом
родительских прав и обязанностей, означает,
что в соответствии с п. 1 ст. 121 <consultantplus://offline/ref=
Для понимания путей выхода из сложившейся ситуации следует определить причины, по которым законодатель сделал опеку над детьми таких родителей не обязательной. Вряд ли это можно списать только на «недосмотр», на законодательное упущение. Представляется, что причиной, по которой законодатель предусмотрел все-таки не обязанность по установлению опеки над детьми несовершеннолетних родителей, а возможность такой опеки, является то, что она носит достаточно кратковременный характер. Ведь не исключена ситуация, когда ребенок появился у матери, возраст которой пятнадцать лет и девять месяцев, и, поскольку она через три месяца приобретет родительские права в полном объеме, у нее появятся и родительские обязанности. Поэтому нецелесообразна трата времени и сил на установление опеки над ее ребенком. В процессе семейного воспитания помощь ей будут оказывать ее законные представители или иные лица, с которыми она проживает. Наличие у ребенка законного представителя для защиты его прав и интересов требуется обычно в ситуациях, выходящих за рамки обыденных, например, при помещении ребенка в медицинское учреждение, защите его имущественных прав. Поэтому надо полагать, что законодатель предполагал, что если будут необходимые причины для защиты прав и интересов детей несовершеннолетних родителей, то и опека будет над ребенком установлена, а при отсутствии таковых это делать не обязательно.
Информация о работе Гражданско-правовой статус несовершеннолетних