Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 16:14, курсовая работа
Целью работы являются:
Рассмотрение практических аспектов и теоретической базы перемены лиц в обязательстве, определение внутренней структуры, теоретических и научных основ, а также места данного института в гражданском праве, выявление дальнейших путей развития и совершенствования данного института.
Из данной цели можно решить следующие задачи:
1 выявить основные проблемы доктрины гражданского права и правоприменительной практики при осуществлении перемены лиц в обязательстве;
2 определить основные тенденции дальнейшего развития исследуемого института и сформулировать направления совершенствования правоприменительной практики.
Таким образом, можно сделать вывод о том, выводы судов по данному делу вносят существенный вклад в формирование арбитражной практики по применению главы 24 Гражданского Кодекса Российской Федерации.
2 Способы перемены лиц в обязательстве
2.1 Уступка права требования (цессия) по договору
Перемещение такого особого
объекта, как право требования, от
одного субъекта к другому не может
производиться по правилам, сложившимся
в отношении материальных вещей.
Физическая передача прав невозможна,
возможна их юридическая передача.
Положения гражданского законодательства
о сделках уступки права
Предметом сделки уступки права требования являются имущественные права, а именно право кредитора требовать от должника исполнения обязательств, вытекающих из заключенного между ними договора[17]. Право или требование, принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу, с совершением указанной сделки в той же форме, что и основной договор. Чаще всего данная сделка производится на основании договора купли продажи имущественных прав или по договору уступки права требования новому кредитору.
Для перехода прав кредитора
к другому лицу, в общем случае,
согласия должника не требуется. Исключением
является наличие в основном обязательстве
условия запрещения или ограничения
уступки требования третьему лицу,
без согласия должника. Но даже в
этом случае отсутствие согласия должника
не влияет на действительность права
требования по основному обязательству.
Однако, если же договор цессии, вопреки
условиям основного обязательства
или запрету должника, был заключен,
то судом договор цессии может
быть признан недействительным, независимо
от того знал или нет новый кредитор
о существовании запрета
Кроме того, существуют требования, уступка которых вообще не допускается. К таким требованиям, в частности, относятся: требования об алиментах, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда.
При оформлении договора уступки требования особое внимание следует уделить форме договора. Гражданский Кодекс Российской Федерации устанавливается общее правило: договор уступки требования должен быть оформлен с соблюдением формы основного обязательства (за исключением уступки требования по ценной бумаге)[2, с.149]. То есть если передается требование, основанное на простой письменной или нотариально заверенной сделке, по сделке, требующей государственной регистрации, то уступка требования должна быть оформлена в простой письменной форме, нотариально заверенной или быть зарегистрированной в порядке, установленном для таких сделок, если иное не установлено законом.
Следует обратить внимание и на то, что договор уступки требования (цессии) - двусторонняя сделка и, следовательно, должен быть подписан как цедентом, так и цессионарием [4]. В отличие от переуступки прав по ценной бумаге (свершение цедентом индоссамента) при наличии только одной подписи цедента договор будет считаться незаключенным. После заключения договора уступки требования на нового кредитора возлагается обязанность письменно уведомить должника о состоявшемся переходе прав. В противном случае новый кредитор несет риск неблагоприятных последствий, вызванных отсутствием должного уведомления. При этом должник, выполнивший свои обязательства первоначальному кредитору, считается свободным от обязательств в соответствии со статьей 382 Гражданского Кодекса Российской Федерации2. Существует и другое общее правило, в соответствии с которым, должник вправе не исполнять обязательство новому кредитору до тех пор, пока не будут предоставлены доказательства перехода прав. Поскольку законом не оговорено иное таким доказательством может быть сам договор (акт) об уступке требования или его копия[13, с.493].
Также Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет объем обязательств, переходящих к новому кредитору. Статья 384 Гражданского Кодекса Российской Федерации устанавливает, если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. То есть, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательств (пени, штрафы, неустойки, убытки, в соответствии с условиями основного обязательства)[2, с149]. Кроме того, к новому кредитору переходят и права, непосредственно связанные с основным обязательством и обеспечивающие его.
Например, переход прав по отношению к поручителю, по обязательствам, обеспеченных поручительством (ст. 363, 364, 365 Гражданского Кодекса Российской Федерации); переход прав залогодержателя по обеспеченным залогом обязательствам (ст.353, 355 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации ст. 386, должнику предоставляется право выдвинуть против нового кредитора все возражения, которые он имел против требований первоначального кредитора на момент получения уведомления о переходе прав по обязательству к новому кредитору.
Кроме уступки требования, основанной на договоре, права кредитора могут перейти к другому лицу и на основании закона или в силу обстоятельств, указанных в законе. Например, действует универсальное правопреемство в правах кредитора - физического лица, в случае его смерти, а также при реорганизации юридического лица. Заметим, что при реорганизации юридического лица, документом, разрешающим вопросы правопреемства, является либо разделительный баланс, либо передаточный акт, оформленный в соответствии с требованиями кодекса (закона)[17].
Также правопреемство может вытекать из некоторых видов договоров, например:
Как и любой договор, заключаемый между сторонами гражданского оборота, договор уступки требования (цессии) должен содержать все существенные условия, предъявляемые законом или одной из сторон16. Предметом договора цессии является сделка по уступке имущественных прав, вытекающих из основного обязательства. Следовательно, необходимо точно сформулировать эти права в договоре. Предметом передачи могут быть либо все права по основному обязательству либо их часть.
В соответствии с условиями договора уступка права требования (цессии) может носить как возмездный, так и безвозмездный характер. Существенным условием договора цессии, независимо возмездный это договор или безвозмездный, является стоимостная оценка передаваемых прав. Иначе договор цессии может быть признан незаключенным. В общем случае, заключение договора само по себе еще не влечет перехода права от прежнего кредитора к новому, поскольку уступка права требования это прежде всего сделка[14, с. 1008].
Следовательно, для перехода прав к новому кредитору необходимо совершение специального юридического действия - цессии. Практически совершение указанного юридического действия может быть оформлено актом передачи прав, указанный акт может быть оторван во времени от договора, служащего для него основанием.
Согласно статье 132 Гражданского Кодекса Российской Федерации, предприятием, как объектом прав, признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности2. При этом в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, включая права требования и долги. Также, в соответствии с нормами гражданского законодательства товаром могут быть любые свободно отчуждаемые вещи и имущество, а в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая имущественные права (ст. 132 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Следовательно, права требования, являясь имущественными правами, могут быть предметом сделок купли - продажи (ст. 455, 129 Гражданского Кодекса Российской Федерации). Причем, для первоначального кредитора сделка по продаже права требования будет являться реализацией, а для нового кредитора - приобретением имущества (имущественных прав). И независимо от формы и вида сделки, связанной с уступкой права требования существенным условием остается требование к однозначному определению уступаемых прав требования (долгов)[11, с.52].
Несмотря на существование достаточно жестких правил, предъявляемых к оформлению сделки уступки требования (цессии), на практике достаточно часто используется "упрощенная" система передачи права требования - без оформления самого факта совершения сделки цессии, без указания стоимостной оценки передаваемых прав, без условий о возмездности, о порядке передачи подтверждающих право требования документов и т.д. Очевидно, что такую упрощенную форму нельзя рассматривать ни как полноценную сделку цессии, порождающую соответствующие правовые последствия.
Делая анализ складывающейся
судебной практики, юридической
литературы, можно сделать вывод
о том, что, несмотря на
Необходимость уступки требования
может быть связана с различными
обстоятельствами хозяйственной деятельности
как цедента, так и цессионария.
Например, цедент может прекратить
свое обязательство перед
Представляется, что приведенные выводы основываются на смешении понятий «сделка», «обязательство», «договор». Как уже говорилось, в соответствии со статьей 153 Гражданского Кодекса Российской Федерации, сделка - действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В соответствии со статьей 307 Гражданского Кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие. В свою очередь, договор - соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (ст. 420 Гражданского Кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм следует явное различие между договором, сделкой и обязательством - договор представляет собой систему обязательств, порождающих взаимные права и обязанности участников договора. То есть в двухсторонних договорах праву одной стороны соответствует обязанность другой и наоборот.
Поскольку нормы, регулирующие перемену лиц в обязательстве, являются составной частью положений, регулирующих общую часть обязательственного права, можно предположить, что нормы главы 24 Гражданского Кодекса Российской Федерации регулируют исключительно перемену лиц в обязательстве. Следовательно, замена стороны в многостороннем договоре возможна лишь путем заключения специального договора, содержащего элементы цессии и перевода долга.
Заключая сделку уступки требования, возникающего из двухстороннего договора, цедент и цессионарий имеют намерение произвести замену сторон в конкретном обязательстве, а не в самом договоре[11,с.53]. С переменой стороны в договоре на нового кредитора будут возложены не только права, но и обязанности, принятые на себя цедентом, как первоначальной стороной договора. В противном случае можно говорить о том, что стороны изначально заключали не сделку цессии, как она определена Гражданским Кодексом Российской Федерации, а заведомо ничтожный договор перевода долга, который предполагает получение согласия соответствующего кредитора.
При уступке права требования
по длящимся договорам и при частичной
уступке прав, необходимо наличие
возможности деления