Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 20:46, курсовая работа
Юридическое лицо имеет исключительное право использовать фирменное наименование (статья 38 УКРК Кодекса) в официальных бланках, печатных изданиях, вывесках, проспектах, счетах, на товарах и их упаковке и в иных случаях, необходимых для индивидуализации юридического лица.
2. Фирменное наименование юридического лица определяется при утверждении его устава. Под определенным фирменным наименованием юридическое лицо включается в Государственный регистр юридических лиц.
3. Не может быть использовано фирменное наименование, похожее на фирменное наименование уже зарегистрированного юридического лица настолько, что это может привести к отождествлению соответствующих юридических лиц, а также введению в заблуждение относительно выпускаемых ими товаров или оказываемых услуг.
Принцип юридического равенства определяет правовое положение участников отношений, объектами которых являются средства индивидуализации. К отношениям гражданского характера между указанными участниками применяется одинаковый вариант поведения, не дающий преимущества ни одному из них. Так, исключительное право на товарный знак, удостоверенное свидетельством, выданным индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, имеет своим содержанием одни и те же правомочия, закрепленные за правообладателем в ст. 4 Закона о товарных знаках.
Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела владельца средства индивидуализации (правообладателя, фирмовладельца) означает, что органы публичной власти, а равно должностные лица этих органов не вправе вмешиваться в сферу хозяйственной (предпринимательской) деятельности по использованию охраняемого средства индивидуализации, а также принудительно лишать его владельца принадлежащих ему прав. Вместе с тем в качестве исключения допускается регламентированное законом вмешательство государственных органов в сферу юридической монополии владельца средства индивидуализации. Так, согласно п. 1 ст. 29 Закона о товарных знаках в случае ликвидации юридического лица или прекращения предпринимательской деятельности физическим лицом - правообладателем, в том числе и в принудительном порядке, правовая охрана товарного знака прекращается на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности.
Принцип свободы договоров основан на юридической возможности заключения владельцем средства индивидуализации любого договора, хотя бы он и не был предусмотрен законом (пп. 1 п. 1. ст. 8 ГК РФ). Данное положение получило развитие в ст. 421 ГК РФ, раскрывающей принцип свободы договора, который означает, что не допускается понуждение к заключению договора, а контрагенты свободны в выборе условий договора, которые не противоречат требованиям закона.
Из принципа свободы договоров также имеется исключение. Так, согласно п. 3 ст. 40 Закона о товарных знаках обладатель свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара не вправе предоставлять лицензии на пользование наименованием места происхождения товара другим лицам.
Принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств по всей территории РФ находит свое закрепление в п. 3 ст. 1 ГК РФ, согласно которому товары и услуги, в том числе снабженные средствами индивидуализации, свободно перемещаются по всей территории РФ. Ограничения перемещения товаров, услуг и финансовых средств могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Принцип запрета злоупотребления правом состоит в исключении безграничной свободы использования субъективных прав, принадлежащих участникам гражданских отношений, в том числе владельцам средств индивидуализации. В законодательстве о средствах индивидуализации данный принцип находит свое опосредованное выражение, в частности, в правиле об исчерпании прав, основанных на регистрации товарного знака (ст. 23 Закона о товарных знаках), согласно которому регистрация товарного знака не дает права правообладателю запретить другим лицам использование этого товарного знака в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия.
Принцип всемерной охраны гражданских прав закреплен в ст. 11 ГК РФ, которая детализирует конституционное положение о границах судебной защиты прав и свобод человека и гражданина. Возможность судебной защиты нарушенных или оспариваемых прав владельцев средств индивидуализации предусмотрена, в частности, ст. 45 Закона о товарных знаках.
Принципы, положенные в основу правовой охраны объектов промышленной собственности, нашли свое отражение в Парижской конвенции.
К положениям указанной конвенции, касающимся правовой охраны промышленной собственности, относятся:
- правило о конвенционном приоритете;
- принцип национального режима;
- правило о временной охране объектов промышленной собственности.
К положениям Парижской конвенции, касающимся правовой охраны товарных знаков, относятся:
- правило о недопущении использования в качестве товарных знаков государственных гербов, официальных знаков и клейм контроля и эмблем межправительственных организаций;
- принцип охраны знаков "такими, какие они есть";
- положение о признании правовой охраны коллективных знаков;
- правило о предоставлении правовой охраны общеизвестным товарным знакам.
К положениям Парижской конвенции, касающимся правовой охраны фирменных наименований, указаний происхождения и наименований мест происхождения товаров, относятся:
- принцип охраны фирменных наименований без обязательной подачи заявки и регистрации;
- правило, налагающее запрет на применение ложных указаний о происхождении товаров или личности производителя.
Указанные принципы получили развитие в российском национальном законодательстве о средствах индивидуализации.
Принцип национального режима правовой охраны товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров закреплен в ст. 47 Закона о товарных знаках. Согласно положениям указанной статьи иностранные юридические и физические лица пользуются теми же правами, относящимися к охране товарных знаков, что и российские юридические лица и граждане. В то же время иностранные юридические лица или граждане могут зарегистрировать в РФ наименование места происхождения товара только в том случае, если ими будет представлено доказательство возможности регистрации в их стране российских наименований мест происхождения товаров.
Правило о конвенционном приоритете получило развитие в п. 2 ст. 9 Закона о товарных знаках, согласно которому приоритет товарного знака может устанавливаться по дате подачи заявки в государстве-участнике Парижской конвенции, если подача заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты.
Правило о временной охране объектов промышленной собственности закреплено в п. 3 ст. 9 Закона о товарных знаках, в соответствии с которым приоритет товарного знака, помещенного на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок, организованных на территории одного из государств-участников Парижской конвенции, может устанавливаться по дате начала открытого показа экспоната на выставке, если подача заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности осуществлена в течение шести месяцев с указанной даты.
Принцип охраны знаков "такими, какие они есть" косвенно реализован в ст. 19 Закона о товарных знаках, предусматривающей возможность международной регистрации товарных знаков. Заявка на международную регистрацию может быть подана только после регистрации товарных знаков в национальном патентном ведомстве (в РФ - через федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности). В результате указанной процедуры товарный знак будет охраняться в других странах "таким, как он есть" с учетом оговорок, содержащихся в Парижской конвенции.
Правило о недопущении использования в качестве товарных знаков государственных гербов, официальных знаков и клейм контроля получило развитие в п. 2 ст. 6 Закона о товарных знаках, согласно которому не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения обозначений.
Правило о предоставлении правовой охраны общеизвестным товарным знакам реализовано в ст. 19.2 Закона о товарных знаках. Предоставление правовой охраны общеизвестному товарному знаку осуществляется на основании решения Палаты по патентным спорам, принятому по заявлению юридического или физического лица. На общеизвестный товарный знак выдается свидетельство.
Правило о признании правовой охраны коллективных знаков закреплено в ст. 20 Закона о товарных знаках. Объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству государства, в котором оно создано, вправе зарегистрировать в РФ коллективный знак, который является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых и (или) реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными качественными или иными общими характеристиками. Коллективный знак и право на его использование не могут быть переданы другим лицам.
Правило об охране фирменных наименований без обязательной подачи заявки или регистрации, закрепленное в Парижской конвенции, частично реализовано в российском законодательстве о средствах индивидуализации. Обязательной подачи заявки на регистрацию фирменного наименования не требуется. В то же время согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ исключительное право на использование фирменного наименования возникает у юридического лица, являющегося коммерческой организацией, лишь в случае регистрации им фирменного наименования в установленном порядке.
Правило, налагающее запрет на применение ложных указаний о происхождении продуктов, получило закрепление в ст. 40 Закона о товарных знаках. Согласно п. 2 указанной статьи не допускается использование зарегистрированного наименования места происхождения товара лицами, не имеющими свидетельства на право пользования наименованием места происхождения, даже если при этом указывается подлинное место происхождения товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как "род", "тип", "имитация" и т.п., а также использование сходного обозначения для любых товаров, способного ввести потребителя в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара.
К специфическим принципам правовой охраны средств индивидуализации, присущим российскому законодательству, относятся следующие основополагающие начала:
- облигаторный принцип предоставления правовой охраны средствам индивидуализации;
- предоставление правовой охраны средству индивидуализации на основании его государственной регистрации.
Облигаторный принцип предоставления правовой охраны средствам индивидуализации означает, что указанное предоставление является обязанностью государства, которой противостоит право требования заявителя о предоставлении охраны.
Принцип предоставления правовой охраны средству индивидуализации на основании его государственной регистрации означает, что указанная охрана наступает по факту регистрации средства индивидуализации, а не по факту его использования в гражданском обороте.
§ 3. Право на средства индивидуализации как предмет освещения и научного исследования в работах отечественных специалистов
Тематика и проблемы правовой охраны средств индивидуализации никогда не были обойдены вниманием со стороны ученых-правоведов. На различных исторических этапах развития этой сферы общественных отношений и ее правовой регламентации ей были посвящены как специальные работы, так и фрагменты отдельных трудов, темой которых были средства индивидуализации и их правовая охрана.
В дореволюционный период среди авторов работ по указанной проблематике можно отметить В.В. Розенберга*(4) и Я.С. Розена*(5). В советский период проблемами правовой охраны средств индивидуализации занимались С.И. Раевич*(6), А.П. Павлинская*(7), В.М. Сергеев*(8), А.Н. Адуев*(9), Н.И. Коняев*(10), В.П. Шатров*(11), Ю.И. Свядосц*(12), Л.П. Саленко*(13), С.А. Горленко*(14), Э.П. Гаврилов*(15), Е.А. Ариевич*(16) и др.
Современный период исследований правовой охраны средств индивидуализации характеризуется работами, в которых отражены не только актуальные проблемы использования средств индивидуализации в условиях рыночной экономики, но и перспективы развития этой сферы общественных отношений в связи с расширением международных экономических связей и интернационализацией хозяйственной жизни. Среди новых авторов следует отметить А.П. Сергеева*(17), В.О. Калятина*(18), С.П. Гришаева*(19), А.П. Рабец*(20), И.А. Петрова*(21) и др.
В последние годы по тематике правовой охраны отдельных видов средств индивидуализации защищен ряд диссертаций. Среди их авторов следует отметить Е.А. Зайцеву*(22), Д.А. Белову*(23), О.А. Орлову*(24).
Глава 2. История развития законодательства о средствах индивидуализации и источники правового регулирования отношений в сфере их правовой охраны и использования
§ 1. История развития законодательства о средствах индивидуализации
Возникновение и развитие законодательства о средствах индивидуализации за рубежом
В Римской империи жители ее отдаленных провинций благодаря клеймам, нанесенным на масляные лампы, могли повторять заказы на те лампы, которые зарекомендовали себя с лучшей стороны по сравнению с аналогичными изделиями других ремесленников*(25). Появление первого законодательного акта, относящегося к товарным знакам, принято относить к 1266 г. Этот акт был принят английским парламентом и устанавливал обязанность каждого пекаря проставлять на своем изделии определенный идентифицирующий изготовителя знак*(26).
Следует отметить, что до этапа развития промышленного производства товаров товарные знаки как объект отношений, регулируемых правовыми нормами в практике законодательства зарубежных стран, - явление достаточно редкое. Как отмечает В.М. Мельников, появлению законов о товарных знаках предшествовала судебная практика. В качестве примера можно привести решение Королевского суда Англии 1656 г. по делу Southern v. Horo о правах на знак для маркировки одежды*(27).
В Германии регулярная маркировка изделий была введена в 1723 г. в отношении продукции гончарного ремесла, когда Мейсенская фабрика объявила клеймом для своих изделий сочетание букв "КРМ", представляющих собой акроним словосочетания Konigliche Porzellan Manufaktur (Королевская фарфоровая мануфактура) и изображение скрещенных мечей, являющееся элементом герба Саксонии.
Информация о работе Средства индивидуализации участников гражданского оборота