Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 19:01, реферат
Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Важную роль в раскрытии механизма гражданско-правового регулирования общественных отношений играет понятие гражданского правоотношения.
Введение
1 Субъекты гражданских правоотношений
1.1 Граждане (физические лица) как участники гражданских правоотношений
1.2 Юридическое лицо как субъект гражданского права
1.3 Публично-правовые образования как участники правовых отношений
Заключение
Список используемой литературы
Указанные лица обладают правом на обязательную долю независимо от распределения завещателем наследственной массы между наследниками в завещании. Даже в тех случаях, когда завещатель устранил необходимых наследников от наследования, они вправе получить из наследства свою обязательную долю. Для определения размера обязательной доли учитываются все наследники по закону на момент открытия наследства (а не на день составления завещания, как ошибочно думают многие)[10], в том числе лишенные завещателем права наследования. Размер обязательной доли определяется с учетом стоимости наследственного имущества, состоящего из предметов обычной домашней обстановки и обихода. При нарушении права наследников на обязательную долю в наследстве завещание в этой части признается недействительным.
Рассмотрим пример: «Адвокат Б. в Дорогомиловском суде Москвы добился удовлетворения иска своей доверительницы Тамары В. о признании недействительным завещания ее покойного мужа. По этому завещанию принадлежавшая ему часть приватизированной пятикомнатной квартиры переходила к его неродной 11-летней внучке Елене П. На этом основании мать девочки стала требовать раздела жилплощади. Адвокат доказал суду, что наследодатель в момент составления документа не отдавал себе отчета в своих действиях, поскольку был психически нездоров.
Семья Тамары В., муж которой занимал в свое время видный государственный пост, проживала в 150-метровой пятикомнатной квартире на Кутузовском проспекте. В результате приватизации глава семьи, его жена и ее внучка Ирена с мужем получили в собственность по 1/3 жилплощади. После смерти мужа Тамары В. в феврале 1994 года его треть квартиры, согласно оставленному завещанию, перешла к его неродной 11-летней внучке Елене П. Мать Елены П. начала требовать раздела квартиры. Однако Тамара В. и Ирена, являющиеся собственниками других 2/3 квартиры, были категорически против этого. В результате осенью того же года Тамара В. обратилась с иском в Дорогомиловский суд Москвы, требуя признать недействительным завещание умершего мужа. Ее интересы представлял адвокат Б.
Обосновывая в суде законность исковых требований, адвокат ссылался на ст. 535 ГК России, согласно которой нетрудоспособный супруг должен получить 2/3 наследственного имущества (так называемая "обязательная доля"). 76-летняя Тамара В. как раз и подпадает под действие этой статьи. Значит, утверждал адвокат, покойный мог завещать Елене П. не более трети от принадлежащего ему части жилплощади.
Кроме того, адвокат сумел доказать, что при составлении завещания муж Тамары В. не отдавал себе отчета в своих действиях. По ходатайству Б. была проведена посмертная судебно-психиатрическая экспертиза. Изучив истории болезни из поликлиники, в которой наблюдался супруг истицы, и из Центральной клинической больницы, где он находился перед смертью, эксперты из Института им. Сербского представили суду заключение о его психической неполноценности в последние месяцы жизни. Оказалось, что он страдал церебральным атеросклерозом с выраженными изменениями психики, а также расстройством восприятий и интеллекта. По словам Тамары В., муж частенько просыпался по ночам и ходил по квартире с ружьем, думая, что он на охоте; сервировал праздничный стол, поджидая гостей, которых никто и не думал приглашать, или проводил воображаемые "совещания". В связи с этим адвокат Б. настаивал на признании завещания недействительным. Суд внял его доводам и удовлетворил исковые требования Тамары В., передав ей права на жилплощадь ее покойного мужа.»[11]
В проекте части Ш Гражданского Кодекса РФ предлагается несколько уменьшить раз
Переходит по наследству право на открывшееся, но еще не принятое наследство.
Если в период между открытием и принятием наследства умрет один из наследников, то принадлежавшее ему право наследования переходит к его наследникам по закону или по завещанию (статья 548 ГК РСФСР).
Наследственной трансмиссией называется переход права на принятие наследства к наследникам того наследника, которому это право принадлежало и который умер, не успев его осуществить. Здесь есть свои особенности: «во-первых, право на принятие наследства может быть осуществлено в срок, который не истек к моменту смерти наследодателя, в то время как для принятия остальной наследственной массы установлен шестимесячный срок, исчисляемый с момента смерти наследодателя. Может случиться, что срок на принятие наследства пропущен, а срок на принятие остальной части наследства не пропущен. Если это произойдет, то наследственная доля, на которую распространяется право на принятие наследства (а срок его принятия пропущен), должна прирасти к долям наследников наследодателя, умершего первым, либо перейти к государству как выморочная.
Во-вторых, на эту долю могут обратить взыскание кредиторы первоначально умершего наследодателя, в то время как остальная часть наследства наследника, который умер, не успев принять наследство, ль взысканий со стороны этих кредиторов свободна.» [13]На него взыскание могут обратить только его кредиторы. Что же касается кредиторов последнего наследодателя, то они смогут обратить взыскание на эту долю лишь после удовлетворения кредиторов первоначального наследодателя. Приведем пример наследственной трансмиссии (наследования права наследования):
«При рассмотрении для по иску Костяшкиной и Мартемьяновой к Логинову К. возник вопрос спор о праве наследования вклада в сберегательном банке.
Логинов Н. (умер 6 мая 1987 года), имевший вклад в сберегательном банке, сделал завещательное распоряжение, согласно которому завещал вклад своей жене, Логиновой Е. (умерла 21 июля 1987 года), которая не переоформила вклад на свое имя.
Сын Логинова Н., Логинов К., обратился в нотариальную контору и ему было выдано свидетельство о праве на наследство по закону, в состав этого наследства был включен упомянутый вклад Логинова Н. На основании выданного свидетельства Логинов К. вклад получил. Сестры Логиновой Е. – Костяшкина и Мартемьянова – предъявили иск, оспаривая законность выдачи Логинову К. свидетельства о праве на наследство по закону на упомянутый вклад. Свое требование они мотивировали тем, что, поскольку Логинов Н. оформил завещательное распоряжение на вклад, согласно которому после его смерти он переходит по наследству его жене, Логиновой Е., а она умерла после ЛогиноваН., то после смерти Логиновой Е. право наследовать вклад переходит к ее наследникам. Логинов К. – пасынок Логиновой Е. – не является ее наследником по закону и поэтому наследовать вклад после смерти Логиновой Е., при отсутствии завещания не мог.
Нижегородский областной суд, рассмотревший дело по первой инстанции, удовлетворил исковые требования Костяшкиной и Мартемьяновой о признании недействительным свидетельства о праве Логинова К. на наследство по закону на вклад и о признании у истцов права на упомянутый вклад.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев дело по кассационной жалобе Логинова К., признала решение Нижегородского областного суда законным и обоснованным и оставила его без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения. В определении Судебной коллегии Верховного Суда РФ, в частности, указывалось, что после смерти своего отца, Логинова Н., Логинов К. не мог наследовать вклад, поскольку он (Логинов Н.) оформил завещательное распоряжение в пользу Логиновой Е., которая умерла позже Логинова Н., и независимо от того, переоформила он завещанный ей вклад на свое имя или не переоформила, право наследовать вклад возникает у ее наследников, а не у наследников Логинова Н., каковым являлся ответчик по делу.» [14]
Только
Согласно статьи 125 Закона «О государственных пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 года: «Суммы пенсии, причитающиеся пенсионеру и недополученные в связи с его смертью, выплачиваются его наследникам на общих основаниях. Членам семьи умершего, производящим похороны, эти суммы выплачиваются до принятия наследства.»
Недополученная вследствие смерти лица заработная плата работника выдается проживающим совместно с ним членам семьи, а также лицам, находившимся вследствие нетрудоспособности на иждивении умершего (Комментарий к статье 96 КЗоТ РФ).
Согласно пункта 50 постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года (в редакции 14 августа 1991 года) «О пособиях по государственному социальному страхованию»: пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, не полученные ко дню смерти рабочего или служащего, выдаются совместно проживающим с ним членам семьи, а также лицам, находившимся вследствие нетрудоспособности на иждивении умершего. Единовременное пособие при рождении ребенка, не полученное ввиду смерти родителя, имевшего право на это пособие, а также пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, не полученное в связи со смертью матери, выдаются другому родителю или иному лицу, фактически воспитывающему ребенка. Оставшееся недополученным пособие не включается в наследственное имущество.
Проект части Ш предполагает, что право на получение подлежавших выплате гражданину, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, пособий по социальному страхованию, иных пособий и платежей в возмещение вреда жизни и здоровью принадлежит проживавшим совместно с умершим совместно с умершим членам его семьи, а также к нетрудоспособным иждивенцам, независимо от того, проживали ли они совместно с умершим. Требование о выплате указанных сумм должны быть предъявлены обязанным лицам в течении четырех месяцев со дня открытия наследства, в противном случае соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях (статья 1220).
Здесь необходимо рассмотреть понятие «семья», так как бывает, что один наследник является членом семьи умершего и вел общее хозяйство с наследодателем, а другой наследник не проживал вместе с наследодателем. В российском законодательстве нет единого определения состава семьи. Статья 53 Жилищного Кодекса РФ относит к членам семьи нанимателя жилого помещения супруга, детей и родителей, а в исключительных случаях и других лиц, если они проживают совместно с нанимателем и ведут общее хозяйство. Согласно Семейного кодекса РФ к членам семьи могут быть отнесены: супруги; родственники первой и второй степени; усыновители и усыновленные; фактические воспитатели и воспитанники; отчим и мачеха, пасынок и падчерица. «Состав семьи в Семейном кодексе РФ шире, чем в Жилищном кодексе, и здесь отнесение к числу членов семьи не ставится в зависимость от совместного проживания и ведения общего хозяйства… следует ориентироваться прежде всего на Семейный кодекс, поскольку он является законодательным актом, регулирующим отношения между членами семьи. В силу этого именно содержащееся в Семейном кодексе определение состава семьи должно применяться при установлении содержания этого понятия в нормативных актах, регулирующих иные отношения, если иное прямо не предусмотрено в этих нормативных актах (например, статья 53 Жилищного кодекса) или не следует из их смысла.» [16]