Подготова гражданских дел к судебному разбирательству как стадия процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование особенностей стадии гражданского процесса – подготовка гражданских дел к судебному разбирательству.
Объектом изучения работы являются гражданско-процессуальные отношения, возникающие по поводу подготовки гражданских дел к судебному разбирательству.
Предметом исследования являются правовые нормы, регламентирующие указанные отношения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Сущность и значение подготовки гражданских дел к судебному разбирательству………………………………………………………………………...4
§1.1. Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству…..4
§1.2. Действия сторон при подготовке дела к судебному разбирательству..13
Глава 2. Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству как стадия гражданского процесса……………………………………………………….15
§2.1. Понятие института подготовки гражданских дел к судебному разбирательству……………………………………………………………………….15
§2.2. Содержание стадии подготовки гражданских дел к судебному разбирательству……………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………31
Список используемой литературы…………………………………………….35

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая Подготова гражданских дел к судебному разбирательству как стадия процесса.doc

— 167.00 Кб (Скачать документ)

Круг необходимых средств  доказывания определяется с учетом характера заявленных требований и  возражений. При этом следует иметь  в виду, что по каждой категории гражданских дел существуют различные средства доказывания.

В частности, по делам:

а) о восстановлении на работе лица, уволенного по инициативе администрации, - копии приказов о  принятии на работу, о переводах  и об увольнении, копия ходатайства администрации в соответствующий выборный профсоюзный орган о даче согласия на увольнение, когда такое согласие необходимо, копия протокола заседания и постановления профсоюзного комитета о согласии на увольнение, справки о среднем заработке истца и об окладе должностного лица.

Необходимость в иных средствах доказывания зависит  от основания увольнения.

По делу о восстановлении на работе лица, уволенного по сокращению численности или штата работников, - выписки из штатных расписаний (до и после увольнения), документы о сокращении штата или численности работников, производственная характеристика истца; материалы, содержащие данные, которые могут создать для него преимущественное право на оставление на работе, а также доказательства, подтверждающие отказ истца от перевода на другую работу либо отсутствие у администрации возможности перевести работника с его согласия на другую работу; сведения о предупреждении работника об увольнении не менее, чем за 2 месяца;

о восстановлении на работе лица, уволенного за систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных на него договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также материалы, послужившие основанием для наложения этих взысканий (докладные записки, объяснения и т.п.).

По делам о восстановлении на работе лиц, уволенных по инициативе администрации, бремя доказывания  наличия законного основания  для увольнения и соблюдения установленного порядка увольнения лежит на ответчике;

б) о восстановлении на работе лиц, уволенных по собственному желанию или переведенных на другую работу, - копии приказов о принятии на работу, перемещениях и переводах, увольнении с работы, справка о среднем заработке истца (а в случае перевода - справки о заработке до и после перевода), об окладе должностного лица;

в) о возмещении ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации работником при исполнении им трудовых обязанностей, - должностные  инструкции, определяющие трудовые функции  ответчика, доказательства, подтверждающие факт причинения и размер ущерба, справки о заработной плате, семейном и материальном положении ответчика, а по иску о полном возмещении причиненного ущерба, кроме того, - копия договора о материальной ответственности, сличительные ведомости, акт ревизии, накладные, копии приговора и т.д.;

г) по спорам, возникающим  из брачно - семейных отношений:

о взыскании с родителей  средств на содержание детей - копии  свидетельств о рождении детей, справки  с места жительства о нахождении детей на иждивении истца, с места  работы ответчика о его заработке и о том, не производится ли с него удержаний алиментов в пользу других лиц либо в возмещение ущерба;

о передаче на воспитание другому родителю или о возврате детей - акты обследования жилищных и  бытовых условий каждого из родителей, заключения органа опеки и попечительства, данные, характеризующие отношение родителей к детям, а также поведение родителей по месту их работы и жительства;

об установлении отцовства - копии свидетельств о рождении детей, справки органов местного самоуправления о совместном проживании сторон, переписка, денежные переводы, документы о получении посылок, выписки из биографии и личного дела ответчика, его ходатайства об устройстве детей истицы в детские учреждения и другие материалы, если они могут иметь значение для дела;

д) по жилищным спорам:

о разделе жилой площади - копия лицевого счета, выписка из домовой книги, план жилого помещения  и экспликация к нему;

о разделе пая между  разведенными супругами в доме жилищно - строительного кооператива - документы, подтверждающие время вступления в кооператив, установленный размер и сумму выплаченного пая, состав совместно проживающих с пайщиком членов семьи, план квартиры, копии свидетельств о регистрации и расторжении брака.

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Необходимость в представлении иных доказательств зависит от особенностей каждого конкретного дела.

Уже в стадии подготовки дела к судебному разбирательству  при опросе истца или его представителя  по существу исковых требований судья  должен установить наличие у него других связанных между собой требований к тому же ответчику или к другим ответчикам с целью их соединения для совместного рассмотрения. Соединение исковых требований в одно производство допустимо в тех случаях, когда по характеру требований, их взаимосвязи, наличию общих доказательств будет выявлена возможность более быстрого и правильного разрешения спора.

Разъединение требований может иметь место тогда, когда  их раздельное рассмотрение целесообразно, например, в том случае, когда  рассмотрение дела будет связано с привлечением или вызовом лиц, не имеющих отношения к одному или нескольким из соединенных требований.

Судебная практика приводит множество примеров целесообразности как соединения, так и разделения исковых требований. Так, в соответствии с п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 года №15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака»[8], приняв заявление о расторжении брака, судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству в необходимых случаях вызывает второго супруга и выясняет его отношение к этому заявлению. Судья также разъясняет сторонам, какие требования могут быть рассмотрены одновременно с иском о расторжении брака. В соответствии с п. 2 ст. 24 СК РФ при расторжении брака суд разрешает вопрос о том, с кем из родителей будут проживать несовершеннолетние дети после развода (требование о передаче ребенка на воспитание истцу или ответчику); определяет, с кого из родителей и в каких размерах взыскиваются алименты на их детей (требование о взыскании алиментов); по требованию супругов (одного из них) производит раздел имущества, находящегося в их совместной собственности; по требованию супруга, имеющего право на получение содержания от другого супруга, определяет размер этого содержания.

В некоторых случаях  законодательство конкретизирует случаи разделения нескольких требований. Так, в соответствии с п. 3 ст. 24 СК РФ в  случае, если раздел имущества затрагивает  интересы третьих лиц, суд вправе выделить требование о разделе имущества в отдельное производство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.2. Действия сторон при подготовке дела к судебному  разбирательству

 

Закрепление действий сторон по подготовке дела к судебному разбирательству  в отдельной статье действующего Гражданского процессуального кодекса РФ свидетельствует о дальнейшем усилении состязательного начала в гражданском судопроизводстве, о стремлении законодателя упорядочить действия участников процесса в целях быстрого и объективного рассмотрения дела, принятия по нему справедливого решения.

Все действия сторон в  стадии подготовки в законе сгруппированы  на два подвида:

а) действия истца или  его представителя (ч. 1 ст. 149 ГПК  РФ);

б) действия ответчика  или его представителя (ч. 2 ст. 149 ГПК РФ).

Следует отметить, что  в отличие от действий суда действия сторон закрепляются в законе в виде исчерпывающих перечней и в большинстве своем направлены на выполнение задачи по представлению необходимых доказательств. Так, по закону обе стороны (их представители) совершают в ходе подготовки действия по передаче друг другу доказательств, обосновывающих требования (истец) и возражения (ответчик), а также заявляют перед судьей ходатайства об истребовании доказательств, которые они не могут получить самостоятельно без помощи суда.

Среди действий ответчика  можно выделить два, направленных на выполнение задачи по уточнению фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, а именно:

1) уточнение исковых  требований истца и фактических  оснований этих требований;

2) представление возражений относительно исковых требований истцу или его представителю и суду в письменной форме.

Определенный интерес  представляет вопрос о природе действий сторон в стадии подготовки дела к  судебному разбирательству: следует  ли их рассматривать как процессуальные права или как процессуальные обязанности. Применительно к действиям судьи ответ на данный вопрос не вызывает каких-либо сомнений: определение круга действий, которые необходимо совершить в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, является дискреционным[9] полномочием судьи, которое он реализует по своему усмотрению, исходя из необходимости выполнения задач данной стадии и специфики каждого конкретного дела.

Иначе обстоит дело со сторонами. С одной стороны, действия сторон законодатель формулирует в повелительной форме, которая обычно применяется для нормативного закрепления обязанностей. С другой стороны, очевидно, что истец и ответчик при совершении процессуальных действий на любой стадии процесса руководствуются, прежде всего, своими интересами и их невозможно принудить делать то, что они считают для себя невыгодным по тем или иным причинам. Здесь-то и обнаруживается точка соприкосновения публично-правового интереса, связанного с обеспечением своевременного и правильного рассмотрения и разрешения дела, и частноправового интереса каждой стороны, связанного с эффективным отстаиванием своей позиции в споре перед судом: чем раньше стороны узнают о позициях друг друга и донесут свои аргументы до суда, тем выше будет их активность на дальнейших стадиях процесса и тем выше вероятность вынесения по делу законного и обоснованного судебного решения.

Таким образом, закрепляя  действия сторон в стадии подготовки, законодатель стремился повысить активность сторон на данной стадии по тем направлениям, в которых находят отражение и социальная потребность в достижении целей правосудия по гражданским делам, и потребность стороны в использовании наиболее эффективных средств защиты своих интересов в суде, а отнюдь не пополнить круг прав и обязанностей сторон, хотя, безусловно, совершение действий, перечисленных в ст. 148 ГПК РФ, является желательным, иначе теряется смысл их нормативного закрепления[10].

 

 

 

Глава 2. Подготовка гражданских дел к  судебному  разбирательству как стадия гражданского процесса

 

§2.1. Понятие института подготовки гражданских дел к судебному разбирательству

 

Слово «подготовка» в  русском языке имеет следующее  значение: «Сделать что-нибудь предварительно для устройства, организации чего-нибудь». Таким образом, уже из лингвистического толкования понятия «подготовка» можно сделать вывод о его обеспечительной, вспомогательной роли. Этот вывод доминирует и в практике, и в науке процессуального права: «По отношению к стадии судебного разбирательства подготовка дела носит вспомогательный, обслуживающий характер»[11].

Гражданский процессуальный кодекс РФ не дает формального определения  понятия «подготовка дела к судебному  разбирательству», он раскрывает суть подготовки как стадии процесса, применяя метод косвенного определения - через  указание ее цели и задач[12].

Статьей 367 Устава гражданского судопроизводства было установлено, что  суд ни в каком случае не собирает сам доказательств или справок, а основывает решение исключительно  на доказательствах, представленных тяжущимися.

Таким образом, в гражданском процессе дореволюционной России стадия подготовки дела не являлась самостоятельной и обязательной стадией процесса.

В дальнейшем в Устав  гражданского судопроизводства были внесены  изменения, в соответствии с которыми право назначать письменную подготовку дела было предоставлено председательствующему до судебного слушания и суду - уже в ходе судебного слушания.

В первом случае председательствующий, делая вызов ответчика, мог предложить ему, ввиду сложности дела, подать до заседания по делу письменные объяснения по поводу иска и определял для этого срок. В этом объяснении ответчик был обязан заявить, признает ли он исковое требование или нет, а если не признает, то изложить свои возражения и привести доказательства. По получении объяснений ответчика, а если оно не было подано, то по истечении срока на подачу его, председательствующий согласно просьбе тяжущихся или по собственной инициативе назначал заседание для слушания дела.

Во втором же случае письменная подготовка могла быть назначена  судом при рассмотрении дела, если суд находил это нужным ввиду сложности дела. В таком случае суд предлагал тяжущимся обменяться одним или двумя письменными объяснениями, независимо от того, было ли уже представлено ответчиком письменное объяснение по предложению председательствующего, определял очередь и сроки представления объяснений, а если нужно, то и те обстоятельства, которые должны быть разъяснены. По представлении объяснений или по истечении срока на представление их дело назначалось председательствующим к слушанию.

Однако только назначением по сложным делам письменной подготовки дела, а после нее - самого судебного заседания роль суда на этапе процесса, предшествующем судебному слушанию дела, не исчерпывалась.

Так, по получении искового прошения суд вызывал ответчика. При этом, если вызов ответчика осуществлялся повесткой, то в повестке, наряду с другими обязательными сведениями и приложениями, должно было быть указано, какие последствия повлечет за собой неявка по вызову.

На мирового судью  Устав возлагал обязанность принимать меры к склонению тяжущихся к примирению. Прежде чем приступить к разбору дела, мировой судья должен был постараться примирить тяжущихся. Статьей 70 было установлено, что по предварительным объяснениям с обеими сторонами мировой судья предлагал им прекратить дело миром, указывая действительные, по его мнению, к тому способы.

Перечень действий, которые  судья вправе производить единолично до рассмотрения дела по существу, был  также дополнен ст. 80-а. Данная статья предусматривала, что судья единолично мог производить следующие процессуальные действия[13]:

Информация о работе Подготова гражданских дел к судебному разбирательству как стадия процесса