Гражданско-правовое положение несовершеннолетних РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 21:19, курсовая работа

Краткое описание

В законодательстве РБ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения несовершеннолетних. Беларусь является участником международных конвенций, касающихся данных вопросов, в связи с чем закономерно обновление Белорусского законодательства в целях вхождения нашей страны в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.
Однако, дестабилизационные процессы в политической и социально-экономической сферах нашего общества вызвали формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости не могут защитить себя сами.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
1. Несовершеннолетние граждане как субъекты гражданского права……….6
2. Правоспособность и дееспособность несовершеннолетних граждан…….12
3. Осуществление и защита имущественных прав несовершеннолетних граждан по законодательству Республики Беларусь………………………21
Заключение……………………………………………………………..................30
Список используемой литературы……………………………………………….32

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 65.83 Кб (Скачать документ)

Также важно определить место, которое занимают несовершеннолетние среди других индивидуальных субъектов гражданско-правовых отношений. Учитывая чрезвычайную социальную значимость проблемы воспитания подрастающего поколения, с одной стороны, и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, с другой, представляется, что для обоснования выделения их в качестве категории граждан, обладающих специальным административно-правовым статусом, могут быть взяты следующие положения:

1. Неполная правосубъектность несовершеннолетних граждан порождает особый характер взаимодействия этой категории с системой исполнительной власти, в связи с чем необходим особый процессуальный порядок правового регулирования статуса несовершеннолетних;

2. Невозможность в реальной  жизни несовершеннолетними самостоятельно  обеспечивать защиту своих прав  и законных интересов предполагает наличие государственных гарантий и правового обеспечения этой функции;

3. Участие несовершеннолетних, как специальных субъектов, в  большом количестве общественных отношений, регулируемых различными отраслями права, обусловливает необходимость более четкого правового регулирования статуса этой категории граждан.

Процессы, происходящие сегодня  в формировании правовой системы  государства, характеризуются усилением  взаимодействия различных отраслей права. Так, правовое регулирование рынка, в своей основе относится к сфере гражданского законодательства, хотя здесь применяется и будет развиваться взаимодействие гражданско-правовых норм с нормами административного права, банковского, финансового и таможенного регулирования.

Из этого положения  следует, что в проблеме правового регулирования статуса несовершеннолетних граждан необходимо, показать взаимодействие и взаимовлияние норм различных отраслей права, что даст возможность увидеть все юридические грани правового статуса рассматриваемой категории граждан.

К сожалению, до сих пор  учеными-юристами не предпринимались  попытки синтеза с учетом своего предмета регулирования различных отраслей права для создания целостного правового статуса несовершеннолетнего гражданина.

 

Правоспособность  и дееспособность несовершеннолетних граждан

 

Несовершеннолетние граждане являются субъектами гражданского права  наряду с совершеннолетними, поскольку  им также присуща возможность  быть носителями субъективных гражданских  прав. Участие детей в гражданских  правоотношениях предопределено их возможностью быть субъектами гражданского права. В теории до настоящего времени  нет единства в понимании основополагающих категорий, характеризующих правовой статус несовершеннолетних [6, с. 3].

В Гражданском Кодексе  РБ даны понятия правоспособности и  дееспособности: в ст. 16 (гражданская правоспособность - способность иметь гражданские права и нести обязанности) и ст. 20 (гражданская дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их).

Все граждане, в том числе  несовершеннолетние, обладают равной правоспособностью. Она возникает  у гражданина в момент его рождения (п. 2 ст. 16 ГК). Однако закон защищает интересы ребенка, который еще не родился, если он родится живым после смерти его отца. В частности, право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца имеет и ребенок умершего, родившийся после его смерти (ст. 957 ГК). Неродившегося ребенка ст. 1037 ГК относит к наследникам по завещанию и по закону, если он зачат при жизни наследодателя и родился после его смерти.

Это не означает, что закон  признает субъектом гражданского права  эмбрион и наделяет его правоспособностью. Принцип равенства правоспособности граждан не нарушается тем, что некоторыми элементами правоспособности обладают не все граждане. Например, малолетние граждане не могут завещать свое имущество  ни лично, ни через представителя. Лица, не достигшие 16-летнего возраста, не могут быть членами производственного  кооператива [7, с. 166].

Предлагается ввести термин "нерожденный", или nasciturus, вместо медицинского термина "эмбрион", что позволит избежать бесплодных попыток однозначно решить вопрос о правовом статусе эмбриона [8, с. 14]. Не совсем понятно, каким образом введение нового термина позволит снять правовую проблему с наличием субъективного права - прежде всего на жизнь - у лица, не являющегося субъектом права.

Гражданская правосубъектность, так же как и правоспособность, возникает с момента рождения ребенка, что соответствует взятым на себя Республикой Беларусь международным обязательствам. Однако, как отмечалось, Конвенция Организации Объединенных Наций "О правах ребенка" (заключена в г. Нью-Йорке 20.11.1989) не запрещает государствам считать ребенком человеческое существо с момента зачатия, и при подписании Конвенции некоторые государства сделали заявления и оговорки по поводу толкования ее положений в отношении вопроса о начале жизни [9, с. 22 - 26].

Ключевой категорией, характеризующей  положение несовершеннолетних в  гражданском праве, является дееспособность. Несмотря на наличие определения  в законодательстве, сущность данной фундаментальной правовой категории, ее содержание требуют изучения.

В тех случаях, когда для  возникновения конкретных прав и  обязанностей дееспособность является обязательной, гражданин иногда способен быть субъектом приобретенных прав и обязанностей также после ограничения  или утраты им дееспособности. Даже в трудовом праве, где правоспособность и дееспособность теснее связаны  между собой, чем в гражданском  праве, и возникают, как правило, одновременно, дееспособность не может  рассматриваться как предпосылка  возникновения правоспособности [10, с. 130].

Однако воля и разум  являются теми элементами, которые  присутствуют в правоспособности и  дееспособности. Именно совокупность биосоциальных факторов, уровень  развития интеллектуально-волевой  сферы, необходимый для его адекватной социализации, являются теми условиями, которые называются в качестве характеристик полноценного субъекта [11, с. 38].

Как способность к приобретению и осуществлению конкретных субъективных прав и обязанностей дееспособность может возникнуть и имеет смысл  лишь в том случае, когда гражданин  способен иметь данное право или  обязанность вообще, т.е. когда он обладает соответствующим элементом  содержания правоспособности. Однако и в тех случаях, когда дееспособность может быть осуществлена только лично  субъектом прав и обязанностей, когда  она не может быть восполнена другими  лицами и соответствующие элементы правоспособности и дееспособности возникают одновременно, нельзя считать, что возникновение правоспособности зависит от дееспособности гражданина. Таким образом, дееспособность - не условие возникновения правоспособности, поскольку существует наряду с ней  как условие осуществления отдельных  ее элементов. В этом заключаются  юридико-технический смысл и назначение дееспособности. Однако в буржуазном обществе она, кроме того, приобрела  также определенный классовый, социальный смысл. Не случайно возникновение категории  дееспособности в начале XIX века связано  с распространением доктрины естественного  права и "волевой теории" правосубъектности, с выдвижением на передний план изолированного индивида как "свободной личности" в буржуазно-демократическом понятии этого слова, распространением идеи "свободы договора" и так называемой частной автономии [10, с. 131].

Многие представители  буржуазной цивилистической доктрины отмежевались от подобного взгляда на дееспособность, концепция о единстве правоспособности и дееспособности в буржуазной литературе неоднократно выдвигалась и в дальнейшем. Э.Гельдер, например, включал дееспособность в понятие правоспособности и признавал субъектом частного права только дееспособного человека, поскольку, по его мнению, недееспособный человек является не субъектом собственного права, а объектом чужой правовой власти" [10, с. 130].

Также отмечают, что правоспособность "присуща человеку в силу его  человеческого достоинства" и "составляет юридическое свойство каждого человека" [12, с. 56 – 58].

Содержание правоспособности физического лица определяется в  соответствии с законодательством  и зависит не от воли самого субъекта, а от воли государства.

В соответствии со ст. 17 ГК граждане могут в соответствии с законодательством иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать не противоречащие законодательству сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы или искусства, изобретений или иных охраняемых законодательством результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Отмечалось, что состояние  ребенка как субъекта права обеспечивается специальным механизмом содействия в реализации и защите его прав. Этот механизм обеспечивается действиями родителей, усыновителей, опекунов и  попечителей, органов опеки и  попечительства [13, с. 6, 7].

Единого термина, обозначающего  дееспособность, нет. Некоторые ученые отмечают, что дееспособность - это  специфическая категория, в которой  наиболее характерно проявляются элементы субъективного и объективного порядка. Пределы дееспособности устанавливаются  объективным правом, а ее стадии зависят от субъективных свойств  лица: психофизических свойств, их изменения  на протяжении жизни. По ее мнению, нельзя назвать дееспособность мерой возможного поведения, поскольку в силу прямого  указания закона и терминологического значения указанного понятия речь может  идти о мере "способностного" поведения, при этом для дееспособности характерно и должное поведение. Дееспособность в силу установленного нормами объективного права режима и длящегося характера, с учетом динамики ее развития, также должна быть отнесена к категории правового состояния лица, как и состояние недееспособности, ограниченной дееспособности, неполной дееспособности [13, с. 28]. Также несовершеннолетних, не достигших 14 лет, одни ученые называют частично дееспособными (Д.А.Колбасин), другие - полностью недееспособными (С.Н.Братусь), третьи - частично недееспособными (В.Ф.Чигир).

Несовершеннолетних с 14 до 18 лет называют как частично дееспособными (В.Ф.Чигир), так и частично недееспособными (Д.А.Колбасин).

Содержание дееспособности несовершеннолетних зависит от возраста и качественно меняется при достижении несовершеннолетним 14 лет.

Достижение ребенком указанного в законе возраста далеко не всегда свидетельствует о наличии у  него предполагаемого законодателем  уровня развития интеллектуально-волевой  сферы, необходимого для его адекватной социализации; в современном обществе наблюдается две противоположные  тенденции: высокая степень гражданской  активности несовершеннолетнего либо социальный инфантилизм - особый психологический  феномен, имеющий гражданско-правовые аспекты. В частности, у таких  детей не формируется комплекс представлений, необходимых для нормального  участия в гражданском обороте. Граждане, страдающие социальным инфантилизмом, нередко совершают сделки по отчуждению принадлежащего им недвижимого имущества  в пользу недобросовестных контрагентов, в том числе религиозных сект. У них не формируется комплекс представлений, необходимых для  нормального участия в гражданском  обороте. Нередки и ситуации, когда  лицо, ранее адекватно адаптированное, перестает сознавать реальную ценность денег, движимого и недвижимого  имущества, а также характер и  последствия совершаемых им сделок [11, с. 38]. Причем изменения гражданского законодательства в основном учитывают  только первую тенденцию: происходит постепенное  расширение содержания дееспособности в современном гражданском законодательстве по мере его совершенствования. Так, если дореволюционное законодательство не знало института эмансипации, а советское усматривало "в нем буржуазный элемент, неприемлемый для советского права", то в ГК 1998 года этот институт был впервые включен [14, с. 9], хотя в ГК эмансипации посвящена только ст. 26.

Существуют предложения  о необходимости сочетать установление единой возрастной границы с возможностью отступления от нее с учетом обстоятельств  дела, в соответствии с возрастными  особенностями развития несовершеннолетнего [15, с. 4]. Например, такой учет имеет место согласно п. 4 ст. 25 ГК при ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда несовершеннолетний приобрел полную дееспособность в связи со вступлением в брак до достижения 18 лет или был эмансипирован.

Если в наличии дееспособности у несовершеннолетних с 14 до 18 лет  нет сомнений, то в отношении малолетних высказываются различные точки  зрения.

Например, О.С.Иоффе относит малолетних наряду с душевнобольными к недееспособным [16, с. 120 - 121].

Если рассматривать дееспособность как "гражданско-правовую вменяемость, способность человека осознанно  выражать свою волю при совершении юридических сделок и руководить своими поступками с осознанием их последствий", то понятными становятся сомнения в отношении ее наличия  у малолетних [17, с. 79].

Согласно п. 1. ст. 27 ГК за несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет (малолетних) сделки по общему правилу могут совершать от их имени только их законные представители - родители, усыновители или опекуны.

Однако, согласно п. 2 ст. 27 ГК несовершеннолетние в возрасте до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

1) мелкие бытовые сделки;

2) сделки, направленные на  безвозмездное получение выгод,  не требующие нотариального удостоверения  или оформления либо государственной  регистрации;

3) сделки по распоряжению  средствами, предоставленными законным  представителем или с согласия  последнего третьим лицом для  определенной цели или свободного  распоряжения.

Следовательно, поскольку  они обладают, пусть и не в полном объеме, сделкоспособностью - составляющей дееспособности, то не могут быть названы полностью недееспособными.

В п. 2 ст. 25 ГК дан перечень сделок, которые несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать самостоятельно: распоряжаться своими заработком, стипендией и иными собственными доходами; осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законодательством результата своей интеллектуальной деятельности; вносить денежные средства в банки или небанковские кредитно-финансовые организации и распоряжаться ими в соответствии с законодательством; совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные п. 2 ст. 27 ГК. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с актами законодательства о кооперативах.

Информация о работе Гражданско-правовое положение несовершеннолетних РБ