Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 18:39, реферат
Доколониальный период. Первые люди, как предполагают, пришли на Филиппины по сухопутным мостам, связывавшим будущий архипелаг с Тайванем и Борнео, в позднем плейстоцене (ок. 200 000 до н.э.). Обнаружены стоянки, относящиеся к 50 тысячелетию до н.э. Примерно с 30 тысячелетия до н.э. переселяются люди современного типа – австралоиды, предки племен ита и аэта, которые до сих пор обитают во внутренних районах Лусона, Висайских о-вов, Палавана и др. Они занимались собирательством и примитивным рыболовством.
История Филиппин
Доколониальный период. Первые люди, как предполагают, пришли на Филиппины по сухопутным мостам, связывавшим будущий архипелаг с Тайванем и Борнео, в позднем плейстоцене (ок. 200 000 до н.э.). Обнаружены стоянки, относящиеся к 50 тысячелетию до н.э. Примерно с 30 тысячелетия до н.э. переселяются люди современного типа – австралоиды, предки племен ита и аэта, которые до сих пор обитают во внутренних районах Лусона, Висайских о-вов, Палавана и др. Они занимались собирательством и примитивным рыболовством. После 3000 до н.э. на Филиппины по морю прибыли монголоидные малайско-австронезийские народы, оттеснившие австралоидов в глубь островов. Это переселение происходило волнами и растянулось на несколько тысячелетий. Современное филиппинское название общины (барангай) происходит от древнего слова, обозначавшего лодку. Новое население занималось мотыжным земледелием, со 2 тысячелетия до н.э. получила распространение керамика, а с 3 в. до н.э. начался железный век. На рубеже н.э. основой хозяйства филиппинских племен было оседлое земледелие (преимущественно рисосеяние) с применением орошения и буйволов-карабао.
Развитию филиппинских племен способствовали интенсивные контакты с торговцами и мореплавателями из других стран. Через Индонезию на Филиппины проникало индийское влияние. Острова входили в сферу торговых и культурных контактов крупнейших индианизированных держав Суматры и Явы – Шривиджайи (7–11 века) и Маджапахит (13–15 века). На Филиппины проникает индуизм. Влияние индо-яванской культуры прослеживается в лексике, обрядах, народных ремеслах и промыслах. С островов вывозились жемчуг, перламутр и, вероятно, золото. В 13 в., согласно легенде, на Висайские о-ва и Лусон переселились 10 вождей. поссорившихся с правителем Брунея.
Задолго до начала н.э. Филиппины были известны китайским мореплавателям и торговцам. Контакты с Китаем приобретают в 9 в.устойчивый и систематический характер. В 13–14 веках на побережье разместились колонии китайских торговцев. Они вывозили воск, жемчуг и перламутр, древесную смолу, ткань из абаки, бетель, кокосовые орехи и фрукты, а доставляли фарфор, стекло, керамику. оружие, бумагу и золотые изделия. В 15 в. Китай отправил на Филиппины ряд военно-морских экспедиций. Китайское влияние оставило глубокий след в культуре, быте, языках и хозяйственой жизни народов архипелага.
В 14–15 веках интенсивно развивались связи со странами Юго-Восточной Азии и Индокитая (Вьетнамом, Камбоджей, Сиамом). Японцы создали свою торговую факторию в Апарри и поддерживали связи с Северным Лусоном.
К началу 16 в. на Лусоне и Висайских о-вах уже существовали объединения общин – барангаев, во главе которых стояли правители–вожди и феодальная аристократия. В северных и центральных районах архипелага стал распространяться ислам, проникавший в основном из Брунея. На южных островах Сулу и Минданао сложились относительно централизованные феодальные княжества со своими правящими династиями. В середине 15 в. на Сулу возник мусульманский султанат. На Минданао мусульманские султанаты образовались в 16 в.
Испанское завоевание. В 1521 на Филиппинах высадилась испанская экспедиция во главе с Фернаном Магелланом, совершавшая кругосветное плавание. Она объявила острова владением Испании и заключила договор с правителем о.Себу. Однако испанский отряд был разбит на о.Мактан вождем Лапу-Лапу, Магеллан погиб, и испанцы вынуждены были покинуть острова. Тем не менее, с 1530-х последовали новые экспедиции (участники экспедиции Лопеса де Виьялобоса в 1543 назвали архипелаг Филиппинскими о-вами в честь испанского наследного принца Филиппа, будущего короля Филиппа II). В 1565 прибывшая из Мексики испанская эскадра под командованием Мигеля Лопеса де Легаспи захватила о.Себу, затем Висайские о-ва и северную часть Минданао. В 1570, сломив сопротивление мусульманского правителя Солимана, Легаспи овладел Манилой на о.Лусон. В Маниле был возведен укрепленный центр испанских владений на архипелаге, которые к концу 1580-х охватили северные и центральные районы Филиппин. Лишь на юге (в центральной и южной части Минданао и на Сулу) пока сохраняли независимость оказывавшие ожесточенное сопротивление, мусульмане – моро.
Владение Испании. В административном отношении Филиппины были объявлены частью испанской колонии Новая Испания (Мексика) и управлялись губернатором, подчиненным мексиканскому вице-королю. Население быстрыми темпами обращалось в католическую веру и уже к 1620-м большая его часть была христианизирована. Обширные территории и приходы перешли под управление религиозных орденов (августинцев, францисканцев, доминиканцев, иезуитов). В 1578 в Маниле утвердился католический епископ, в 1595 – архиепископ. Утверждение христианства положило начало созданию системы образования на европейский лад. С 1593 на Филиппинах начали печатать книги (преимущественно религиозного содержания). Уже в первые годы колониального правления были организованы новые учебные заведения, а в 1611 открыт первый университет Св. Фомы, однако филиппинцы туда не допускались до конца столетия. Тем не менее, культура страны подверглась значительной испанизации.
Первоначально испанцы ввели на Филиппинах действовавшую в их американских колониях систему «энкомиенд» – поместий, переданных отдельных лицам, орденам или непосредственно короне. Энкомендеро собирал с населения в свою пользу подворный налог (трибуто). Окончательно система землевладения оформилась в первой половине 17 в. Основным типом помещичьего владения стала асиенда, а основной формой эксплуатации труда – испольщина. В экономическом отношении Филиппины были убыточной колонией и получали существенные субсидии из Мексики.
С начала 17 в. жителей обязали исполнять трудовую повинность (поло) и принудительно доставлять товары властям. Голод, поражавший целые деревни и провинции, и жестокость отработок вели к росту смертности. За 1621–1655 население колонии сократилось с 611 тыс. до 505 тыс. человек. Уменьшение числа рабочих рук стало одной их причин отмены системы отработок в 1660-х. К концу 17 в. система «энкомиенд» была заменена сбором подушного налога в пользу короны.
Община была юридически сохранена для фискальных нужд, а старейшины превращены в чиновников (касиков), помогавших взыскивать налоги. В 17 в. касики сами стали феодальными помещиками менее крупного ранга. С 17 в. стало распространяться и мелкое крестьянское хозяйство, что было связано с существованием обширных пустующих угодий.
Филиппинские крестьяне продолжали выращивать рис для внутреннего портебления. Доходы колонизаторов основывалась на выращивании табака и «галионной торговле» – рейсах торговых судов между Манилой и мексиканским портом Акапулько. Доход от этих операций попадал преимущественно в руки католических орденов. Прямая торговля с Испанией была запрещена. Однако развивалась торговля с Китаем и Японией. Произвол и насилия колорнизаторов вызывали мощные, но безуспешные восстания (в 1574 и 1587–1588 близ Манилы, в 1622 на о-вах Бохоль и Лейте, в 1639 в долине Кагаян, в 1649–1650 на о-вах Лейте и Минданао, в 1660–1661 на Центральном Лусоне).
Испании пришлось вести упорную борьбу с другими государствами за сохранение своего господства над Филиппинами. В конце 16 в. японский правитель Тоётоми Хидэёси претендовал на острова, и испанцы вынуждены были уплачивать ему дань. В 1600–1601, 1609–1611, 1616–1617, 1644–1645, голландские военные корабли блокировали берега архипелага, но так и не смогли захватить его. В 1660-х Филиппинам угрожали силы китайского военачальника Чжэн Чэнгуна, управлявшего Тайванем. С начала 17 в. мусульманские султанаты в южной части архипелага постоянно нападали на испанские силы и гарнизоны («войны моро») и в 18 в. в этом районе установилось равновесие сил.
Военные угрозы способствовали усилению централизации управления и способствовали окончательному оформлению административного устройства Филиппин. Расширились функции и власть генерал-губернатора. Страна была поделена на провинции во главе с алькальдами – военными капитанами. Провинции делились на округа, а те – на сельские волости (барангаи). Управление округами и барангаями было доверено филиппинцам.
В 1762 британская Ост-Индская компания, направив 13 кораблей и 6830 солдат, завладела Манилой, сломив сопротивление небольшого испанского гарнизона в 600 человек. Компания заключила договор и с султаном Сулу. Однако британцам не удалось даже распространить свою власть даже на территорию Лусона. После окончания Семилетней войны они в 1764 покинули Манилу, а в 1765 завершили эвакуацию с Филиппинских островов.
Британская оккупация
придала импульс новым
Генерал-губернатор Хосе Баско-и-Варгас (1778–1787) приступил к осуществлению важных реформ. Были сделаны первые шаги по развитию производства экспортных культур – сахарного тростника, индиго, пряностей, хлопчатника, какао, кофе, по созданию текстильной и табачной промышленности, по разработке минеральных ресурсов. В 1781 Филиппины были выделены в отдельную колонию. На следующий год власти ввели правительственную монополию на торговлю табаком. В 1785 была учреждена Королевская филиппинская Компания, которой была разрешена прямая торговля между островами и метрополией. В 1789 Манильский порт был открыт для свободной торговли и, хотя в 1792 это решение было отменено, испанские власти уже не в состоянии были остановить торговую экспансию европейских стран и США на Филиппины.
В 19 в. в экономике Филиппин произошли важные сдвиги. В 1815 прекратились галионные рейсы, в 1830 отменены монополии Королевской компании, а в 1882 – табачная монополия. На острова были допущены частные испанские торговцы, все больше становилось коммерсантов из Великобритании, Франции и США, которые вскоре потеснили испанских конкурентов и добились фактического, а затем и официального открытия для иностранной торговли Манилы (1834) и других портов (1855–1860). Это стимулировало производство экспортных культур, изготовление на экспорт ремесленных изделий (тканей и вышивок), развитие городских мануфактур (сигарных и др.). Стало расти китайское и филиппинское предпринимательство.
В годы Испанской революции (1808–1814) на Филиппинах появились либерально настроенные чиновники, произошло определенное смягчение режима управления. В образованных слоях стали распространяться идеи уравнения филиппинцев в правах с испанцами. В 1810 острова были представлены в испанских кортесах двумя испанскими чиновниками и коммерсантом-креолом. В 1834–1837 в парламенте Испании заседал представитель коренного филипинского населения (адвокат Х.Ф.Лекарос). Но уже конституция 1837 объявила Филиппины коронной колонией, их представительство в кортесах было отменено. С 1850-х испанцы приступили к завоеванию мусульманского Юга: к 1870-м им удалось покорить Сулу; захват Минданао так и не был завершен до конца испанского владычества.
В 19 в. сложилась филиппинская интеллигенция. Ее развитию придала импульс также реформа образования 1863, расширившая доступ коренному населению к учебным заведениям. В 1869 в Маниле была образована «Хунта сторонников реформ».
Большую популярность приобрело в середине 19 в. движение за уравнение в правах филиппинских и испанских священников, возглавленное священниками Хосе Марией Бургосом, Хасинто Саморой и Мариано Гомесом. Священник Аполинарио де ла Крус после запрещения созданного им ордена возглавил в 1842–1843 мощное крестьянское восстание. Большой отклик вызвало восстание рабочих арсенала в Кавите в Центральном Лусоне, поддержанное солдатами и окрестными крестьянами. Участники движения не только протестовали против распространения на рабочих арсенала подушного налога, но и выступали против испанского владычества. Движение было подавлено. Власти казнили не только участников, но и священников Бургоса, Самору и Гомеса, превратившихся в национальных героев.
Сторонники реформ (уравнения в правах с метрополией, введения демократических свобод и т.д.) создавали свои общества в Испании (Испано-филиппинский кружок 1882–1883) и на самих Филиппинах (Хунта пропагандистов, 1888). Первые националистические организации возникли в форме масонских лож («Солидарность» в Испании с 1889, «Нилад» и другие ложи на Филиппинах после 1891, Филиппинская лига 1892).
Филиппинская революция 1896–1898. В 1892 среди городской бедноты возник тайный революционный союз «Катипунан» (Верховный и досточтимый союз сыновей народа), созданный после раскола Филиппинской лиги Андресом Бонифасио. К нему присоединились круги радикальной интеллигенции. В августе 1896 «Катипунан» поднял антиколониальное восстание.В ходе кровопролитных боев повстанцы завладели рядом районов Центрального Лусона и к югу от Манилы. Несмотря на массовые казни и аресты, движение быстро разрасталось, охватив Западный Лусон и Висайские о-ва. К восставшим стали присоединяться землевладельцы, торговцы, предприниматели. Лидером этих кругов был мэр Кавите Эмилио Агинальдо.
22 марта 1897 конвент повстанцев в Техеросе провозгласил независимую Филиппинскую республику и избрал Агинальдо ее президентом. Тот добился роспуска «Катипунана», а в мае 1897 приказал расстрелять Бонифасио. 1 ноября 1897 на конференции повстанцев в Биак-на-Бато была принята временная конституция Филиппин. Но уже 16 ноября Агинальдо и его сторонники пошли на соглашение с испанским генерал-губернатором Примо де Риверой. В обмен на амнистию, обещание испанцев провести ограниченные реформы и на солидную сумму денег Агинальдо и его приближенные объявили о прекращении вооруженной борьбы и покинули страну. Часть повстанцев в феврале 1898 возобновила боевые действия.
В апреле 1898 в события на Филиппинах вмешались США, вступившие в войну с Испанией. В мае американские военные суда разгромили испанский флот в Манильской бухте, а затем вновь доставили на острова Агинальдо, который в июне вновь провозгласил независимость Филиппин и сформировал революционное правительство. Отряды повстанцев освободили весь Лусон и осадили Манилу. В августе испанцы сдали филиппинскую столицу американским войска. 15 сентября в Мадолосе открылся революционный конгресс, принявший конституцию независимых Филиппин, которая вступила в силу 21 января 1899. Президент Агинальдо назначил премьер-министром радикала Аполинарио Мабини. Однако США не собирались признавать независимость архипелага: по Парижскому миру 1898 они получали его от Испании. 21 декабря 1898 американский президент У.Мак-Кинли провозгласил суверенитет США над Филиппинами.
Филиппины – владение США. Переговоры между США и филиппинским правительством в январе 1899 оказались безрезультатными, и в феврале Агинальдо объявил американцам войну. Переброшенные на архипелаг американские войска обладали значительным перевесом в численности и технике. К тому же американское командование обещало определенные уступки умеренным кругам филиппинской элиты. В мае 1899 Агинальдо сместил своего премьера, а в июне организовал убийство генерала Антонио Луны – противников компромисса. К началу 1900 филиппинская армия распалась на отдельные партизанские отряды, в марте 1901 был взят в плен Агинальдо, призвавший затем прекратить сопротивление. Отдельные группы продолжали сражаться до 1906, а исламский Юг американцам удалось усмирить лишь к 1913. По некоторым оценкам, в американо-филиппинской войне погибло до 250 тыс. филиппинцев.