Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:41, курсовая работа
Целями настоящей работы являются определение правовой сущности способов заключения гражданско-правого торгового договора и особенностей общего порядка его заключения в современных экономических условиях, а также комплексное исследование теоретических и практических проблем, связанных с признанием его заключенным.
Поставленные цели достигаются посредством решения следующих задач:
- исследование гражданско-правового договора как правового явления в
соотнесении этого понятия с понятиями «сделка» и «обязательство»;
- рассмотрение принципа свободы договора как основополагающего начала для построения договорных отношений;
Введение 3
Глава 1. Сущность гражданско-правового договора и принцип свободы договора по законодательству РФ в современных социально-экономических условиях 7
1.1. Теоретические аспекты понятия, содержания и значения гражданско-правового договора и их отражение в законодательстве РФ 7
1.2. Принцип свободы договора как основополагающее начало для заключения гражданско-правовых договоров 14
Глава 2. Общий порядок заключения торгового договора по законодательству РФ 18
2.1. Оферта как предложение стороны заключить торговый договор 18
2.2. Акцепт как согласие заключить торговый договор 32
Заключение 41
Список использованной литературы 45
Можно уверенно сказать, что для такой коммерческой организации совершенно безразлично, с кем заключать договор, но законодатель установил, что он может заключаться путем так называемой публичной оферты, сделанной такой организацией. Публичной офертой признается, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК). Причем такую публичную оферту в современной литературе Н.Д. Егоров рассматривает опять же, как предложение, обращенное к любому и каждому. В свою очередь М.И. Брагинский считает, что «адресатом такой оферты является неопределенная множественность лиц». Но рассматривать такое публичное предложение как оферту можно только в случае, если она содержит все существенные условия будущего договора и другая сторона для его заключения должна выразить безоговорочное согласие9. Но такое возможно только при заключении договоров присоединения. Рассматривая публичную оферту как предложение неопределенному кругу лиц или обращенное ко всем и каждому, авторы приводят в качестве примеров товар, размещенный в магазине или такси, стоящее с включенным огоньком. Но они, к сожалению, не акцентируют внимание на том, кто же в конечном итоге делает первым предложение, содержащее все существенные условия будущего договора, и кто его принимает. А для этого необходимо рассмотреть вопрос о возникновении оферты при заключении договора с коммерческой организацией, который наиболее наглядно можно исследовать на примере договора розничной купли-продажи.
Если коммерческая организация осуществляет деятельность по продаже товаров в розницу, то публичной офертой такой организации будет считаться, по мнению вышеназванных авторов, выставление и демонстрация товаров в месте продажи (на витрине, прилавке), с указанием их цены. Поэтому принять безоговорочно такое предложение возможно только при покупке товара в единичном экземпляре. Но из п. 3 ст. 455 ГК следует, что условия о договоре купли-продажи считаются согласованными, если договор позволяет определить наименование и количество товара, что и является одним из основных существенных условии этого договора , относящийся к его предмету . Но именно количество приобретаемого товара, как одно из существенных условий, определяет покупатель. Так что такая коммерческая организация может предлагать огромное количество товаров, но предложение о покупке товара определенного наименования и количества делает все же покупатель. Именно его предложение и будет содержать все существенные условия. Более того, покупатель в своей оферте может предложить также и некоторые дополнительные и в тоже время существенные для него условия (например: доставка товара). И если для продавца их выполнение будет затруднительным, то и договор не будет заключен. Поэтому совершенно справедливо полагал М.М. Агарков, что само по себе функционирование магазина (что в частности и рассматривают вышеназванные авторы как публичную оферту, закрепленную в п. 2 ст. 494 ГК) не является офертой.
Если же рассматривать предложение таких коммерческих организаций как оферту, то они должны безоговорочно согласиться с любым (в рамках сделанного предложения) обращением к ним со стороны клиента. Кроме того, правила о публичном договоре, установленные в ст. 426 ГК, обязывают коммерческую организацию заключать договоры, с каждым, кто к ней обратится. При этом отказ от заключения договора допускается в случае, если такая организация не имеет возможности предоставить клиенту соответствующие товары, услуги или выполнить работу. Причем бремя доказывания отсутствия возможности передать потребителю товары, выполнить соответствующие работы, предоставить услуги возложено на коммерческую организацию. В данном случае, по нашему мнению, сам публичный характер деятельности коммерческой организации не должен отождествляться с предложением заключить договор с каждым, кто к ней обратится. Такая деятельность в соответствии со ст. 426 ГК обуславливает лишь обязанность такой организации принимать поступившие предложения (акцептовать их), заключая договоры с лицами от которых поступают предложения. Причем акцепт возможен лишь в ситуации, если такая организация имеет соответствующую возможность принять предложение клиента. Так что при наличии возможности, акцепт оферты является обязательным для коммерческой организации, и получается ситуация, схожая с заключением договора в обязательном порядке.
В качестве исключения, можно рассматривать как оферту обращенную к неопределенному кругу лиц продажу товаров с использованием автоматов. Здесь оферта сделана для неограниченного количества покупателей путем выставления автомата с предоставлением информации в письменной форме о продавце товара и условиях его приобретения, с указанием действий, которые должен совершить для этого покупатель10. В такой оферте имеются все существенные условия договора купли-продажи. И покупателю достаточно для заключения договора конклюдентными действиями акцептовать такую оферту, совершив необходимые действия по получению товара. Офертой, обращенной к неопределенному кругу лиц, является и предложение, сделанное коммерческой организацией, сформулированное в стандартной форме, если договор носит характер договора присоединения. В этой ситуации, как справедливо указала А.В. Ципленкова, «оферта имеет особую форму в виде формуляра или стандартной формы, которая может быть адресовано как конкретному лицу, так и неопределенному кругу лиц посредством публичной оферты»1. В такой оферте должны содержатся все существенные условия договора, и для его заключения другая сторона должна безоговорочно принять оферту, путем подписания стандартной формы.
Нельзя также рассматривать в качестве оферты и объявления, сделанные в газетах, по радио и в других средствах массовой информации, в том числе и в качестве рекламы. Такое положение вполне определенно закреплено в ГК и не вызывает ни у кого сомнения. Но ГК при регулировании договора розничной купли-продажи допускает в качестве публичной оферты, обращенной к неопределенному кругу лиц, в виде предложения товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, если оно содержит существенные условия договора (п. 1 ст. 494 ГК).
Таким образом, мы считаем, что реклама
и иные предложения неопределенному кругу
лиц, в том числе сделанные коммерческой организацией, деятельность
которой носит публичный характер, необходимо рассматривать как приглашение делать
оферты, если иное не указано в предложении и не следует
из обстановки в которой оно сделано (например:
предложение сделанное в формуляре или
иной стандартной форме, продажа товаров
с использованием автоматов и т.п.). Данное
положение целесообразно закрепить в
ст. 437 ГК с названием «Приглашение делать
оферты». Такое предложение полностью
согласуется с положениями п.2 ст. 14 Конвенции
ООН о договорах международной купли-продажи
товаров, где предложение,
адресованное неопределенному кругу лиц,
рассматривается лишь как приглашение
делать оферты. Понятие же публичная оферта
необходимо исключить из норм ГК, так как
оно не согласуется с требованиями предъявляемыми
к оферте и порядку заключения договоров
коммерческими организациями, деятельность
которых носит публичный характер.
Для чего, необходимо исключить из ГК нормы
п. 2 ст. 437 и ст. 494, устанавливающие
режим публичной оферты, так как деятельность таких организаций,
в большинстве случаев нельзя рассматривать
как выдвижение оферты. Они, таким образом,
лишь приглашают своих потенциальных
клиентов сделать свою оферту, которая
при наличии у организации соответствующей
возможности должна быть обязательно акцептована, в силу публичного
характера их деятельности . Отличие же
приглашения делать оферты, путем рекламы
и объявления в газете, сделанной коммерческой
организацией, от аналогичного объявления,
сделанного гражданином, например о продаже
автомобиля, состоит в следующем: при поступлении
оферты по такому объявлению в адрес гражданина,
в отличие от коммерческой организации,
которая обязана акцептовать ее в силу
ст. 426 ГК, гражданин не обязан заключать
договор с тем, кто обратился, и принуждать
его к этому нельзя. В обзоре же судебной
практики Высшего Арбитражного Суда
РФ содержится указание на то, что только
контрагент коммерческой организации
вправе обратиться с иском, о понуждении
заключить ее публичный договор. Коммерческая
организация такого права не имеет11.
Вторым признаком оферты является условие о том, что она должна содержать все существенные условия будущего договора, о которых мы уже говорили выше и здесь останавливаться на них не будем. Так в одном из судебных решений заявка, направленная ответчику на аренду транспортного средства без экипажа справедливо не была принята судом как оферта, так как не содержала существенные условия договора, и потому не отвечала требованиям закона, предъявляемым к оферте1.
В третьих, оферта должна быть достаточно определенной и выражать явное намерение лица заключить договор. Данный признак одни авторы рассматривают как совокупность двух отдельных признаков, в результате чего оферта у них имеет четыре признака, а не три, как у нас. Другие же не проводят их разделения, а рассматривают его как единый. В зарубежном праве такой признак оферты как определенность вообще не выделяется, а юридическое значение имеет только намерение лица, которое выступает с предложением считать себя, заключившим договор на указанных условиях, с лицом, которому оно направлено, если последний примет такое предложение. Причем намерение можно определить, исходя из содержания оферты, отражающее свободное волеизъявление стороны, способной принять обязательство. Оно должно рассматриваться другой стороной как вполне серьезное желание оферента вступить в договорные отношения. Что же касается определенности оферты, то те авторы, которые выделяют этот признак, связывают его, как правило, с определенностью условий договора, соотнося их с существенными условиями.
Но наличие существенных условий в оферте отдельный признак, который специально выделен в п. 1 ст. 435 ГК. Поэтому говорить еще и об определенности оферты является, пожалуй, излишним.
Определив признаки оферты, обязательно необходимо коснуться вопроса о форме, в которой она может быть сделана. Так оферта есть ни что иное как волеизъявление лица на заключение с определенным контрагентом договора, которое к тому же должна быть еще, и сообщена ему. Поэтому, по нашему мнению, оферта может быть совершена только в устной или письменной форме. Такая позиция основана на том, что зарождение договора возможно только при непосредственном общении сторон, поэтому и предложение о его заключении, чтобы оно четко дало понять о намерении оферента и существенных условиях договора, должно быть сделано словесно, то есть устно или письменно. А определить намерение лица на заключение договора и тем более его существенные условия из поведения стороны, на наш взгляд, представляется вряд ли возможным. Так что рассматривать оферту в форме конклюдентных действий нельзя. Такую же позицию можно видеть и в судебных решения. Так в одном из дел, в котором истец настаивал на том, что при передаче трактора по накладной другой стороне является сделкой купли-продажи и ответчик обязан уплатить стоимость переданной таким образом вещи. Как правомерно указал суд апелляционной инстанции, оснований для признания передачи трактора по накладной сделкой купли-продажи не имеется, поскольку конклюдентным действиям продавца должно предшествовать предложение, содержащее существенные условия этого вида договора. В данном случае такого предложения от сторон друг другу не поступало12.
Оферта в устной форме может быть сделана лишь непосредственно при общении сторон, в том числе и по телефону. В качестве письменной оферты может выступать письмо или проект договора, переданное по факсу, электронной почтой, либо телеграмма. И здесь можно согласится с Т.С. Амерхановым, который писал, что «форма оферты зависит от формы договора». Так что если закон предписывает обязательно письменную форму для данного договора, то и оферта для его заключения должна быть сделана в письменной форме. Хотя в литературе высказывалось мнение, что выставление товара в витрине магазина не говорит о письменной форме оферты, а договор такой может заключаться в устной форме, следовательно, такое предложение следует рассматривать, как сделанное в конклюдентной форме. Мы не разделяем этого мнения, так как такое предложение не рассматриваем, как оферту и говорить о его форме не имеет значения. Нельзя рассматривать как оферту в виде конклюдентных действий и действия арендатора по пользованию имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя (п. 2 ст. 621 ГК). В данном случае такие действия носят правовосстанавливающий характер, возобновляя прекращенный договор (он считается возобновленным на тех же условиях на тот же срок, как прямо записано в ГК). Заключение же нового договора здесь не происходит, поэтому не имеет смысла говорить об оферте и акцепте. И, конечно же, невозможным является совершение оферты путем молчания, так как оно никак не свидетельствует о намерении лица вступить в договорные отношения. Такая позиция разделяется практически всеми современными авторами.
Необходимо также отметить и то, что среди отечественных цивилистов как советского, так и российского периода пользуется всеобщим признанием точка зрения, согласно которой оферта, как впрочем, и акцепт не рассматриваются в качестве односторонних сделок. Хотя в свое время Н.Г. Александровым3 была высказана и иная точка зрения, поддержанная С.С. Алексеевым, который считал оферту односторонне управомочивающей сделкой дающей другому лицу определенное субъективное право. Хотя оферта, безусловно, и порождает право другого лица на ее принятие, но она сама по себе не приводит к возникновению правового результата. И только после ее принятия (получения акцепта) и возникает «конечный правовой результат, в котором воля сторон находит свое общее юридическое выражение».
Таким образом, исходя из сказанного, можно определить оферту как устное или письменное предложение, адресованное одному или нескольким конкретным лицам и выражающее намерение лица его сделавшего, считать себя заключившим договор на условиях содержащихся в предложении (существенные условия) с адресатом, которым будет принято это предложение.